УДК 330.341.2.

ЗНАЧЕНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ

Борщёва Наталья Леонидовна
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова
к.э.н.,доцент кафедры экономики и менеджмента

Аннотация
В статье рассмотрено влияние институциональных условий на развитие человеческих ресурсов в экономике и здравоохранении. Определена роль института непрерывного образования в развитии социально-экономической системы в целом. Показано, что этот институт способствует установлению взаимодействия между экономическими агентами, снижению неопределенности, а значит уменьшению величины транзакционных издержек.

Ключевые слова: институты, институциональная среда, институциональные условия, система непрерывного образования, транзакционные издержки., человеческие ресурсы


THE VALUE OF INSTITUTIONAL CONDITIONS IN THE FORMATION OF HUMAN RESOURCES IN THE RUSSIAN ECONOMY AND HEALTH

Borscheva Natalia Leonidovna
First Moscow State Medical University I.M. Sechenov
PhD, associate professor, associate professor of economy and management department, First Moscow State Medical University I.M. Sechenov

Abstract
In the article, considers the impact of institutional environment on the development of human resources in the economy and health care. Defines the role of the Institute of continuous education in the development of the socio-economic system in general. It is shown that this institution promotes interaction between economic agents, reduce uncertainty, and thus decrease the transaction costs.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Борщёва Н.Л. Значение институциональных условий в формировании человеческих ресурсов в российской экономике и здравоохранении // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30827 (дата обращения: 04.06.2017).

Эволюция экономической мысли привела к возникновению институционализма, который сегодня рассматривается как отдельное направление в экономике. В рамках институционализма проводятся исследования принципов и правил, определяющих границы социально-экономического взаимодействия субъектов. Институциональная среда представляет собой совокупность принципов и норм, определяющих поведение участников социально-экономических отношений. Решение проблем повышения уровня социально-экономического развития связано с эффективностью отдельных институтов, входящих в состав институциональной среды.

Без учета институционального аспекта невозможно правильно понять и раскрыть закономерности формирования и развития человеческих ресурсов в системе непрерывного профессионального медицинского образования и определить значение этого института (системы НПО) в развитии социально-экономической системы в целом.

Основоположник институционализма Торстейн Веблен считал, что институты предоставляют возможность обеспечить преемственность экономических процессов, а путем развития институциональной среды экономика адаптируется к изменениям своей материально-технической базы [1,C.24].

Современное развитие социально-экономической системы сопровождается ее усложнением. Следствием чего являются: во-первых, увеличение объема информационной нагрузки на экономических субъектов, имеющих ограниченные возможности переработки, усвоения этой информации, что ведет к возникновению неопределенности; во-вторых, происходит дифференциация экономических интересов и их усложнение, что обостряет проблему рассогласования этих интересов. Эти процессы способствуют росту транзакционных издержек, связанных с возникновением неопределенности, непредсказуемости и нестабильности результатов действий экономических субъектов (издержки по координации деятельности) и издержек, связанных с разрешением распределительных конфликтов между ними» [8,C.9].

А.Е. Шаститко справедливо отмечает, что для обоснования транзакционных издержек важно рассмотреть два момента: «несовпадение экономических интересов взаимодействующих друг с другом агентов и феномен неопределенности»[8,C.10].

В связи с ростом издержек транзакций возрастает значение социальных институтов, в том числе и института образования. Дуглас Норт в книге «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики» определил, что именно транзакционные издержки служат «источником социальных, экономических и политических институтов»[12,C.28].

Российский ученый Р.И. Капелюшников в структуре транзакционных издержек выделяет ряд составляющих: издержки, связанные с поиском информации; издержки, связанные с измерения информации; издержки, связанные с установлением взаимодействия между экономическими агентам; издержки, связанные с адаптацией; издержки по защите гражданских прав [5,C.99].

Образование всегда причислялось к одной из важнейших сфер человеческой деятельности, способствующих социальному прогрессу. В современном обществе возрастание ценности знаний повышает роль человека как генератора и носителя нового знания, превращает его в решающий фактор общественного прогресса и одновременно в его основной результат. В связи с этим изменяются место и роль образования в жизни всего общества и каждого человека.

В основе управления непрерывным образованием находится принцип опережающей подготовки и переподготовки специалистов, обеспечивающих конкурентоспособность и стабильное экономическое развитие в стране. Важность научных знаний в этом процессе очень велика. Особенность отрасли здравоохранения в том, что образование, наука и производство находятся в тесном взаимодействии. Без научных исследований медицинских препаратов, которые могут длиться несколько десятилетий, невозможно их производство, оказание медицинских услуг с использованием высоких наукоемких технологий возможно только после длительных научных испытаний. Сегодня мы наблюдаем рост  потребности в работниках с высокой квалификацией, с разносторонними навыками и способностями. Возникла необходимость не просто в обучении, а в обучении для созидания и адаптации. От управленцев и работников требуются все большие познавательные способности.

Сегодня российская экономика выдвигает высокие требования к квалификации и компетенциям человеческих ресурсов. Используя опыт зарубежных стран, мы видим, что наиболее устойчивой является экономика тех стран, в которых население имеет высокий уровень образования. Во многих странах возрастает доля работников с высшим и послевузовским образованием. К началу ХХ века в развитых странах высшее и послевузовское образование  имели от 21 до 30% населения [10].  Образовательный ценз занятых в отечественной экономике также постоянно растет. Сегодня доля специалистов с высшим и послевузовским образованием в общей численности занятых в экономике России составляет более 32 %, а в общей численности населения страны – 23%[9, C.322].

Динамика изменений, происходящих в современной экономике и обществе, оказывает огромное влияние на жизнедеятельность людей. В период индустриальной экономики работник получал базовое образование, и этого было достаточно для всей трудовой деятельности. Исключение составляли работники профессий, для которых законодательно определено периодическое повышение квалификации. В современных условиях работник в течение трудовой деятельности сталкивается с несколькими циклами смены знаний. Причем изменения, происходящие в экономике и обществе, могут быть настолько радикальными, что требуют перестройки мировоззрения, ценностей, активизации новых психо-физиологических, интеллектуальных и социальных способностей человека. Неготовность работника к освоению новых информации и знаний приводит к его «моральному старению», невостребованности на рынке труда с последующей деградацией.

В США по статистике 30% рабочих мест ежегодно реструктуризируются, а на их мете появляются новые рабочие места, что влечет за собой непрерывное обучение [3, C.21].

В современных условиях происходит постоянное увеличение объема информации в обществе. Новая информация должна восприниматься, усваиваться, включаться в существующую систему знаний. Учеными Университета Беркли проведено исследование объемов информации в рамках планеты в течение трех лет. В результате исследования получены следующие данные: каждый год объем информации увеличивался в среднем на 30%, а население США затрачивает 46% времени, чтобы воспринять эту новую  информацию.[9] .

Все вышеперечисленные факторы приводят к явлению глобализации, которое К. Неш определил как «потоки товаров, капиталов, людей, информации, идей, образов и рисков через национальные границы, комбинируемые с распространением социальных сетей и наднациональных политических институтов [11, C.87]».

Таким образом, новая экономическая доминанта с упором на интеллектуальную деятельность людей, носящую творческий характер, предъявляет совершенно новые требования к социально-экономическому устройству общества и к управлению производственной деятельностью. Организации должны отвечать на новые как благоприятные (внешние возможности), так и неблагоприятные (внешние угрозы) вызовы времени и в максимальной степени использовать в своей хозяйственной деятельности информацию и знания, формируя интеллектуальный капитал.

Как отмечает российский ученый В.Л. Иноземцев, «наука и знания стали непосредственной производительной силой, их носители – олицетворением высшей власти, существующей в обществе, а ценности, связанные с образованностью и интеллектуальной деятельностью, – непререкаемыми свидетельствами человеческого достоинства»[4, C.86].

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации осуществляются эффективнее там, где есть для этого условия: новые образовательные технологии; высококвалифицированный преподавательский состав; обучающие программные продукты, обеспечивающие в совокупности быструю адаптацию специалиста к изменениям.

От скорости институционального обновления, приведения его в соответствие особенностям рыночной экономики зависит результативность функционирования как коллективных, так и личных субъектов экономических отношений, так как значимость образования, особенно системы профессионального медицинского образования, возрастает по мере сокращения «жизненного цикла» знаний, навыков и профессий. В связи с этим, все более важными становятся непрерывность образования.

Государственная поддержка и развитие образования — важнейшая задача социальной политики всех цивилизованных стран.

Одно из ключевых направлений трансформации российской экономики заключается в том, что в ней занимает ведущую позицию субъект усиления инновационного процесса – предприятия различных форм собственности и видов экономической деятельности. Эти предприятия –  экономико-организационная основа для создания и внедрения инноваций в современном обществе[3,C.35]. Медицинские организации нуждаются в инновациях для оказания высокоэффективной медицинской помощи населению, для обеспечения конкурентных преимуществ.

Сегодня в России спрос на качественное образование в области управления в здравоохранении высок как никогда ранее и продолжает расти. На Западе искусству эффективного менеджмента в здравоохранении успешно обучают уже несколько десятилетий, а в России сегодня идет становление подобной системы.

Для внешних партнеров одним из важных показателей инвестиционной привлекательности и других форм сотрудничества является состояние менеджмента, интеллектуальный уровень руководителей и сотрудников медицинской организации. Успешность деятельности организации во многом определяется интеллектуальным уровнем управленцев, а улучшение экономических и социальных показателей медицинской организации невозможно без изменений в менеджменте, во взаимоотношениях между сотрудниками.

Особенность формирования интеллектуального капитала в здравоохранении в том, что организации этой отрасли относятся к сфере услуг и ориентированы на предоставление качественных медицинских услуг. Усиление конкуренции и рост требований к качеству медицинских услуг рано или поздно приведут к тому, что медицинские организации почувствуют необходимость внедрения системы управления формированием и развитием креативно-интеллектуальных ресурсов. Важной особенностью формирования которых, является непрерывное обновление знаний, умений, практического опыта. Для пациента важно понимать, что перед ним не просто врач, а профессионал, уровень профессионализма и репутация которого не вызывают сомнения.

Таким образом, на развитие человеческих ресурсов большое влияние оказывает совокупность институтов: политико-правовых, социальных, экономических. Значение института образования в развитии социально-экономической системы имеет огромное значение. Необходимость развития института непрерывного профессионального образования в том, что он способствует снижению издержек транзакции в той части, которая обеспечивает:

  1. формированию методологических знаний, составляющих основу человеческих способностей к быстрому поиску информации, нужной для создания взаимоотношений между экономическими агентами (снижение издержек поиска информации), и систематизации, обработке и анализа полученной информации (снижение издержек измерения информации);
  2. трансферт знаний экономическими агентами, относящихся к правовым и социально-экономическим формам обмена в системе обеспечения соблюдения контрактов (снижение издержек установления взаимоотношений между экономическими агентами);
  3. социализация субъектов, развитие профессиональной компетенции, формирование профессиональных сообществ, что ведет к добросовестному исполнению обязательств работника в системе социальных государственных контрактов (снижение издержек оппортунистического поведения);
  4. социально-экономическое взаимодействие участников в системе непрерывного профессионального образования способствует сближению параметров экономической культуры личностей, что облегчает обмен деятельностью экономических агентов. По утверждению Лестера Туроу, инвестиции в образование человека «необходимы именно потому, что они изменяют будущие или текущие предпочтения таким образом, что последние становятся совместимыми со стремлениями общества (или большинства в обществе)»[10,C.81].

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что институт непрерывного профессионального образования способствует согласованности, устойчивости, предсказуемости во взаимоотношениях между экономическими агентами, упорядочиванию общественных социально-экономических отношений, а значит снижению транзакционных издержек и увеличению социально-экономической эффективности общественного воспроизводства.

Необходимо также отметить, что институциональные условия оказывают непосредственное воздействие на развитие человеческих ресурсов. Это воздействие реализуется через формирование институциональной среды, которая описывает и регламентирует всю совокупность социально-экономических отношений в обществе.


Библиографический список
  1. Ананьин О. Исследовательская программа Т. Веблена: 100 лет спустя // Вопросы экономики, -1999. – № 11.
  2. Голубкин В Н., Календжян С О, Клеева Л.П. Бизнес-образование в процессе управления знаниями  // Бизнес-Образование. 2006. № 1(20) С. 35.
  3. Дресвянников В.А. Формирование системы управления интеллектуальным капиталом на промышленных предприятиях (теория и методология). Автореф. дис. д.э.н. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vak.ed.gov.ru/
  4. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев.- М.: Логос, 2000. – 304 с.
  5. Капелюшников Р.И. Крупнейшие и доминирующие собственники в российской промышленности: свидетельства мониторинга РЭБ // Капелюшников Р.И. / Вопросы экономики №1 – 2000. С 99-119
  6. Климов СМ. Значение интеллектуальных ресурсов в постиндустриальной экономике. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  http://www.dialog-21 ru/news/
  7. Туроу Лестер. Будущее капитализма. Как сегодняшние экономические силы формируют завтрашний мир. /Пер. с англ. А. И. Федорова. – Новосибирск: Сибирский хронометр, 1999. – 430 с.
  8. Шастико А.Е. Неоинституционализм // Шастико А.Е. / Вестник МГУ №6 – 1997. С 5-11
  9. Экономическая активность населения России 2012. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
  10. Education at a Glance: OECD Indicators – 2007 Edition, table A1.3a. p.38;  Доклад о мировом развитии-2007: доклад Всемирного банка. М., 2007, C.322.
  11. Nash K. Contemporary Political Sociology. Globalization, Politics and Power. Blackwell. – 2000.
  12. Nort D. Institutions, institutional change and economic perfofmance. Cambridge. 1998. 185 p.


Все статьи автора «Борщёва Наталья Леонидовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: