УДК 378

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ АРХИТЕКТОРОВ

Никонова Елена Равильевна
Пензенский государственный университет архитектуры и строительства
старший преподаватель кафедры «Градостроительство»

Аннотация
Настоящая статья написана в процессе исследования подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в ходе освоения социального проектирования в вузе. В статье излагаются методы социального проектирования и их адаптация к вышеуказанному процессу. Научной новизной модно считать разработку системы методических приемов социального проектирования для архитекторов.

Ключевые слова: подготовка архитекторов, социальное проектирование, социальный проект


METHODS OF SOCIAL ENGINEERING FOR ARCHITECTS

Nikonova Elena Ravilyevna
Penza state university of architecture and construction
senior teacher of Gradostroitelstvo chair

Abstract
The present article is written in the course of research of training of architects to professional activity during development of social design in higher education institution. In article methods of social design and their adaptation to the above process are stated. It is fashionable to consider as scientific novelty development of the system of methodical methods of social design for architects.

Keywords: social design, social project, training of architects


Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Никонова Е.Р. Методы социального проектирования для архитекторов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30116 (дата обращения: 02.06.2017).

В течение 8 лет в Российской Федерации реализуются приоритетные национальные проекты, которые призваны улучшить те социальные стороны жизни россиян, на которые раньше практически не выделялись средства – жилищное строительство, здравоохранение, образование, развитие агропромышленного комплекса.

Реализация этих проектов, программ и подпрограмм социального развития требует от высшей школы подготовки специалистов с новым набором качеств, в частности государству сейчас нужны специалисты, владеющие навыками социального проектирования. Это социальные работники, экономисты, инженеры, архитекторы и т.д. Задача архитекторов – проектирование зданий и сооружений в рамках реализуемых социальных проектов. Более того, в ФГОС ВПО 2 и 3 поколения тоже прописаны эти требования к подготовке специалистов (архитектор должен уметь разрабатывать социальные проекты).

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства появилась возможность готовить архитекторов средствами и методами социального проектирования с введением в учебные планы вуза с 2008 года дисциплины «Реализация национальных проектов РФ».

В чем заключается сущность системы методических приемов социального проектирования?

Мы полагаем, что это особый способ организации учебно-проектной деятельности, который приводит к достижению социально значимого результата в установленные сроки посредством заранее определенной последовательности разработанных этапов и реализации предложенной идеи (клаузурный проект здания или сооружения, реклама, дизайнерская разработка и т.п.).

В процессе подготовки архитекторов к профессиональной деятельности средствами социального проектирования используем следующие методы социального проектирования:

  • метод матрицы идей — когда на основе нескольких независимых переменных составляются различные варианты решений. Обычно разработка социального проекта зависит от сложности и первоочередности поставленных задач, от сроков, в пределах которых требуется осуществить замысел, а также от материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Просчитывая варианты из этих переменных, можно определить наиболее эффективный путь реализации проекта в заданных условиях. Такой прием принято применять в случае ограниченных возможностей (в нашем случае – ограничение часов курса «Реализация национальных проектов РФ»);
  • метод вживания в роль
    − помогает получить более точное представление о том, что нужно сделать в процессе проектирования. Это не просто прогнозирование, а стремление глубже понять, как будет реализован социальный проект, и каков может быть личный вклад архитектора в создание проекта своими профессиональными знаниями. Сегодня любая проблема требует учета интересов и желаний людей. Будущий архитектор должен стремиться к гармонизации пространства, а это достигается лучше, когда проектировщик внимательно изучает условия, в которых протекает процесс;
  • метод аналогии, который является общенаучным и логическим методом. На основе сходства свойств, признаков и отношений студенты-архитекторы формулируют предположение (прогноз) о наличии указанных свойств, признаков или отношений у нового явления, которое выступает объектом проектирования. Например, если в предлагаемом проектном решении идет речь о необходимости создания центра социализации, адаптации асоциальных людей, гармонизации какого-либо социального явления, то этот метод поможет решить как функциональное зонирование, так и создать архитектурный образ здания по аналогии с ранее созданными подобными зданиями, учреждениями и сооружениями, но на более сложном уровне;
  • метод ассоциациинеудовлетворенность существующей практикой при подготовке проекта диктует необходимость принятия нового решения. Например, в послевоенное время, когда страна восстанавливала разрушенное хозяйство, требовалось наладить массовое жилищное строительство. Реальным выходом из создавшегося положения стали так называемые «хрущевки». Они есть в нашей стране и по сей день. Однако современное социальное жилье не должно выглядеть так убого и быть таким некомфортным. Ассоциации должны подсказать будущим архитекторам, что современное социальное жилье, социальная архитектура в целом тоже призвана гармонизировать окружающий мир и делать его максимально удобным для человека. С учетом накопленных знаний разрабатываются подходы, которые позволяют найти разнообразные и наиболее эффективные способы создания и изменения объектов архитектуры. Они учитывают не только формы, но и содержательные элементы (конструктивные решения, функциональное зонирование, удобство интерьеров, новые отделочные материалы и т.п.). Метод ассоциации предусматривает сочетание приемов приспособления, модификации и полной реорганизации;
  • метод мозгового штурма— связан с генерацией идей, с их равноправной конкуренцией, с возможностью сопоставления. Он осуществляется посредством коммуникативного взаимодействия, в котором обсуждаются различные проекты, осуществляются оценки, экспертиза фактов, полемика мнений. Вовлечение студенческой аудитории в мозговой штурм (например, при обсуждении выбора темы авторского студенческого социального проекта будущими архитекторами) позволяет из бесконечного разнообразия высказанных идей аккумулировать для разработки одну наиболее весомую и важную как для социума, так и для студента;
  • метод синектики
    − согласно которому несколько предложенных идей рассматриваются отдельно друг от друга, а потом между ними устанавливается определенная взаимосвязь и взаимозависимость. Например, два разных социальных студенческих проекта, поднимающие задачи улучшения жизни студенчества – «Создание совершенной материальной базы для архитектурных факультетов с отдельно выделенным многофункциональным выставочным залом» и «Организация зарубежных практик с целью наиболее обширного изучения иностранного опыта архитектурного проектирования», рассматриваются самостоятельно, отдельно друг от друга, хотя, безусловно, связаны между собой одной идеей – инновационного улучшения учебного процесса и модернизации высшего архитектурного образования
    [1].

    Социальное проектирование изучается архитекторами с целью познания проектных технологий, которые уже давно применяются во всех цивилизованных странах. Проектная социальная деятельность - это воздействие человека как субъекта социальной активности на управляемую подсистему (социальную структуру), среду, регион, коллектив, группу, личность, направленное на реализацию разработанного проекта, осуществление поставленной цели. Она представляет собой функционально-временную последовательность социальных действий (социальная технология процесса проектирования), а проект - особую форму отображения потребностей, интересов, установок, стремлений, выраженных в определенной знаковой форме [2].

    Социальное проектирование это не столько технология достижения ожидаемого (прогнозируемого) результата в социальной сфере, но и, что особенно важно, укрепление в социальной практике проектного мышления.

    Для эффективного обучения архитекторов социальному проектированию наряду с традиционными методами обучения нами была разработана система методических приемов социального проектирования для архитекторов.

    Эта система, безусловно, включает в себя все методы социального проектирования. Но вместе с тем имеет ярко выраженную гармонизирующую составляющую – архитектурное творчество студентов и направленное желание улучшая жизнь социума приводить пространство в соответствие.

    В чем заключается сущность системы методических приемов социального проектирования?

    Мы полагаем, что это особый способ организации учебно-проектной деятельности, который приводит к достижению социально значимого результата в установленные сроки посредством заранее определенной последовательности разработанных этапов и реализации предложенной идеи (клаузурный проект здания или сооружения, реклама, дизайнерская разработка и т.п.).

    Студенческий социальный проект, разработанный будущим архитектором:

  • должен быть направлен на достижение четко сформулированной цели (например, гармонизация городской среды, разработка рекламы по определенной проблеме, решение экологических проблем, проекты зданий социального характера с функциями социализации, адаптации, превентивности с целью качественного улучшения жизни социума);
  • должен разрабатываться на основе применения профессиональных знаний в области архитектуры, т.е. обязательно иметь в своем составе творческую составляющую – клаузурное решение архитектурного объекта в рамках разрабатываемого социального проекта;
  • иметь заранее определенную последовательность и способы действий;
  • реализовываться с использованием ограниченного количества ресурсов (обязательно рассматриваются вопросы финансирования и условия софинансирования);
  • осуществляться в установленные сроки (в нашем случае – это срок 3 – 5 лет с условием возможного продления реализации в случае успешности проекта);
  • должен обозначать ожидаемые результаты от реализации.

Сначала будущие архитекторы описывают структуру социального проекта, которая состоит, как правило, из пяти разделов. Для этого в текстовой части социального проекта прописывается социальная проблема, которая будет решаться автором, положение дел в РФ по заявленной проблеме, дается анализ существующей ситуации и, по возможности, проводится сравнительный анализ решения аналогичной проблемы за рубежом. Автором проекта обязательно заявляются (предлагаются) инновационные технологии (новые способы строительства, реконструкции и реставрации зданий, применение нанотехнолгичных материалов, новых способов обработки зданий с целью продления их эксплуатации и т.п.). Описываются выбранные методы возведения социального объекта, выбранные материалы и т.п. Определяется регион, область, город или еще более конкретное место, где планируется реализовывать проект. Грамотно и корректно выделяются цели, задачи и способы их решения. Подробно описываются действия, которые предполагается осуществить в рамках реализуемого проекта и их последовательность, излагаются вопросы финансирования, определяются ресурсы и заявляется предположительный результат, который может быть получен от реализации проекта. Архитекторы обязательно должны учитывать как социальную, так и гармонизирующую (архитектурную) составляющие своего проекта.

Социальный проект будущие архитекторы пишут (имеется ввиду заключительное контрольное задание «Пятый виртуальный проект» и текстовая составляющая студенческой идеи) простым языком, без применения специальных терминов так, чтобы идея была понятна всем, даже тем, кто ранее не слышал ни о чем подобном. А если существует необходимость использования специальных терминов или аббревиатуры, то их значение необходимо пояснить в тексте социального проекта (например, “ЭКО-кафе” – экологическое кафе, “Эвакожилье” – временное жилье для эвакуации граждан, пострадавших в результате ЧС).

Для демонстрации компетентности в решаемой проблеме, необходимо во вступлении (разделе «актуальность») привести анализ существующей проблемной ситуации в РФ и (или), например, в нашей области, снабжая описание ссылками на научные и публицистические источники, дополняя статистическими данными.

Предлагаемые архитекторами способы решения заявленной проблемы должны быть убедительны, реалистичны и иметь социальную и гармонизирующую направленность. Сроки реализации проекта должны соответствовать среднестатистическим по РФ – 3-5 лет. Необходимо дифференцированно подходить к срокам реализации авторского проекта. Например, проект «Детский игровой комплекс» можно реализовать за 1 – 2 года. А проект «Чистая и безопасная вода – жителям России» требует более длительного срока реализации.

Студенты-архитекторы не должны предлагать в качестве уникальных или инновационных проекты, которые призваны решать повседневные, обыденные задачи. Это означает, что архитекторы должны уметь аргументировать значимость, важность и необходимость решения исследуемой ими проблемы именно проектным способом.

Определяя проблему, целью проекта предлагают способ ее решения. Задачи социального проекта – конкретные способы и пути, выбранные для достижения цели проекта.

Студенты-архитекторы обязаны понимать, что цели социального проекта конкретны, рассчитаны на срок реализации проекта, достижимы, взаимодополняемы.

Архитекторы должны представлять, что социальные проекты не могут иметь слишком много задач, обычно от 3 до 5. Неплохо если ими будет определен оправданный комплекс задач разных категорий (координационные, проектные, массово-рекламные, теле-рекламные, организационные и т.п.).

Студенты должны понимать, кто именно будет осуществлять деятельность в рамках реализуемого социального проекта (городские власти, управление вуза, социальные службы, волонтеры и т.д.), какой продукт должен получиться в результате выполнения проекта (клаузурный проект социального здания, городская социальная реклама, улучшение эко-обстановки в городе, появление нового типа социального жилья и т.д.), когда и как будут осуществляться запланированные действия, какие финансовые источники буду «питать» проект.

Ожидаемые результаты тоже прописываются разработчиком социального проекта. Они должны быть количественные и качественные, исходя из решения заявленных проектантом задач.

Эффективность социального проекта необходимо пояснить в заключении, т.е. обозначить, как качественно изменится жизнь социума, если будут решены все задачи предлагаемого проекта.

Будущие архитекторы выполнят презентацию своего авторского социального проекта или создают видеоролик на него.

Выполняя презентацию, студенты имеют возможность продемонстрировать:

  • знания основ социального проектирования;
  • умение оформлять текст социального проекта тезисно, выделяя главное;
  • композиционные навыки;
  • грамотность шрифтового оформления;
  • сформированность колористического восприятия;
  • умение на деле осуществлять принцип «наглядности».

Разработанная система методических приемов социального проектирования для архитекторов дает возможность эффективно подготовить специалиста не только обученного профессиональной деятельности, но и способного к нахождению индивидуальных способов в преодолении разнообразных социальных проблем, иными словами, человека со сформированным проектным социальным мышлением.

Нами были изучены и проанализированы различные учебники и учебные пособия по социальному проектированию («Социальное проектирование» В.И. Курбатова, О.В. Курбатовой, «Социальное конструирование реальности» П. Бергера, Т. Лукмана, «Социальное проектирование» Г.А. Антонюка, «Социальное проектирование» В.А. Лукова). Из этого множества было выбрано для использования в учебном процессе наиболее доступное в изложении и удобное для пользования (в силу компактной подачи материала) учебное пособие В.А. Лукова «Социальное проектирование» [3, 4, 5,6].

Мы согласны с позицией автора этого учебного пособия и принимаем его в качестве основной методической литературы для обучения будущих архитекторов основам социального проектирования и дополнительной в рамках дисциплины «Реализация национальных проектов РФ». К недостаткам учебного пособия можно отнести то, что автор учебного пособия не ставил перед собой цель предметного обращения с вопросами социального проектирования к той или иной профессии. Оно было создано для социологов и социальных работников. Во всяком случае, это учебное пособие не может научить архитекторов проектировать объекты социального характера, приводить к гармоничному соответствию внешний вид объекта и его социальное назначение. Научить их этому – задача архитекторов, а знания основ социального проектирования вполне возможно получить из учебного пособия В.А. Лукова. Именно поэтому мы пришли к разработке системы методических приемов социального проектирования для архитекторов, которая, по сути, представляет собой симбиоз социального и архитектурного проектирования[7, 8].

То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов (в нашем случае – метода проектов и методов и методик социального проектирования) появляется реальная возможность сделать подготовку архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе более эффективной.


Библиографический список
  1. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204с.
  2. http://socioline/ru/_seminar/library/plotinsky/plot_131.php [д ата обращения: 16.11.2013]
  3. Курбатов, В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование –Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. – М.: Медиум, 1995.
  5. Антонюк Г.А. Социальное проектирование — Минск, 1978.
  6. Луков В. А. Социальное проектирование: Учеб. пособие –М.: Изд-во Моск. гуманит ун-та : Флинта, 2006.
  7. Никонова Е.Р. Компетентностная составляющая подготовки архитекторов к профессиональной деятельности в процессе социального проектирования в вузе. «Перспективы науки и образования»:сетевой научно-практический журнал, №4 , 2013 г., с. 107-113 E-mail: pnojournal@mail.ru
  8. Никонова Е.Р. Социальное проектирование в подготовке архитекторов к профессиональной деятельности. Анализ мотивационной составляющей. «Перспективы науки и образования»: сетевой научно-практический журнал, №5 , 2013 г., с. 115-120 E-mail: pnojournal@mail.ru


Все статьи автора «Никонова Елена Равильевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: