УДК 33

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛИЯНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ЧИСТУЮ ПРИБЫЛЬ ТОРГОВОЙ ФИРМЫ

Кудрявцев Иван Михайлович
Российский Государственный Торгово-Экономический Университет
Уфимский институт (филиал)

Аннотация
В статье рассматриваются вопросы определения влияния маркетинговых экономических факторов на чистую прибыль торговой фирмы.

Ключевые слова: маркетинг, маркетинговые экономические факторы, чистая прибыль


DETERMINING THE IMPACT OF MARKETING ECONOMIC FACTORS ON TRADE COMPANY'S NET INCOME

Kudryavtsev Ivan Mihaylovich
Russian State University of Trade and Economics
Ufa Institute (branch)

Abstract
This article is about determining the impact of marketing economic factors on trade company's net income

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кудрявцев И.М. Определение влияния маркетинговых экономических факторов на чистую прибыль торговой фирмы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/31087 (дата обращения: 01.10.2017).

Маркетинг – система управления сбытовой деятельностью организации, направленная на получение прибыли посредством учета и активного влияния на рыночные условия. Для того чтобы добиться желаемого отклика со стороны целевых потребителей предприятия используют самые разнообразные средства и инструменты маркетинга. Однако любое мероприятие в рамках стратегии маркетинга несет издержки. Поэтому очень важно четко понимать связь издержек и отдачи от маркетинговой деятельности.

Одним из инструментов, позволяющих оценивать и прогнозировать прибыль является корреляционно-регрессионный анализ. В целях рассмотрения эффективности применяемой маркетинговой стратегии устойчивого развития торговой фирмы, нами предлагается рассмотреть связь прибыли предприятия и расходов на маркетинговую деятельность. Такая многофакторная модель позволит через расчетные показатели охватить все использованные ресурсы и факторы и увязать их с общими экономическими результатами деятельности фирмы

С целью определения влияния на чистую прибыль различных факторов в маркетинговой деятельности построим экономико-математическую модель чистой прибыли предприятия. В модель включим следующие признаки:

у – результативный признак – чистая прибыль фирмы, тыс. руб.;

х1 – факторный признак – расходы на маркетинговую деятельность, тыс. руб.;

х2 – факторный признак – расходы на рекламную деятельность, тыс. руб.;

х3 – факторный признак – уровень распределения средств на маркетинг, доли ед.;

х4 – факторный признак – издержки обращения, %.

Исходные данные для построения модели чистой прибыли представлены в таблице 1.

Таблица 1. Исходные данные для построения модели чистой прибыли фирмы

Дата

Чистая прибыль, тыс. руб.

Расходы на маркетинговую деятельность, тыс. руб.

Расходы на рекламную деятельность, тыс. руб.

Уровень распределения средств на маркетинг, доли ед.

Издержки обращения, %

Iполугодие 2010г.

548

314

714

0,62

42,4

II полугодие 2010г.

532

318

688

0,74

38,3

I полугодие 2011г.

591

487

732

0,62

43,3

II полугодие 2011г.

561

411

708

0,59

47,9

I полугодие 2012г.

438

452

577

0,44

49,3

II полугодие 2012г.

351

364

476

0,35

50,5

Построим аппроксимирующие линии регрессии по всем факторам, исходя из следующих условий: ряды регрессии не должны содержать аномальные уровни; аппроксимирующие линии должны удовлетворять критерию Фишера (быть статистически значимыми с вероятностью 0,95)

Все возможные вычисления проведем с использованием программных средств (например, «MSExcel»).Аномальность уровней ряда проверены при помощи метода Ирвина.

С целью оценки связи показателей нами был проведем расчет парных коэффициент корреляции.

Таблица 2. Парные коэффициенты корреляции

Показатели

Чистая прибыль

Расходы на маркетинговую деятельность

Расходы на рекламную деятельность

Уровень распределения средств на маркетинг

Издержки обращения

Чистая прибыль

1

Расходы на маркетинговую деятельность

-0,15234

1

Расходы на рекламную деятельность

0,994769

-0,21558

1

Уровень распределения средств на маркетинг

0,854809

-0,48345

0,879583

1

Издержки обращения

-0,65747

0,684772

-0,69618

-0,9186

1

С результативным показателем имеет прямую тесную связь показатель расходов на рекламную деятельность, а также уровень распределения средств на маркетинг. В свою очередь, обратную связь имеет показатель чистой прибыли с показателем уровня издержек обращения.

В модели оставим те факторы, которые имеют большее значение (по модулю) коэффициента парной корреляции с результативным фактором.

В частности имеем следующие значения: |ry;x1|=0,1523, |ry;x2|=0,9948, |ry;x3|=0,8548, |ry;x4|=0,6575.

Следовательно, в модели оставим факторы: расходы на рекламную деятельность, уровень распределения средств на маркетинг.

В результате проведенного регрессионного анализа построено уравнение множественной регрессии:У= -89,7921+0,9636х1-57,5683х2.

Поскольку коэффициент детерминации R2 равен 0,99, то можно говорить о том, что 99,6% вариации зависимой переменной y учтено в модели и обусловлено влиянием включенных в модель факторов.

Для построения прогноза результативного показателя, необходимо спрогнозировать факторные признаки.

Для этого, построим график факторов временного ряда, при этом, добавим линию тренда и изобразим уравнения регрессий на графике (см. рисунки 2 и 3).

Рисунок 2 – Прогноз расходов на рекламную деятельность на 1 полугодие 2013 года, тыс. руб.


Рисунок 3 – Прогноз уровня расходов на маркетинг на 1 полугодие 2013 года, доли ед.

Далее на основании приведенных формул уравнения регрессии, строим прогноз результативного фактора уt. Результат прогноза представлен в таблице 3.

Таблица 3. Результат прогноза чистой прибыли

Факторы

Прогноз на период 7

Расходы на рекламную деятельность, тыс. руб.

315,321

Уровень расходов на маркетинг, доли ед.

0,1366

Чистая прибыль предприятия, тыс. руб.

206,1874

Следует отметить, что чистая прибыль в первом полугодии 2013 года у исследуемого предприятия при сохранении имеющихся тенденций в части имеющихся темпов изменения факторных признаков, снизится до 206 тыс. руб.

Таким образом, благодаря инструментам корреляционно-регрессионного анализа возможна оценка связи и прогнозирование изменения прибыли предприятия в результате изменения уровня маркетинговых расходов, а также расходов на осуществление рекламной деятельности. Это позволяет предприятию обоснованно подходить к разработке маркетинговой стратегии в целом и отдельных мероприятий в частности.



Все статьи автора «Кудрявцев Иван Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: