ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Липатникова Ирина Андреевна
ФГБОУ ВПО Тюменский Государственный университет
Магистрант Финансово-экономического Института

Аннотация
В статье рассматриваются теоретические основы муниципальных программ социально-экономического развития территории, как эффективного инструмента механизма реализации поставленных задач социально-экономической направленности в муниципальном образовании. Обоснована необходимость выделения приоритетных направлений при разработке муниципальных целевых программ.

Ключевые слова: концепция социально-экономического развития, муниципальная целевая программа, муниципальное образование, приоритетность, программа социально-экономического развития, программно-целевой метод, программно-целевые инструменты, процедура разработки программ


THEORETICAL BASIS OF PROGRAMS OF SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE MUNICIPALITY

Lipatnikova Irina Andreevna
FGBOU VPO Tyumen State University
master student of Finance and Economics Institute

Abstract
The paper discusses the theoretical basis of municipal programs of socio- economic development of the territory as an effective tool for the mechanism of implementation of the objectives of social and economic orientation in the municipality. The necessity of setting priorities is well-founded for the working out of municipal target programs.

Keywords: municipal, municipal target program, priority, program of socio -economic development, program- targeted tools, program-target method, software development process, the concept of socio -economic development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Липатникова И.А. Теоретические основы программ социально-экономического развития муниципального образования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/29071 (дата обращения: 18.04.2024).

В условиях формирования рыночной экономики, как на общегосударственном уровне, так и на уровне регионов и муниципальных образований широко используется программно-целевой метод.

В основу программно-целевого метода как инструмента проведения администрацией муниципального образования целенаправленной политики по решению проблем социально-экономической направленности, удовлетворению потребностей населения, повышения уровня жизни положена система программ социально-экономического развития территории [2, с. 275].

Программа социально-экономического развития муниципального образования (далее – муниципальная целевая программа) – это система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих в рамках реализации ключевых муниципальных функций достижение приоритетов и целей политики в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования.

Специфика муниципальных программ заключается в том, что они формируются и реализуются на уровне района, города, поселения, и обусловлены общегосударственными и территориальными интересами.

Своеобразие российского муниципального программирования состоит в том, что оно происходит в условиях, когда основные институциональные преобразования на муниципальном уровне полностью еще не состоялись. Не созданы полная правовая и организационная среда; экономические механизмы, регулирующие рынки земли, имущества, жилья; не отрегулированы финансово-бюджетные отношения и т.д.

Формирование муниципальных программ осуществляется исходя из принципов:

- соответствия долгосрочным целям, установленным муниципалитетом, и показателям (индикаторам) их достижения;

- наиболее полного охвата сфер социально-экономического развития и бюджетных ассигнований бюджета муниципального образования;

- установления для муниципальных программ измеримых результатов их реализации;

- наличия у участников реализации муниципальной программы полномочий, необходимых и достаточных для достижения целей муниципальной программы;

- проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации муниципальных программ с возможностью их корректировки или досрочного прекращения.

Муниципальная целевая программа включает в себя программно-целевые инструменты – муниципальные бюджетные программы (подпрограммы) и отдельные мероприятия муниципальной программы в установленной сфере деятельности, не включенные в подпрограммы.

Муниципальная целевая программа по сути – это правовой документ, содержащий принципы, цели, задачи и мероприятия по социально-экономическому развитию муниципального образования.

Процедура разработки программ социально-экономического развития опирается на апробированную и общепринятую в мировой практике схему и предусматривает следующую последовательность действий:

  • анализ социально-экономической ситуации на территории, выявление проблем, определение их актуальности и социальной значимости;
  • формулировка проблем, подлежащих программному решению, анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
  • выделение основных целей, их ранжировка, построение «дерева целей»;
  • поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив), оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
  • детализация и уточнение отобранных альтернатив;
  • разработка взаимосвязанной совокупности мероприятий программы;
  • разработка рекомендаций по реализации программы, оценка последствий реализации программы [2, с. 276] .

При отборе проблем для программной разработки и ее реализации следует исходить:

  • из особой их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития конкретных отраслей, образования и социальной сферы, для обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;
  • из сжатости сроков решения этих проблем и необходимости концентрации ресурсов;
  • из взаимосвязанности соответствующих мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств [3, с. 59].

Приоритетность проблемы делает ее предметом будущей программы, а конкретность цели определяет всю последующую процедуру разработки и утверждения программы.

Также при постановке проблем и выделении приоритетных направлений социально-экономического развития территории необходимо учитывать особенности муниципального образования.

Так, например, расположение муниципального образования вблизи Северного полярного круга накладывает определенные ограничения на возможности развития экономики муниципального образования – с одной стороны, суровые климатические условия Крайнего Севера, особенно в зимний период, вызывают дополнительные расходы местного бюджета, с другой стороны – сезонный характер деятельности, и, в том числе, инвестиций (большинство строительных проектов может выполняться только летом, тогда же необходимо создавать запасы продовольствия, топлива и других материалов, необходимых для районов Крайнего Севера).

Таким образом, данные факторы приводят к тому, что развитие территории происходит в условиях ограниченности ресурсов (финансовых, материальных, трудовых и др.), что делает невозможной и нецелесообразной одновременную разработку большого количества программ. Поэтому необходимо распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы сконцентрировать их на наиболее значимых участках и направлениях развития муниципального образования. Речь идет, таким образом, о непременном ранжировании и отборе наиболее актуальных и перспективных проблем из числа потенциальных. В этом и заключается необходимость выделения приоритетов.

Разработка проекта и утверждение целевой программы осуществляются поэтапно:

1. разработка проекта концепции целевой программы;

Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ в ст. 1 определяет, что концепция социально-экономического развития — это система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Выработать и сформулировать концепцию (прогнозный замысел) социально-экономического развития муниципального образования на расчетную перспективу, с учетом тенденций технического прогресса и выдвигаемых перед муниципалитетом хозяйственных задач, позволяют анализ социально – экономического развития региона и оценка природных ресурсов, состояния окружающей среды, демографической ситуации и рынка труда, которые дают представление о современных масштабах и структуре хозяйства муниципального образования, его материально-производственной базе, выявленных диспропорциях в экономике, а также дают прогноз численности трудовых ресурсов и возможностей использования природно-ресурсного потенциала.

2. принятие решения о разработке проекта целевой программы и утверждение концепции целевой программы;
3. разработка проекта целевой программы:

- составляется перечень важнейших проблем. Выделяется определенная проблема и выдается исходное задание на разработку программы для ее решения, в котором определяются цели и участники программы, лимиты ресурсов, другая необходимая информация;

- уточняются количественные параметры, характеризующие цели программы, и определяются задачи ее реализации по периодам. Основная цель программы, как правило, распределяется по ее составляющим, образуя упорядоченную иерархию задач, отражающих внутреннюю структуру решаемой проблемы;

- исходя из построенной иерархии целей, формируются состав заданий и комплекс мероприятий для реализации программы с указанием последовательных этапов ее выполнения;

- рассчитываются основные показатели программы, ресурсное обеспечение и полные затраты на него. Формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей, определяется экономический эффект;

4. осуществляются оформление программных документов, рассмотрение, согласование и утверждение программы.

Муниципальная целевая программа в общем случае должна включать следующие разделы:

1. Паспорт муниципальной программы, который должен содержать краткие сведения о программе и её основные параметры: наименование, основание для разработки, механизм реализации программы, цели и задачи, срок реализации программы, ресурсное обеспечение программы, организация управления программой и контроль хода ее реализации;

2. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования. В данном разделе должны быть выявлены потенциал развития анализируемой сферы и существующих проблем в сфере реализации муниципальной программы;

3. Перечень мероприятий муниципальной программы с распределением финансовых ресурсов по ответственным исполнителям и соисполнителям, бюджетным подпрограммам и другим мероприятиям, а также по годам реализации муниципальной программы;

4. Перечень целевых индикаторов и показателей муниципальной программы с распределением плановых значений по годам ее реализации. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы должны количественно и качественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач муниципальной программы;

5. Методика оценки эффективности муниципальной программы, которая представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию;

6. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы.

Программы социально-экономического развития муниципального образования должны обладать достаточной гибкостью, позволяющей конкретизировать их положения в годовых планах, реалистично учитывать возможности муниципального образования и давать возможность на основе анализа хода выполнения программы своевременно вносить в них исправления и корректировки при текущем планировании.


Библиографический список
  1. Федеральный закон РФ от 20.07.1995 N 115-ФЗ (с изм. от 09.07.1999) “О государственном прогнозировании и программах социально – экономического развития Российской Федерации”// Собрание законодательства РФ от 24.07.1995 г.  N 30 – Режим доступа: [Консультант плюс]
  2. Фетисов Г.Г. Региональная экономика и управление: Учебник / Г.Г. Фетисов, В.П. Орешин. М.: ИНФРА – М, 2006. 416с.
  3. Кистанов В.В. Региональная экономика России / В.В. Кистанов, Н.В. Копылов. М: Финансы и статистика, 2002. 584 с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Липатникова Ирина Андреевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация