ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ, МОНИТОРИНГА И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Жужжалов Валерий Евгеньевич
Московский Государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского, г. Москва, Россия
Доктор педагогических наук, профессор кафедры «Систем управления»

Аннотация
В статье изложен материал о современных информационных технологиях, позволяющих реализовать и значительно усовершенствовать существующие способы и приемы работы с информацией, а также методику управленческой деятельности.

Ключевые слова: инновации, интерактивное обучение, информационные технологии, качество образования, критерии


EDUCATIONAL ENVIRONMENT - AS THE OBJECT OF MANAGEMENT, MONITORING AND IMPROVING THE QUALITY OF TRAINING OF SPECIALIST

Zhuzhzhalov Valery Evgenievich
Moscow State University of Technology and Management of K.G.Razumovskogo
PhD (Pedagogy), professor at the department of management systems

Abstract
The article describes the material of the modern ICT technologies to implement and significantly improve the existing methods and techniques of working with information and methods of management activity.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Жужжалов В.Е. Образовательная среда – как объект управления, мониторинга и повышения качества подготовки специалиста // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/28624 (дата обращения: 20.04.2024).

В настоящее время качество образования в высшей школе – один из показателей эффективности работы вуза. Совершенствование образования требует глубокого анализа современной педагогической реальности, критического осмысления накопленного опыта в системе управления вузом. Необходимо определить, что сохраняет свое значение, а что должно быть изменено или обновлено под влиянием современных тенденций и процессов информатизации; выявить субъективные и объективные факторы и причины, обусловливающие отставание подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования от реальных потребностей общества в условиях рыночных отношений, развития вузовской и внешней информационной  среды.

Важнейшая методологическая и управленческая проблема оценки качества образования – вопрос о целях и критериях оценки. От его решения зависит во многом «система сравнения» и «система оценки». При данном подходе квалиметрия образования выдвигается на уровень образовательной политики. Оценка качества образования предполагает так называемое «внутренние» и «внешние» аспекты оценки качества, т.е. включает как утилитарное измерение, так и измерение, связанное с интеллектом, компетентностью и творческим потенциалом. [6, с. 108]

Для оценки качества образования необходимо ввести определенные показатели качества образования, на основе которых можно судить о функционировании образовательной системы. Эти показатели можно разделить на три группы: показатели характеризующие затраты на образование и его обеспечение; показатели качества учебного процесса и показатели результатов обучения.

Целесообразно выделение следующих признаков, представляющих качество образования:

  1. качество «исходного материала» – уровень знаний, умений и навыков обучающихся;
  2. качество учебных программ, учебников, методических пособий – качество учебно-методического сопровождения (обеспечения);
  3. степень и качество материально-технического оснащения учебного процесса;
  4. качество обучающего – профессиональная квалификация преподавателя;
  5. качество организации и управления вузовской деятельностью;
  6. дефицит рабочих мест, переизбыток трудовых ресурсов, ситуация необходимости «выживания» на рынке труда, саморекламы, самопрезентации, самовостребованности;
  7. спрос, востребованность, «социальный заказ» со стороны общества на специалистов определенного профиля;
  8. финансовые расходы на подготовку специалиста или зависимость качества профессиональной подготовки специалиста высшей квалификации от уровня сложившихся цен;
  9. соответствие качества подготовки мировым стандартам.

Качественное обучение предполагает:

  • глубокое проникновение в предметную область путем выявления способов «погружения» в знание;
  • формирование механизма внутренней потребности и нарастающего интереса к познанию неведомого;
  • изучение мотивации к творческому характеру преподавания  и обучения;
  • определение  стимулов, формирующих навыки и умения самостоятельной работы студентов;
  • выделение факторов, от которых зависит качество профессиональной подготовки специалистов.

Как объект управления информатизацией, образовательная среда отражает уровень возможностей вуза исходя из условий контекста потенциального обеспечивать своим выпускникам результативное выстраивание и развитие профессиональной биографии на основе приобретения информационной культуры.

Составляющие информационной образовательной среды:

-     образовательный процесс, обеспечивающий готовность выпускника вуза к профессиональной деятельности на основе НИТ;

-    профессиональная деятельность профессорско-преподавательского состава, сочетающего высокий уровень научной квалификации с педагогическим мастерством и владеющего НИТО;

-    взаимодействие вуза с органами управления и учреждениями образования, с другими социальными партнерами по развитию внутренней и внешней информационной среды.

Организация процессов управления – одна из важнейших задач в жизни вуза. Современные информационные технологии позволяют реализовать и значительно усовершенствовать существующие способы и приемы работы с информацией, а также методику управленческой деятельности. Интеграция информационных ресурсов позволяет использовать современные методы анализа состояния учебного процесса; планировать и эффективно управлять образовательной, научной и хозяйственной деятельностью высшего учебного заведения.[2, с. 10]

Факторы, объективно влияющие на схему реализации информационно-измерительной системы (ИИС):

1)   наличие большого объема информации общего характера (метаинформации);

2)  необходимость интегрирования различных внутренних информационных ресурсов вуза в один общий административно-информационный ресурс, доступный руководителям подразделений и отделов вуза для стратегического анализа и всесторонней оценки текущего положения дел;

3)   потребность в оперативном и обоснованном принятии различных управленческих решений;

4)   потребность в постоянном информационном взаимодействии между различными подразделениями и отделами высшего учебного заведения;

5)   потребность в непрерывной корректировке внутренних информационных ресурсов, их оперативная взаимоувязка с изменениями во внешних информационных ресурсах;

6)    потребность в информировании заинтересованных лиц общества об имеющихся научных, образовательных, материальных, информационных, культмассовых и других ресурсов вуза и т.п.

Подсистема управления приоритетами обслуживания запросов к информационным ресурсам вуза является составной частью ИИС вуза в целом. Решение задач анализа и синтеза механизма управления приоритетами усложняется рядом особенностей, среди которых:

-    сложная  опосредованная связь показателей качества управления приоритетами с показателями качества работы ИИС вуза;

-     необходимость учета большого количества требований приоритетности АДИ (аналитической диспетчеризации информации) с целью их оценки и выбора рационального варианта;

-     преимущественно качественный характер требований, учитываемый при анализе и синтезе управления приоритетами АДИ;

-    трудность получения исходных данных, необходимых для решения задач и синтеза АДИ.

Указанные особенности делают затруднительным применение традиционных математических методов оптимизации для решения прикладных задач анализа синтеза управления приоритетами информации в ИИС.

Усиление роли информации, знаний в общест­венном развитии, постепенное превращение их в основной «капитал» лично­сти и общества принципиально изменяют роль сферы образования в струк­туре общественной жизни современного мира. [1, с. 58]

При широком взгляде на  предметы учебного плана  инженерных специальностей, обучение которых может производится на информационной основе, можно отнести  те из учебных курсов, которые в той или иной форме допускает частичную или полную автоматизацию обработки информации. К таким, можно отнести практически все учебные курсы технических специальностей  позволяющие использовать средства информационных технологий, от вычислительных алгоритмов, компьютерных расчётов в естественнонаучных дисциплинах до автоматизации моделирования и проектирования в общетехнических и специальных дисциплинах, включая курсовые и дипломные проекты. Поэтому, как модель подготовки будущих инженеров может рассматриваться иерархическая структура обучения на основе комплексной информационно-образовательной базы, в которой содержание дисциплин различных циклов формируется «локальными» и «корпоративными»  содержательными линиями «алгоритм», «модель», «проект».


Библиографический список
  1. Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Специфика обучения в условиях информатизации образования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Информатика и информатизация образования. 2009.  №18. С. 58-60
  2. Баранова О.А., Самойленко П.И., Жужжалов В.Е. Построение методической системы обучения студентов Втузов информатике // Научные исследования в образовании. 2010. № 1. С. 8-10.
  3. Жужжалов В.Е. Совершенствование содержания обучения программированию на основе интеграции парадигм программирования// автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук/ Российская академия образования, Москва, 2004. С.45
  4. Жужжалов В.Е., Баранова О.А. Системный анализ процесса информатизации  инженерного образования в России и за рубежом // Вестник Российского университета дружбы народов.  Серия: Информатизация образования. 2010. 10. С. 44-46.
  5. Жужжалов В.Е. Основы интеграции парадигм программирования в курсе информатики // монография / Российская академия образования, Ин-т содерж. и методов обучения, Москва, 2004. С. 127
  6. Жужжалов В.Е., Коваленко И.Л., Сапрыкина И.Д., Ганин Д.Д. Принципы выработки управляющих решений в АСУ // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2013. № 2. С. 106-111


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Жужжалов Валерий Евгеньевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация