УДК 33

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В РОССИИ

Ганжа Ксения Павловна
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)

Аннотация
В данной статье представлен обзор законодательства в сфере электронной коммерции, выявлены специфические черты правового регулирования электронной коммерции, рассмотрены основные проблемы отечественного правового регулирования электронного бизнеса.

Ключевые слова: электронная коммерция, электронный бизнес


LEGAL REGULATION OF E-COMMERCE IN RUSSIA

Ganzha Ksenia Pavlovna
Russian Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation

Abstract
This article provides an e-Commerce legislation overview, reveals the specific features of e-Commerce legal regulation, the main problems of e-business domestic legal regulation in Russia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Ганжа К.П. Правовое регулирование электронной коммерции в России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/27833 (дата обращения: 02.06.2017).

Генеральная Ассамблея ООН в своей резолюции №А/51/628 от 16 декабря 1996 года отразила тот факт, что в международной торговле с каждым годом увеличивается число сделок, которые совершаются с помощью электронного обмена данными, электронного документооборота и других средств передачи данных. Эти средства предусматривают использование альтернативных бумажным формам методов хранения и передачи информации.[1, с. 13] На сегодняшний момент обработка, хранение и распространение информации являются одной из важнейших сфер человеческой деятельности, которая требует отдельного и четкого правового регулирования, и ее значение будет возрастать по мере включения все большего числа пользователей в информационный обмен. [2, с 6]

Начиная с  90-х годов XX века в международной юридической практике наблюдался значительный рост числа законодательных коллизий, так или иначе связанных с электронным бизнесом и электронной коммерцией. Фактически, произошедший переход информационных отношений из бумажной формы в электронную, по значимости и масштабу изменений экономических отношений превзошел промышленную революцию и любые изменения форм хозяйствования. Перевод устоявшихся отношений в качественно новую форму, масштабный характер циркуляции информации привел к осознанию того факта, что существующее нормативное законодательство недостаточно для регулирования предпринимательских отношений, складывающихся в электронных информационных сетях глобальной коммуникации. [3,с.5] В информационных системах возникают ранее неизвестные праву объекты и субъекты, методы воздействия, общественные отношения и связи. [4,с. 2]

На сегодняшний день практически все государства столкнулись с этой проблемой; многие провели законодательные реформы в этой области с меньшим или большим успехом. В России ситуация осложняется отсутствием законодательных основ регулирования отношений в информационной сфере и сфере электронной коммерции, а также невысокой степенью изученности данных проблем. Существующее законодательство не может разрешить подобные проблемы:

имеют место значительные нарушения в юридической технике, регулирование осуществляется фрагментарно, отсутствует стимулирование конкуренции и обеспечение свободы предпринимательства. [4, с.2]

Правовую основу для электронной коммерции формирует Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) 1994 г., создающее необходимые условия для свободного развития трансграничного рынка коммуникационных услуг. Существует специальное Приложение к ГАТС по телекоммуникациям, по которому предусмотрена обязанность всех членов ВТО обеспечивать каждому поставщику телекоммуникационных услуг недискриминационный беспрепятственный доступ к сетям и услугам связи общественного характера, а также содействовать применению международных стандартов совместимости коммуникаций, в частности, в рамках МСЭ и Международной организации по стандартизации (МОС). [5]

В 1997 г. Генеральная Ассамблея ООН рассмотрела и приняла Типовой закон об электронной торговле, разработанный и утвержденный Комиссией ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), а также руководство по его применению. Данный закон применяется по отношению к любому виду информации, если она содержится в форме электронного сообщения данных в торговой деятельности. [6] Согласно ему, главный правовой принцип работы механизма электронной коммерции на международных и внутренних рынках заключается в следующем: стороны, заключившие сделку посредством глобальных компьютерных сетей, не могут ставить ее под сомнение только на том основании, что она заключена, (а часто и исполняется) электронным способом. [7, с.48]

Закон представлен в качестве модели, которая помогает странам разрешить основные проблемы в национальном законодательстве, связанные с юридической значимостью информации, которая хранится в памяти ЭВМ, требованием письменной формы, подтверждением подлинности, общими условиями, распределением риска и ответственностью при несоблюдении сторонами обязательств, возникающих из договоров, заключенных при помощи электронных средств. Иными словами – данный Закон выступает образцом и основой, с учетом мирового опыта. Российское законодательство не слишком оперативно и несогласованно отреагировало на мировой прогресс в области электронных сделок. [8]

Тем не менее, к 2012 году в России сформировалась  правовая, технологическая и финансовая инфраструктура для достаточно эффективного ведения электронного бизнеса.

Основным нормативным актом, устанавливающим правовые нормы, которые могут без изменений применяться для правоотношений в сфере электронной торговли, является Конституция Российской Федерации. Конституция РФ, содержит основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, которая гарантирует единство экономического пространства, свободу перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а также поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности в РФ. [9]

Что касается законодательных актов, специально посвященным электронному документообороту, то в наиболее общем виде вопрос обмена информацией представлен в Федеральном законе № 149 от 27.07.2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Прежде всего, данный закон ввел такие основополагающие понятия, как: «информационная система», «электронный документ»,  «электронное сообщение», «оператор информационной системы». По смыслу «Закона об информации» все данные (информация), полученные, хранимые, обрабатываемые и передаваемые с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, могут быть признаны в качестве документов, обладающих реальной юридической силой. Для этого такой документ должен быть оформлен с соблюдением всех норм, установленных соответствующим стандартом, а юридическая сила документа должна быть подтверждена электронной цифровой подписью. [10, ст.2]

На основе Директивы Европейского Союза «О правовых основах сообществ для использования электронных подписей» от 1999г, был создан Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”. Целью данного закона является обеспечение правовых условий использования электронной цифровой подписи в электронных документах. Закон приравнял электронную цифровую подпись и собственноручную подпись на бумажном носителе при заключении сделок. Он в значительной степени расширил практическую возможность применения электронной подписи. [12]

Гражданский кодекс также содержит ряд правовых норм, допускающий возможность заключения сделок путем электронного обмена данными.

В статье 434 ГК РФ говорится о том, что «договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору». [13, с.140]  Таким образом, участники электронной торговли, заключающие договор купли-продажи товаров посредством сети Интернет, могут считать, что письменная форма договора была соблюдена в двух случаях:

-во-первых, стороны совершили обмен документацией в электронной среде,  и вся документация была подтверждена электронно-цифровой подписью участников;

-во-вторых, продавец разместил в сети Интернет предложение, содержащее все признаки оферты, а покупатель воспользовался этим предложением и принял условия. [13, с.140]

Также совершение сделок возможно в иных формах. Даже не углубляться в анализ законодательства, можно с уверенностью говорить о том, что информация обладаем всеми свойствами товара, и сама является таковым. При этом информация обладает уникальным свойством – она может быть передана от продавца к покупателю мгновенно (например, компьютерные программы – их можно получить сразу после оплаты). Статья 159 Гражданского кодекса РФ предусматривает возможность совершения в устной форме сделок, исполняемых при самом их совершении, что также подтверждает вышеописанные рассуждения. [13, с.67]

Стоит также рассмотреть электронную банковскую деятельность, которая, безусловно, неразрывно связана с понятием электронной коммерции. С юридической точки зрения основой этой деятельности в России являются положения ст. ст. 8 и 34 Конституции РФ, которые гарантируют свободу любой не запрещенной законом экономической деятельности. Помимо Конституции РФ, используется ст. 862 ГК РФ, согласно которой допускается осуществление безналичных расчетов в «любых формах, установленных в соответствии с законом, банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота». [13, с.280] Существует специальное Положение Центрального банка Российской Федерации N 266-П, которое устанавливает принципы регулирования отношений в данной сфере. [14]. В этом Положении указано, что кроме традиционных документов в бумажной форме или на бумажных носителях с собственноручными подписи сторон, признаются и иные варианты письменной формы договора. При этом, перечень технических средств, используемых при заключении договора и  содержащийся в статье 434 ГК, включает, в том числе, и электронно-вычислительную технику, при помощи которой стороны создают и направляют друг другу безбумажные документы. [13, с. 140]

Помимо всего вышеперечисленного, в России действует ГОСТ Р 52292-2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения». Этот стандарт определяет круг терминов и определений для сферы электронного обмена информацией. В нем раскрываются базовые понятия различных технических областей, а также необходимые термины, которые могут быть использованы в области электронного обмена информацией не специалистами при общении со специалистами. Согласно, указанному ГОСТу электронный документ – «это форма представления документа в виде множества взаимосвязанных реализаций в электронной среде и соответствующих им взаимосвязанных реализаций в цифровой среде.» [15]  Понятия электронной и цифровой среды также раскрываются в указанном ГОСТе. На основании всего вышесказанного можно заключить, что терминология электронной коммерции представлена достаточно обширно через ряд  определенных терминов и значений, которые раскрывают некоторые стороны данного понятия, но полноценное правовое поле не сформировано до сих пор.

В итоге складывается ситуация, при которой существующие в настоящее время правовые нормы все же позволяют функционировать электронному бизнесу, хотя и являются разрозненными и фрагментарными. Также отсутствует целый ряд необходимых законов, непосредственно регулирующих ведение электронного бизнеса.

Достаточно рассмотреть перечень законопроектов, которые до сих пор не приняты:

•«Об использовании платежных карт в Российской Федерации», 1997г.;

•«Об информатизации банковской деятельности РФ с использованием мировой информационной сети Интернет», 1999г.;

•«О предоставлении электронных финансовых услуг», 2000г.;

•«Об электронной торговле», 2001г.;

•«О сделках, совершаемых при помощи электронных средств», 2000г. [16, с.269-270]

Анализируя приведенный перечень законопроектов, можно сделать вывод, что изменения в правовой среде происходят крайне медленно и во многом отстают от фактического положения дел.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специфика электронной коммерции предопределяет существенные особенности ее правового регулирования. Главное, что необходимо учесть:

1) Электронная коммерция нуждается в комплексном правовом регулировании, как в рамках одной страны, так и в международном масштабе. Для этого все страны в этом вопросе должны действовать на единых принципиальных основаниях. Любые попытки установить изолированный правовой режим для электронной коммерции как на национальном, так и на международном уровне с неизбежностью приведут к проблемам при осуществлении электронных сделок. [3, с.17] Для того, чтобы предпринимательская деятельность в информационном пространстве развивалась и была защищена, необходимо, в первую очередь, разработать общие нормы, касающиеся электронной экономической деятельности.

2) При разработке правовой регламентации электронной коммерции должны учитываться ее техническая природа и технологические возможности ее осуществления. При этом должны быть согласованы правоположения по упорядочению публично-правовых и частноправовых аспектов деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий.

Что касается российского законодательства, то можно говорить о том, что комплексная законодательная система по регулированию электронного бизнеса еще отсутствует, но она будет постепенно складываться в процессе создания взаимосвязанной системы норм на международном и национальном уровнях.


Библиографический список
  1. Юрасов, А.В. Электронная коммерция: Учебное пособие/А.В. Юрасов. – М.: Дело, 2003. – 480 с.
  2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № ООН А/51/628 от 16 декабря 1996/ООН: Типовой закон об электронной торговле, принятый Комиссией по праву международной торговли – http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_62126.html
  3. Бастрикова С.А. Интернет в системе взаимодействия государства и формирующегося гражданского общества в Российской Федерации.: Автореф. дис. канд. полит. наук. М., 2003. – 145 с.
  4. Моченов В. Ю. Правовое регулирование электронной коммерции.: Дис. канд. юр. наук. М., 2006.
  5. Рассолов И.М. Право и Интернет. Теоретические проблемы. – 2-е изд., перераб. и доп. – М .: Издательство НОРМА , 2009. – 383 с.
  6. Генеральное соглашение по торговле услугами.:  Марракеш. – 15 апр. 1994.
  7. Соловяненко Н. Проблемы и направления правового регулирования Интернет-трейдинга //Рынок ценных бумаг. – 2000. – N 23 (182). – С. 48
  8. Мибок – Электронная коммерция:правовое регулирование и налогообложение Режим доступа: http://www.mibok.ru/about/press/index.php?ID=1643
  9. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993. // «Российская газета» от 25 декабря 1993.
  10. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»//Российская газета. -  2006. – Федеральный выпуск № 4131 от 29 июля
  11. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ “Об электронной цифровой подписи”// Сайт Российской газеты. -  Режим доступа: http://www.rg.ru/2002/01/10/podpis-dok/html
  12. Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ “Об электронной подписи”// Российская газета. – 2011. – Федеральный выпуск № 5451 от 8 апреля
  13. Гражданский кодекс Российской Федерации: глава 28, ст. 434, п. 2 – по сост. на 6 апр. 2011- М.: Проспект, 2011. – 656 с.
  14. Положение Банка России  «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» от 24 декабря 2004г., № 266-П// Режим доступа: – http://www.klerk.ru/doc/162718
  15. ГОСТ Р 52292 – 2004 «Информационная технология. Электронный обмен информацией. Термины и определения». Режим доступа: http://vsegost.com/Catalog/50/5028.shtml
  16. Гаврилов, Л.П. Основы электронной коммерции и бизнеса/Л.П. Гаврилов. – М.: СОЛОН-ПРЕСС, 2009. – 592 с.


Все статьи автора «Ксения Ганжа»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: