ЭФФЕКТИВНЫЕ ПОДХОДЫ К СБАЛАНСИРОВАННОМУ РАЗВИТИЮ ДОБЫВАЮЩИХ РЕГИОНОВ

Радушинский Дмитрий Александрович
Государственная Полярная академия
к.э.н., доцент кафедры Государственного, муниципального и организационного управления, Санкт-Петербург

Аннотация
Экономика регионов, на территории которых ведется крупномасштабная добыча природных ресурсов, находится в зависимости от эффективной и слаженной деятельности крупных промышленно-финансовых и государственных структур. По мере истощения месторождений добывающие регионы сталкиваются с рядом значительных угроз. В работе обобщаются наиболее эффективные методы сбалансированного развития добывающих регионов, включая реализацию моделей стратегического планирования.

Ключевые слова: Добывающие регионы, план социально-экономического развития, ресурсодобывающие регионы, сбалансированное развитие, стратегическое планирование, устойчивое развитие


EFFECTIVE APPROACHES OF A BALANCED DEVELOPMENT OF RESOURCE EXTRACTING REGIONS

Radushinsky Dmitriy Aleksandrovich
State Polar Academy
Ph.D., Associate Professor for Department of State, Municipal and organizational management, St. Petersburg

Abstract
Regional economy with a large-scale exploitation of natural resources is dependent on an effective and well-coordinated activity of large industrial and financial and government institutions. With the depletion of mining regions face a number of significant threats. This paper summarizes the most effective methods of extracting a balanced development of regions, including the implementation of strategic planning models.

Keywords: balanced development, Mining regions, plan for socio-economic development, resource extracting regions, strategic planning, sustainable development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Радушинский Д.А. Эффективные подходы к сбалансированному развитию добывающих регионов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/07/25590 (дата обращения: 20.04.2024).

Характеристика экономики добывающих регионов.

К ресурсодобывающим (добывающим, сырьевым) регионам относятся территории, где разработка полезных ископаемых составляет большую часть валового регионального продукта, обеспечивает основные налоговые поступления в региональный бюджет и занятость населения.

Указанные особенности добывающих регионов в настоящее время наиболее ярко выражены в следующих регионах России: Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Республика Коми, а также Тюменская, Пермская области, Татарстан и некоторые другие. По большей части северные территории России являются ресурсодобывающими регионами.

Добывающие регионы в настоящее время являются донорами федерального бюджета. При этом степень диверсификации экономик сырьевых регионов сильно разнится.



Рисунок 1. Регионы-лидеры по ВРП на душу населения, тыс. руб. 2010 г.

Сахалинская и Тюменская области попадают в лидеры благодаря добыче углеводородного сырья, Татарстан — в силу высокоразвитой нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности, а также относительно благополучного машиностроения [1].

Собственно динамика освоения ресурсов характеризуется следующим набором показателей (или их соотношением, с помощью которого можно судить о технологической эффективности оборудования): разведанность ресурсов; эффективность поисково-разведочного бурения; освоенность ресурсов; выработанность начальных разведанных запасов; темпы отбора от начальных разведанных запасов; обводненность добываемой продукции; удельные затраты на подготовку запасов; удельные затраты на добычу и др.

В перспективе сбалансированного регионального развития региона, однако, на место значимое выходит показатель соотношения технологической эффективности оборудования и динамики развития экономики данного региона в целом. Качество технологического обеспечения экономического роста зависит от доли неэффективно использованных ресурсов и отходов, образовавшихся при интенсификации производства.


Рисунок 2. Соотношение факторов развития экономики добывающих регионов по России в целом в 2000-2009 гг. [2].

Согласно анализу учёных Мартынова А.С. и Мирутенко М.В., произведённому в 2011 г. [3], ситуация в добывающих регионах России в 2000-х гг. складывалась из трёх основных компонентов (см. рис. 2).

Ими было установлено, что почти равные части экономического роста были обусловлены экстенсивным ростом и качественным процессами интенсификации, (повышением интегрального КПД работы экономической системы). С другой стороны, было установлено, что масштаб деградации оборудования по добывающим регионам существенно выше, чем в целом по России. Двойственность процесса иллюстрируется ситуацией в отдельных регионах.

В Республике Саха (Якутии) в 2000-2009 гг. не производилось масштабной модернизация оборудования, в то же время характерна интенсификация (повышение КПД) других факторов производства – в первую очередь, человеческого и природного.

В экономике Ненецкого автономного округа активизация освоения нефтяных ресурсов региона шла и идет экстенсивно, но при этом технологический уровень используемого оборудования существенно рос. Интегральный КПД производства продукции при этом снижался за счет роста энергопотребления и воздействий на среду, опережающих рост объема полученной продукции.

В экономике Татарстана интенсификация – повышение энергетической и экологической эффективности – ключевой компонент развития. При этом рост интегрального КПД производства продукции сопровождался значительным ростом эффективности и безопасности применяемого оборудования (см. рис. 3). Отметим, что кроме добывающей группы, Татарстан входит в группу регионов с наиболее диверсифицированной экономикой.

Данные примеры демонстрируют, что в долгосрочной перспективе соотношение технологической эффективности оборудования и качественной динамики (интенсификации) развития экономики данного региона имеет следующий минимальный набор сценариев:

  1. Уровень оборудования не растёт или снижается, но интенсификация развития происходит за счёт других источников.
  2. Уровень оборудования повышается, но интенсификация развития снижается.
  3. Повышение технологического уровня оборудования сопровождает интенсификацию развития экономики региона в целом.


Рисунок 3. Соотношение факторов развития экономики Татарстана в 2000-2009 гг.

Также вероятным является и четвёртый сценарий, при котором и уровень оборудования и уровень развития экономики региона не повышаются, а деградируют. Данный сценарий является наименее благоприятным, его избежание – цель как региональной политики, так и политики федеральных властей.

Проблемы развития ресурсодобывающих регионов и основные существующие подходы и их решению.

Ключевая проблема ресурсодобывающих регионов связана с несбалансированностью их экономического развития, поскольку экономика региона часто почти полностью зависит от востребованности добываемых полезных ископаемых на домашнем и мировом рынке. Несбалансированность экономики таких регионов определяется двумя внесистемными факторами:

• во-первых, зависимостью от мировых цен на добываемое сырье;

• во-вторых, периодом истощения месторождений.

Экономика регионов, на территории которых ведется крупномасштабная добыча природных ресурсов, и в России, и в других странах мира, детерминируется деятельностью крупных (вертикально-интегрированных, часто транснациональных) промышленно-финансовых структур и государственной активностью. По мере истощения месторождений и ухода капитала добывающих компаний такие регионы в отсутствии эффективной политики, могут становиться депрессивными, с истощенным ресурсным потенциалом, нарушенной экосистемой и приходящим в упадок традиционным хозяйством коренного населения.

Опыт показывает, что освоение добывающих, в том числе северных, территорий требует инфраструктурного обустройства, развития перерабатывающих отраслей и сферы обслуживания. Характерно, что во всех зарубежных странах добывающие регионы с наиболее тяжёлыми климатическими условиями – северные регионы – имеют прямую финансовую поддержку со стороны государства. С другой стороны, государственное участие в экономике добывающих регионов эффективно и на основе институциональных методов, предполагающих принятие «правил игры» и обязательств по комплексному развитию промышленно-финансовыми структурами.

Из мировой практики можно выделить следующие направления стабилизации и улучшения экономического и социального положения добывающих регионов [4]:

  • создание стабилизационных фондов региона;
  • финансирование программ развития отдельных одноотраслевых центров добывающей промышленности («моногородов» добывающей экономики) – социальные, исследовательские, технические, и экологические программы;
  • рестуктуризация и диверсификация экономики добывающего региона.

    Одной из распространённых практик участия государства в сбалансированном развитии добывающих регионов является создание стабилизационных фондов (в денежной или квази-денежной форме) для поддержки территорий, имеющих отраслевую зависимость экономики. Широко известен Постоянный фонд Аляски (сыграл свою роль при выходе из кризиса 1985-1988 годов, когда цены на нефть упали, и 23 тысячи человек вынуждены были искать работу). Нефтяной фонд Норвегии, созданный в 1990 году, аккумулирует нефтяные доходы, инвестируя их в надёжные государственные и частные ценные бумаги Норвегии и других стран. Цель создания – избежание «перегрева» экономики («вбрасывания» излишней массы денег в оборот) в период высоких цен на нефть, страхование развития будущих поколений.

    Государственные программы развития одноотраслевых центров добывающей промышленности включают технические, исследовательские, социальные и экологические программы. В практике развития северных добывающих регионов постоянное внимание уделяется представителям коренных малочисленных народов Севера (КМНС), помощи в сохранении самобытности, привычной среды обитания и традиционных видов хозяйственной деятельности. Несмотря на то, что в 1970-80 х гг. северо-европейские страны и США, следуя «неоконсервативной волне» в экономической политике, сокращали многие социальные программы, возникшие в период кейнсианства, социальные программы для КМНС, как правило, сохранялись.

    Реструктуризация экономики добывающего региона означает развитие наукоемкого и высокотехнологичного производства, расширение сферы услуг, в т.ч. туризма, транспорта, информатики, связи и т.д. (происходит создание новой региональной специализации). При частичной диверсификации экономики добывающего региона создаются производства глубокой переработки сырья, а также обслуживающие и вспомогательные предприятия (происходит расширение сферы деятельности в добывающем секторе).

    В комплекс мер по поддержке экономического развития входят: переработка сырья, добываемого в соседних районах; развитие торгово-транспортной деятельности, малого предпринимательства, туризма.

    Одним из примеров успешной реструктуризации экономики добывающего региона считают пример провинции Альберта в Канаде. Здесь в послевоенное время добыча нефти и газа составляла 85% валового регионального продукта, но стали развиваться и высокотехнологичные отрасли производства. К началу 1990-х году здесь работало около 360 небольших наукоемких предприятий. С поддержкой со стороны правительства провинции возникло несколько высокотехнологичных отраслей промышленности, в частности связанные с интерактивными системами жидкокристаллических дисплеев. С ростом экономики в Альберте появился ряд финансовых учреждений, занимающихся вопросами гражданского общества, и частные фонды.

    Важно отметить, что экономически диверсифицированный «коридор» Эдмонтон-Калгари в Альберте находится в южной части штата, относительно благоприятной по климатическим условиям. Налоговые условия в провинции Альберта наиболее либеральны среди провинций Канады. Таким образом, сочетание большого объёма природных ресурсов и благоприятные институциональные условия обусловили появление здесь высокотехнологичной промышленности. В России аналогом Альберты в настоящее время можно считать республику Татарстан.

    В северных районах Америки и Европы, где климатические условия гораздо менее благоприятны, управление природными ресурсами, особенно невозобновимыми, как правило, находится под прямым контролем государства. Так, на Аляске более 60% территории штата находится в ведении государства; в Финляндии около 70% территории финской Лапландии также контролируется государством; в Норвегии в трех северных губерниях земли целиком принадлежат государству. Диверсифицировать экономическую структуру в данных регионах удаётся только в рамках специфических северных отраслей и опираясь на финансы государственного сектора.

    Отметим, что и в исследованиях многих российских ученых-экономистов сегодня активно изучаются эффективные границы усиления государственных функций, установления ограничений, возможности оптимизации взаимовыгодного взаимодействия государства и крупных компаний для максимизации эффективности управления развитием территорий [5].

    Стратегическое планирование в добывающих регионах.

    В отсутствии эффективных мер, предпринятых в ходе активного освоения ресурсов, по мере истощения месторождений и ухода капитала добывающих компаний эти регионы имеют очень значительную опасность оказаться экономически депрессивными, с истощенным ресурсным потенциалом, нарушенной экосистемой и приходящим в упадок традиционным хозяйством коренного населения.

    В связи с указанным, в наиболее развитых странах, испытавших аналогичные проблемы, усилился интерес стратегическому планированию как средству объединения усилий частного и общественного секторов в достижении поставленных целей развития региона.

    Почти все регионы и города – как крупные, так и малые – с 1980-х -1990х гг. занялись разработкой документов стратегического развития на 10-20 лет, в которых выявляются важные перспективы развития территорий, определяются конкретные меры, исполнители из местных органов власти, необходимые объёмы финансирования различных бюджетов и частных компаний по реализации планов этого развития.

    В стратегиях обязательно: фиксируют цели и задачи; анализируют важнейшие точки роста экономики и достигнутые условия развития; проводят SWOT-анализ развития (подробных анализ сильных и слабых характеристик региона, возможностей и угроз его развития) по отраслям или сферам деятельности (туризм, транспорт, экология, поддержка наукоёмких отраслей, развития малого предпринимательства).

    Подготовка стратегического плана в числе прочего предусматривает анализ альтернативных возможностей и обоснование рациональных методов использования ресурсов, что позволит достигнуть поставленных целей.

    При активном общественном обсуждении такой план должен становиться ориентиром для всех субъектов процесса регионального развития, включая предпринимателей, жителей региона и участников политического процесса.

    Основными этапами разработки стратегического плана социально-экономического развития добывающего региона являются [6,7]:

    1) Инвентаризация ресурсной базы развития;

    2) Проработка сценариев модернизации – от оптимистических до пессимистических;

    3) Обоснование выбранного наиболее перспективного направления (направлений) развития региона.

    Эти направления выбираются из набора, определённого в ходе предварительного анализа сценариев перспективного развития учитывающих варианты актуальной специализации регионального хозяйственного комплекса и возможностей создания на территории добывающего региона компенсирующих обрабатывающих отраслей с государственной поддержкой.


Библиографический список
  1. Гетьман Н. Устойчивость контрастов (22 июня 2010) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://opec.ru/1296793.html.
  2. Мартынов А.С., Мирутенко М.В. Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение». Раздел:
    Энергопотребление и эко-энергетическая эффективность экономики добывающих регионов. 2011/09/12 – Интерфакс-ЭРА. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solex-un.ru/energo/reviews/effektivnost-ekonomiki-dobyvayushchikh-regionov/obzor-5
  3. Мартынов А.С., Мирутенко М.В. Тематическое сообщество «Энергоэффективность и Энергосбережение». Раздел:
    Энергопотребление и эко-энергетическая эффективность экономики добывающих регионов. 2011/09/12 – Интерфакс-ЭРА. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://solex-un.ru/energo/reviews/effektivnost-ekonomiki-dobyvayushchikh-regionov/obzor-5
  4. Ларченко Л. В. Концептуальные основы организации системы стратегического планирования развития ресурсодобывающих регионов Севера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2006 – №-2 – с. 21. Ларченко Л. В., Николаева Т. П. Основные направления государственного регулирования развития добывающих регионов российского Севера // Известия РГПУ им. А.И. Герцена.- 2005 – №11.
  5. Шеметев А.А. Российские экономисты о стратегии экономического развития: обзор. // Современные научные исследования и инновации. – Декабрь, 2012 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19378
  6. Стасишина Р. А. Совершенствование стратегического планирования социально-экономического развития муниципального образования // Проблемы современной экономики – 2010 – №2 – с. 112-117.
  7. Балабанова Е. А. Методические подходы к анализу и уровня социально-экономического развития муниципальных образований в системе стратегического планирования // Известия ИГЭА – 2009 – №4.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Радушинский Дмитрий Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация