ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР РЕВОЛЮЦИОННОГО ТЕРРОРА В РОССИИ

Ашинов Руслан Нальбиевич
Краснодарский краевой базовый медицинский колледж
Преподаватель общественный дисциплин

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме историографии террора в России. Проблема переосмысления такого типологического для истории народов явления, как гражданская война и неизменно сопутствующего ей массового террора обусловили происходящие теоретико-методологические изменения в современном историческом знании. Структура представленной квалификационной работы позволяет сосредоточить внимание на взаимозависимости теоретических идей и реальной практике террора в годы гражданской войны на Кубани. Именно такой подход способен прояснить теоретическую основу революционного терроризма, характерные черты и особенности его проявления на общероссийском и региональном уровнях.

Ключевые слова: Бакунин, историография, Кропоткин, народничество, Революцiя, террор, терроризм


THE HISTORIOGRAPHIC REVIEW OF REVOLUTIONARY TERROR IN RUSSIA

Ashinov Ruslan Nalbiyevich
Krasnodar regional basic medical college
Teacher public disciplines

Abstract
This article is devoted to a problem of a historiography of terror in Russia. Problem of so typological reconsideration for history of the people of the phenomenon as civil war and mass terror permanently accompanying it caused occurring teoretiko-methodological changes in modern historical knowledge. The structure of the presented qualification work allows to concentrate attention to interdependence of theoretical ideas and real practice of terror in the years of civil war on Kuban. Such approach is capable to clear a theoretical basis of revolutionary terrorism, characteristic features and features of its manifestation at the all-Russian and regional levels.

Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ашинов Р.Н. Историографический обзор революционного террора в России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/29898 (дата обращения: 18.04.2024).

Учитывая достаточно развитую в российской  исторической науке традицию обращения к проблемам революционного террора, объем и характер накопленных историографических источников необходимо дать анализ выявленной и изученной литературы. При этом имеет смысл обратить внимание на некоторые положения. Несмотря на определенное количество опубликованных работ, до настоящего времени исследования по истории террора в годы гражданской войны не стали еще предметом специального
анализа. В то же время эта проблема оказалась в эпицентре современной политической борьбы, что не может не обуславливать потребность ее научной разработки.
В связи с необходимостью систематизации литература по рассматриваемой проблеме условно может быть разделена на группы. К первой группе относятся работы по теории революционного террора [1]. Изучение работ  П. Л. Лаврова, М. А. Бакунина, П.А. Кропоткина и других идеологов терроризма позволяет глубже понять социально-политические истоки возникновения и развития этого явления в России. Важным шагом в изучении истории террора стала публикация специальных исследований, посвященных жизни и деятельности теоретиков и практиков террора, анализу их взглядов и позиций[2].
Для характеристики сложившейся в стране ситуации привлекались исследования по истории гражданской войны на Кубани[3] .  Центральной исследовательской проблемой в работах данного вида стали вопросы военного противостояния революционных и контрреволюционных сил. Региональные исследования, как правило, базируются на источниках, извлеченных из местных архивов.

Основываясь на широком документальном материале, авторы этих работ воссоздали социально-экономическую обстановку, определяющую расстановку сил в среде казачьего, иногороднего и горского населения Кубани, характер требований и противоречий, сложившихся в обществе.

Гражданская война в России являлась сложным многогранным событием, что не могло не сказаться на особенностях историографии. Наряду с общими подходами, укрепилась тенденция выделения локальных тем: социально-экономического, политического, военно-стратегического характера. К темам подобного плана может быть отнесена и проблемам террора[4].
Благодаря такому подходу усиливается внимание к глубинным структурам истории, появляется возможность проникнуть в ее потаенные пласты, сделать предметом изучения «живые» страсти и переживания людей.
Советская историография исходила из положения о необходимости изучения, прежде всего, истории революционных сил, в то время как противостоявшие им силы изучались лишь постольку, поскольку без них невозможно было показать действия главных субъектов истории – революционных рабочих и крестьян, борющихся за советскую власть под руководством большевистской партии. При такой постановке проблемы контрреволюционный лагерь служил лишь фоном, на котором развертывались действия основных сил, решавших судьбу страны, определявших ход истории [5].
В последние годы взгляды стали существенно изменяться: большинство исследователей видят диалектическую взаимосвязь большевизма и «белого дела». Различные факты и тенденции белого движения явственно отражают политические, экономические, социальные и культурные процессы, происходившие в обществе в условиях гражданской войны [6].
Современных историков все больше привлекает проблема психологического состояния человека в истории и, в частности, в экстремальной ситуации — ситуации гражданской войны. «Подумать только, — восклицал Л. Февр, — у нас нет истории любви! Нет истории смерти. Нет ни истории жалости, ни истории жестокости»[7]. Человек воюющий — это особое явление, причем не только социальное, но и психологическое. Психосоциальная интерпретация революции и гражданской войны заметно отличается от социально — политической. В любую эпоху человек проявляет свою деятельную, мыслящую, чувственную суть, в то время как в годы войны он неизбежно превращается в персонаж жизненной и исторической драмы.

Именно этой стороне вопроса историки уделяют все больше внимания[8]. Исторические исследования тем самым приобретают новые критерии: наряду с традиционным описанием событий гражданской войны, специальные усилия исследователей направлены на воссоздание человека в войне, с его переживаниями, с взаимодействием «культуры страха», «культуры стыда», «культуры вины». К наиболее значимым могут быть отнесены выводы о гражданской войне как состоянии разрыва гражданского мира, о ее разрушительном характере, причинах и проявлениях «социального разлада», о внутреннем смысле гражданской войны, о порожденной ею стихии насилия, вседозволенности, агрессии[9] .
Говоря о морально-психологической составляющей событий гражданской войны, особо следует отметить проблему террора. Еще в 20-е гг. предпринимались попытки осмысления белого и красного террора[10] . Однако уже с 30-х гг. эта тема, исходя из общеполитической ситуации, «вышла» из исследовательского пространства и находила лишь фрагментарное отражение в работах историков[11]. В последние годы предпринимаются попытки осмысления данного явления как в общероссийском[12], так и региональном масштабе[13].
В историографии достаточно остро ставится вопрос о терроре как о явлении, оказавшем непосредственное воздействие на морально – психологический климат в обществе. В целом характерной особенностью развития исторического знания по проблемам гражданской войны на Кубани продолжает оставаться его чрезвычайная динамичность. Наряду с развивающимися традиционными подходами, все отчетливее проступает новая тенденция: в центре внимания находятся не только общие процессы, но и явления социально-психологического смысла.


Библиографический список
  1. Лавров П. Л. Философия и социология. Избр. произведения: в 2 т. М.,1965; Кропоткин П.А.     Записки революционера. М., 1966; Он же. Дневник разных лет. М.,1992; Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства. Сочинения: в 2 т. М., 1975-1976; Бакунин М.А. Философия. Социология. Политика. Сборник. М., 1989 и др.
  2. Демиденко А.И., П.Л. Лавров. М., 1969; Пирумова Н.М. Бакунин. М., 1970; Она же. Петр Алексеевич Кропоткин. М., 1972; Володин А.И., Итенберг Б.С. Лавров. М.,1981; Тхоржевский С.С. Искупление воли: Повесть о П. Лаврове. М.,  1985; Шеметов А.И. Искупление: Повесть о Петре Кропоткине. М., 1986; Итенберг. Б.С. П.Л. Лавров в русском революционном движении. М., 1988; Рудницкая Е.Л. Русский бланкизм: Петр Ткачев. М., 1992; Борисенок Ю.А., Олейникова Д.И. Михаил Александрович Бакунин // Вопросы истории.1994.№3 и др.
  3. Соколов Г.В. Интервенция на Кубани 1917 – 1920 гг. Краснодар, 1957; Козлов А.И., Хмелевский К.А. Интервенция четвертого союза на Дону и Северном Кавказе в 1918 г. // Империалистическая интервенция на Дону и Северном Кавказе. М., 1988; Козлов А.И.  Казачья окраина России. Ростов н/Д, 1992; Он же Актуальные проблемы истории казачества // Проблемы истории казачества XVI – XX вв. Ростов н/Д, 1995; Черкасов А.А. К вопросу о Гражданской войне на Кубани и Черноморье 1917 – 1922 гг.: Причины, ход, итоги // История и историки в контексте времени: Сб. научн. тр. Вып.2. Краснодар – Сочи, 2004; Почешхов Н.А. Теоретические проблемы гражданской войны в России (1917 – 1921 гг.): региональная составляющая // Вопросы теории и методологии истории. Вып.5. Майкоп, 2005.
  4. Никитин А.Л. Заключительный этап развития анархической мысли в России // Вопросы философии. 1991. №8; Будницкий О.В. «Кровь по совести»: терроризм в России (вторая половина XIX – начало XX в.) // Отечественная история.1994. № 6; Страда В. Гуманизм и терроризм в русском революционном движении // Вопросы философии. М., 1996. №9; Будницкий О.В.Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология. (вторая половина XIX – XX вв.). 2000; Черкасов А.А., Чекерес О.Ю. К вопросу о Красном терроре на территории Кубани и Черноморья в 1920-1922 гг. // История и историки в контексте времени: Сб. научн. тр. Вып.2. Краснодар – Сочи, 2004; Почешхов Н.А. Гражданская война на Кубани (1917-1920 гг.): «цвета террора» // Диалоги с прошлым. Майкоп, 2006. № 4.
  5. Поляков Ю.А. Поиски новых подходов // Россия в XX веке: историки мира спорят.   М.,1994.
  6. Венков А.В. Антибольшевистское движение на юге России на начальном этапе   гражданской войны. Ростов-на-Дону, 1995 и др.
  7. Февр Л. Бои за историю. М., 1991. С.123.
  8. Шеуджен Э.А. Революционная идея и изменение психологии личности // Гипнология и     интегративная антропология на службе педагогической, спортивной, медицинской и  психотерапевтической практики. Мат. Международной конференции 22-26 сентября 1994. Майкоп, 1994.
  9. Бердяев Н.А. Судьба России. М.,1990; Он же. Философия неравенства. М.,1990;   Он же. Истоки и смысл русского коммунизма. М.,1990; Франк К. Крушение кумиров // Кубань. 1991. № 4; Ильин И. Государственный смысл белой армии // Кубань. 1992.
  10. № 1 и др.
  11. Быстрянский В. Контрреволюция и ее методы (Белый террор прежде и теперь). Пб., 1920; Раенко-Туранский Я.Н. Адыги до и после Октября. Ростов – на – Дону -Краснодар, 1927 и др.
  12. Спирин Л.М. Классы и партии в гражданской войне. М., 1968; Голинков Д.Л. Крушение    антисоветского подполья в СССР: В 2-х кн. М., 1986 и др.
  13. Левин М. Гражданская война: динамика и насилие // Гражданская война в России: перекресток мнений. М., 1994; Литвин А.Л. Красный и белый террор в России 1918-1922 гг. Казань, 1995; Он же. Красный и белый террор в России 1918-1922 гг. М., 2004 и др.
  14. Шебзухов М.Х. Красный и белый террор в Адыгее // Северный Кавказ: национальные отношения (историография проблемы). Майкоп, 1992; Дзидзоев В.Д. Белый и красный террор на Северном Кавказе в 1917-1918 г. Владикавказ, 2000 и др.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Ashinov»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация