АКТУАЛЬНОСТЬ КЛАССИЧЕСКОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ИДЕИ «Я» В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Палкина Юлия Александровна
Дальневосточный Федеральный Университет
Студентка школы экономики и менеджмента

Аннотация
В статье рассматривается актуальность идей самопознания классических европейских философов в современном мире. Для того, чтобы выяснить насколько актуальны идеи самопознания, приводятся самые популярные концепции самопознания европейских философов и сопоставляются с современным представлением человека.

Ключевые слова: мораль, нравственность, ответственность, Самопознание, человек


THE RELEVANCE OF CLASSIC EUROPEAN INTERPRETATION OF THE IDEA OF "I" IN THE MODERN WORLD

Palkina Yulia Aleksandrovna
Far Eastern Federal University
Student of the School of Economics and Management

Abstract
The article discusses the relevance of the ideas of self-knowledge of classical European philosophers in the world today. To find out how relevant the ideas of self-knowledge are the most popular self-concept of European philosophers and compared with the current understanding of man.

Keywords: ethics, morality, people, responsibility, self-knowledge


Рубрика: 09.00.00 ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Палкина Ю.А. Актуальность классической европейской интерпретации идеи «Я» в современном мире // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/05/24524 (дата обращения: 29.03.2024).

Множество людей в свое время задавались вопросом: «Как можно себя не знать?». Можно! Более того, я с уверенностью могу сказать, что на свете практически нет таких людей, которые знали бы себя полностью и всеобъемлюще, поскольку человеку очень сложно суметь докопаться до самых потаенных уголков своего сознания. Да и не каждый захочет это сделать, ведь некоторым комфортно и в неком бессознательном состоянии. А другие же вообще боятся открывать сферы знаний о себе, потому что не хотят разочаровываться в себе самом.

Однако, вопрос самопознания всегда был актуален. Во все времена, в каждый период истории, философы, а потом и психологи искали способы для познания себя. Передо мной встал вопрос, насколько актуальны и применимы теории самопознания классических философов в современном мире?

Пожалуй, начать следует с того, что первыми дали установку на самопознание семь великих мудрецов. Они запечатлели на храме Аполлона фразу «Познай самого себя», которая являлась призывом ко всем входящим в этот храм. Интересно, если бы в современном храме или же в университете, был начертан призыв, звучащий допустим так: «Добросовестно познай все науки этого  храма», следовали ли люди бы ему, как это делали греки? Сомневаюсь. Современный человек мало значения придает словам, какую бы важность они не несли. Слова уже не являются таким сильным рычагом воздействия на людей, какими они были в древние времена.

Итак, первый философ, которому хотелось бы уделить внимание – это Сократ. Самопознание Сократ понимал как анализ и оценку своих действий и поступков, а также отношение к ним [1]. Сразу возникают вопросы: а каждый ли человек действительно оценивает свои поступки? Каждый ли наперед продумывает свои действия? Мне кажется, что ответы на эти вопросы будут отрицательными. Многие люди совершают поступки, не задумываясь о последствиях. И к чему это приводит? К отрицательному результату и разочарованию. А если бы человек следовал заповедям Сократа, все бы было иначе, в мире было бы меньше «злых» поступков, потому что люди бы знали истинное благо.

Также Сократ утверждает, что человек,  познающий себя, знает свое место и предназначение в мире. Я согласна с этим. Обратите внимание, сколько вас окружает людей, которые никак не могут определиться со своим истинным предназначением и кидаются из крайности в крайность. А ведь эту проблему можно было бы решить довольно просто – заглянуть в глубины своего разума. Выходит, что эти люди просто не  знают что такое самопознание и зачем оно нужно.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:  идеи Сократа весьма актуальны и его мысль о назначении самопознания совсем не устарела.

Другой древнегреческий философ Платон считал, что самопознание изначально закрыто для человека и ему следует приложить немалые усилия, которые позволят приоткрыть завесу своего внутреннего мира и увидеть свет в глубине души. Самопознающий тогда поймет истинную природу всех вещей и явлений, раскроет себя с другой стороны и тогда уже решит, стоит ли ему продолжать познавать себя дальше или снова уйти в тень незнания [2].

Сейчас мы живем в мире теней. Все, что нас окружает, скрывает свое истинное лицо – это и люди, и общество, и государство. Все вещи и предметы, окружающие нас, не настоящие. Они такие, какие мы хотим их видеть. Человек, привыкший жить в этой тени в этом мире фантомов, сам для себя является тенью. То есть, он не может или не хочет сбросить с себя  черный плащ незнания и предстать пред самим собой в истинном облике, потому что ему это чуждо и непривычно. Обратив свой взор на самопознание, человек сначала избавляется от собственной тени, а потом и перестает видеть остальной мир в образе фантомов. Перед ним все открывается настоящим, доступным для познания. А стоит ли человеку вообще начинать познавать себя? Стоит ли человеку раскрывать свою душу перед собой? Ведь правда порой бывает пугающей. Платон говорил о том, что путь к самопознанию очень сложный, и пройти его может далеко не каждый человек. Кто-то сломается на середине пути, а кто-то не выдержит того света, который становится все более ярким и ослепляющим на пути к наивысшей точке самопознания.

Таким образом, Платон был прав, в том, что самопознание доступно не каждому человеку, а только сильным, избранным, способным пройти этот нелегкий путь и не ослепнуть от лучей яркого света.

Средневековый философ Августин Аврелий считал, что необходимым условием для самопознания является одиночество, то есть уединение и погружение в себя. Насколько это возможно в современном мире? Мне кажется, Аврелий имел в виду не сколько временное уединение, сколько долговременное отшельничество, которое в современном мире практически невозможно. Сегодняшний мир слишком загружен своими проблемами, а человек настолько увлечен их решением, что он совершенно не готов разорвать существующие социальные связи и удалиться от общества на долгое время.

Как говорил Августин Аврелий, человеческая душа теряет изначально свойственное ей единство, так как часто увлекается множеством чувственно воспринимаемых вещей. Душа быстро доходит до нищеты в желании обладать большим, но обогащается она лишь по мере приобщения к единству и непреложности высшей умопостигаемой истины [3].

Так и сейчас, человек желает обладать огромным количеством знаний, загружает себя неисчисляемыми проблемами, но это желание обладать всем и сразу не приводит к положительному результату, потому что человек просто путается во всех своих проблемах, а его разум становится нищим. Человечеству следовало бы прислушаться к мысли философа и постараться давать отдых своему сознанию от внешних проблем. Но, в контексте современного мира, этот отдых не должен быть долговременным и занимать у человека годы. Отдых человеческий в современном мире должен осуществляться без ущерба для социальных связей личности, и тогда, в процессе самопознания, разум обогатится и эти самые проблемы, которые еще совсем недавно считались неразрешимыми, станут сущими пустяками.

Девизом философии Декарта были слова «Я мыслю – следовательно, я существую». Этим девизом он хотел сказать то, что если и можно усомниться в существовании множества вещей, но никак нельзя усомниться в существовании самой мысли.

Попытаемся применить этот принцип относительно к современному обществу. К сожалению, мы сейчас живем в мире, в котором людей, мыслящих не на бытовом уровне, а гораздо выше, мало, да и при этом подавляющая часть человечества использует для решения своих проблем не свой мозг, а различные компьютеры, технологии и тому подобное. И что тогда получается? Большей части человечества попросту не существует? А самопознание это ведь тоже мышление, даже самомышление, направленное на самого себя. И вот эта часть человечества, отказавшаяся от того самого глубокого мышления и самомышления, существует, но их можно назвать одним модным словом – «роботы». Роботы – ведь они просто живут, а не мыслят глобально, не задумываются о проблемах своего существования. Роботы, потому что они выполняют запрограммированные действия: словно на автомате встают рано утром, выпивают чашку кофе по пути на работу, сидят целый день в офисе, перебирая бумаги, вечером смотрят бессмысленные и глупые передачи по телевизору. Эти действия они выполняют каждый день, по одной программе, не думая, словно роботы.

Один из известных немецких классических философов Иммануил Кант считал разделение сознания и самосознания важнейшим преимуществом человека над животным. Он полагал, что самопознание является важнейшей предпосылкой нравственности и моральной ответственности.

Хотелось бы узнать, что такое нравственность в современном мире и что понимает под этим человек.

Нравственность современного общества построена на двух простых истинах: разрешено все, что не ущемляет непосредственно права других; права всех людей равны.  Это значит, что человек может любым способом осуществлять свои желания, даже если они не нравятся другим людям, но до тех пор, пока они не нанесут им ущерба. Например, тем самым ущербом можно посчитать обман другого человека ради достижения собственной цели. Значит ли это, что нарушается закон нравственности? Действительно, человека, добивающимся таким образом своих целей, можно назвать безнравственным. Но задумываются ли люди о нравственности, когда обманывают? Мне кажется, что ложь в современном мире уже стала частью жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Ведь если посмотреть вокруг, то можно увидеть обман везде: начиная от близкого человека и заканчивая  правительством. Таким образом, в современном мире обман перестал быть безнравственным поступком, он перестал быть таким значимым. Помимо вездесущего обмана, везде царит ложь ради прибыли, коррупция, нарушение этики и правовые махинации. Таким образом, эгоизм и безнравственность стали уже принципами жизни.

Приведу другой пример. Если человек расхаживает по улице голым, то с точки зрения современности он считается аморальным. Именно аморальным, а не безнравственным, потому что этим своим поступком он не нарушает права других людей, он не покушается на чужие интересы, он просто идет по своим делам. А вот человек, который заметит этого голого на улице и попытается его образумить, будет считаться уже безнравственным, потому что начнет покушаться на чужую жизнь. Таким образом, девиз современного человека можно сформулировать так: «Нельзя решать за других. Решай сам за себя», то есть в современности, помимо эгоизма,  имеет место и крайний индивидуализм.

Подводя итоги, я хочу задать несколько вопросов. Итак, насколько правильно современный человек понимает понятие нравственности, если поведение практически каждого индивида в приведенных выше ситуациях противоречиво? Знает ли человек, что именно нравственность является внутренним механизмом самоконтроля личности? Я соглашусь с мнением Канта о том, что только самопознающий человек может адекватно оценить свои действия с точки зрения нравственности. Это значит, что каждому человеку, живущему сейчас, следовало бы задуматься, насколько его поведение нравственно и соответствует нормам морали, попытаться ответить на этот вопрос и попробовать привести свою жизнь в соответствие с категорическим императивом Канта. «Поступай с людьми так, чтоб максима твоего поведения могла стать всеобщим законом» говорил он, и я с ним согласна.

Итак, подведем итоги и попробуем ответить на вопрос, поставленный мной в начале работы. Мы можем утверждать, что теории самопознания классических философов в наше время довольно актуальны сейчас, ведь мышление человека за прошедшие века практически не изменилось, а изменения претерпел только внешний мир. Сознание человека же во все времена, будь то эпоха античности, средневековья или наши дни, так и осталось непознанным в полной мере и требующим дальнейшего его изучения.


Библиографический список
  1. Парадигма. Журнал сравнительной философии: http://paradigma.narod.ru/02/dmitriyev.html (И. А. Дмитриев, Самопознание как отражение человека в мире)
  2. Философия самопознания. Платон. Небеса и нравы: http://www.acasam.ws/p0017.htm
  3. Гарнцев М.А. Проблема самосознания в западноевропейской философии (от Аристотеля до Декарта) М.: Изд-во МГУ, 1987. – 215с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Палкина Юлия Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация