ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В УСЛОВИЯХ УРБАНИЗАЦИИ

Белая Екатерина Николаевна
НОУ ВПО "Северо-Кавказский гуманитарно-технический институт"
старший преподаватель кафедры "Строительство"

Аннотация
В статье рассмотрены вопросы эколого-экономического обоснования оптимального расположения дошкольного образовательного учреждения с учетом зоны экологического риска. Влияние негативных факторов окружающей среды на здоровье детей. В основе выбора варианта расположения детских садов лежит процедура оценки экологического риска, которая производится с учетом степени загрязнения окружающей среды и экономическому обоснованию принятия мер по нейтрализации имеющихся вредных факторов окружающей среды.

Ключевые слова: город, дети, дошкольные образовательные учреждения, здоровье, окружающая среда, реконструкция, экологический риск


ECOLOGICAL AND ECONOMIC ASSESSMENT ORGANIZE PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN TERMS OF URBANIZATION

Belaya Yekaterina Nikolayevna
North-Caucasian Humanitarian and Technical institute
senior lecturer of the Department "Construction"

Abstract
The article discusses the ecological and economic feasibility of the optimal location tion preschool educational institution subject area environ-mental risk. The impact of negative environmental factors on children's health. The basis of selection options is location kindergartens environmental risk assessment procedure, which is done to the extent of environmental pollution and economic feasibility of measures to neutralize the existing environmental hazards.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Белая Е.Н. Эколого-экономическое обоснование размещения дошкольных образовательных учреждений в условиях урбанизации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/12/29145 (дата обращения: 19.04.2024).

Динамически развивающиеся города испытывают острый недостаток в свободных территориях в черте города, что привело к росту объемов реконструкции существующей застройки.  Проблема поиска более эффективных решений использования потенциала реконструируемой территории города вплотную связана с дальнейшим улучшением условий жизни населения. Зачастую застроенные части города испытывают потребность в объектах социального назначения: поликлиниках, аптеках, дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и пр. Невозможно нормальное функционирование и развитие общества в условиях нехватки объектов социального обслуживания.

Повышение рождаемости практически во всех регионах Российской Федерации [1] выдвигает приоритетным направление обеспечение населения в дошкольных образовательных учреждениях. В сложившихся условиях, ДОУ являются наиболее важными объектами гражданского строительства, проектирования и возведение которых тесным образом связано с реализацией жилищной программы и модернизации системы образования.

Для решении задач эколого-экономического обоснования размещения дошкольных образовательных учреждений при реконструкции городской застройки необходимо учитывать в первую очередь градостроительные требования к размещению ДОУ, а так же экологические аспекты оценки территории, разрабатывать комплекс мероприятий по минимизации влияния факторов экологического риска, а также обеспечивать экологическую безопасность и защиту здоровья детей от вредных воздействий.

При проектировании детских дошкольных учреждений необходимо, чтобы помещения отвечали своему назначению и соответствовали педагогическим и гигиеническим требованиям. Все, что препятствует выполнению режима, нарушает принцип групповой изоляции, лишает детей полноценного света и воздуха, затрудняет уход за детьми, нельзя считать приемлемым.

Урбанизации городов и сопутствующей проблемы загрязнения окружающей среды выдвигает на передний план исследование влияния экологических факторов на здоровье населения.

Экологический фактор как один из критериев выбора оптимального участка для месторасположения ДОУ в условиях динамично развивающихся городов становится в последние годы одним из основополагающих наряду с градостроительными и санитарно-гигиеническими требованиями ввиду того, что неблагоприятные экологические условия влекут за собой не только ухудшение здоровья населения, но и дополнительные финансовые затраты на устранение негативного воздействия факторов окружающей среды. Учет и оценка влияния экологических рисков на местоположение объекта становится объективной закономерностью. Это объясняется в первую очередь тем, что ответственность заказчика повышается на территории с повышенной экологической опасностью при реконструкции городской застройки за неблагоприятные экологические и связанные с ними социальные, экономические и другие последствия.

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» [2] определяет форму компенсации ущерба, наносимого природе и здоровью человека – три вида платежей за загрязнение окружающей среды (ОС): предельно допустимые объемы размещения отходов (базовые нормативы, плата за природопользование); в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов); за сверхлимитное загрязнение окружающей среды (штрафы). Таким образом, прежде чем принять решение застройщик должен убедиться, что в проектных решениях учитывается экологический фактор и намечаемая деятельность объекта строительства будет экологически безопасной и экономически выгодными.

Важной задачей при выборе места размещения ДОУ является минимизация ущерба здоровью населения, особенно детей дошкольного возраста, которые в силу их возрастных особенностей наиболее уязвимы в отношении неблагоприятных воздействий экологических факторов и развития экопатологии. Детский организм более чувствительно реагирует  на загрязняющие вещества даже в малых их концентрациях. По мере повышения концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде закономерно возрастает число детей, реагирующих на их присутствие. Поэтому состояние их здоровья является одним из показателей, отражающих изменения качества окружающей среды, а экологическая патология детского возраста, представлена врожденными пороками, аллергическими заболеваниями, хроническими соматическими, нервно-психическими и онкологическими заболеваниями.

Гиперчувствительность детей к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды особенно выражена в критические периоды роста и развития. Наиболее высока чувствительность к неблагоприятным факторам внешней среды у эмбриона, новорожденного и у детей раннего возраста. Получили подтверждение тесная связь с загрязнением атмосферного воздуха частоты неблагоприятного течения беременности и родов, патологии новорожденных, врожденных аномалий и наследственных заболеваний. Так, в зонах экологического кризиса определялось повышение вдвое уровня перинатальной смертности и на 25 % уровня младенческой смертности. В структуре причин младенческой смертности в городах с развитой химической промышленностью первые места занимают врожденные пороки развития и опухоли, составляя до 40 %. Экологически неблагополучные территории характеризуются высокой частотой аллергических заболеваний, нейро-вегетативных дисфункций и эндокринопатий, отставаний в физическом и нервно-психическом развитии [3].

Дыхательная система человека наиболее тесно связана с внешней средой и загрязнение атмосферы не может не сказываться на ее состоянии. Серьезную угрозу здоровью детей представляет загрязнение окружающей среды тяжелыми металлами ввиду токсического воздействия этих веществ на нервную систему, обусловливающего снижение интеллекта, формирование минимальных мозговых дисфункций, невротических реакций, многообразных вегетативных нарушений. Это обусловливает повышение у детей частоты острых, рецидивирующих и хронических бронхолегочных заболеваний. Следует также учесть, что целый ряд металлов (хром, никель, марганец и др.) обладает выраженными сенсибилизирующими свойствами, что может обусловить формирование хронической аллергической патологии [3].

Таким образом, учет экологических требований является необходимым требованием, выполнение которого позволит предотвратить и снизить вредное воздействие на окружающую среду при строительстве и реконструкции городских территорий и создать безопасные и комфортные условия для пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях.

Практика принятия решений в проектировании дошкольных образовательных учреждений осуществлялась на основе директивных распоряжении при выборе участка строительства. Вплоть до последнего времени при выборе участка кроме нормативного показателя номинального радиуса обслуживания другие факторы, в частности, экологического характера не принимали во внимание.

Оценка экологического риска незаменима при рассмотрении проектных альтернатив и выборе оптимальных проектных решений. Интерпретация воздействий как рисков призвана облегчить оценку значимости воздействий, их ранжирование и упростить процесс расстановки приоритетов при выборе мер по предотвращению и (или) снижению значимости возможных негативных экологических последствий реализации проекта [4, c. 142].

Концепция экологического риска, которая исходит из того, что постоянное наличие в окружающей среде потенциально опасных для нее и человека факторов негативного воздействия, всегда создает ту или иную степень реального риска, который никогда не равен нулю. Отсюда следует, что любое мероприятие, направленное на предотвращение этого негативного воздействия, в принципе не может исключить риск, а способно лишь уменьшить его до приемлемого уровня.

Понимание сущности концепции экологического риска предполагает выяснение ее функциональной направленности. К числу основных функций экологического риска относятся регулирующая и защитная.

Регулирующая функция экологического риска имеет противоречивый характер и может выступать в двух формах – конструктивной и деструктивной.

Конструктивность проявляется в том, что риск при осуществлении той или другой деятельности выполняет роль своеобразного катализатора, так как ему присущи активность, устремленность в будущее, поиск новаторских решений.

Деструктивный характер регулирующей функции риска проявляется в том, что принятие и реализация решений с необоснованным риском ведут к волюнтаризму и авантюризму.

Практика показывает, если происходит реальное превращение риска в инструмент управления и регулирования, то это помогает выработать навыки ориентирования в сложных непредсказуемых ситуациях, формировать такие необходимые при принятии управленческих решений свойства мышления как альтернативность, вариантность, диалектичность, возможность преодоления невосприимчивости к новациям и т. п.

Защитная функция риска имеет также два аспекта: историко-генетический и социально-правовой. В первом случае речь идет о том, что даже на ранних этапах развития общества люди стихийно искали средства и формы защиты от возможных нежелательных последствий. Социально-правовой аспект реализации защитной функции риска связан с внедрением в действующую правовую систему общества категории правомерного риска.

При оценке условий формирования и развития экологического риска основное внимание уделяется «слабым звеньям» окружающей среды, которые наиболее активно реагируют на любое воздействие.

Тем самым концепция экологического риска имеет два генетических корня. Первый – природный. Он характерен для районов формирования и развития катастрофических природных явлений, стыка различных природных систем, а также ландшафтов, находящихся в экстремальных условиях своего развития. В результате возникают естественные критические состояния природной среды, при которых могут происходить структурные изменения в экосистемах (резкие изменения климатических, погодных и иных условий, истощение озонового слоя, проявление парникового эффекта и т. п.). Второй корень – антропогенный (техногенный), который во многом отражает механизм развития экологического риска в районах взаимодействия природных и антропогенных (техногенных) систем. Активное антропогенное воздействие в условиях слабой устойчивости компонентов окружающей среды увеличивает степень экологического риска, а в оптимальных условиях – его возникновение.

Преобразование окружающей среды в условиях воздействия на нее внешних природный и антропогенных негативных факторов определяет содержательную часть концепции экологического риска, который является детерминированным производным от характера происходящих процессов и явлений.

Оценка экологического риска должна стать основой для управления риском. Одним из инструментов можно назвать сравнительный анализ рисков, который представляет собой процесс сравнения и ранжирования различных типов рисков, направленный на определение наиболее значимой составляющей суммарного риска. Таким образом, это даст возможность оптимально распределить ограниченные ресурсы для реализации мер по охране окружающей среды и здоровья, которые должны быть предусмотрены в инвестиционном проекте и при этом выбрать экономический эффективный вариант размещения дошкольных образовательных учреждений при реконструкции городской застройки.

Цель управления риском – выявление риска, определение степени опасного воздействия, выбор и использование мер для уменьшения риска. Необходимо так же учитывать экономические затраты, и решения принимать на основании результатов эколого-экономического оптимизационного моделирования [4, c.143].

Выбор метода управления экологическим риском зависит от исходного уровня риска территории реконструкции застройки. Необходимо ранжирование территории города по показателям экологического риска. Это позволяет оценивать качество городской среды для оптимального выбора площадки для детского дошкольного учреждения, а так же разработать рекомендации по снижению степени экологического риска и просчитать эффективность действия мероприятий на себестоимость строительства.

Укрупненно можно выделить две группы методов по охране окружающей среды: зонально-территориальные и локальные.

Зонально-территориальные методы охватывают большие поверхности суши, например, агломерации, города, районы и заключаются в зонировании территории. С привлечением территориальных методов охраны окружающей среды решаются вопросы районной планировки, разработка генеральных планов городов, планировки промышленных и жилых районов. При этом учитывается демографическая емкость территории и принцип создания единого природного каркаса района, города. На микроуровне территориальные методы включают в себя планировочные мероприятия по улучшению микроклимата территории, ее инсоляции и аэрации.

Локальные методы охраны окружающей среды ограничиваются территорией отдельных объектов: площадка строительства, промышленное предприятие, локальное здание, транспортная магистраль и пр. Локальные методы направлены на решения конкретной отдельно выделенной задачи в рамках локального объекта мероприятиями планировочного, технико-технологического и организационного характера.

Если снижение величин экологических рисков не представляется возможным, то мероприятия должны свести к минимуму последствия проявления экологического риска, в том числе и экономические. Необходимо учитывать, что расходы на контроль уровня риска не должен превышать определенной доли прибыли на инвестированный в приобретение недвижимости капитал. В случае, когда стоимость мероприятий по снижению риска превышает некоторый экономически целесообразный уровень, предлагаемый комплекс мероприятий по снижению уровня экологических рисков позволяет проработать финансовые пути защиты интересов собственников и инвестора для каждой экологической зоны реконструкции городской застройки [4, с. 144].

Таким образом при выборе участка для строительства ДОУ необходимо учитывать уровень экологического риска с целью обеспечения  безопасности для здоровья детей.


Библиографический список
  1. Демографический ежегодник России. 2012: Стат. сб./ Росстат. – M.,2012.
  2. Федеральный закон № 7-ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // URL:  http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_148759/ (дата обращения 28.11.2013)
  3. Мизерницкий Ю. Л. Экология и здоровье детей // URL: http://www.breeeth.ru/ knowledge_base/digest/41/ .
  4. Белая Е.Н. Экономическая оценка мероприятий по минимизации экологического риска при реконструкции городской застройки // Вестник СевКавГТИ, 2012. № 13.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Екатерина Николаевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация