ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Малиновская Ирина Григорьевна
Киевский Национальный Экономический Университет имени Вадима Гетьмана

Аннотация
В статье рассматриваются особенности принятия Кодекса поведения транснациональных корпораций под эгидой Комиссии по ТНК, его проблемные вопросы и перспективы для ратификации

Ключевые слова: глобализация, интеграция, кодекс поведения, международное мягкое право, международное экономическое право, международные договора, транснациональные корпорации


TRANSNATIONAL CORPORATIONS AND INTERNATIONAL LEGAL REGULATION OF THEIR ACTIVITIES

Malinovskaya Irene Grigorievna
Kyiv National Economic University named after Vadym Hetman

Abstract
The article discusses the features of the Code of Conduct on Transnational Corporations under the auspices of the Commission on TNCs, its concerns and prospects for ratification

Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Малиновская И.Г. Транснациональные корпорации и международно-правовое регулирование их деятельности // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/11/28609 (дата обращения: 14.03.2024).

На данный момент, в связи с усилением влияния транснациональных корпораций на процессы, происходящие в мировой экономике, особенно остро стоит вопрос о введении Кодекса поведения для ТНК, который бы позволил максимально обезопасить существование и деятельность всех субъектов международных экономических отношений, регламентировав их права и обязательства друг перед другом.

В 1974 году, исходя из инициативы развивающихся стран, Экономическим и социальным советом ООН (ЭКОСОР) на 57 сессии была принята резолюция, которой было создано Комиссию ООН по ТНК и ее вспомогательную институцию – Центр ООН по ТНК. Главным заданием деятельности Комиссии была разработка проекта Кодекса поведения транснациональных корпораций. Не смотря на то, что уже в 1978 году был создан драфт-проект Кодекса, который был представлен на рассмотрение для дальнейшего утверждения, до настоящего времени ни Кодекс, ни даже сам проект не были приняты окончательно.

В проекте Кодекса были регламентированы обязательства для транснациональных корпораций, как на том настаивали страны из Группы 77 – или развивающиеся страны – и взамен исполнения ТНК своих обязанностей им был бы гарантирован режим объективного и справедливого пребывания на территории страны-реципиента.

Тем не менее, в связи с возникшими разногласиями проект Кодекса не был принят. Основными возникшими претензиями были следующие:

- определения сущности транснациональных корпораций и сопутствующие вопросы, например, следует ли причислять к ТНК компании только с частным капиталом, или следует ли так же добавить к ним предприятия, имеющие государственный капитал;

- гармонизация обязательств и прав транснациональных компаний, т.е. включение в Кодекс как прав, так и обязательств ТНК, гарантировав компаниям соблюдение принципов и правил международного экономического права;

- связь Кодекса с международным правом: отсутствовало согласование между международным экономическим правом и прописанными в Кодексе нормами поведения для ТНК[1].

В 1993 году Центр по ТНК перешел по эгиду ЮНКТАД, а в связи с тем, что развивающиеся страны начали делать уступки для транснациональных корпораций, принимая законы, способствующие притоку капитала в страну, острота вопроса о принятии Кодекса несколько снизилась.

Проанализировав последние публикации по вопросам утверждения Кодекса поведения для транснациональных корпораций [5-10], можно сделать вывод, что основной проблемой во время принятия проекта Кодекса являются противоречия, которые возникают между странами, в которых расположены материнские компания ТНК – или развитые страны – и Группой 77 – т.е. странами, которые развиваются, обычно именно они являются странами-реципиентами дочерних компаний транснациональных корпораций.

В то время, как развитые страны пытаются регламентировать обязанности принимающих стран, оградив свои компании от влияния внутреннего законодательства; страны, которые развиваются наоборот – стараются ввести максимальное количество обязательств для ТНК. Таким образом, для развитых стран стоит задача защитить свой капитал, инвестированный в ТНК, или обезопасить частную собственность; страны из Группы 77 намерены защитить свой суверенитет от посягательств со стороны ТНК.

Таким образом, для того, чтобы принять Кодекс необходимо сделать такие шаги:

1. Необходимо равномерно распределить обязанности, как страны-реципиента, так и транснациональной корпорации, причем приобщив к составлению Кодекса, начиная с драфт-варианта, независимых экспертов.

2. Деятельность Комиссии, а так же нормативные документы, которые ею составляются, как, например, Кодекс поведения ТНК, должны иметь обязательный, а не добровольный характер.

3. В состав Совета по разработке Кодекса должны входить как представители развитых стран, Группы 77, так и главы советов директоров самых крупных и влиятельных транснациональных корпораций, что позволит избежать изоляции при принятии решений.


Библиографический список
  1. Шумилов В.М. Международное финансовое право. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Междунар. отношения, 2011. – С. 273-276.
  2. Дахно I. I.: Міжнародне економічне право – Курс лекцій. — 2-ге вид., стереотип. — К.: МАУП, 2003.
  3. Г.М.Вельяминов: Международное экономическое право и процесс – М.: Волтерс Клувер, 2004.
  4. Мокій А.І.: Міжнародні організації. – К., 2011.
  5. Dunning,   John   H.   (ed.): The   Theory   of   Transnational   Corporations,   United   Nations Library on Transnational Corporations, Volume I. New York: Routledge. -1993.
  6. Javorcik, Beata S. and Mariana Spatareanu :“Liquidity constraints and linkages with multinationals”, World Bank Economic Review. – 2009.
  7. Freeman, Bennett and Genoveva Hernandez Uriz : “The challenge of   implementing   the   Voluntary   Principles   on   Security   and   Human  Rights”, in Rory Sullivan (ed.), Business and Human Rights. 2003.  – 243 -259.
  8. Tagi Sagafi-Nejad, in collaboration with John H. Dunning: The UN and Transnational Corporations: From Code of Conduct to Global Compact. –Bloomington and Indianapolis: Indiana University Pressю. – 2008.
  9. Ans Kolk and  Rob van Tulder: Setting new global rules? TNCs and codes of conduct. – UN, Volume 14 “Transnational Corporations”, part 3. – 2005.
  10. John M. Kline: TNC codes and national sovereignty: deciding when TNCs should engage in political activity. –UN, Volume 14 “Transnational Corporations”, part 3. – 2005.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Малиновская Ирина Григорьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация