ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ СТРАН МИРА: КЛАСТЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПО СТРУКТУРЕ ЭКСПОРТА СТРАН МИРА

Полушина Татьяна Николаевна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студентка 3 курса

Аннотация
В статье выделены группы стран по показателю «структура внешней торговли». Определено место России в системе МРТ. Предложены основные методические указания по обработке и анализу данных внешней торговли РФ, а также рекомендации по ее оптимизации.

Ключевые слова: внешняя торговля России, кластерный анализ, международная торговля, структура внешней торговли


INTERNATIONAL MERCHANDISE TRADE: THE CLUSTER ANALYSIS ON THE EXPORT STRUCTURE OF COUNTRIES IN THE WORLD

Polushina Tatiana Nikolaevna
Tymen state academy of world economy, management and law
3rd year student

Abstract
The article reviewed group of countries in indicator «structure of the international trade». The author has defined the place of Russia in the international division of labor. The author has proposed some principal methodical issues on data processing of international trade and recommendations on optimization.

Keywords: cluster analysis, foreign trade of Russia, International trade, structure of the international trade


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Полушина Т.Н. Внешняя торговля стран мира: кластерный анализ по структуре экспорта стран мира // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/30456 (дата обращения: 10.04.2024).

Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Анализ специфических проблем открытой экономики начинается обычно с внешней торговли как важнейшей формы международных отношений. В общем виде международная торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и таким образом увеличивать общий объем производства.

Данная тема актуальна, так как для любой страны внешняя торговля играет большую роль. Как говорил Дж. Сакс, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы».

Международная торговля развивается благодаря специализации стран на производстве определенного товара или набора товаров и продаже их за рубеж, т.е. основой международной торговли является международное разделение труда. [1, c.23]

Приоритетным во внешней торговле следует считать ориентир на развитие экспорта, так как покупку товаров по импорту можно осуществлять при наличии либо иностранной валюты, либо конкурентоспособного товара.[2]

Рассмотрим лидеров и аутсайдеров по общему объему экспорта и импорта в 2011г.

Таблица 1 – Лидеры и аутсайдеры по общему объему экспорта в 2011г.

 Аутсайдеры Total value (millions of dollars) Лидеры Total value (millions of dollars)
 Montserrat

1

China

1898388

Cook Islands

3

Germany

1482202

Northern Mariana Islands

3

United States

1479730

Saint Pierre and Miquelon

5

Japan

823292

Bonaire, Sint Eustatius and Saba

6

Netherlands

666207

Mayotte

7

France

581542

Palau

7

Korea, Republic of

555209

Western Sahara

8

Italy

523179

British Virgin Islands

11

Russian Federation

478009

Tonga

11

Belgium

477925

Таблица 2 -  Лидеры и аутсайдеры по общему объему импорта в 2011г.

Аутсайдеры Total value (millions of dollars) Лидеры Total value (millions of dollars)

1

Western Sahara

14

1

United States

2262586

2

 Montserrat

29

2

China

1743395

3

Nauru

32

3

Germany

1260298

4

Bonaire, Sint Eustatius and Saba

55

4

Japan

854626

5

Saint Helena

56

5

France

700852

6

Saint Pierre and Miquelon

66

6

United Kingdom

634412

7

Cook Islands

81

7

Netherlands

598232

8

Northern Mariana Islands

90

8

Italy

557511

9

Kiribati

110

9

Korea, Republic of

524405

10

British Virgin Islands

122

10

China, Hong Kong SAR

510855

Проведя анализ динамики внешней торговли стран мира, видим, что лидерами по общему объему экспорта являются развитые страны мира, а аутсайдерами – развивающиеся страны. Такую же ситуацию наблюдаем и по импорту. Сравнив общий объем экспорта и импорта, видим, что практически одни и те же страны являются как лидерами по экспорту, так и лидерами по импорту. То же самое можно сказать и про аутсайдеров.

В данной работе было принято решение об использовании кластерного анализа в исследовании структуры международной торговли на основе таких показателей как: все продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, топливо, руды и металлы, промышленные товары.

Таблица 3 – Показатели товарной структуры экспорта

Показатель Обозначение Источник
все продовольственные товары All food items UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.
сельскохозяйственное сырье Agricultural raw materials UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.
топливо Fuels UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.
руды и металлы Ores, metals, precious stones and non -monetary gold UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.
промышленные товары Manufactured goods UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.

Кластерный анализ, как правило, применяется для того, чтобы уменьшить число объектов путем их группировки. Другими словами, в процедуре кластерного анализа обычно переменные не группируются, а выступают в качестве критериев для группировки объектов. [3, c.314] Для начала мы использовали иерархический метод кластерного анализа, а затем метод k-средних. Проведя анализ, получили следующие данные:

Таблица 4 – Шаги агломерации

Шаги агломерации

Этап

Кластер объединен с

Коэффициенты

Этап первого появления кластера

Следующий этап

Кластер 1

Кластер 2

Кластер 1

Кластер 2

1

3

97

,440

0

0

5

2

158

201

,970

0

0

15

213

9

21

2821,159

209

205

214

214

1

9

5707,013

208

213

216

215

10

115

5821,305

212

204

216

216

1

10

6058,569

214

215

217

217

1

3

9339,203

216

203

0

В нашем случае при переходе от шага 213 к шагу 214 наблюдается значительный скачок. При вычислении получаем 218-214=4 или 218-213=5, то есть 4 или 5 кластеров.

Проведя кластерный анализ, выделили 4 кластера:

1 кластер – аграрные страны.

2 кластер – страны-экспортеры руд, металлов, драгоценных камней, немонетарного золота и с/х сырья.

3 кластер – топливоориентированные страны.

4 кластер – страны-экспортеры промышленных товаров.

Первая группа стран ориентирована на экспорт продовольственных товаров. Все продовольственные товары включают в себя:

  • Пищевые продукты и живые животные;
  • Напитки и табачные изделия;
  • Масличные семена и плоды;
  • Животные и растительные масла, жиры и воски.[4]

    Экспорт Палау практически полностью осуществляется с помощью продовольственных товаров. 94% всего экспорта этой страны приходится на продовольствие. Так как острова Палау находятся в Филиппинском море Тихого океана, то в основном страна экспортирует моллюсков, тунца, а также копру и немного одежды. Однако физический объем мал и место данной страны незначительно.

    Сельскохозяйственное сырье
    подразделяется на следующие категории:

  • Необработанные шкуры, кожа и меха;
  • Необработанная резина (в том числе синтетическая и мелиорированная);
  • Кора пробкового дерева и древесина;
  • Целлюлоза и макулатура;
  • Текстильные изделия, волокна и их отходы;
  • Необработанное животное и растительное сырье, не включенное в другие категории.[4]

    Такое государство в Западной Африке как Бенин специализируется на экспорте, как продовольственных товаров, так и сельскохозяйственного сырья. Экономика Бенина неразвита, основана на натуральном сельском хозяйстве (кукуруза, тапиока, ямс) и на выращивании хлопчатника. Экспортные товары этого государства — хлопок, орехи кэшью, пальмовое масло, морепродукты. Основные покупатели данных товаров  — Китай 15,6 %, Индия 12 %, Япония 8,5 %.[5]

    Соломоновы острова специализируются на экспорте сельскохозяйственного сырья. 66% всего экспорта приходится именно на эту отрасль. Данное государство расположено в юго-западной части Тихого океана, в Меланезии, следовательно, в основном экспортируется рыба, а также копра, лес, пальмовое масло, какао. [5]

    Несмотря на то, что все страны, вошедшие в эту группу, специализируются на экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья, в данном кластере есть как основные игроки, так и неосновные игроки. Так, например, основные игроки в этом кластере: Бразилия, Аргентина, Новая Зеландия, Гана, Кот-д’Ивуар, Гватемалу, Уругвай и т.д. А неосновные игроки, хоть и специализируются на экспорт продовольственных товаров и с/х сырье, но в общем объеме экспорта занимают низшие позиции: острова Кука, острова Сен-Пьер и Микелон, Палау, Западная Сахара, Тонга, Кирибати и др.

    2 кластер включает страны, ориентированные на рудах и металлах. Руды, металлы, драгоценные камни и немонетарное золото включают в себя:

  • Сырье для удобрений и минеральное сырье (за исключением угля, нефти и драгоценных камней);
  • Металлосодержащие руды и металлолом;
  • Цветные металлы;
  • Жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни;
  • Немонетарное золото (за исключением золота, руд и концентратов).[4]

    Австралия является в данном кластере основным игроком. Почти 50% экспорта приходится у этой страны на руды, металлы, драгоценные камни и немонетарное золото.Чили, Перу, Замбия являются также основными игроками в данном кластере, и имеют более 50% руд, металлов, драгоценных камней в структуре экспорта.

    Эритрея, являясь малым игроком данного кластера, экспортирует 97% руд, металлов, драгоценных камней и немонетарного золота. Страна практически полностью ориентирована на данной отрасли экспорта.

    Либерия, также неосновной игрок, экспортирует всего 6% данной категории товаров из общего экспорта, так как данная страна специализируется в большей степени на экспорте с/х сырья. Основными экспортными товарами Либерии являются сырая древесина и каучук, а также железная руда. На экспорт также приходится кофе и какао. [10]

    3 группа стран – это топливоориентированные страны. В отрасль «Топливо» входит:

  • Минеральное топливо, смазочные масла и аналогичные материалы
    • Уголь, кокс и брикеты;
    • Нефть, нефтепродукты и сопутствующие материалы;
    • Газ, природный и произведенный;
    • Электрический ток;[4]

    Почти все страны, вошедшие в данный кластер, имеют более 50% своего экспорта в отрасли «Топливо». Только республика Камерун имеет 45% экспорта в области топлива, так как основные экспортные товары данной страны не только сырая нефть и нефтепродукты, но и лесоматериалы, какао-бобы, кофе, хлопок.

    В данном кластере имеются также основные и неосновные игроки в общем объеме экспорта. Первую тройку основных игроков занимают такие страны, как Российская Федерация, Саудовская Аравия и ОАЭ. Основными статьями экспорта Российской Федерации являются нефть и нефтепродукты, природный газ. Саудовская Аравия также экспортирует нефть и нефтепродукты. Основа экономики ОАЭ - реэкспорт, торговля, добыча и экспорт сырой нефти и газа.

    4 кластер включил в себя страны, специализирующиеся на экспорте промышленных товаров. Данный кластер самый многочисленный, в него вошли 105 стран.

    В свою очередь промышленные товары имеют следующую структуру:

  • химические вещества и аналогичная продукция, не включенная в другие категории;
  • промышленные товары, классифицируемые в основном по материалу;
  • Машиностроение и транспортное оборудование;
Разные готовые промышленные изделия;[4]

Основными игроками данного кластера являются: Китай, Германия, США, Япония, Нидерланды, Франция, Корея, Италия, Бельгия, Великобритания и др. Эти страны в экспорте промышленных товаров имеют от 60% и более %. Например, В Китае выпускается более 50 % продаваемых в мире фотоаппаратов, 30 % кондиционеров, 25 % стиральных машин и примерно 20 % холодильников.
Япония обладает крупными производственными мощностями, и в ней находятся несколько крупнейших производителей механических транспортных средств, электроники, станков, стали, судов, химических веществ и т.д. Но, как и во всех группах, этот кластер имеет и неосновных игроков: Виргинские острова, остров Майотта, острова Бонэйр и Саба, заморская территория Великобритании Монтсеррат и другие.

Россия является лидером по общему объему экспорта в международной торговле. Проведя кластерный анализ, выявили, что наша страна относится к кластеру топливоориентированных стран. По данным Банка России проследим за динамикой экспорта России в период с 2000 по 2012гг.


Рисунок 1 – Объем экспорта РФ

Анализ внешней торговли России свидетельствует о том, что Россия в период с 2000г по 2008г. вела активную внешнюю торговлю с различными странами. В 2009г. объем экспорта товаров уменьшился в связи с мировым финансовым кризисом. В конце 2008г-начале 2009г. происходило резкое падение уровня цен на энергоносители, что и привело к сокращению экспорта товаров.[6, c.28]

Начало 2010-х годов в экономике Российской Федерации проходило в условиях постепенного преодоления последствий мирового экономического кризиса.С 2010г. и по сегодняшний день снова наблюдаем увеличение экспорта РФ. Экспорт России в 2011 году составил 522,0 млрд.долларов США и по сравнению с 2010 годом увеличился на 30,0%. В 2012 г. российский экспорт составил 524,7 млрд долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 1,6% или 8,2 млрд долл. Величина экспорта стала рекордной в России за рассматриваемый период времени.

В целом динамика внешней торговли положительная. Наблюдается рост экспорта товаров, но экспорт растёт не за счёт увеличения объёма наукоемких товаров в структуре экспорта, а за счёт увеличения доли сырьевой продукции в нём.

Таблица 5 – Товарная структура экспорта РФ со всеми странами

Наименование товарной отрасли 2005, тыс.долл % 2010, тыс.долл % 2012, тыс.долл %
ВСЕГО:

231258525,6

100

372853009,1

100

524727458,2

100

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

3903224

1,7%

8075667,5

2,2%

16598067,5

3,2%

Минеральные продукты

150273443,4

65,0%

260531331,6

69,9%

374557657,5

71,4%

Продукция химической промышленности, каучук

13576157,3

5,9%

22844704,4

6,1%

31971195,7

6,1%

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

283376,6

0,1%

259689,2

0,1%

499828,5

0,1%

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

8107859,4

3,5%

9229740,5

2,5%

10128687,6

1,9%

Текстиль, текстильные изделия и обувь

650594

0,3%

410048,1

0,1%

738720,7

0,1%

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

6786451,5

2,9%

8588074,1

2,3%

13818233,5

2,6%

Металлы и изделия из них

32932109,1

14,2%

39505442,8

10,6%

44465304,9

8,5%

Машины, оборудование и транспортные средства

12351894,9

5,3%

19558933,9

5,2%

26489738,2

5,0%

Другие товары

2393415,3

1,0%

3849377

1,0%

5460024

1,0%

Рассмотрим товарную структуру экспорта РФ в виде диаграммы. В товарной структуре экспорта из наиболее крупных статей на минеральные продукты приходится 71,4%, металлы и изделия из них – 8,5%, продукцию химической промышленности – 6,1%, машины, оборудование и транспортные средства – 5,0%.


Рисунок 2 – Товарная структура экспорта в 2012г.

Наиболее значима группа товаров «Минеральные продукты», являясь наиболее крупным элементом структуры экспорта России каждый год анализируемого периода. В этой группе товаров наблюдается четкая динамика неуклонного роста. Ежегодное увеличение объема экспорта минеральных продуктов составляет от 22 до 98%. [7, С.35]

Металлы и изделия из них являются второй по значению товарной группой в российском экспорте. Доля данной товарной группы составила 8,5% в 2012г. Экспорт данной группы уменьшился по сравнению с 2005г., так как повысились контрактные цены по основному ассортименту черных и цветных металлов.

Такая группа товаров как «Древесина и целлюлозно-бумажные изделия» и «Машины, оборудование и транспортные средства» претерпели спад в течение рассматриваемого периода.

Рекомендации по оптимизации внешней торговли РФ должны состоять в ориентации на формирование «двухполюсной» международной специализации, базирующейся на использовании и природно-ресурсного, и научно-технологического потенциала [8, с . 37].

В стимулировании экспорта, прежде всего готовой продукции, как показывает мировая практика, невозможно обойтись без использования общепринятых и доказавших свою эффективность инструментов. К ним относятся:

  • льготное кредитование и налогообложение,
  • предоставление государственных гарантий под внешнее финансирование экспортного производства и поставки продукции в кредит,
  • страхование экспорта от рисков,
  • государственное содействие в продвижении отечественной продукции на внешние рынки. [9, с.131]

Библиографический список
  1. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 446 с.- (Серия «Высшее образование»)
  2. Диденко Н.И. Основы внешнеэкономической деятельности в РФ.2-е изд. 2005. – 560 с.
  3. Наследов А. Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. — СПб.: Питер, 2005. —416 с.
  4. UNCTAD Handbook of Statistics. – 2012.
  5. Энциклопедия стран мира. – URL-адрес: http://interesnoe.info/mod.php?n=Encyclopedia&op=content&tid=137 (дата обращения 12.11.13)
  6. Горбачева М.В. Анализ тенденций развития международной торговли// Международный научно-исследовательский журнал. – 2013. – 10-3 (17). – C.28-29
  7. Долгов А.П. Динамика внешней торговли России. Экономика: теория и практика.№1(19). 2010. С.30-38
  8. Орешкин В. Внешнеэкономический комплекс России – проблемы и перспективы // МЭиМО. 2001. № 5.
  9. Оболенский В.П. перспективы расширения конкурентных преимуществ и изменения структуры внешней торговли России. Проблемы прогнозирования. №6. – 2002. – с.118-137
  10. Скрипнюк Д.Ф. Руденко Д.Ю. Социальный аспект глобализации // Проблемы современной экономики. – 2007. – № 3. – C.101-103.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Полушина Татьяна Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Внешняя торговля стран мира: кластерный анализ по структуре экспорта стран мира”

  1. 14.02.2014 в 15:25

    Какая умница,очень хорошая работа,старайся,у тебя светлое будущее

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация