ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗУЕМЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ С ПОЗИЦИИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Великжанина Кристина Андреевна
Алтайский государственный университет
аспирантка 1 курс факультета социологии

Аннотация
В данной статье освещается проблема падения престижа многодетной семьи в обществе, ее социальной деградации в виду не эффективного предоставления государственных услуг данной категории. В связи с этим, автором предлагается сравнить нормы, установленные в административном регламенте с практикой оказания государственных услуг посредством применения метода «контрольной закупки».

Ключевые слова: «контрольная закупка»., «фокус-группа», административный регламент, инновационные методы оценки, многодетные семьи, поддержка многодетных семей, формы социальной работы, эффективность


EFFICIENCY OF REALIZED FORMS OF SOCIAL WORK WITH LARGE FAMILIES FROM A POSITION OF RECIPIENTS OF SERVICES (ON THE EXAMPLE OF THE ALTAI TERRITORY)

Velikzhanina Kristina Andreevna
The Altai state university
graduate student 1 course of faculty of sociology

Abstract
In this article the problem of falling of prestige of a large family in society, its social degradation in a look not effective providing the state services of this category is covered. In this regard, the author offers to compare the norms established in administrative regulations with practice of rendering the state services by means of application of a method of "control purchase".

Keywords: administrative regulations, control purchase, efficiency, focus group, forms of social work, innovative methods of an assessment, large families, support of large families


Рубрика: 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Великжанина К.А. Эффективность реализуемых форм социальной работы с многодетными семьями с позиции получателей услуг (на примере Алтайского края) // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/10/27765 (дата обращения: 18.04.2024).

Семейное законодательство России не устанавливает, какая семья является многодетной. В соответствии с Указом Президента РФ от 5.05.1992 г. №431 органы исполнительной власти субъектов России самостоятельно устанавливают, какие семьи являются многодетными. При этом понятие “многодетная семья” определяется ими с учетом национальных и культурных особенностей социально-экономического и демографического развития того или иного региона [3].

В Подмосковье многодетной считается семья, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей до 23 лет, если они учатся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов. Таким образом, статус многодетной семьи (а, следовательно, и меры социальной поддержки, которые полагаются многодетной семье) сохраняется за ней до совершеннолетия последнего ребенка, а при условии его обучения в образовательном учреждении по очной форме обучения – до 23 лет [1].

Законом Новосибирской области «О внесении изменений в Закон Новосибирской области «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» изменяется понятие «многодетная семья» путем включения в эту категорию семьи с детьми, принятыми под опеку (попечительство), и (или) семьи, воспитывающей и содержащей пасынков и падчериц.

Данное определение дано в законе г. Москвы от 5 ноября 2008 г. № 56: многодетная семья – семья, имеющая трех и более детей (в том числе усыновленных, а также пасынков и падчериц) в возрасте до 16 лет, а также в возрасте до 18 лет, если они обучаются в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы [2].

Таким образом, можно сделать вывод, что многодетная семья – семья, в которой родились и (или) воспитываются трое и более детей (в том числе усыновленные, а также пасынки и падчерицы) до достижения младшим из них возраста 16 лет, а обучающимся в образовательном учреждении, реализующем общеобразовательные программы, – 18 лет. В составе многодетной семьи не учитываются дети, находящиеся на полном государственном обеспечении, и дети, в отношении которых родители лишены родительских прав или ограничены в родительских правах.

Внимание к многодетным семьям в современной науке объясняется тем, что в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса и духовно-психологического шока среди других травмированных категорий они занимают одно из первых мест. Их экономические трудности усугубляются распространенностью в обществе ложных стереотипов относительно массовой девиантности многодетных семей, а также отсутствием перспектив достойного выхода из сложившейся ситуации. Доля бедных среди многодетных семей особенно велика. С другой стороны, сохранившиеся, несмотря ни на что, установки части семей на многодетность обеспечивают хотя бы относительную плавность в графике снижения рождаемости. Усилия по стабилизации уровня рождаемости, постепенное формирование общественного стереотипа семьи с более чем одним ребенком необходимы для поддержания рациональной возрастной структуры общества, обеспечения вступления в жизнь достаточно многочисленных, трудоспособных и здоровых поколений, имеющих возможность не только адаптироваться к происходящим изменениям, но и осуществить социально-экономические преобразования, соответствующие потребностям нашей страны. Поэтому очень важно осуществлять эффективную социальную поддержку таким видам семей, которая смогла бы повысить их статус и престиж в обществе. Для этого необходимо с субъективной позиции самих многодетных семей, как получателей данных услуг оценку всей системе социального обслуживания, выявить основные пробелы и проблемы в административных регламентах, по которым осуществляется соответствующая помощь и поддержка данной целевой группы.

В 2012 году автором было проведено исследование на тему: «Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями: субъективный аспект». Проведенное исследование позволило выявить мнения многодетных семье, как получателей социальных услуг, об эффективности проводимой с ними социальной работе. На первом этапе была проведена фокус-группа на тему: «Эффективность форм социальной работы с многодетными семьями: субъективный аспект». В ней приняли участие члены многодетных семей города Барнаула. На втором этапе исследования автором была произведена контрольная закупка в виде личного посещения Управлений по социальной защите города Барнаула.

Была использована целевая неслучайная выборка, которая составила 10 представителей многодетных семей.

Инструментарии исследования включал в себя 6 блоков вопросов: социально-демографические показатели, социально-экономический блок, психолого-педагогический блок, медицинский блок, правовой блок, оценка качества предоставляемых услуг.

В первом блоке «социально-демографические показатели» рассматривались вопросы, касающиеся возраста респондентов, количества детей в семье, полноты данной семьи, трудовой занятости супругов.

Во втором, «социально-экономическом блоке» затрагивались вопросы предоставления льгот, пособий и выплат, положенных многодетным семьям по закону.

Третий «психолого-педагогический блок» включал в себя вопросы, связанные с воспитанием детей в многодетных семьям, психологической и педагогической поддержки родителей со стороны органов социальной защиты.

«Медицинский блок» содержал вопросы о получении путевок в оздоровительные лагеря и санатории, предоставлении скидок в аптечных пунктах и так далее.

Пятый блок, «правовой», охватывал круг вопросов, связанных с уровнем правой грамотности членов многодетных семей, их информированности о том, что им положено по законодательству Российской Федерации.

В последнем блоке «оценка качества предоставляемых услуг» отражены личные пожелания респондентов в адрес органов социальной защиты города Барнаула.

Социально-демографические показатели респондентов:

  • мужчин – 3, женщин – 7;
  • в возрасте от 30 до 50, средний возраст – 35 лет
  • 50% респондентов воспитывают 4 детей.

Комплексный анализ позволил выявить основные проблемы и трудности получения социальных услуг многодетными семьями.

1. Несоответствие предоставления мер социальной поддержки многодетным семьям, закрепленных в федеральных и региональных нормативно-правовых актах в действительности.

Социальная поддержка многодетных семей в Алтайском крае регламентированная следующими нормативно-правовыми актами:

- на федеральном уровне: федеральными законами от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей», Указом Президента Российской Федерации от 05.05. 1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»;

- принятыми на региональном уровне: законами Алтайского края от 29.12.2006 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае», от 15.10.2004 №34-ЗС «О ежемесячном пособии на ребенка».

В законе Алтайского края от 29.12.2006 №148-ЗС «О дополнительных мерах социальной поддержки многодетных семей в Алтайском крае» одной из мер является бесплатная выдача лекарств, отпускаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет. По мнению большинства участников фокус-группы данная услуга не предоставляется. Только два человека заявили об обратном: «100% скидку детям до 6 лет, у меня таких двое, я получаю. Но получаю я ее только, если в аптеке… если есть такие лекарства». Или: «…да…пару раз мы получали льготные лекарства…»

В данном законе также предусматривается первоочередное представление в летний период путевок в детские оздоровительные лагеря для учащихся общеобразовательных школ. В лечебно-профилактические учреждения края дети из многодетных семей принимаются вне очереди. Мнения участников исследования по данному вопросу разделились: одни респонденты говорили о том, что такая услуга им вообще не предоставляется: «…нет, нам вообще никогда не предлагали никуда поехать.» Или: «Мои дети путевки в загородные лагеря не получали…мы. конечно, бы поехали, а не дают». Другие родителей из многодетных семей заявляли, что просто никогда данной мерой не пользовались: «нет, в летние лагеря мы никогда не ездили, просто нам это не нужно…вот и все». Или: «да нет, нам не надо было. Мы сами можем досуг организовать». 4 человека подтвердили, что регулярно получают путевки в санатории для своих детей: «Нам дают 1-2 раза в год стабильно. Сыну нравиться». Или: «Мы пока еще такую услугу не получали, но вот недавно сын в больницу попал, у него операция была – нам пообещали. Мы с нетерпением ждем, надеемся, что не обманут».

Говоря о других видах помощи многодетным семьям, закрепленных данным законом, таких как компенсационные выплаты на питание и внеочередное предоставление мест в детские дошкольные учреждения, можно отметить, что они предоставляются данной целевой группой, пусть даже и не всем многодетным семьям, участвующих в фокус-группе. «..ну, к примеру, компенсацию в садике предоставляют. Часть денег возвращают». Или: «…у меня ребенок в школе питается бесплатно. Говорит, что нравится». Или: «ну, мы один раз социальную помощь получали и канцелярию к школе, все, вроде». Или: «Из льгот….льготная очередь в детский сад. Путевки нам предоставлялись, но мы не берем, дома сидим».

В Программе государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2011-2015 гг. в пункте 3.3 прописано, что должна проводиться организация за счет бюджетных средств профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации женщин, имеющих 3 и более детей в возрасте не менее 3 лет, и содействие их трудоустройству на рабочие места с неполным рабочим временем, с возможностью дистанционного выполнения работы и надомного труда; разработка и реализация специальных региональных программ профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных многодетных родителей по специальностям, соответствующим потребностям развития экономики и социальной сферы субъекта Российской Федерации.

Как отмечают сами члены многодетных семей, такая работа с ними не проводится. Вместе с тем, очень многие респонденты изъявили желание воспользоваться такой услугой: «Знаете, это было бы просто здорово! Сами понимаете, как важно иметь востребованную профессию…особенно нам..» Или: «…вот и возникает вопрос, почему нам это не оказывается? Курсы бы какие-нибудь устроили, что ли! ».

2. Низкая информированность членов многодетных семей о положенных им мерах социальной поддержки.

Важно отметить, что большинство родителей многодетных семей не имеют представления о том, какие меры и формы поддержки по закону им положены: «А я даже не знала, что нам такое положено!» или: «Правда? Я вот тоже не знала, кто бы нас информировал бы..», помимо прочего, уровень правовой грамотности данных членов семей невысок. Так, например, большинство участников фокус-группы не смогли развести такие понятия как «льготы» и «пособия»: «…так это разве не одно..хм.. и тоже?…». Или: «…я просто не очень разницу понимаю…».

Помимо прочего, в Программе государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации на 2011-2015 гг отмечается важность создания системы информирования многодетных семей о мерах государственной, муниципальной и общественной социальной поддержки, информирование многодетных семей об их правах и о существующих социальных программах, а также оказание помощи в подготовке и сборе необходимых документов для получения социальной помощи.

Участники фокус-группы говорят о том, что «..данная форма работы с…» ними «..не осуществляется» и высказывают свои пожелания относительно создания каких-либо «…тематических лекций..» или иных формах информирования об изменениях в законодательстве Российской Федерации и Алтайском крае в целом.

3. Возможность получения социально-психологической и социально-педагогической помощи.

В системе социального обслуживания населения действуют краевой кризисный центр для мужчин, краевой кризисный центр для женщин, 59 территориальных центров социальной помощи семье и детям, в структуре 45-ти из них работают психолого-педагогические направленности. При координирующей роли краевого кризисного центра для мужчин на базе территориальных центров помощи семье и детям, в том числе и для многодетных, реализуются программы активной поддержки родительства, действуют низкопороговые клубы. Как отмечают участники фокус-группы, что органы социальной защиты, к сожалению, не оказывают им психологическую, педагогическую поддержку. «Лично мне такая услуга не предоставляется. Хотя, …знаете, я бы вот очень сильно хотел бы ее получать…Иногда, да у каждого такое бывает, хочется получить совет со стороны». Или: «Я вот тоже хотела бы получить консультацию психолога. Дети, сами же знаете, разные бывают…иногда сил не хватает. Как нужно правильно воспитывать, что говорить…было бы хорошо».

Тем не менее, некоторые из респондентов давали противоположные мнения: «Я вот хожу на групповые тренинги. Поэтому получаю данную услугу. Мне очень нравится». Или: «…я согласна, что это необходимо. Я систематически хожу на консультации к психологу…самое главное, что это важно и помогает. Только как сделать так, чтобы все родители, мамочки, папочки из многодетных семей знали об этом? Чтобы они проинформированы были…».

4. Организационные трудности.

4.1. Территориальная доступность подразделения.

В ходе исследования авторов была произведена контрольная закупка государственной услуги в виде личного посещения структурного подразделения с целью проведения натурного наблюдения.

Контрольная закупка – это непосредственное и анонимное прохождение административных процедур гражданами и организациями с целью получения государственных услуг. Главными достоинствами и преимуществами метода «контрольная закупка» являются то, что:

  • Фиксируется актуальное качество
  • Выявляются наиболее болезненные точки
  • Управляемый поиск проблем
  • Отсутствие жестких ограничений на число вариантов исследовательских решений
  • Сокращение издержек по сбору информации

Таким образом, в ходе контрольной закупки будут решаться следующие задачи:

  • Провести процедуру получения государственной услуги с фиксацией доступных потребителю характеристик этого процесса.
  • Сравнить полученные характеристиками с аналогичными характеристиками, содержащимися в тексте административного регламента.
  • Выявить и описать полученные расхождения либо зафиксировать совпадения практического исполнения процедур оказания услуги требованиям регламента.

Результатами исследования методом «контрольной закупки» является описанная с использованием конкретных характеристик и зафиксированная практика взаимодействия представителя многодетной семьи с органом исполнительной власти, позволяющая:

  • Оценить степень соблюдения обязательств перед получателями государственной услуги, закрепленных в административных регламентах;
  • Ревизировать действия сотрудников органов исполнительной власти установленным правилам;
  • Замерить комфортность среды взаимодействия в конкретный момент;
  • Проверить соответствие сложившейся практики конкретным показателям административных процессов в текстах административных регламентов, в том числе выявить пробелы и проблемы, возникающие у данной целевой группы.

Контрольная закупка была произведена в Управлении социальной защиты населения по Центральному и Железнодорожному району города Барнаула.

Основным параметром по отношению к территориальной доступности учреждения было удобство проезда к подразделению общественным транспортом, которое в обоих случаях было полностью удовлетворено. От остановки общественного транспорта данные учреждения находятся в 10-минутной ходьбе. Несмотря на то, что никаких указателей того, как удобнее дойти до подразделения нет, найти путь до Управления и в том. и, в другом случае было легко. Главным минусом было то, что отсутствовала возможность оставить детскую коляску около учреждения. На входе в здание были размещены таблички с графиком работы, но не было указано номера телефона данного учреждения. Говоря о удобстве получения услуги человека с ограниченными физическими возможностями, нужно отметить, что и Управлении социальной защиты населения по Центральному району, и Управлении социальной защиты населения по Железнодорожному району оборудованы всем необходимыми.

4.2. Помещение для предоставления услуг.

В Административном регламенте предоставления государственной услуги содержится пункт 2.12. «Требования к помещениям, в которых предоставляются государственные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления государственной услуги». Согласно ему прием граждан осуществляется в служебных кабинетах специалистов либо в специально выделенных для этого помещениях. Места информирования посетителей, предназначенные для их ознакомления с информационным материалом, оборудуются стульями и столами для возможного оформления документов. Места для заполнения заявлений о предоставлении государственной услуги, оборудуются стульями, столами и обеспечиваются образцами и бланками заявлений, письменными принадлежностями.

Посетив Управление социальной защиты населения по Центральному району, эксперт сделал следующий вывод: «В холле учреждение находится девушка-администратор, которая не очень любезно, но подсказала, куда необходимо обратиться за получение государственной услуги. Само помещение очень маленькое, но чистое и светлое. Большая скученность народу. Столы для заполнения документов имеются, но они очень маленькие и расположены неудобно. Туалетная комната в учреждении имеется, но, к сожалению, находится в нерабочем состоянии. Окна, в которых сотрудники ведет прием, никак не идентифицируются, хотя каждое окно приема заявителя оформлено информационными табличками с указанием номера окна, ФИО и должности специалиста. Но основная трудность заключалась в том, что не было понятно, что за прием ведется в данном окне. Кроме номера не было ничего».

В ходе личного посещения Управления социальной защиты населения по Железнодорожному району эксперт дал такую характеристику: «В холле учреждения не у кого было спросить, куда нужно пройти, чтобы получить необходимую услугу. Прием ведет на втором этаже, в связи с чем, человеку с ограниченными физическими возможностями не предоставляется никакой возможности попасть к специалисту. Сами кабинеты имеют таблички с названиями и ФИО специалистов, на некоторых висят списки необходимых для получения услуги документов. Людей в очередях много. Помещение, в целом, чистое, светлое и просторное».

Также в Административном регламенте в пункте 2.12.2. сказано, что «…на информационном стенде в помещении, предназначенном для ожидания приема граждан в управлениях и МФЦ, размещается следующая информация:

извлечение из нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края, регулирующих деятельность, связанную с предоставлением государственной услуги;

текст настоящего Административного регламента с Приложениями к нему…». Проведенная контрольная закупка показала, что в Управлении социальной защиты населения по Центральному району эксперт «…Административных регламентов предоставления социальных услуг… не нашла, но зато в холле учреждения есть стенд, посвященный многодетным семьям». А в Управлении социальной защиты населения по Железнодорожному району эксперт отметил, что «…на стенде около кабинета висел Административный регламент государственной услуги, с приложениями вместе, образцы написания заявлении также имели в наличии и свободном доступе».

4. 3. Кадровое обеспечение.

В Административном регламенте предоставления государственной социальной помощи в пункте 2.12.3. прописано: «При ответах на телефонные звонки и устные обращения граждан специалисты подробно и в корректной форме информируют их по интересующим вопросам». Вместе с тем, участники фокус-группы отмечают, что большинство сотрудников органов социальной защиты игнорируют данный пункт, отвечая «по-хамски» и «грубо». На вопрос, «Какие бы пожелания Вы высказали бы в адрес государственных органов социальной защиты населения?» члены многодетных семей высказывались таким образом: «…чтобы были более доброжелательными, так как многие нуждаются в теплоте. А если с ними грубо (с малообеспеченными), то могут больше не прийти, хотя будут нуждаться». Или: «Наймите профессионалов и служите людям, а не чьим-то идеалам». Также респонденты говорили таким образом: «…найти любимую работу, а это место уступить тем, кто действительно хочет работать в органах социальной защиты!»

На основании полученных результатов можно дать следующие рекомендации для органов социальной защиты и общественных организаций:

- необходимо усилить контроль за исполнением нормативно-правовых актов всех уровней; совершенствовать правовую базу социальной защиты, в частности, многодетных семей, внедрять и расширять спектр предоставляемых услуг для оптимитизации жизнедеятельности многодетной семьи и повышения ее статуса;

- усовершенствовать информационную компанию в сфере предоставления социальных услуг и мер поддержки многодетным семьям среди данной целевой аудитории. Это исходит в больше степени не столько от изучения данного вопроса в рамках нашего социологического исследования, столько непосредственно от самих членов многодетных семей: «Лучше доносите информацию до населения о социальной помощи, некоторые люди даже не знают о той помощи, которая им должна предоставляться». Или: «Хотелось бы больше информированности о льготах и возможностях и поощрениях для многодетных семей. Как правило, узнавали об этом после… от других семей, но не от органов соц. защиты населения».

- Повысить уровень компетенции сотрудников органов социальной защиты населения посредством проведения тренингов по теме профессионального выгорания, организации супервизии, психологических консультации и организации тренингов на соответствующие тематики.


Библиографический список
  1. Закон г. Москвы от 5 ноября 2008 г. N 56 “О внесении изменений в Закон города Москвы от 3 ноября 2004 года N 67 “О ежемесячном пособии на ребенка”.
  2. Закон Новосибирской области «О внесении изменений в закон Новосибирской области «О социальной помощи населению на территории Новосибирской области» от 02.07.2008, №255-ОЗ
  3. Феофанов, К. Многодетная семья: права и льготы. //Журнал «9 месяцев», №8. – 2003. – URL: http://www.9months.ru/planirovanie/1287


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Kristina Velikzhanina»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация