УДК 336.143.21

СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТОВ: ОЦЕНКА И ИНСТРУМЕНТЫ

Омшанова Эльвина Алексеевна
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова
кандидат экономических наук старший преподаватель кафедры «Финансы и цены»

Аннотация
Данная статья посвящена оценке сбалансированности бюджетов и инструментам обеспечения сбалансированности в рамках бюджетного процесса. Проведенный анализ позволяет рассматривать сбалансированность бюджетов не только как статическую величину, но и как результат бюджетных потоков в бюджетном процессе.

Ключевые слова: исполнение бюджета, казначейство, ликвидность бюджета, сбалансированность бюджета, составление бюджета


BALANCE OF BUDGETS: ASSESSMENT AND TOOLS

Omshanova Elvina Alekseevna
Plekhanov Russian University of Economics
PhD in Economisc, senior teacher of Finance and Prices Department

Abstract
This article is devoted to an assessment of balance of budgets and instruments of providing within the budgetary process. The carried-out analysis allows to consider balance of budgets not only as static size, but also as result of the budgetary streams in the budgetary process.

Keywords: balance of the budget, budget performance, drawing up budget, liquidity of the budget, treasury


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Омшанова Э.А. Сбалансированность бюджетов: оценка и инструменты // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/11/28509 (дата обращения: 02.06.2017).

В последнее время приоритетной целью бюджетной политики Российской Федерации стала  долгосрочная сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации, для достижения которой был увеличен горизонт бюджетного планирования, введены «бюджетные правила» формирования федерального бюджета РФ, индикаторы сбалансированности бюджетов используются для оценки эффективности деятельности органов власти. Однако достижение этой цели не должно стать самоцелью проводимой бюджетной политики, а рассматриваться как условие выполнения государством своих функций, предоставления качественных государственных услуг и своевременного исполнения публичных обязательств. В условиях многоуровневой бюджетной системы структура бюджетных потоков, механизмы перераспределения доходов, организации межбюджетных отношений являются одним из основных факторов обеспечения сбалансированности бюджетной системы РФ.

На сбалансированность бюджетной системы Российской Федерации оказывают влияние следующие факторы.

К внешним факторам относятся степень централизации доходов в федеральном бюджете и децентрализации расходных полномочий, механизм межбюджетных отношений, а также параметры, характеризующие бюджетный потенциал территории: структура экономики, финансовое состояние организаций, социально-демографическая структура, уровень занятости населения и личных доходов, уровень налоговой задолженности и т.д.

Среди внутренних факторов можно выделить сбалансированность разделения полномочий и ответственности между бюджетными уровнями, уровень самостоятельности бюджетов, формы организации межбюджетного перераспределения доходов, формы бюджетного выравнивания и оказания финансовой помощи и т.д.

В теории государственных финансов существует несколько концепций сбалансированности бюджета.

Представители классической концепции «сбалансированного бюд­жета» (А.Смит, В. Ойкен, Ф. Хайек, М. Фридмен, Дж. М. Бьюкенен) обосновывали ограчение государственного регулирования и необходимость ежегодного сбалансирования бюджета, его нейтральность к воспроизводственным процессам в государстве.

Вторая концепция «циклически сбалансированного бюджета» (Э. Линдаль, Г. Мюрдаль и Б. Олин) связывает сбалансированность бюджета с фазами экономического цикла и обосновывает необходимость проведения антициклической бюджетной политики.

В третьей концепции «функциональных финансов» (Дж. М. Кейнс, П. Самуэльсон, Э.Хансен, Дж. К. Гелбрейт, Р. Масгрейв) обосновывается приоритетность цели государственных финансов в достижении макроэкономического равновесия, даже если, вмешательство государства посредством активной бюджетной политики приведет к дефициту бюджета.

Сбалансированность бюджетной системы РФ зависит от состояния отдельных бюджетов, характера бюджетных потоков в многоуровневой системе и возможности адаптироваться к изменяющимся условиям.

В статическом понимании под сбалансированностью бюджета понимается количественная характеристика соотношения расходов и поступлений в бюджет, их пропорциональное изменение в условиях экономической неопределенности. Количественная оценка общей  сбалансированности бюджетов закреплена в основополагающем принципе бюджетной системы, в соответствии с которым «объем расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств» (1, ст. 33). Таким образом, общую сбалансированность бюджета можно отразить в следующем виде:

(1), где

Р – расходы бюджета;

Д – доходы бюджета;

∆ИФДБ – разница между привлечением и погашением источников финансирования дефицита бюджета;

В многоуровневой бюджетной системе при количественной оценке сбалансированности бюджетов необходимо учитывать такой критерий, как управляемость доходных и расходных полномочий органов власти и управления. По данному критерию можно выделить:

- сбалансированность бюджета по критерию управляемости доходного потенциала и расходных полномочий:

(2), где

Рд – делегированные расходы;

Дс – собственные доходы.

- сбалансированность бюджета по переданным полномочиям:

(3), где:

С – субвенции.

В динамическом понимании, обеспечение сбалансированности бюджетов осуществляется в процессе составления и исполнения бюджетов.  В основе динамической модели управления сбалансированности бюджета лежат принцип сбалансированности бюджетных потоков.

При составлении бюджета сбалансированность бюджета является безусловной составляющей бюджетного процесса. На этапе составления бюджета основными инструментами сбалансированности бюджетов являются:

  • определение бюджетных правил формирования доходов и расходов бюджета;
  • установленные ограничения бюджетного дефицита;
  • адекватность механизма распределения доходов распределению расходных полномочий между бюджетными уровнями;
  • формирование бюджетных резервов;
  • инструменты бюджетного регулирования;
  • эффективные методы бюджетного планирования;
  • расширение горизонта экономического прогнозирования и финансового планирования.

Обеспечение сбалансированности бюджетов требует наличия эффективной технологии исполнения бюджетов. В этом отношении казначейская система исполнения бюджетов предполагает:

1)  регламентацию процесса исполнения бюджета с помощью таких инструментов, как лимиты бюджетных обязательств, расходные расписания, бюджетная классификация;

2)               контроль  бюджетных потоков;

3)               учет всех производимых операций в Главной книге казначейства;

4)  поддержание ликвидной позиции казначейства;

5)               предоставление органам власти и управления оперативной и достоверной информации об исполнении бюджета;

6)               создание условий для прекращения роста кредиторской задолженности бюджетов;

7)               повышение эффективности управления процессом исполнения бюджетом и управления ресурсами.

В настоящее время обеспечение сбалансированности в процессе исполнения бюджетов осуществляется по следующим направлениям:

  • управление ликвидностью казначейства, управления активами и пассивами единого счета;
  • прогнозирование и кассовое планирование средств бюджетов;
  • управление бюджетными потоками государства.

В рамках реализации стратегических целей и задач Федерального казначейства на 2010 – 2015 гг., одним из ключевых направлений деятельности является использование механизмов управления ликвидностью на едином казначейском счете. Условием реализации этой цели стала технология функционирования единого счета бюджета, основанная на принципе «единства кассы», и предполагающая зачисление всех бюджетных средств и осуществление всех предусмотренных выплат с единого счета. В условиях неопределенности возрастают риски недостаточности бюджетных средств для своевременного и полного обеспечения выполнения расходных обязательств бюджета в течение финансового года (риск ликвидности бюджета), а также риск неплатежеспособности бюджета, заключающейся в общей недостаточности доходов бюджета для финансового обеспечения  расходов. Причинами недостаточной ликвидности бюджета могут быть неравномерное поступление доходов в течение финансового года, установленные налоговым законодательством сроки уплаты налогов, рост недоимки по обязательным платежам, необходимость единовременного погашения долговых обязательств и возврата кредитов, внесение изменений в бюджетное законодательство в течение финансового года. Потеря платежеспособности бюджета возможна в результате существенного снижения бюджетного потенциала в целом. В такой ситуации возникает необходимость управления ликвидностью казна­чейства.

Ключевым моментом планирования ликвидности является планирование объема ликвидных средств. Объем потребности в ликвидных средствах формируется из следующих показате­лей:

  • объема платежей по бюджетным обязательствам;
  • заявок на получение наличных денежных средств;
  • прогноза предстоящих платежей.

В числе инструментов управления ликвидностью  можно назвать также бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, использование сделок РЕПО.

Инструментом финансового планирования  в рамках казначейской системы исполнения бюджетов является кассовый план, показатели которого позволяют прогнозировать бюджетные потоки в процессе исполнения бюджетов, определять оптимальный уровень ликвидных средств и объем временно свободных бюджетных средств.

Механизм управления временно свободными денежными средствами начал складываться  с 2008 года и по технологиям размещения бюджетным средств можно выделить два периода:

- с апреля 2008 г. по июнь 2012 г., данный характеризовался размещением средств федерального бюджета посредством заключения договора об обеспечении размещения бюджетных средств между Федеральным казначейством и Центральным банком РФ.

- второй период начался с июня 2012 г., когда были введены биржевые технологии размещения средств федерального бюджета Федеральным казначейством на банковских депозитах.

Таким образом, основными направлениями управления ликвидностью бюджета являются:

- повышение качества кассового планирования исполнения бюджета;

- регулирование ликвидности казначейства, определение показателей ликвидности казначейства,

- совершенствование методов управления денежными средствами федерального бюджета;

- использование новых инструментов размещения бюджетных средств.


Библиографический список
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ // СПС “Консультант Плюс”.
  2. Постановление Правительства РФ от 24.12.2011г. № 1121 “О порядке размещения средств федерального бюджета на банковских депозитах” // СПС “Консультант Плюс”.
  3. Распоряжение Правительства РФ от 30.06.2010 № 1101-р «Об утверждении Программы Правительства РФ по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года» // СПС “Консультант Плюс”.
  4. Приказ Минфина РФ от 27.11.2007 № 120н “О Порядке составления и ведения кассового плана исполнения федерального бюджета в текущем финансовом году”// СПС “Консультант Плюс”.
  5. Приказ Минфина РФ от 28.12.2010 N 191н “Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации” // СПС “Консультант Плюс”.
  6. Приказ Казначейства России от 14.09.2009 № 210 “Об утверждении Порядка управления операциями со средствами на едином счете федерального бюджета” // СПС “Консультант Плюс”.
  7. Камардина Ю.В. Вопросы пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Российской Федерации // Бюджетный учет. 2012. № 10. С. 26 – 30.


Все статьи автора «Омшанова Эльвина Алексеевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: