УДК 339.94

ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЯ СТРАН МИРА

Нетесова Мария Сергеевна
Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права
студентка

Аннотация
В данной статье представлен анализ, который проводился в целях выявления уровня инновационно-технологического развития в разных странах. Приведен ряд показателей, характеризующих факторы, которые оказывают влияние на инновационно-технологическое развитие. А также представлены рекомендации по стимулированию инновационно–технологического развития в России.

Ключевые слова: инновации, инновационно – технологическое развитие, экономика России


INNOVATIVE-TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE WORLD COUNTRIES

Netesova Maria Sergeevna
Tymen state academy of world economy, management and law
student

Abstract
The article presents the analysis that was conducted to identify the level of innovation and technological development in different countries. Provides a number of indicators characterizing the factors that influence the innovation-technological development. As well as recommendations on stimulation of innovation and technological development in Russia.

Keywords: economy of Russia, innovation, innovative - technological development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Нетесова М.С. Инновационно-технологическое развития стран мира // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30028 (дата обращения: 02.06.2017).

В условиях глобального финансово-экономического кризиса проблема инновационно-технологического развития является весьма актуальной практически для всех стран мира. Данная проблема непрерывно изучается в различных отраслях науки с целью выработки рекомендаций по развитию инноваций в РФ. Инновационно – технологическое развитие – один из факторов, который способствует экономического росту. Таким образом, в последние годы тема инновационной экономики и инновационного развития становится  популярной среди отечественных экономистов и политиков.

В данной статье проводилась классификация стран мира по инновационно-технологическому развитию с использованием кластерного анализа, который  позволил из множества стран выявить страны с близкими по значению наборами показателей, а также определить место России в мире по уровню инновационно – технологического развития.

Для распределения 120 стран по соответствующим группам кластерный анализ был проведен по 5 показателям, характеризующим  факторы, оказывающие влияние на инновационно-технологическое развитие. Анализ  проводился методом К средних.

В качестве факторов были выбраны следующие показатели:

Y- глобальный индекс инноваций (GII);

X1 – доля затрат на НИОКР, в % от ВВП;

X2 –гос. расходы на образование, в % от ВВП.

Х3 – количество патентов на 1 млн.чел.;

Х4 – пользователи интернета на 100 чел.;

Х- численность научных работников, на 1 млн.чел.

По моему мнению, данные показатели наиболее полно отражают уровень и факторы инновационно – технологического развития. [1,2,3,4] .

В результате проведенного анализа страны были объединены в кластеры со схожими характеристиками их инновационной способности, как это указано в табл. 1.

Таблица 1 – Классификация стран по уровню инновационно – технологического развития за 2012 г.

№ кластера

Состав кластера

Количество стран

1

2

3

Кластер 1 (А)- страны-лидеры в инновационном развитии Аргентина, Великобритания, Гонконг, Дания, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур, США, Финляндия, Швейцария, Швеция

13

Кластер 2 (В)- переходный тип Бразилия, Гонконг, Греция,  Индия, Индонезия, Испания, Китае, Нидерланды, ОАЭ, Польша, Турция, Франция, Чехия,  Япония

 

 

14

Кластер 3 (С)- страны – аутсайдеры по уровню инновационно – технологического развития Азербайджан, Албания, Алжир, Армения, Бангладеш, Бахрейн, Беларусь, Белиз, Бельгия, Боливия, Бруней, Буркина Фасо, Бурунди, Венесуэла, Венгрия, Вьетнам, Габон, Гайана, Гватемала, Грузия, Доминикана, Египет, Замбия, Зимбабве, Израиль, Иордания, Иран, Ирландия, Исландия, Йемен, Казахстан, Камбоджа, Камерун, Катар, Кения, Кипр, Колумбия, Коста Рика, Кот-д’Ивуар, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мальта, Марокко, Мозамбик, Молдова, Монголия, Намибия, Непал, Нигер, Нигерия, Никарагуа, Оман, Пакистан, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Португалия, Россия, Руанда, Румыния, Сальвадор, Саудовская Аравия, Сенегал, Сербия, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, Таджикистан, Тайланд, Танзания, Тунис, Уганда, Узбекистан, Украина, Уругвай, Фиджи, Филиппины,  Чили, Шри Ланка, Эквадор, Эстония, Эфиопия , Южная Африка, Ямайка

93

Источник: расчеты автора

Следует отметить, что главное отличие 1-го кластера от остальных заключается в том, что в него включены страны с высокими значениями таких показателей, как  расходы на НИОКР  и государственные расходы на образование, вследствие чего мы наблюдаем высокие показатели  численности научных работников и наибольшее количество заявок на патенты. Можно сказать, что эти страны вкладывают большие средства в разработку новых технологий. Ко 2-ому кластеру относят развивающиеся страны по уровню инновационно – технологического развития. В этих странах наблюдается  рост численности научных работников, что объясняется увеличением расходов на образование, а также интенсивности затрат на НИОКР. В 3-ий кластер были включены страны – аутсайдеры по уровню инновационно – технологического развития. В этих странах  низкие расходы на образование их жителей являются главным препятствием на пути к повышению уровня технологического развития и внедрению в производство новых технологий, т.е. жители не могут получать высшее образование, что приводит к оттоку рабочей силы из сферы НИОКР.

В конечном итоге, данные расчеты еще раз подтверждают, что уровень инновационно-технологического развития в  Российской Федерации низок, поэтому Россия находится наравне с такими странами, как Бруней, Бурунди, Замбия, Зимбабве,  Кот-д’Ивуар, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Тунис, Южная Африка. Характерной особенностью этих стран является значительное отставание по уровню инновационно-технологического развития.

Тенденции и структура финансирования науки и новых технологий в России не соответствуют текущим потребностям и стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Россия сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся увеличивается.

Так как Россия отстаёт по многим пунктам от развитых стран, где внедряются биотехнологии, то это значит, что  ей нужна радикальная модернизация образовательных программ, реформа корпоративного законодательства, независимость судов, внедрение прецедентного права, а также открытая программа фундаментальных исследований [5]. Также в области инновационного развития должны быть предприняты усилия в таких направлениях, как повышения конкурентоспособности России, создания внутри страны благоприятной сферы для формирования инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов, а также создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортёра высокотехнологичной продукции.


Библиографический список
  1. Официальный сайт Всемирного Банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://data.worldbank.org/indicator (дата обращения: 15.11.2013)
  2. Официальный сайт центра гуманитарных технологий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://gtmarket.ru/ (дата обращения: 18.11.2013)
  3. Официальный сайт МВФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:  http://www.imf.org/external/index.htm (дата обращения: 18.11.2013)
  4. Доклад о развитии человека 2013 Банка [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://hdr.undp.org/en/media/HDR_2013_RU.pdf (дата обращения: 20.11.2013)
  5. Официальный сайт «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:   http://issek.hse.ru/news/32745723.html (дата обращения: 20.12.2013)
  6. Место России в глобальных рейтингах экологической устойчивости развития Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10324 (дата обращения: 14.10.2013).
  7. Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XXвека  Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 (Электронный журнал) URL: http://www.science-education.ru/111-10169 (дата обращения: 26.09.2013).


Все статьи автора «MariaSergeevna»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: