ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МАЛОГО БИЗНЕСА В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОГО БУХГАЛТЕРСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Иванов Алексей Евгеньевич1, Каменская Виктория Юрьевна2
1Южно-Уральский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, управления и инвестиций
2Южно-Уральский государственный университет, магистрант кафедры экономики, управления и инвестиций

Аннотация
Статья посвящена вопросам организации бухгалтерского учета в субъектах малого предпринимательства, до 1 января 2013 г. имевших возможность вести бухгалтерский учет не в полном объеме или не вести его вовсе и утративших такую возможность после вступления в силу Федерального закона «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ. Авторами выделены основные проблемы, которые могут возникнуть у указанных субъектов, и предложены рекомендации по началу организации системы бухгалтерского учета.

Ключевые слова: бухгалтерский учет, закон 402-ФЗ, субъекты малого предпринимательства


PROBLEMS OF ORGANIZATION OF ACCOUNTING FOR SMALL BUSINESSES IN TERMS OF REFORMING THE RUSSIAN ACCOUNTING LEGISLATION

Ivanov Alexey Evgenievitch1, Kamenskaya Victoria Yurevna2
1South Ural State University, associate professor of chair «Economics, Management and Investment»
2South Ural State University, graduate student, Department of Economics, Management and Investment

Abstract
The article deals with the organization of accounting in small businesses, to January 1, 2013 had the opportunity to conduct accounting is not in full or not at all, and keep it lost that opportunity after the entry into force of the Federal Law "On Accounting» № 402-FZ . The authors identified the main problems that can occur in these subjects, and provide recommendations to the beginning of the organization of the system of accounting.

Keywords: Accounting, Law 402-FZ., small businesses


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Иванов А.Е., Каменская В.Ю. Проблемы организации учета на предприятиях малого бизнеса в условиях реформирования российского бухгалтерского законодательства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/05/24245 (дата обращения: 23.04.2024).

Малое предпринимательство представляет собой важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Для обеспечения устойчивости экономического роста, укрепления рыночных позиций необходимо развитие малого предпринимательства как наиболее инициативного, мобильного, предприимчивого и конкурентоспособного сегмента экономики любой страны.

Малое предпринимательство как важная составляющая рыночного хозяйства определяет, в первую очередь, развитие здоровой конкурентной среды экономики; формирование качественной системы бытовых, организационных и производственных услуг; создание значительного количества новых рабочих мест, формирование важнейшей прослойки общества – среднего класса; развитие инновационного потенциала экономики, внедрение новых форм организации, производства, сбыта и финансирования.

Субъекты малого предпринимательства определяются Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации» как юридические лица и индивидуальные предприниматели, отвечающие ряду критериев:

-     суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале не превышает 25 процентов;

-     доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает 25 процентов;

-     средняя численность работников за предшествующий календарный год составляет не более 100 человек включительно[1];

-     выручка от реализации товаров (работ, услуг) без НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн. рублей (для микропредприятий – 60 млн. рублей) [5].

Предприятия малого бизнеса больше других, более крупных форм предпринимательства, подвержены влиянию внешних факторов. К одним из значимых можно отнести изменения в области правового регулирования. Последствия же корректировок нормативной базы можно проанализировать по динамике малых предприятий за аналогичный период.

С 2007 года был принят новый Закон о малом бизнесе 204-ФЗ, где были впервые в российской практике выделены микро- и средние предприятия [1], также постепенно начали развиваться государственные программы поддержки малого бизнеса в различных регионах страны. В Челябинской области, например, с 2009 года действовала «Областная целевая Программа развития малого и среднего предпринимательства», основной целью которой являлось оказание содействия в создании новых субъектов малого предпринимательства.

Малое и среднее предпринимательство Челябинской области – динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и способность конкурировать с крупными и средними организациями на внутреннем рынке. Даже экономический кризис не остановил процесс создания новых малых предприятий. За 2009 год их число выросло на 11,5 %, а численность работающих в них на 3,1 %.[7]

На сегодняшний день развитие малого предпринимательства в России – это неоспоримая тенденция, но и здесь не обошлось без ложки дегтя. Дело в том, в соответствии с Законом от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета [2]. С 1 января 2013 года вступил в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», который несколько усложняет жизнь малым предприятиям.

Сфера действия нового Закона «О бухгалтерском учете» существенно расширена. Помимо организаций, филиалов и представительств иностранных организаций к экономическим субъектам, на которые распространяется действие закона, отнесены:

-         индивидуальные предприниматели;

-         адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;

-         нотариусы;

-         иные лица, занимающиеся частной практикой [3].

Согласно п. 2 ст. 6 нового закона «О бухгалтерском учете» не вести бухгалтерский учет вправе лишь индивидуальные предприниматели в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством [3]. Связано это с тем, что, согласно статье 346.24 Налогового кодекса Российской Федерации,  данные субъекты экономической деятельности обязаны вести учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в соответствии с налоговым законодательством, причем независимо от применяемой системы налогообложения [4].

В соответствии со статьей 4 Закона № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета. Обязанностью было ведение учета доходов и расходов в соответствии с главой 26.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, а также учета основных средств и нематериальных активов. С 2013 года данные субъекты обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме [2].

Какие проблемы могут возникнуть у малых организаций,  которые на законных основаниях вели упрощенную систему бухгалтерского учета?

В первую очередь, для ведения бухгалтерского учета с 1 января 2013 года субъектам малого предпринимательства, использующим упрощенную систему налогообложения, потребуются начальные остатки по счетам для формирования бухгалтерского баланса на начало 2013 года. Для этого необходимо достоверно оценить активы и обязательства по состоянию на 31 декабря 2012 года. Дело в том, что каждый остаток должен быть подтвержден оправдательными документами: инвентаризационными описями, или первичными учетными документами.

Со счетами 01 «основные средства», 04 «нематериальные активы» и контрарными к ним счетами 02 «Амортизация основных средств», 05 «Амортизация нематериальных активов» проблемы возникнуть не должны, так как остатки по ним уже имеются. На основании банковских выписок и данных кассовой книги можно определить остаток денежных средств в банках и кассе организации и, соответственно, открыть счета 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». С помощью актов сверок можно также восстановить информацию о состоянии расчетов с контрагентами и открыть счета учета расчетов. Для оценки других активов и обязательств необходимо проводить инвентаризацию.

Также необходимо разработать учетную политику и утвердить рабочий план счетов, который в свою очередь может быть упрощен, так как вместо нескольких счетов можно использовать один, обобщенный (например, учитывать все производственные затраты на одном синтетическом счете 20 «Основное производство» без применения других счетов раздела III «Затраты на производство» Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций). Однако вопрос об упрощении рабочего плана счетов субъекта малого предпринимательства пока относится к числу дискуссионных.

В соответствии с Информацией, данной Министерством Финансов, при организации бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства должен исходить из требования рациональности, его учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Для ведения бухгалтерского учета субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов [6]. Проблема заключается в том, что данный документ ссылается на утративший силу с 1 января 2013 г.  Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ, который предусматривает упрощенную систему бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, новый же закон № 402-ФЗ такую категорию не предполагает. Следовательно, остается только надеяться, что в Минфине со временем будет разработан подобный документ в развитие нового закона, предполагающий некоторые послабления малым предприятиям.

Таким образом, у бухгалтеров субъектов малого предпринимательства работы значительно прибавится. При отсутствии в штате бухгалтера руководителю предстоит решить серьезный вопрос: возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета (аутсорсинг). Основными критериями перехода являются:

-         экономическая выгода (переход эффективен тогда, когда общий положительный эффект от нововведения превышает затраты на его создание);

-         уверенность в профессионализме (аутсорсер обладает большим количеством специалистов в разных областях бухгалтерского учета);

-         ответственность (компания, ведущая бухгалтерский учет материально ответственна за правильность его организации).

Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства сохранилась и возможность вести бухгалтерский учет лично руководителю экономического субъекта [3].

Резюмируя все вышесказанное, можно с уверенностью сказать, что малое предпринимательство, являясь важным элементом при формировании гармоничных рыночных отношений, наиболее подвержено внешним факторам. Изменение нормативной базы – яркий тому пример. Несмотря на ряд принятых законодательных проектов, оказывающих поддержку и содействующих развитию малого предпринимательства, введение в силу с 1 января 2013 нового закона «О бухгалтерском учете» ставит под сомнение льготное отношение к «маленьким», усложняя им жизнь и увеличивая управленческие расходы.


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29 июля 2007 г. № 95 «О развитии малого и среднего предпринимательства в российской Федерации».
  2. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  3. Федеральный закон от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (в редакции от 3 декабря 2012 г.).
  5. Постановление Правительства Российской Федерации  от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
  6. Информация Минфина Российской Федерации №ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства».
  7. Савельева И.П., Мартиросян Л.Б. Малое и среднее предпринимательство Челябинской области: анализ состояния и перспективы развития / Вестник Южно-Уральского государственного университета. // Экономика и менеджмент. – 2012. – № 22.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ivanov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация