УДК 332.145

УЧАСТИЕ БИЗНЕСА В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ

Разгулина Екатерина Дмитриевна
Институт социально-экономического развития территорий РАН
аспирант, младший научный сотрудник

Аннотация
В статье рассматриваются формы участия бизнеса в социальной сфере контексте социально-экономического развития территорий. Представлен анализ основных направлений инвестирования в социальные программы на примере крупнейших металлургических предприятий. Выявлены направления развития социального инвестирования для российского бизнеса.

Ключевые слова: бизнес-структуры, металлургические предприятия, региональное развитие, социальная сфера, социальные программы, устойчивое социально-экономическое развитие


BUSINESS PARTICIPATION IN SOLVING SOCIAL PROBLEMS OF TERRITORIAL DEVELOPMENT

Razgulina Ekaterina Dmitrievna
Institute of Socio-Economic Development of Territories of the RAS
Post-graduate student, junior scientific associate

Abstract
The article deals with the forms of business involvement in the social context of socio-economic development of the territories. It analyses major areas of investment in the social programs in terms of the largest metallurgical enterprises. The areas of social investment for the Russian business are identified.

Keywords: business structures, metallurgy companies, regional development, social programs, social sphere, sustainable socio-economic development


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Разгулина Е.Д. Участие бизнеса в решении социальных задач развития территорий // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/09/26334 (дата обращения: 30.09.2017).

При переходе российской экономики к модели социально-ориентированного развития, важнейшей задачей экономической политики является приоритетное решение социальных проблем. Формирование в России социального государства предполагает создание такой политической системы, в которой каждому гражданину гарантирован достойный уровень жизни и широкий набор социальных благ. При этом социальные гарантии обеспечиваются путем государственного регулирования экономики (прежде всего крупного бизнеса), налоговой политикой, достижением интеграции власти, бизнеса и общества [1, с. 36].

Усиливающееся в последние годы влияние крупных компаний на социально-экономическое развитие страны обуславливает необходимость привлечения бизнеса к формированию социально-экономической политики государства, а также разработки согласованных с ним действий, направленных на внедрение социально ориентированных моделей поведения.

В современной научной литературе [2, с. 128] приводится следующая классификация участия бизнеса в социальной сфере – традиционная благотворительность (передача денежных и любых других ресурсов на безвозмездной или льготной основе с целью решения общественно значимых задач), систематическая (попытка предприятий увязать благотворительную деятельность с собственными стратегическими целями) благотворительность и социальное инвестирование (табл. 1).

Таблица 1 – Формы участия бизнеса в социальной сфере

Характеристика

Традиционная благотворительность

Систематическая благотворительность

Социальное инвестирование

Мотивация Бескорыстие и желание помочь Долгосрочный интерес компании Долгосрочный интерес компании, интегрирующий интересы компании и потребности местных сообществ
Инициатива Реакция на запрос, удовлетворение всех запросов Отбор лучших заявок из числа поданных, руководство внутренними стандартами компании Опережающая инициатива компании, связанная с интересами основной деятельности, условия финансирования и критерии отбора доступны
Критерии отбора получателей средств «Прихоть» руководства Учет интересов благополучателей, социальная эффективность Социальная эффективность и бизнес выгода
Связь с основной деятельностью Не связана Связана опосредованно Интегрирована в основную

деятельность компании

Управляющая структура Высшее руководство компании, часто действующее не от лица компании, а от собственного имени Отдел, специализирующийся на разработке и реализации социальных и благотворительных программ Специализированный отдел, в совет которого входят ключевые сотрудники основных направлений компании (маркетинг, управление персоналом, финансы, стратегическое планирование и др.)
Ресурсы Деньги, материальные ресурсы Деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров Объединение ресурсов компании (деньги, материальные ресурсы, труд волонтеров), ресурсов партнеров и требование долевого финансирования от получателя средств
Используемые механизмы финансирования Благотворительные пожертвования, спонсорство Благотворительные пожертвования, спонсорство, грантовые программы, не связанные с бизнес интересами компании Социальное партнерство, конкурсное финансирование, ориентация на программы высокой эффективности
Частота реализации Разовая помощь Самостоятельная  систематическая программная деятельность Стратегический подход
Социальный эффект

Влияние на основную деятельность (выгода для бизнеса)

Низкий

Отсутствует либо очень низкое

Средний

Компания не придает значения существованию выгоды для бизнеса, она существует как дополнительный эффект

Высокий

Бизнес выгода управляема, измерима

 

Согласно результатам исследования Ассоциации менеджеров России, самым распространенным мотивом  благотворительности регионального бизнеса является стремление наладить и поддержать хорошие отношения с местными и региональными властями. Среди других мотивов часто встречается стремление укрепить имидж компании, обеспечить ее рекламу.

Примеров участия бизнеса в социальных и благотворительных программах уже достаточно велико. Однако только крупные предприятия могут себе позволить создание отделов, специализирующихся на вопросах социальной политики. Большинство же компаний стараются минимизировать административные расходы на благотворительность и не готовы включить в свой штат соответствующих специалистов.

С целью обобщения коллективного опыта ответственной деловой практики компаний Союзом промышленников и предпринимателей создан банк корпоративных практик социальной направленности компаний, действующих на территории Российской Федерации. По данным на II квартал 2013 г. в базе зарегистрировано 252 программы (корпоративные практики) 125 компаниями различных отраслей экономики (табл. 2) [3].

Таблица 2 – Практика российских компаний в области реализации

социальных программ

Отраслевая принадлежность компаний

Кол-во компаний

Программы

Всего

направленные на работников компании

направленные на внешнее сообщество

Кодексы, политики, стандарты

Нефтегазовая

17

51

22

17

12

Энергетика

18

29

14

10

5

Металлургическая и горнодобывающая

18

41

28

10

3

Производство машин и оборудования

18

26

20

3

3

Химическая, нефтехимическая, парфюмерная

9

18

8

4

6

Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная

1

1

1

Производство пищевых продуктов

4

14

6

4

4

Телекоммуникационная

5

7

3

4

Финансы и страхование

8

17

6

6

5

ЖКХ и бытовое обслуживание

2

4

1

1

2

Розничная торговля

2

3

2

1

Транспорт и дорожное хозяйство

10

22

13

3

6

Общественное питание, гостиничное хозяйство

1

1

1

Строительство

3

6

3

3

Сельское и лесное хозяйство

3

5

2

3

Образование, наука, культура

2

2

1

1

Прочие виды услуг

4

5

4

1

Итого

125

252

135

71

46

 

Как показывает анализ, наибольшее внимание российские компании уделяют вопросам социальной политики в отношении работников: повышение квалификации и образование, система мотивации, охрана здоровья и улучшение условий труда, добровольное медицинское страхование, корпоративные пенсионные фонды и пр. Что касается их участия в развитии территорий присутствия, то оно осуществляется через инвестиционные программы технической модернизации, экологические программы, а также благотворительность и спонсорство. Следует подчеркнуть, что вклад компаний в социально-экономическое развитие территорий остается пока крайне малым, предпринимательский сектор пока явно недостаточно участвует в обеспечении социальных потребностей общества [4, с. 10].

В России одними из самых крупных предприятий являются металлургические корпорации, поэтому они являются лидерами в плане проведения различных социальных программ. Так, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» в 2011 г. направило на реализацию благотворительных программ по социальной поддержке населения 396,4 млн. руб., по поддержке общественных организаций − 270,75 млн. руб. Компанией «Новолипецкий металлургический комбинат» направлено 260 млн. руб. на программы по поддержке социально незащищенных категорий населения, свыше 125 млн. руб. − в  благотворительный фонд «Милосердие» и 21,7 млн. руб. – на финансовую поддержку учебным заведениям. ОАО «Северсталь» в 2011 г. на реализацию социальных проектов в таких сферах, как охрана материнства и детства, образование, культура и спорт направила свыше 2,5 млрд. руб. [5, с. 26].

Одним из приоритетных направлений социальной политики ОАО «Северсталь» является забота о здоровье работников, а также развитие физкультуры и спорта (табл. 3).

Таблица 3 – Социальные программы ОАО «Северсталь»

Направление

Конкретизация направления

Забота о здоровье работников Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть «Северсталь» является интегрированным медицинским учреждением, оказывающим высококвалифицированную профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь работникам череповецких предприятий. Медицинское обслуживание охватывает 53 тыс. человек (в том числе 7.8 тыс. пенсионеров-ветеранов).

Основной источник финансирования – средства добровольного медицинского страхования предприятий «Северсталь Российская Сталь», обеспечивающие 63% консолидированного бюджета медсанчасти. Финансирование медсанчасти осуществляется также из средств городского бюджета, средств фонда обязательного медицинского страхования.

Развитие физкультуры и спорта За период 2009 – 2010 гг. ежегодно в рамках социального заказа проводилось более 140 физкультурно-оздоровительных мероприятий с охватом более 4000 человек. Регулярно занимаются в оздоровительных группах физической культурой и спортом более 3500 сотрудников.
Подготовка рабочих кадров В 2010 году в дивизионе «Северсталь Российская Сталь» получили рабочую профессию 3782 человек, из них 2163 рабочих – дополнительную специальность. За этот период 11529 рабочих повысили свою квалификацию.
Корпоративная жилищная программа (с 2005 г.) В рамках программы было построено и введено в эксплуатацию 24 многоквартирных дома, общее количество построенных квартир – 2345. Сотрудникам Компании были созданы наиболее благоприятные условия участия в строительстве (минимальный банковский процент, рассрочка платежа, низкая стоимость квадратного метра). «Северсталь» имеет ведомственный жилой фонд, который состоит из 48 многоквартирных домов и включает 2061 квартиру и 2501 комнату. В 2010 г. сотрудникам Компании были предоставлены 46 квартир и 194 комнаты.
Источник: данные годовых отчетов ОАО «Северсталь» [6].

 

ОАО «ММК» осуществляет значительные вложения на реализацию  программ  профилактики и лечения заболеваний и оздоровления работников и членов их семей (табл. 4).

Таблица 4 – Финансирование социальных программ ОАО «ММК»

Направление

2010 г.

2011 г.

2011 г. к 2010 г., %

Социальные инвестиции на социальные программы и поддержку социальных объектов, млрд. руб.

н.д.

2,1

Финансирование программ профилактики и лечения заболеваний, млн. руб.

353

367

104,0

Оздоровление работников и членов их семей (компенсация стоимости путёвок), млн. руб.

238

310

130,3

Реализация программы «Поддержка детства и материнства, стимулирования рождаемости», млн. руб.

34

35,6

104,7

Затраты на проведение спортивно-массовых мероприятий, млн. руб.

н.д.

106

Источник: данные годовых отчетов ОАО «ММК» [7].

 

Необходимо отметить, что ОАО «ММК» в 2011 г. направило 647,7 млн. руб. на реализацию социального пакета льгот и гарантий для работников Общества, при этом затраты в среднем на работника в год составили 30464 руб. Реализация социального пакета льгот и гарантий осуществляется в виде мероприятий, представленных в таблице 5.

Таблица 5 – Социальные программы ОАО «ММК»

Направление

Конкретизация направления

Добровольное медицинское страхование

 

В ОАО «ММК» разработаны и успешно реализуются программы корпоративного и индивидуального добровольного медицинского страхования (ДМС). На финансирование программы корпоративного ДМС в 2011 году ОАО «ММК» направило 220,97 млн. руб. Так в рамках этой программы 15 работников ОАО «ММК» прошли лечение в российских и зарубежных клиниках на сумму 3,63 млн. руб., а стоматологическую помощь на общую сумму 6,34 млн. руб. на льготных условиях получили 2395 работников.
Оздоровление и отдых работников и членов их семей

 

Для организации детского отдыха своих работников ОАО «ММК» совместно с профсоюзным комитетом компенсирует большую часть затрат. В 2011 г. в детских оздоровительных центрах общества отдохнуло 1873 детей работников ОАО «ММК». Затраты Общества на предоставление компенсаций за путевки и на содержание детских оздоровительно-образовательных центров составили 25,3 млн. руб.

На реализацию программ профилактики и лечения заболеваний в 2011 г. Обществом было затрачено 240,9 млн. рублей.

Развитие физкультуры и спорта

 

Формирование потребности у работников в регулярных занятиях спортом является приоритетным направлением социальной политики ОАО «ММК». В Магнитогорске для занятий спортом и проведения активного досуга создана развитая инфраструктура спортивных объектов и сооружений: горнолыжные центры «Металлург-Магнитогорск» и «Абзаково», Частное спортивно-оздоровительное учреждение ОАО «ММК», «Металлург-Магнитогорск», водноспортивные комплексы «Аквариум» и «Водопад чудес».
Сохранение репродуктивного здоровья работающих В связи со сложившейся на территории г. Магнитогорска демографической ситуацией руководством ОАО «ММК», в том числе председателем совета директоров ОАО «ММК», дирекцией по персоналу и социальным программам, кадровыми службами, принято решение по принятию мер и стимулов для улучшения демографической ситуации в городе. С 1.06.2004 г. вступила в действие программа «Стимулирование рождаемости. Охрана материнства и детства», а с 1.01.2008 г. – программа поддержки многодетных семей «Дружная семья». На реализацию этих программ компания ОАО «ММК» в 2011 году направила порядка 43 млн. руб.
Программа поддержки многодетных семей «Дружная семья» Цель программы – социальная, материальная поддержка многодетных семей, укрепление статуса семьи в обществе, охрана здоровья детей из многодетных семей.
Культурно-массовые мероприятия В 2011 г. Общество направило на проведение культурно-массовых мероприятий и содержание Дворцов культуры 41,8 млн. руб.
Жилищная программа В 2011 г. построен 17-этажный кирпичный дом на 112 квартир, начато строительство многоэтажного дома на 202 квартиры. Действует программа «Помощь молодым семьям в приобретении жилья». Ежегодно 30 молодых семей получают субсидии в размере 80 тыс. руб. на одного работника и возможность приобрести однокомнатную квартиру по более низкой стоимости.
Источник: данные годовых отчетов ОАО «ММК».

 

Политика ОАО «НЛМК» в сфере мотивации персонала ориентирована на добровольное медицинское страхование работников,  негосударственного пенсионного обеспечения и оздоровление персонала (табл. 6).

Таблица 6 – Социальные программы ОАО «НЛМК»

Направление

Конкретизация направления

Социальная поддержка сотрудников В 2011 г. направлено 950млн. руб.
Добровольное медицинское страхование работников В 2011 г. направлено 100 млн. руб.
Программа негосударственного пенсионного обеспечения Компания активно реализует программу негосударственного пенсионного обеспечения. ОАО НЛМК является одним из учредителей негосударственного пенсионного фонда  «Социальное развитие», представительства которого работают в 11 регионах России. Совокупный вклад Учредителей фонда составляет свыше 276,5 млн. руб.

Более 2,9 тысячи работников ОАО НЛМК оформили дополнительную негосударственную пенсию, максимальный размер которой по итогам 2011 года составил 42 тыс. руб.

Оздоровление персонала Ежегодно сотрудники предприятий Группы НЛМК пользуются услугами санаториев и профилакториев, принадлежащих Компании, а также проходят оздоровление на курортах РФ. Более 4 тыс. сотрудников получили санаторно-курортное лечение в 2011 году.

В производственных подразделениях всех предприятий Группы НЛМК функционируют спортивные залы и восстановительные центры, в которых работники имеют возможность отдохнуть после рабочего дня.

Источник: данные годовых отчетов ОАО «НЛМК» [8].

 

В то же время предприятия участвуют в развитии инфраструктуры города и прилегающих районов, объектов культуры и спорта, оказывают поддержку общественным объединениям, проводят культурные и спортивные фестивали (табл. 7).

Таблица 7 – Социальные программы, реализуемые предприятиями

на территории присутствия

ОАО «Северсталь»

ОАО «ММК»

ОАО «НЛМК»

−   Взаимодействие с учебными заведениями, работа с молодыми специалистами;

−   Реализация программы «Дорога к дому»;

−   Некоммерческое партнерство «Агентство городского развития»;

−   Программы сохранения исторического и культурного наследия;

−   Реализация программы «Музеи Русского Севера»;

−   Поддержка спорта: хоккейной команды «Северсталь», женского волейбольного клуба «Динамо», Российской Шахматной федерации.

Осуществляет благотворительную деятельность и социальную поддержку местного населения через Магнитогорский городской благотворительный общественный фонд (МГБОФ) «Металлург». В 2011 г. денежные и материальные средства фонда составили более 400 млн. руб.:

− Программа «Забота» – социальная поддержка пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных категорий граждан.

− Программа «Луч надежды» по социальной поддержке инвалидов по трудовому увечью и профессиональному заболеванию.

− Комплексная программа «XXI век – детям Южного Урала», в т.ч. подпрограммы:

∙  Программа « Мы рядом» по социальной защите семей, потерявших кормильца вследствие несчастного случая на производстве;

∙  Программа «Охрана материнства и детства»;

∙  Программа «Дружная семья» по социальной поддержке многодетных семей;

∙  «Наши дети» – программа благотворительной поддержки специализированных детских учреждений г. Магнитогорска и близлежащих сельских районов;

∙  Программа «Одаренные дети Магнитки»;

∙  Программа «Калейдоскоп» по социальной поддержке малообеспеченных категорий граждан.

−   Благоустройство социальной среды – более 31 тыс. тонн щебня безвозмездно передано администрациям районов и сельских поселений Липецкой и Тамбовской областей.

−   Поддержка спорта – оказывая содействие Спортивному клубу «Липецкий металлург», Компания  НЛМК принимает активное участие в развитии стрелковых видов спорта в России.

−   Поддержка учебных заведений – совместно с администрацией Липецкой области ОАО «НЛМК» стало победителем конкурса региональных программ развития образования, проводимого Министерством образования и науки РФ.

−   Детский отдых.

−   Благотворительная деятельность – свыше 125 млн. руб. в 2011 г. направлено компанией через  благотворительный фонд «Милосердие» на реализацию 10 социальных программ.

Составлено по: Данные годовых отчетов ОАО «Северсталь», ОАО «ММК» и ОАО «НЛМК».

 

Стоит отметить, что отечественные компании, реализующие лучшие в России социальные программы, предпринимают действия, направленные на выработку последовательного и системного подхода к корпоративной социальной ответственности, однако их внешние социально-ориентированные программы осуществляются на уровне разовой благотворительности [9, с. 80]. В процессе приватизации крупные бизнес-структуры сосредоточили в своих руках основную часть национального богатства, но при этом не приняли на себя соответствующей доли ответственности за социально-экономическое развитие страны.

В опыте американских и европейских компаний задача обеспечения квалифицированного расходования благотворительных средств решается за счет обращения к некоммерческим организациям. Например, в США в городах со сложной социально-экономической ситуацией широко распространена практика реализации программ местного социально-экономического развития, объединяющих усилия и средства бизнеса и органов местного самоуправления. При этом обе стороны участвуют и в финансировании, и в разработке плана проекта, и в контроле за его реализацией. Исполняется же проект специально создаваемой некоммерческой структурой ‒ Агентством территориального развития.

В среде российского регионального бизнеса отношение к перспективам партнерской реализации социальных и благотворительных программ совсем иное. По результатам опроса предприятий Ассоциация менеджеров России сделала вывод о том, что бизнес испытывает трудности в обеспечении целевого и эффективного расходования социальных и благотворительных средств из-за отсутствия технологий, позволяющих такой контроль обеспечить.

По мнению других авторов [1, с. 47, 48] главные проблемы эффективного развития благотворительной деятельности бизнеса в России проистекают из-за слабо оформленного публичного спроса на социальную активность частного сектора: «общественный запрос не сформулирован, публичные представления о справедливости искажены, круг стейкхолдеров сводится, в основном, к государству и собственникам, слабы механизмы публичного информирования и общественного признания социальной деятельности компаний».

В настоящее время крупные компании оказывают значительное влияние на социально-экономическое развитие территорий. Негативные для устойчивого развития регионов социальные и экологические последствия деятельности мощных транснациональных структур можно предотвратить только путем согласованных действий власти и бизнеса, направленных на постепенное формирование социально ориентированных моделей их поведения, и, как следствие, повышение качества жизни российского общества.

По нашему мнению, наиболее перспективным направлением повышения уровня социальной ответственности бизнеса в регионе, обеспечивающим высокий уровень мотивации хозяйствующих субъектов к реализации социальных программ, является технология социального инвестирования, существенно отличающаяся от привычных видов благотворительности.

Социальные программы бизнеса, направленные на развитие территорий присутствия, более эффективными может сделать, во-первых, ориентация на достижение значимого социального результата при соблюдении бизнес-интересов компании или так называемого «бизнес-эффекта». Во-вторых, разработка и реализация социальной программы в результате совместной работы компании, органов государственной власти и регионального самоуправления, основанная на принципах социального партнерства, а не в качестве отклика на «просьбы из территорий». В-третьих, использование инновационного подхода, направленных на поддержку новых социальных технологий, и современных механизмов управления, прежде всего конкурсное распределение средств, долевое финансирование, мониторинг и оценка социальных и экономических результатов [2, с. 127; 10, с. 84].

Участие компаний в социальной сфере территорий, сопровождается не только ростом бюджетов социальных программ и профессионализмом управления ими, но и ростом взаимных ожиданий органов региональной и местной власти и бизнеса. С одной стороны, рост ожиданий органов власти от бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит  к усилению давления  на предпринимательский сектор со стороны  органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной благотворительности», прямым следствием которой является снижение эффективности социальных программ бизнеса. С другой стороны, у бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы власти расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой. Таким образом, взаимодействие бизнеса и органов власти может либо поддерживать иждивенчество и бюрократизм последних, либо привносить в социальную сферу недостающие ей принципы эффективного управления [2, с. 129]. Следовательно, развитие партнерства государства и бизнеса может стать основой для повышения эффективности реализации социальных программ и, как следствие, решения задач социально-экономического развития территорий.

 


Библиографический список
  1. Джинджолия А. Ф. Институциональные формы проявления социальной ответственности российского малого бизнеса / А. Ф. Джинджолия, А. Б. Авидзба // Вестник экономической интеграции. – 2012. – № 9. – C. 36-49.
  2. Кравцова Т.В. Технология социального инвестирования и рост социальной ответственности регионального бизнеса / Т.В. Кравцова // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 4-3. – С. 125-129.
  3. Национальный Регистр корпоративных нефинансовых отчетов [Электронный ресурс]. –  Режим доступа: http://xn--o1aabe.xn--p1ai/simplepage/476
  4. Uskova T.V. Social responsibility of Russian business: theoretical vision and practical implementation / T.V. Uskova, E.D. Razgulina // Transfer inovácií. ‒ 2013. ‒ 26. ‒ P. 9-12.
  5. Разгулина Е.Д. Социальная ответственность бизнеса крупнейших металлургических корпораций [Текст] // Сборник материалов научных семинаров-дискуссий ИСЭРТ РАН [Текст]. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – Вып. 8. – С. 19-34.
  6. Официальный сайт ОАО «Северсталь» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  http://www.severstal.com/
  7. Официальный сайт ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  http://mmk.ru/
  8. Официальный сайт ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» [Электронный ресурс]. –  Режим доступа:  http://www.lipetsk.nlmk.ru/
  9. Барабанов А. Социальная ответственность бизнеса и развитие территорий / А. Барабанов, Е. Разгулина // Проблемы теории и практики управления. – 2013. – № 5. – C. 73-81.
  10. Разгулина Е.Д. Влияние социальной ответственности бизнеса на социально-экономическое развитие территорий  (на примере крупнейших металлургических корпораций) / Молодые ученые – экономике [Текст]: сб. работ молодежной научной школы. – Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013. – Вып. 13. – С. 60-89.


Все статьи автора «Разгулина Екатерина Дмитриевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: