УДК 79

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ

Павлина И.П.1, Адушкина Е.А.2, Лютинец С.И.3
1Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», старший преподаватель физической культуры, кафедра социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин, мастер спорта Республики Казахстан по летнему полиатлону
2Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», преподаватель физической культуры, кафедра социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин, мастер спорта Республики Казахстан по летнему полиатлону
3Костанайский филиал ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», старший преподаватель физической культуры, кафедра социально-гуманитарных и естественно научных дисциплин, астер спорта Республики Казахстан по летнему полиатлону

Аннотация
В статье проводится исследование, в области выявления проблем по заинтересованности студентов в занятиях физической культурой на базе Костанайского филиала ФГБОУ ВПО «ЧелГУ».

Ключевые слова: анкетирование, исследование, опрос, Физическая культура, физическое воспитание


THE PROBLEM OF FORMING SUSTAINABLE NEEDS OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS

Pavlina I.P.1, Adushkina E.A.2, Lyutinets S.I.3
1Kostanai Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Chelyabinsk State University», Senior Lecturer of Physical Education, Department of Social and humanitarian and natural science disciplines, Master of Sports of the Republic of Kazakhstan on summer poliatlonu
2Kostanai Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Chelyabinsk State University», teacher of physical culture, Department of Social and humanitarian and natural science disciplines, sport master of the Republic of Kazakhstan for the summer poliatlonu
3Kostanai Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Chelyabinsk State University», senior teacher of physical culture, Department of Social and humanitarian and natural science disciplines, sport asteroids of Kazakhstan poliatlonu year

Abstract
The article presents a study on identifying problems on students' interest in physical education based Kostanai branch VPO "CSU".

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Павлина И.П., Адушкина Е.А., Лютинец С.И. Проблема формирования устойчивых потребностей в занятиях физической культурой у студентов // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/01/29076 (дата обращения: 29.09.2017).

На современном этапе развития Республики Казахстан, в условиях качественного преобразования всех сторон жизни общества, возрастают требования к физической подготовленности наших сограждан, необходимой для успешной трудовой деятельности.

Перестройка народного образования в стране поставила перед высшими учебными заведениями задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов.

В новых условиях повышается социальная значимость физического воспитания в формировании всесторонне и гармонично развитой личности выпускника вуза с высокой степенью готовности к социально-профессиональной деятельности. Гармоничность развития личности ценилась всеми народами и во все времена.

Основу и содержание культурно-психологического процесса составляет, прежде всего, развитие физических и интеллектуальных способностей человека, его нравственных и эстетических качеств. Исходя из этого, физическая культура, является одной из составных частей общей культуры, она возникает и развивается одновременно и наряду с материальной и духовной культурой общества.

Ну что же такое физическая культура? Говоря научным языком – это часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на поддержание здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики[1,5].

Одной из основных задач высших учебных заведений выступает именно физическое воспитание студентов.

На сегодняшний день, и это ни для кого не секрет, наблюдается большой спад интереса молодежи к занятиям физической культурой, вызванное либо условиями современной жизни, либо деградацией стереотипов здорового человека. Изучив опыт подобных исследований, в области выявления проблем по заинтересованности студентов в занятиях физической культурой, проведенных во многих вузах Российской Федерации, например в Алтайском государственном техническом университете, мы разработали свою методику выявления уровней потребностей в физической культуре студентов ВУЗа.

Свои исследования мы проводили на базе Костанайского филиала «ЧелГУ», который по своим педагогическим кадрам, осуществляющим физическое воспитание в филиале, и технической базе не уступает не одному, даже самому престижному вузу нашей страны.

По учебной программе установленной Министерством образования Российской Федерации обязательные учебные занятия физической культурой предусмотрены для студентов первых-вторых курсов всех специальностей обучающихся на базе филиала. На 1 сентября 2012 – 2013 учебного года занятия по физической культуре посещают более 250 студентов, 61 студент считается освобожденным по причине слабого здоровья.

Интересный факт, по данным, которые нам предоставил медицинский работник филиала, оказывается, что самым распространенным заболеванием среди студентов, не посещающих занятия физической культурой, является Пролапс митрального клапана (заболевание сердца) – этот диагноз выявлен у 65% студентов. Полученные данные наталкивает на мысль о том, что в наш филиал поступают абитуриенты, болеющие одной и той же болезнью, или по каким – то причинам специально пропускающие занятия по физической культуре. В списки частых заболеваний по предъявлению справок ВКК так же числятся: заболевания почек, сколиоз.

В наших исследованиях, которые были проведены в форме анонимных анкетировании и социологических опросов, приняло участие свыше 200 студентов,  вне зависимости от специальности обучения.

По результатам Анкеты №1 «Физическая культура и ВУЗ», было установлено, что на вопрос «должна ли существовать  «Физическая культура»  как учебная дисциплина в вузе?» 176 респондентов ответило – положительно, 18 респ. – отрицательно, 6 респ. – воздержалось;

на второй вопрос «как вы относитесь к занятиям физической культуре?»  174 респондентов ответило – «я люблю физическую культуру» , 18 респ.– «я не люблю физическую культуру», 8 респ.  – воздержалось;

на третий  вопрос «занимаетесь ли вы физической культурой вне учебное время (спортивные секции, дополнительные занятия)?»  22% анкетируемых ответило – «да, занимаемся», 78 % – «нет».

 

Вторая Анкета №2 «Физическая культура и студент» предложенная студентом, состояла из 3 вопросов, на каждый из которых респондент мог выбрать от одного до семи предложенных вариантов ответов.

На первый вопрос «почему вы занимаетесь физической культурой?», большинство опрошенных дали ответы:  «потому что это положено по учебной программе» и «потому что это укрепляет здоровье»; самый не популярный ответ среди реципиентов – «я занимаюсь физической культурой для формирования красивой фигуры».

На второй вопрос «что вам нравиться на занятиях физической культуры в ВУЗе?», большинство реципиентов дали ответы: «доступность в физических упражнениях» и «разнообразие в занятиях», а 12 студентов ответило, что им «совершенно ничего не нравиться на занятиях физической культурой».

На третий вопрос «что вам  не нравиться на занятиях физической культурой?», большинство реципиентов ответили, что им  больше всего не  нравиться – «неудобное расписание уроков», а ответы: «сильные физические нагрузки» и «не достаток спортивного инвентаря» никто из 200 респондентов не дал.

Так же в процессе написания данной научной работы нами были выявлены 6 уровней потребностей студентов в занятиях физической культурой в зависимости от их физического здоровья и личностной индивидуальности каждого студента: 1 уровень «Нулевой»: полный отказ от занятий физической культурой; 2 уровень «Сослагательный»: желание заниматься физической культурой, но не имеющий возможности по каким-то субъективным причинам; 3 уровень «Слабый»:  незначительные занятия физической культурой; 4 уровень «Устойчивый»: активные занятия физической культурой; 5 уровень «Субъективный»: интенсивные занятия физической культурой и предпочтение их всем другим влечениям; 6 уровень «Органический»: занятия физической культурой на грани фанатизма.

Каждому из студентов мы предложили в Анкете №3 самому обозначить свой уровень потребности в физических занятиях. Результаты показали: Я не хочу заниматься физической культурой  - 3%; Я хочу, но у меня не хватает свободного времени – 16%; Я редко занимаюсь физической культурой – 23%; Я систематически занимаюсь физической культурой – 39%; Я занимаюсь физ. культурой и предпочитаю ее всем другим влечениям – 13%; Я не могу жить без физической культуры и люблю ее на гране фанатизма – 6%. По данным данного анкетирования мы выявили, что доминирующее количество студентов (39%) имеют устойчивое отношение к физической культуре; «сослагательный» уровень(16%) – присущ студентам, которые полностью посвящают себя  учебе, забывая про физическое здоровье, а субъективный и немного органический уровень (13% и 6%) -  в основном составляют спортсмены филиала, которые защищают честь нашего вуза на спортивных соревнованиях.

 Так же нами был проведен социологический опрос,  в котором студентам предлагалось дать определение понятию «Физическая культура». Результаты данного опроса очень удивили нас:  всего 71 респондент  из 200 опрошенных  так или иначе дали  правильные  определения. Остальные либо воздержались, либо написали не правильные варианты, а ответы некоторых студентов  просто повергли в шок: «Физическая культура – это способность хорошо жить»; «Физическая культура – это когда ты не только красивый, но и сильный»; «Физическая культура – это занятия в спортивном зале».

Результаты данного опроса показали нам, что  уровень теоретических знаний по предмету «Физическая культура» у студентов очень низок. Поэтому нужно в первую очередь проводить с ребятами теоретические занятия, и уже после отрабатывать навыки на практике. Ведь практика без теории никуда.

И подводя итоги нашего более чем полугодовым исследования мы можем сделать вывод, что  у большинства студентов КФ ЧелГУ, хотя, и  выработано устойчивое отношение к занятиям физической культурой, но все, же есть много трудностей связанных с их личностным и индивидуальным отношением к физическому воспитанию в процессе их совершенствования как специалистов и это проблема не одного ВУЗа или города это проблема нашей страны, потому что те ребята, которые сегодня сидят в студенческих аудиториях, уже завтра будут  на передовой будущего прогресса. А нам нужно не только интеллектуально сильное, но и физически здоровое поколение.

В одном из своих выступлений президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев, говоря о развитии молодежного и студенческого спорта в стране, заявил: «Современная жизнь – очень сложная, и победителем будет тот, кто будет иметь знания и будет абсолютно здоров. Поэтому призываю молодежь заниматься спортом и закаляться» [5].


Библиографический список
  1.  В.И. Ильинич – Физическая культура студента и жизнь // учебник 2010.- С. 366.
  2. Т.Г. Пивоварова, О.В. Кузнецова – Комментарий к ФЗ «Об опеке и попечительстве» // учебное пособие 2010.- С. 256.
  3. Э. И. Сакун Построение учебного процесса по физическому воспитанию студентов в вузе // учебное пособие 2009.- С. 208.
  4. Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов Теория и методика физического воспитания и спорта // учебное пособие 2004. – С. 480
  5. Tengrinews.kz. // Президент Казахстана призвал молодежь заниматься спортом [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://news.nur.kz/201554.html


Все статьи автора «Екатерина Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: