Нетесова Мария Сергеевна Тюменская государственная академия мировой экономики, управления и права студентка
Аннотация В данной статье представлен анализ, который проводился в целях выявления уровня инновационно-технологического развития в разных странах. Приведен ряд показателей, характеризующих факторы, которые оказывают влияние на инновационно-технологическое развитие. А также представлены рекомендации по стимулированию инновационно–технологического развития в России.
INNOVATIVE-TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT OF THE WORLD COUNTRIES
Netesova Maria Sergeevna Tymen state academy of world economy, management and law student
Abstract The article presents the analysis that was conducted to identify the level of innovation and technological development in different countries. Provides a number of indicators characterizing the factors that influence the innovation-technological development. As well as recommendations on stimulation of innovation and technological development in Russia.
Библиографическая ссылка на статью:
Нетесова М.С. Инновационно-технологическое развития стран мира // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/12/30028 (дата обращения: 25.03.2019).
В условиях глобального финансово-экономического кризиса проблема инновационно-технологического развития является весьма актуальной практически для всех стран мира. Данная проблема непрерывно изучается в различных отраслях науки с целью выработки рекомендаций по развитию инноваций в РФ. Инновационно – технологическое развитие – один из факторов, который способствует экономического росту. Таким образом, в последние годы тема инновационной экономики и инновационного развития становится популярной среди отечественных экономистов и политиков.
В данной статье проводилась классификация стран мира по инновационно-технологическому развитию с использованием кластерного анализа, который позволил из множества стран выявить страны с близкими по значению наборами показателей, а также определить место России в мире по уровню инновационно – технологического развития.
Для распределения 120 стран по соответствующим группам кластерный анализ был проведен по 5 показателям, характеризующим факторы, оказывающие влияние на инновационно-технологическое развитие. Анализ проводился методом К средних.
В качестве факторов были выбраны следующие показатели:
Y- глобальный индекс инноваций (GII);
X1 – доля затрат на НИОКР, в % от ВВП;
X2 –гос. расходы на образование, в % от ВВП.
Х3 – количество патентов на 1 млн.чел.;
Х4 – пользователи интернета на 100 чел.;
Х5 - численность научных работников, на 1 млн.чел.
По моему мнению, данные показатели наиболее полно отражают уровень и факторы инновационно – технологического развития. [1,2,3,4] .
В результате проведенного анализа страны были объединены в кластеры со схожими характеристиками их инновационной способности, как это указано в табл. 1.
Таблица 1 – Классификация стран по уровню инновационно – технологического развития за 2012 г.
№ кластера
Состав кластера
Количество стран
1
2
3
Кластер 1 (А)- страны-лидеры в инновационном развитии
Аргентина, Великобритания, Гонконг, Дания, Ирландия, Канада, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Сингапур, США, Финляндия, Швейцария, Швеция
Следует отметить, что главное отличие 1-го кластера от остальных заключается в том, что в него включены страны с высокими значениями таких показателей, как расходы на НИОКР и государственные расходы на образование, вследствие чего мы наблюдаем высокие показатели численности научных работников и наибольшее количество заявок на патенты. Можно сказать, что эти страны вкладывают большие средства в разработку новых технологий. Ко 2-ому кластеру относят развивающиеся страны по уровню инновационно – технологического развития. В этих странах наблюдается рост численности научных работников, что объясняется увеличением расходов на образование, а также интенсивности затрат на НИОКР. В 3-ий кластер были включены страны – аутсайдеры по уровню инновационно – технологического развития. В этих странах низкие расходы на образование их жителей являются главным препятствием на пути к повышению уровня технологического развития и внедрению в производство новых технологий, т.е. жители не могут получать высшее образование, что приводит к оттоку рабочей силы из сферы НИОКР.
В конечном итоге, данные расчеты еще раз подтверждают, что уровень инновационно-технологического развития в Российской Федерации низок, поэтому Россия находится наравне с такими странами, как Бруней, Бурунди, Замбия, Зимбабве, Кот-д’Ивуар, Кувейт, Марокко, Саудовская Аравия, Тунис, Южная Африка. Характерной особенностью этих стран является значительное отставание по уровню инновационно-технологического развития.
Тенденции и структура финансирования науки и новых технологий в России не соответствуют текущим потребностям и стратегической задаче преодоления отставания от лидеров мировой экономики. Россия сохраняет свои позиции по некоторым результатам научной деятельности, по вкладу в мировую научную продукцию, но отставание в реализации результатов, в уровнях технологического развития, в эффективности государственной научной и инновационной политики не только от развитых стран, но и от развивающихся увеличивается.
Так как Россия отстаёт по многим пунктам от развитых стран, где внедряются биотехнологии, то это значит, что ей нужна радикальная модернизация образовательных программ, реформа корпоративного законодательства, независимость судов, внедрение прецедентного права, а также открытая программа фундаментальных исследований [5]. Также в области инновационного развития должны быть предприняты усилия в таких направлениях, как повышения конкурентоспособности России, создания внутри страны благоприятной сферы для формирования инноваций, повышения привлекательности науки и высокотехнологичных секторов, а также создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей хайтека четвертого и пятого технологических укладов и превращения на этой основе России в крупного производителя и экспортёра высокотехнологичной продукции.
Официальный сайт «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://issek.hse.ru/news/32745723.html(дата обращения: 20.12.2013)
Место России в глобальных рейтингах экологической устойчивости развития Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/111-10324 (дата обращения: 14.10.2013).
Теория инноваций как ключевое направление научных исследований XXвека Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5 (Электронный журнал) URL: http://www.science-education.ru/111-10169 (дата обращения: 26.09.2013).