ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Курмаев Петр Юрьевич
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины
доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономическая теория и право»

Аннотация
В статье раскрыты практические подходы к формированию системы информационно-аналитического обеспечения процесса регулирования социально-экономического развития на региональном уровне. Выделены основные проблемы, которые возникают в процессе функционирования информационно-аналитических систем.

Ключевые слова: государственное регулирование, информационно-аналитическая система, информация, органы власти


PRACTICAL ASPECTS OF FUNCTIONING OF THE SYSTEM OF INFORMATION AND ANALYTICAL SUPPORT FOR THE PROCESS OF STATE ADMINISTRATION

Kurmaiev Petro Yrievich
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University
doctor of economical sciences, professor of the chair «Economic theory and law»

Abstract
The article reveals the practical approaches to the formation of a system of information and analytical support for the regulatory process of socio-economic development at the regional level. The main problems that arise in the operation of information-analytical systems.

Keywords: government regulation, governments, information, information-analytical system


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курмаев П.Ю. Практические аспекты функционирования системы информационно-аналитического обеспечения процесса государственного управления // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2014/01/30906 (дата обращения: 10.04.2024).

Информационно-технологические нововведения в государственном управлении имеют комплексный характер, связанный с одновременным и согласованным использованием информационных, организационных, правовых, социально-психологических, кадровых, технических, логико-семантических и многих других факторов.

В процессе создания системы информационно-аналитического обеспечения (СИАО) могут возникать проблемы, которые, с нашей точки зрения, присущи всем проектам информационно-аналитических систем, используемых органами региональной власти и государственного управления:

- масштабность решаемых задач. Проблема решается в результате декомпозиции основных составляющих;

- сложность системного анализа развития региона как административно-территориальной единицы страны. Решение данной проблемы осуществляется путем создания комплекса модулей анализа, применения методов имитационного моделирования и использования современных информационных технологий анализа данных.

Главная проблема при создании СИAО – поиск соответствующих моделей. Проектирование больших социотехнических систем значительно усложняется без использования инструментария системного анализа. Методы формализации задач структурного синтеза также имеют существенную научную базу, начиная с методов дискретного программирования, многокритериальной оптимизации и имитационного моделирования в современных компьютерных технологиях с графическими средствами структурного представления. Заслуживает внимания, например, методология стратифицированного представления, учитывающая особенности сложных социотехнических систем.

Построение системы информационно-аналитического обеспечения требует широкого использования системного подхода при разграничении компетенции между органами управления, более четкого ее определения, выявление специфики выполнения однотипных функций на том или ином уровне системы и стандартизации терминологии через закрепление ее в соответствующих юридических документах.

При объединении вычислительной техники в компьютерную сеть пользователи получают возможность доступа ко всем ее информационным ресурсам. Вместе с тем, здесь возникает задача разграничения прав доступа для различных категорий пользователей.

Так, например, структура подразделений органа власти региона, района позволяет выделить следующие основные группы пользователей:

центральный аппарат (руководство – председатель совета или исполкома);

секретариат;

депутатский корпус.

Внутренние документопотоки этих групп практически не пересекаются. Следовательно, необходимо выделить им отдельные информационные области с ограничением прав доступа. Данная задача может быть решена путем организации отдельных доменов.

При использовании этого варианта компьютерная сеть разделяется на определенное количество физически отдельных сетей, которые объединяются. При этом необходимым является закрепление рабочего места за сотрудником.

Во втором случае все пользователи сети равноправны на уровне физического соединения, а их права доступа определяются регистрационной процедурой на отдельных серверах (контроллерах доменов) и протоколами работы сети. Этот вариант не зависит от изменений штатного расписания и рабочего места сотрудника.

Председатель совета, его заместители, начальники главных управлений должны иметь доступ к необходимой информации внутренней сети и, соответственно, регистрироваться во всех доменах.

Отдел бухгалтерии, имеющий отдельную информационную сеть, подключается к общей сети на правах подсети со своим внутренним контроллером домена, что позволяет дополнительно ограничить доступ других сотрудников. Контроллеры доменов руководства и секретариата могут одновременно выполнять функции файл-серверов для этих подразделений. Для сохранения информации депутатского корпуса необходимо выделить отдельный файл-сервер с возможностью резервного копирования и архивирования.

Среди указанных компонентов главную роль как по объему обработанной информации, так и по уровню ответственности за принятые решения играет центральный аппарат органа власти. Именно в нем концентрируются информационные потоки и происходит их окончательная аналитическая обработка для обеспечения принятия решения.

Исходя из вышеизложенного, можно представить структуру системы центрального аппарата как совокупность автоматизированных рабочих мест разного уровня, соединенных двумя сетями.

Одна из них используется для поддержания внутренней интранет-сети с обеспечением требований по защите информации. Другая – для обеспечения доступа к открытым информационным ресурсам, в частности сети Интернет. Организацию информационного взаимодействия различных управленческих структур и эффективного механизма движения информационных потоков на основе их пространственно-временной оптимизации предлагается осуществлять [1, С.16-17] с помощью системы распределенной обработки информации. Эта система обеспечивает организацию переработки и хранения необходимых для работы информационных ресурсов непосредственно на рабочих местах руководителей и служащих.

Использование системы распределенной обработки информации целесообразно по следующим причинам. Во-первых, обработка информационной продукции непосредственно на месте ее использование снижает расходы на передачу данных. Во-вторых, применение распределенных систем позволяет повысить надежность управления объектом. В-третьих, внедрение системы распределенной обработки информации приводит к изменению стиля и форм управления, позволяет сделать их более гибкими и децентрализованными, создавая, тем самым, материальные предпосылки мобильности.

При организации информационного взаимодействия должны быть учтены следующие характерные особенности системы государственного управления:

- иерархичность системы управления и наличие особенностей в функционировании каждого из ее уровней;

- необходимость создания локальных баз данных для каждого уровня с целью обеспечения информационного соответствия уровней системы управления [1, С.16-17].

СИАО присущ определенный уровень энтропии как меры релевантности состояния управления его целевыми установками, что может уменьшить эффект автоматизации.

Поэтому, при проектировании следует рассматривать СИАО, с одной стороны, как систему, которая решает задачи планирования, а с другой – как систему, которая требует управления.

Концептуальное проектирование с помощью логического аппарата позволяет формализировать описание предметной области любой сложности. Наиболее значительными требованиями становятся мобильность этой модели, которая позволяла бы быстро перестраиваться и корректировать установки, а также обеспечение процедур ситуационного управления, основанное на прогнозировании и оценке риска на этапе принятия решений [2, С.7- 10].

Наряду с проблемой аналитической обработки большого объема информации возникает необходимость геополитического, социального, экономического мониторинга, который поддерживает процессы принятия решений по комплексным проблемам в различных сферах деятельности общества, с целью защиты национальных интересов, безопасности, обеспечения благосостояния населения [3]. Внедрение на этом уровне современных информационных технологий и программно-технических средств может привести к эффективному использованию только совместно с разработкой и реализацией системной концепции организации управления. Сложность разработки автоматизированных процедур управления состоит еще и в том, что их объект не имеет четко определенных границ, а динамика развития ситуации в регионе не позволяет определить функции управления на длительное время. При этом в системах такого класса должна быть предусмотрена возможность не только автоматической подготовки информации об отрасли, но и целесообразной является их интеграция с неформальными знаниями группы лиц (специалистов, экспертов, руководителей), которые принимают решения. Вышеописанное должно иметь место даже в условиях большого объема неформализованной информации и отсутствия определенных знаний об объекте, неоднозначности и неопределенности входных данных.

Такая система должна использовать общие источники информации о производственной и финансово-хозяйственной деятельности отрасли и единую технологию интеграции разных баз данных, обеспечивать дальнейший анализ информации и визуализацию его результатов, а также формировать инструментарий поддержки принятия решений руководством органа государственной власти. Основными недостатками такого подхода являются существенные финансовые затраты и значительное время на внедрение и освоение его пользователями. Перспективность данного направления обуславливается стремительностью развития аппаратных и программных средств вычислительной техники, не менее интенсивным ростом компьютерной грамотности госслужащих.

На смену системной аналитики, со временем, придет виртуальная, на место системного прикладного анализа – виртуальный.

Заключение. Таким образом, реализация проекта создания информационно-аналитической системы позволяет на качественно новом уровне организовать функционирования механизма регулирования социально-экономического развития региона.


Библиографический список
  1. Ашмарина С.И. Организационно–экономические вопросы информатизации промышленных предприятий //Вестник Самарской государственной экономической академии. 2004. №9. С.16–17.
  2. Морозов А.А. Ситуационные центры – основа управления организационными системами большой размерности // Математические машины и системы. 1997. №2. С.7–10.
  3. Нестеренко А. Концептуальная модель информационно-аналитической системы органа государственной власти //Информационные технологии и системы. 2003. Т. 6. № 1–2. С. 46–53.
  4. Курмаев П.Ю. Направления формирования модели электронного управления социально-экономическим развитием //Сборник научных трудов SWorld. Выпуск 3. Том 38. Иваново: МАРКОВА АД, 2013. С. 3-5.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Курмаев Петр Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация