УДК 331.08+378

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» КАК ИНСТРУМЕНТ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ И ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Рязанцева Маргарита Васильевна1, Субочева Алла Олеговна2
1Финансовый университет при Правительстве РФ, доцент, кандидат технических наук
2Финансовый университет при Правительстве РФ, доцент, кандидат экономических наук

Аннотация
Происходящие в системе современного образования изменения предъявляют новые требования к методам обучения студентов. Приоритетными ценностями современного образования являются развитие аналитических способностей, конкретных практических навыков и умений, формирование специалистов, способных к самостоятельному принятию решений. В данной статье рассмотрены возможности использования рабочей тетради при изучении дисциплины «Документационное обеспечение управления персоналом» как наиболее эффективного инструмента обучения.
Показано, что рабочая тетрадь позволяет организовать самостоятельную работу, способствует формированию комплекса практических навыков, знаний и умений.

Ключевые слова: документация, компетентностный подход, образование, рабочая тетрадь, управление, управление персоналом, человеческий капитал


WORKBOOK ON THE SUBJECT «DOCUMENTARY MAINTENANCE PERSONNEL MANAGEMENT» AS A TOOL FOR SELF-DEVELOPMENT AND SKILLS OF STUDENTS

Ryazantseva Margarita Vasilevna1, Subocheva Alla Olegovna2
1Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor
2Financial University under the Government of the Russian Federation, Ph.D., Associate Professor

Abstract
Occurring in the system of modern education changes are placing new demands on the methods of teaching students. Priority values of modern education is the development of analytical skills, specific practical skills, the formation of specialists able to make decisions. This article discusses the possibility of using a workbook in the study of the discipline «Documentary maintenance personnel management» as the most effective learning tool. It is shown that the workbook allows you to organize independent work, promotes the formation of a complex of practical skills, knowledge and abilities.

Keywords: competence approach., documentation, personnel management, workbook


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ, 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Рязанцева М.В., Субочева А.О. Рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное управление персоналом» как инструмент самостоятельной работы и формирования компетенций студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30899 (дата обращения: 30.09.2017).

Важнейшей составной частью системы управления персоналом любой организации является документирование событий, фактов и процессов отражающих основные решения и события в области управления персоналом организации. В этой связи, дисциплина «Документационное обеспечение управления персоналом» играет важную роль в процессе подготовки менеджеров в области управления персоналом. Данная дисциплина раскрывает теоретические, методические и практические основы документационного обеспечения, позволяет понять основные правила формирования документированной информации и возможности ее использования для принятия управленческих решений, а также ориентирована на усвоение техники документирования.
В реальных условиях современной организации кадровые документы выполняют самые разнообразные функции, в том числе: учетно-отчетные, контрольные, правовые и т.д., служат ценным источником новой информации. Кадровые документы используются судебными органами, важны для каждого работника для подтверждения трудового стажа, назначения пособий и пенсий.
Трудно представить себе менеджера по управлению персоналом, работа которого не была бы связана с созданием и обращением бумажных документов. В настоящее время благосостояние работников и процветание организации в первую очередь зависит от эффективности работы отдела кадров, от четкости документирования трудовых отношений и хозяйственных операций (потери организаций, обусловленные некачественным документооборотом, в США оцениваются в 1 триллион долларов) [1].
Сегодня эффективность системы управления персоналом во многом зависит от того, насколько рационально поставлено на предприятии делопроизводство, система документооборота.
Происходящие в системе современного образования изменения предъявляют новые требования к методам обучения студентов. Приоритетными ценностями современного образования являются развитие аналитических способностей, конкретных практических навыков и умений, формирование специалистов, способных к самостоятельному принятию решений.
Исследователи в области компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, А.Г. Каспржак, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, С.Е. Шишов, Б.Д. Эльконин и др.) отмечают, что отличие компетентного специалиста от квалифицированного в том, что первый не только обладает определенным уровнем знаний, умений, навыков, но способен реализовать и реализует их в работе.
Компетентностный подход предполагает комплексное освоение студентом знаний и умений, умение реализовывать их а работе, в отличие от квалифицированного подхода, ориентированного на развитие определенных знаний, умений, навыков. Данный подход согласуется со стратегией ЮНЕСКО по вопросам образования, в соответствии с которой образовательные технологии должны быть направлены на обеспечение соответствия образования реальным потребностям как отдельных людей, так и общества в целом [2].
Компетентностный подход, по мнению О. Е. Лебедева [3], – это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

  • Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
  • Содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.
  • Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
  • Оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.

В условиях перехода российского образования на компетентностный подход, из всех форм обучения, позволяющей максимально использовать ориентацию на самостоятельную работу, наиболее эффективной является рабочая тетрадь, являющаяся разновидностью учебного пособия с заданиями для самостоятельной работы студентов, помогающей ему усваивать определенную дисциплину.
Особенно важно использование подобных форм самостоятельной работы, поскольку в учебном плане подготовки бакалавров произошло значительное сокращение аудиторных часов, выделяемых на изучение дисциплины, по сравнению с учебным планом специалистов. Количество аудиторных часов уменьшилось в 2 раза. Подводя итоги первого года подготовки бакалавров, можно сделать выводы о необходимости изменения методов обучения. Для успешного усвоения пройденного материала необходимы новые концептуальные подходы к учебному процессу.
Как правило, рабочая тетрадь по дисциплине служит достижению ряда учебных целей: позволяет лучше понять структуру дисциплины, способствует работе с теоретическими источниками, развивает самостоятельность суждений, креативность. Как метод обучения кадровому делопроизводству, рабочая тетрадь имеет и другие полезные стороны: она формирует практические навыки заполнения кадровых документов, учит выстраивать алгоритм решения поставленной задачи, лучше понимать причинно-следственные связи при принятии решений и оформлении кадровых документов, на практике изучать основные положения трудового законодательства.
Разработанная авторами рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное обеспечение управление персоналом» содержит задания для самостоятельной работы, тесты, кейсы, деловые игры по 12 основным изучаемым темам. В конце пособия приведен примерный вариант задания для итоговой аттестации и список рекомендуемой литературы.
Приведенные в пособии деловые игры направлены на развитие и закрепление практических навыков в таких областях как документирование приема на работу, увольнение на работу, аттестация персонала. Деловые игры представляют собой задания, заключающиеся в заполнении комплекта необходимых кадровых документов для условной ситуации. Таким образом, рабочая тетрадь позволяет студенту выступать в качестве соавтора учебного пособия.
Отличие рукописи от имеющейся литературы по данной дисциплине заключается в том, что в данном пособии акцент сделан на развитие практических навыков у современных специалистов: большинство заданий предлагают разработать или заполнить конкретные формы документов.
Ниже представлено примерное содержание одного из практических заданий.
«Составьте приказ об объявлении выговора (ст. 192 ТК РФ) охраннику Сидорову Ивану Петровичу в связи с отсутствием на рабочем месте 30 ноября текущего года в течение 4 часов с 9-00 до 13-00 без уважительных причин. Основания: докладная записка начальника отдела кадров, акт об отказе от предоставления объяснений по факту отсутствия на рабочем месте (дата, №). Ответственным за исполнение настоящего приказа назначить начальника отдела охраны. Остальные пункты распорядительной части приказа и недостающие реквизиты дополните самостоятельно».
Как видно из приведенного примера, задание ориентировано на проверку таких знаний и умений как:
знание основных кадровых процедур;
знание требований ГОСТа по оформлению документов, состава и правил оформления реквизитов документов,
знание и умение применять при составление кадровых документов положений Трудового кодекса;
логичность изложения текста и грамотность его оформления.
Вывод.
Разработанная авторами рабочая тетрадь по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом» являются эффективным средством формирования профессиональной компетентности будущих выпускников образовательных учреждений, будет способствовать организации повторения, закрепления, обобщения и систематизации знаний студентов, формированию у них специальных умений по дисциплине «Документационное обеспечение управления персоналом».


Библиографический список
  1. Рязанцева М.В. Учебное пособие по дисциплине «Организация офиса и делопроизводство». – М.:МГУГиК, 2004.
  2. Education for the 21st Century. [Электронный ресурс]  -   URL http://en.unesco.org/themes/education-21st-century (дата обращения 09.12.2013).
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. – 2004. – № 5. – с. 3–12.


Все статьи автора «Рязанцева Маргарита Васильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: