ФОРМИРОВАНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖЕРА ПОСРЕДСТВОМ ТРЕНИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Кошевенко Светлана Вячеславовна
ФГБОУ ВПО Смоленский государственный университет
кандидат педагогических наук, доцент кафедры менеджмента

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности образовательного менеджера. Приводится набор компетенций, которыми должен обладать специалист в области образовательного менеджмента и указывается на необходимость и эффективность внедрения в процесс обучения тренинговых технологий, являющихся и предметом изучения и средством достижения цели практикоориентированного обучения.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, образовательный менеджер, тренинговые технологии, формирование


FORMATION OF COMPETENCE OF THE EDUCATIONAL MANAGER BY MEANS OF TRAINING TECHNOLOGIES

Koshevenko Svetlana Vyacheslavovna
Smolensk State University
Ph.D., assistant professor of management

Abstract
This article is devoted to a problem of formation of professional competence of the educational manager. The set of competences which the expert in the field of educational management has to possess is given and indicated the need and efficiency of introduction in process of training of the training technologies being both a subject of studying and means of achievement of the purpose of training.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кошевенко С.В. Формирование компетентности образовательного менеджера посредством тренинговых технологий // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/09/26251 (дата обращения: 18.03.2024).

Начало XXI века характеризуется экономическим кризисом для экономик всего мира. Сложившаяся ситуация заставляет бизнес-сообщество задуматься над поиском механизмов, способствующих выживанию и развитию современных предприятий, организаций и учреждений. Важнейшим ресурсом на данном этапе становятся люди – «человеческий капитал», а инвестиции в него – это стимул непрерывного образования на протяжении всей жизни.

В современной теории и практике управления выделяется новое направление – образовательный менеджмент. Этот феномен распространяется не только на образовательную сферу, но и на производственную. Образовательный менеджмент – это управление организацией посредством образования, создания такой образовательной среды, которая способствовала бы эффективному
компетентностному росту персонала, его творческому развитию, активированию интеллектуального потенциала сотрудников, получению актуальных и своевременных знаний.

В современных организациях требуется всё больше внимания уделять вопросам образовательного менеджмент, а это значит, необходимо рассмотреть возможность введения новой должности – образовательный менеджер.

Так кто же такой «образовательный менеджер»? Каковы его роли, направления деятельности? Какими компетенциями он должен обладать и какими методами их можно формировать?

Образовательный менеджер – это и руководитель, для которого важна эмоциональная атмосфера в коллективе, учёт интересов разных
групп, предотвращение конфликтов; это и аналитик; предприниматель, со своей способностью рисковать, находиться на пике инноваций; супервайзер, владеющий современными методами и приёмами контроля; это и лицо, принимающее решение, хорошо знающее этапы и методы принятия решения; менеджер знаний; это управляющий, способный стратегически мыслить и воплощать стратегии на практике; член организации, живущий по её законам, знающий её особенности, объединяющий и координирующий работу других.

Для того, чтобы осуществить все эти роли, образовательный менеджер должен обладать способностями к следующим видам деятельности: научно-исследовательской, научно-педагогической, проектной, управленческой и организаторской. При этом такой специалист должен обладать соответствующими индивидуально-личностными качествами и профессиональной компетентностью,
которая может быть представлена как совокупность социально-педагогической, организационно-управленческой, научно-исследовательской, межкультурной и рефлексивно-креативной компетенций. [1, с.332]

Характеристика компетенции связана со способом её формирования. Невозможно сформировать компетенцию без включения в процесс
деятельности. В этом смысле тренинговая технология образования является эффективной, так как способствует развитию необходимых индивидуально-личностных качеств, способностей применять знания, умения и навыки на практике, для решения жизненно важных задач.

В рамках тренинга могут быть решены различные задачи: отработка профессиональных навыков и умений, формирование рабочей
позиции, анализ системы мотивации персонала в организации, диагностика коллектива, подбор необходимого персонала для осуществления проекта или на конкретную должность, решение конфликтной ситуации, формирование навыков целеполагания, планирования или тайм-менеджмента и др.. Подбор тренинга зависит от той задачи, которую ставит руководство перед коллективом, рабочей группой.

Использование тренингов в педагогической деятельности позволяет мне избежать излишней теоретизированности, усилить практическую составляющую в подготовке магистров в области образовательного менеджмента, активизировать студентов, развивать их творческий инновационный потенциал.

В рамках проекта «Темпус» с 2011 года в СмолГУ осуществляется подготовка магистров по направлению 050100 Педагогическое образование по программе «Образовательный менеджмент».

Дисциплина «Образовательный менеджмент и организационная культура» изучается магистрантами в 1-3 семестрах и рассчитана на 6 зачётных единиц, 84 аудиторных часа (12 часов – лекции, 72 – семинарские и практические занятия). Цель освоения данной дисциплины заключается в формировании у студентов профессиональных компетенций, необходимых для квалифицированной деятельности в области обучения и развития персонала различных организаций, а так же в выполнении управленческих функций в сфере образования.

В рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 указаны следующие профессиональные компетенции, которыми, на мой взгляд, должен обладать, образовательный менеджер:

-        способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру (ОПК-2);

-        способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях и организациях разного типа (ПК-1);

-        готовность использовать современные технологии диагностики и оценки качества образовательного процесса (ПК-2);

-        способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

-        способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

-        готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

-        готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7);

-        готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

-        готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и её макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

-        готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой
системы (ПК-11);

-        готовность организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы (ПК-12);

-        готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14).

При организации практических занятий были проведены тренинги по следующим темам: «Целеполагание», «Коммуникативная компетентность», «Лидерство и руководство», «Мотивирование персонала», «Управление временем и самоменеджмент», «Командообразование и работа в команде», «Психология управления» и др.

Для подготовки специалистов в рамках данной образовательной программы тренинги имеют особое значение, они являются и методом обучения, и предметом обучения, так как образовательный менеджер должен владеть технологией проведения тренингов в любом профессиональном коллективе.

В связи с этим, магистрантам было предложено разработать (эта часть является домашним заданием) и провести управленческий тренинг в соответствии с рассмотренными на семинаре требованиями к организации и проведению тренингов. В качестве контрольной была выбрана группа студентов 5 курса специальности «Менеджмент организации». Тренинги проводились в рамках дисциплины
по выбору для данной специальности «Образовательный менеджмент», что позволило приблизить ситуацию к реальной действительности.

Таким образом, ценность описанного опыта заключается во взаимопроникновении и пересечении методов и предметов обучения студентов разных специальностей, в практикоориентированном подборе учебного материала в соответствии с образовательным запросом и использовании тренинговой технологии для формирования компетентности образовательных менеджеров.


Библиографический список
  1. Образовательный менеджмент: учебное пособие для магистратуры по направлению «Педагогика» / Иванов Е.В., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Федотова Г.А., Шерайзина Р.М., Ширан А.Г./ сост. и общ. ред. Иванова Е.В., Певзнера М.Н. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2010.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Кошевенко Светлана Вячеславовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация