УДК 159.9

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕСС ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КУЛЬТУРЫ К ПРИМЕНЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ У МОЛОДЕЖИ ТУВЫ

Сергеева Мария Николаевна
Тувинский государственный университет
старший преподаватель кафедры документоведения

Аннотация
В данной статье были рассмотрены всевозможные образовательные процессы, которые основываются на информационной культуре личности в повышении уровня адаптации к применению в практической и профессиональной деятельности информационных ресурсов у молодежи Тувы.

Ключевые слова: адаптация, блок поддержки и управления инфоструктурой, информационно-образовательный блок, информационные ресурсы, культура пользования, личность, образовательный процесс, центр культуры


EDUCATIONAL PROCESS OF INCREASING THE LEVEL OF CULTURE TO THE USE OF INFORMATION RESOURCES AMONG THE YOUTH OF TUVA

Sergeeva Maria Nikolaevna
Tuva state University
senior teacher of the Department of records management and archival studies

Abstract
In this article, various educational processes, based on information culture of personality in raising the level of adaptation to practical use and occupation of information resources of young people of Tuva.

Рубрика: 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Сергеева М.Н. Образовательные процесс повышения уровня культуры к применению информационных ресурсов у молодежи Тувы // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/30550 (дата обращения: 30.09.2017).

Важную роль в повышении уровня адаптации применения в практической и профессиональной деятельности информационных ресурсов у молодёжи Тувы играют всевозможные образовательные процессы, которые основываются на информационной культуре личности.

Информационная культура молодёжи Тувы формируется через социальные институты (школы, вузы, ссузы, библиотеки) и информационно-образовательные порталы. На территории Тувы развита типовая структура информационно-образовательного пространства, как и в других регионах. Всё информационно-образовательное пространство региона направлено какой-то степени на повышение информационной грамотности молодёжи и не только молодёжи. В школах преподают курс информатики с начальной школы, в вузах и ссузах эти курсы повторяют снова; когда молодёжь приступает к профессиональной деятельности, она снова начинает знакомиться с азами в работе с информационными технологиями и с информационными ресурсами. Можно заметить, что этот процесс, предназначенный для повышения информационной культуры молодёжи, происходит циклично и, можно даже сказать, каждый раз начинаясь с нуля. В указанном процессе нет динамичного движения вперед, значит, уровень культуры развивается и формируется медленно. Можно задать вопрос, почему образовательные программы предлагают на протяжении всего образовательного этапа молодёжи одни и те же знания. Неужели созданные человеком информационные ресурсы настолько сложны в применении их в повседневной жизни? Или сами образовательные программы по формированию информационной культуры однотипны и не содержат продолжительных этапов для повышения культуры личности молодёжи? В чем проблема, здесь нужно разобраться, чтобы разобраться в этом потребуется не одно исследование.

Современное информационное общество требует от молодёжи динамичного развития. Это видно из концепции информационного общества, которая получила отражение в Федеральном законе РФ «Об информации, информатизации и защите информации» и стала необходимой и неотъемлемой частью специальной подготовки человека, а в частности молодёжи к жизнедеятельности в информационном обществе. Это же отмечается в документах, принятых в Женеве на Всемирном саммите по информационному обществу (декабрь 2003 г.). [1. Электронный ресурс]

В образовательных учреждениях занятия проводят только по предметам «Информатика» «Ведение в специальность» не касаясь профессионального образования, но всё же в большей степени адаптации применения в практической и профессиональной деятельности информационных ресурсов молодёжи Тувы повышают библиотеки, почему, потому что они повышают адаптацию как аналоговыми, так и цифровыми ресурсами. Библиотеки, интегрируя в информационно-образовательную систему многообразные информационные ресурсы, являются одним из важнейших компонентов информационно-образовательной среды. Участвуя в формировании информационной компетентности, они имеют огромный потенциал для эффективной и разнообразной образовательной деятельности, направленной на формирование информационной культуры своих читателей, что способствует более успешной адаптации молодёжи Тувы, и не только молодёжи применении информационных ресурсов. Если говорить о библиотеках, то на их базе разработаны и введены в педагогическую практику различные учебные программы, учебники, методические рекомендации, что способствует более успешной адаптации молодёжи при получении навыков и знаний в пользовании информационными ресурсами.

В основном все учебно-образовательные программы, методические рекомендации, учебники по своему содержанию раскрывают культурно-исторические этапы развития, виды и формы и практическое применение информационных ресурсов. Хотелось заметить, что учебно-образовательные программы, методические рекомендации, которые повышают информационную культуру молодёжи и способствуют более успешной адаптации  пользования информационными ресурсами, изменения, вносимые в программы обучения, не успевают за достижениями современных технологий и устаревают, не успев найти практического применения.

На территории Тувы образовательные практики по формированию и повышению адаптации молодёжи пользовании информационными ресурсами разработаны только на базе библиотек, в образовательные стандарты, применяемые в системе образования, эти курсы, уроки, факультативы не включены. На базе библиотек разного типа проводятся занятия по повышению уровня  адаптации пользовании информационными ресурсами молодёжи Тувы и не только молодёжи при применении информационных ресурсов современного общества. Из методов ознакомления с информационными ресурсами в основном на практике применяются беседы. Беседы применяют не только библиотекари и учителя. Из технических средств в практической деятельности стали применяться компьютер, проектор и экран, в некоторых более обеспеченных социокультурных институтах используются интерактивные доски, сенсорные экраны, электронные книги и т. д. Из наглядных средств в основном во всех библиотеках, а также образовательных учреждениях есть только обычные стенды, на которых мелким шрифтом изложены правила пользования, поиска и применения информационных ресурсов.

Для успешного решения проблем, возникающих в процессе информа­тизации общества, необходимо, на наш взгляд, повышать адаптацию пользования информационными ресурсами молодёжи Тувы, с  помощью системы непрерывного образования, различные ступени которой также испытывают влияние информатизации,  а наш взгляд будет уместен такой алгоритм повышения адаптации пользования информационными ресурсами.

Я сам + семья + друзья + школа + ссуз + вуз + библиотека + работа + Я сам.

На территории Тувы в практике образовательного процесса для знакомства с информационными ресурсами используют такие методы и средства, которые не требуют больших материальных затрат.

Учебно-методические материалы в виде программ, пособий, учебников введены в образовательную среду региона очень слабо. Например, в Кызылском училище искусств М. Л. Трифоновой был разработан учебно-методический комплекс для студентов средних специальных образовательных учреждений «Основы информационной культуры личности», но он так и не был веден в образовательный стандарт [2. С.34]. По содержанию учебно-методический комплекс почти ничем не отличается от типичных образовательных практик, которые применяются на базе других учебных заведений, а также в библиотеках Сибирского федерального округа. В Республиканской библиотеке им. А. С. Пушкина Монгуш О. В. Для различных возрастных категорий читателей были разработаны рекомендации по применению только с ресурсами аналоговыми. В Тувинском государственном университете читается 6-часовой курс информационной культуры для студентов очной и заочной форм обучения, но не разработан учебно-методический комплекс с хорошими практическими заданиями. В остальных образовательных учреждениях, а также в библиотеках Тувы формирование адаптации пользования информационными ресурсами молодёжи, которое способствовало бы успешной адаптации, отсутствует.

Знания о применении информационных ресурсов даются не в комплексе, а разрозненно. Например, наглядно оформлены правила пользования работы с каталогами, картотеками и т. д., а каких-то теоретических занятий с элементами практики нет. Для формирования адаптации пользования информационными ресурсами молодёжи Тувы необходимо разработать учебно-методические комплексы с применением интегрированных средств и методов обучения, которые будут способствовать успешной адаптации молодёжи  в пользовании  новыми информационными ресурсами современного общества. Причем разработать учебно-методический комплекс так, чтобы его теоретическая и практическая части были более приемлемы для познавательного процесса молодёжи Тувы с учётом лингвистических особенностей для тувинской молодёжи. Поскольку тувинская молодёжь в целом слабо владеет русским и английским языками, необходимо объяснять смысловые значения «компьютерных» терминов. Из всех существующих интерактивных методов обучения для молодёжи Тувы на наш взгляд наиболее подходящими будут методы наиболее наглядные и пробуждающие интерес к новой информации, которые можно применять  на базе библиотек, школ, ссузов и вузов.

Это методы обучения, которые помогут повысить адаптационный уровень пользования информационными ресурсами молодёжи Тувы, что будет способствовать более успешной адаптации молодёжи, и не только её.

К ним относятся лекция, семинар в онлайн–режиме, электронные видеоуроки, кейс-обучение (case-study) – метод изучения ситуаций, мозговой штурм, «сторителлинг» (от английского Story Telling, дословно «рассказывание историй», action learning –«учение действием», «ин-баскет» или «ин-трей», соответствующие английским вариантам названий In-Basket и In-Tray (буквально: basket, tray –корзина), практический метод проб и ошибок, называемый также методом перебора вариантов. Все перечисленные методы должны сопровождаться практическими занятиями.

Чем больше занятий, тем непрерывные улучшение процессов адаптации, при которых повышается уровень адаптации пользования информационными ресурсами. Они позволяют оценить способность молодёжи Тувы к работе с информацией, развить самостоятельное обучение и т. д.

Для того чтобы эти методы были более эффективны, необходимо применять такие средства в образовательной среде, как технология Open Space («открытое пространство»), сенсорные киоски, Wi-Fi-технологии, интерактивные доски, сенсорные доски, объемные сенсорные экраны, электронные учебники, образовательные веб-сайты и т. д. Чем больше будет практики в пользовании новыми информационными ресурсами, тем выше будет уровень адаптации к ним у молодёжи Тувы, в условиях современного информационного общества. Кроме того, на наш взгляд, для более успешной адаптации пользовании информационными ресурсами необходимо сформировать единый информационно-образовательный ресурс, открыть центры информационно грамотности. Для молодёжи Тувы желательно учесть этнокультурные особенности титульной молодёжи, привлекать переводчиков, с помощью которых она могла бы получать необходимую ей информацию.

Единый образовательный портал по применению информационных ресурсов будет обеспечивать:

- доступ молодёжи Тувы к сведениям, представляющим для неё интерес, — об услугах, мероприятиях, государственных и муниципальных культурно-образовательных учреждений по повышению уровня применения информационных ресурсов;

- обучающие видеоуроки в 3D-графике;

- предоставление в цифровой форме тестовых заданий по проверке уровня знаний о применении информационных ресурсов;

- оповещение о выходе новых видов и форм информационного ресурса;

- полнотекстовые источники по истории развития информационного ресурса.

Единый информационный портал на территории Тувы входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления услуг в цифровой форме.

В качестве оператора портала возможно использование информационно-технологической базы учебного заведения высшего профессионального образования. Для разработки портала, возможно, привлечь студентов данного учебного заведения по соответствующим специальностям, а также органы власти и государственного управления субъекта федерации, сторонние организации на договорной основе.

Единый образовательный портал на территории Тувы должен быть доступен любому пользователю информационно-телекоммуникационной сети Интернет и организован таким образом, чтобы обеспечить простой и эффективный поиск информации, в том числе и для пользователей, имеющих нулевой опыт использования информационных ресурсов.

Все услуги, размещенные на Едином информационно-образовательном портале, должны быть соотнесены с конкретным регионом Российской Федерации и оператором портала. Единый информационный портал должен находиться в постоянном развитии, еженедельно пополняться информацией по соответствующей тематике, на нем должны публиковаться актуальные новостные и аналитические материалы по различным направлениям деятельности.

Данный информационно-образовательный портал будет повышать адаптацию пользования информационными ресурсами молодёжи Тувы и конечном счёте способствовать успешной адаптации её.

Чтобы внедрить предложенные средства и методы для повышения уровня адаптации пользования информационными ресурсами, который будет способствовать адаптации молодёжи Тувы, нужны материальные средства, а также высококвалифицированные специалисты в области информационных технологий.

С целью создания оптимальных условий для внедрения в образовательный процесс информационных технологий, разработки и внедрения единого информационно-образовательного окна среди социокультурных институтов (библиотек, школ, ссузов и вузов) на территории Тувы необходимы применение компьютерного мониторинга для проблемного анализа и своевременной коррекции деятельности библиотекарей и педагогов, развитие информационно-управленческой системы (ведение образовательных баз данных; внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка в работе с информационными ресурсами и его поиском).

Предложенные направления должны быть использованы в практике работы образовательных учреждений, библиотек на территории Тувы. Также при разработке учебно-методических комплексов необходимо иметь в виду не только формирование информационной культуры, но и культурно-исторический процесс развития информационных ресурсов, который поможет сформировать у молодёжи Тувы знания в области развития информационных ресурсов современного общества.

Желательно, чтобы учебно-методический комплекс, способствующий адаптации молодёжи Тувы, входил в учебные планы общеобразовательных учреждений, библиотек всех типов. Должна быть введена в региональный стандарт специальная учебная дисциплина «Основы информационной культуры», призванная сформировать у молодёжи целостную систему знаний и умений в области информационного самообеспечения. Данная учебная дисциплина должна получить статус обязательной в структуре учебно-образовательных планов.

На сегодняшний день в Республике Тува на базе ФГБУ ВПО «Тувинский государственный университет» был открыт Центр информационной культуры «Дружба», расположенный в общежитии вуза на первом этаже.

Цель открытия Центра информационной культуры «Дружба» заключается в повышении у молодёжи Республики Тува уровня адаптации пользования информационными ресурсами современного общества.

Работа Центра информационной культуры «Дружба» осуществлялась при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 годы, по лоту № 2, шифр 2011-1.3.2-303-013.

На выигранные материальные средства для Центра были приобретены информационные технические средства: несколько компьютеров, экран, проектор, принтер, ноутбук. Также сделан ремонт и куплена мебель.

Центр информационной культуры «Дружба» начал работать согласно принятому на совете студенческого самоуправления университета положению и плану работы. При разработке положения Центра была составлена схема, где были определены направления деятельности. Схема включает следующие блоки:

Программный блок включает в себя набор программ, которые необходимо приобрети или скачать и установить на компьютеры. Часть программ уже установлена и применяется в процессе обучения молодёжи Тувы. В их числе браузеры (Mozilla Firefox,  Google Chrome,  Opera,  Internet Explorer 8 и др.); архиваторы (WinRAR, WinZip, 7Zip и др.), текстовые и табличные редакторы (Word, Excel); графические редакторы (PowerPoint, Corel Drow, Fotoshop); базы данных (Access for Windows); программы для чтения электронных книг (WinDjView, ICE Book Reader Pro, BookSeer, Reader и др.), программы для сканирования и распознавания (ABBYY FineReader и др.). При помощи данного блока нами будут созданы условия пользования ими, повышения культуры в работе с программами, при помощи которых создаются и преобразуются цифровые информационные ресурсы.

Блок поддержки и управления инфоструктурой Центра. Данный блок включает себя обслуживание технопарка и беспроводных Интернет–систем.

Информационно-образовательный блок включает в себя разные способы повышения культуры применения информационных ресурсов, как аналоговыми, так и цифровыми, среди которых электронные базы данных (книг, периодических изданий, словарей, энциклопедий, библиотек и т. Д.), базы данных правовой информации (Консультант+, Гарант и др.); Интернет, ленточные, винчестеры, USB Flash, SSD Flash, CD, DVD, микродрайвы, картридеры, мобильные накопители, каталоги, картотеки, указатели, периодические издания, летописи, энциклопедии, словари, путеводители, хронографы, ежегодники. Центр информационной культуры «Дружба» работает два раза в неделю после 18:00, так как руководитель центра занят на другой работе.

В течение года проводились образовательные семинары, лекции, тренинги, мозговые штурмы, дискуссионные клубы и т. Д. На занятия приглашались все, кто хотел повысить свои знания о применении информационных ресурсов. Первые занятия были вводные, на этих занятиях рассказывали об информационном обществе, об информационных ресурсах, показывали презентации, видеоролики, данные занятия всегда сопровождались дискуссиями. В процессе дискуссии молодёжь Тувы обсуждала проблемы информационного общества, роль информационных ресурсов в современном обществе, уровень адаптации современного человека  пользовании информационными ресурсами. Получение знаний о пользовании информационными ресурсами началось с аналоговых. В процессе занятий нами был изложен вначале теоретический материал, и только потом достаточно долго проходили практические занятия. Все практические занятия выполнялись при помощи каталогов, картотек и других видов информационных ресурсов. Они проходили на базе библиотек Кызыла под руководством библиографов. Данные занятия по применению аналоговых информационных ресурсов длятся не больше 4 часов.

Получение знаний в применении цифровых информационных ресурсов  требует больше времени, так как их по видам достаточно много, а по техническим характеристикам и в применении они сложны.

Блок взаимодействия с социокультурными институтами, такими как школы, библиотеки, ссузы, вузы, музеи, архивы. Этот блок необходим, чтобы охватить процессы, происходящие в образовательных учреждениях, и информационные ресурсы региона. Применение информационных ресурсов региона является частью не только улучшения знаний о них, но и повышения культуры чтения молодёжи Тувы. Проводимая в этом блоке работа на стадии дальнейшей реализации. На сегодняшний день были подписаны соглашения только с библиотеками Республики Тува: с Республиканской библиотекой им. А. С. Пушкина, с ЦБС, Научной библиотекой ТувГУ, библиотекой Кызылского колледжа искусств им. Чаргай-оола.

Итак, дать молодёжи Тувы полноценную подготовку в области применения  информации возможно при применении новых средств и методов в образовательном процессе. Процесс адаптации молодёжи Тувы станет эффективнее, если будет введен обязательный общеобразовательный стандарт на региональном уровне. Однако этого недостаточно. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельного применения различных информационных ресурсов. Считаем, что эффективнее всего будут процессы получения знаний в применении информационных ресурсов, которые пробуждают у молодёжи Тувы интерес и повышают познавательную мотивацию. Организация такой систематической самостоятельной работы молодёжи Тувы должна быть результатом объединенных усилий образовательных учреждений и библиотек республики Тува.


Библиографический список
  1. Федеральный закон об информации, информатизации и защите информации от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ
    Режим доступа: электронный ресурс http://www.internet-law.ru/law/inflaw/inf.htm
  2. Трифонова М. Л. Основы информационной культуры личности: учебно-методический комплекс. Кызыл, 2010. С. 34.


Все статьи автора «masha38»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: