УДК 796

ИЗМЕНЕНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОСОБА ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ

Токарева Александра Владимировна
Санкт-Петербургский государственный университет
Ассистент кафедры физической культуры и спорта

Аннотация
В статье представлен опыт работы на кафедре физической культуры и спорта Санкт-Петербургского государственного университета. В рамках рабочей программы по физической культуре и спорту были разработаны занятия для студентов с отклонениями в состоянии здоровья. В статье представлены результаты применения общеразвивающих упражнений на занятиях в специальной медицинской группе и их влияние на работоспособность занимающихся.

Ключевые слова: корректурная проба, общеразвивающие упражнения, пульс, работоспособность, студенты, устойчивость внимания


THE CHANGE IN PERFORMANCE DEPENDING ON THE METHOD OF IMPLEMENTATION OF GENERAL DEVELOPMENTAL EXERCISES

Tokarev Alexandra Vladimirovna
St. Petersburg State University
Assistant, Department of Physical Education and Sport

Abstract
This paper presents the experience of the Department of Physical Education and Sports, St. Petersburg State University. As part of the work program of physical culture and sports classes are designed for students with disabilities in the state of health. The paper presents the results of applying the general developmental exercises in the classroom in a special medical group and their impact on the performance of the students.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Токарева А.В. Изменение работоспособности в зависимости от способа выполнения общеразвивающих упражнений // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26189 (дата обращения: 04.06.2017).

Общеразвивающие упражнения (ОРУ) – это  движения телом и его частями, выполняемых индивидуально либо с использованием действий партнера, гимнастических снарядов и различных предметов [1; 2].

Основное назначение ОРУ – развитие физических качеств (гибкости, силы, силовой выносливости и др.), формирование необходимых навыков и умений, необходимых для жизни и  занятий различными видами спорта, фитнесом, профессиональной деятельности (прикладные ОРУ) [2; 3].

Они выполняются в различных направлениях, плоскостях, с различной амплитудой, скоростью, степенью мышечного напряжения и расслабления. Количество ОРУ  огромно, двигательная  структура их разнообразна. Одни из ОРУ технически несложные, другие требуют хорошей координации движений, концентрации внимания, физической подготовленности занимающихся [3; 4].

В подготовительной части занятия ОРУ применяются для разогревания мышц и подготовки организма к предстоящей работе. А в основной части при повторном или интервальном методах, когда нагрузка выполняется сериями, – служат средством активного отдыха. В заключительной части – способствуют лучшему восстановлению после проделанной работы и локально применяются для укрепления и развития отдельных мышц.

В процессе занятий ОРУ учащиеся должны научиться правильно выполнять движения различной сложности, а также приобрести знания о значении упражнений и усвоить их терминологию [2; 4]. Решить все это одним универсальным способом невозможно. Существуют  методы проведения общеразвивающих упражнений, отвечающие требованиям педагогической науки и практики физического воспитания. Наиболее важные из них следующие: методы слова и показа,распоряжения и показа, распоряжения, слова, комбинированный метод.

В практике применяются следующие способы выполнения общеразвивающих упражнений:

  1. Одинарный способ.
  2. Способ совмещений.
  3. Серийный способ.
  4. Поточный способ.
  5. Способ выполнения упражнений в движении вперед и в сторону.
  6. Проходящий способ.

Одинарный способ – это отдельно выполняемое движение конечностями или одновременное движение конечностями и телом в определенном направлении с возвращением в исходное положение (И.п.). Например, наклон вперед и возвращение в И.п.

Одинарные упражнения являются наиболее простыми, потому что они не сочетаются с другими дополнительными движениями.

Одинарные упражнения являются наиболее доступными избирательного воздействия на отдельные группы мышц. При данном способе легко определить и подбирать нужные упражнения для преимущественного развития силы и гибкости.

Одинарные упражнения выполняются  и без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и на гимнастических скамейках.

Способ совмещений – состоит из двух совмещенных (соединенных) между собой одинарных упражнений, которые выполняются в одном темпе.

Способ совмещений основан на принципе активного отдыха («феномен Сеченова»), требующем в данном случае, чтобы одно из двух соединенных различных упражнений было направлено на преимущественное развитие силы (гибкости) одних групп мышц, а другое – на развитие силы (гибкости) других мышц.

По ритмическому чередованию частей упражнения способ совмещений делят на три группы:

  1. Каждое одинарное упражнение повторяется два раза подряд с возвращением после каждого раза в И.п., затем также выполняется второе упражнение два раза, и весь цикл повторяется сначала.
  2. Каждое упражнение выполняется только один раз с возвращением в И.п.
  3. В данной группе оба упражнения выполняются поочередно, без остановки и возвращения в И.п. Эта группа совмещенных упражнений более активно воздействует на организм занимающихся, потому что между двумя выполняемыми упражнениями отсутствует возвращение в И.п., исключается пауза для отдыха.

Серийный способ – комбинация двух различных совмещений (совмещения 1-ой и 2-ой группы).

Поточный способ – все упражнения комплекса выполняются без пауз между ними. При поточном выполнении упражнений нельзя изучать новые движения (так как выполняются хорошо известные учащимся упражнения) и ограничивается возможность исправления ошибок по ходу их выполнения.

Способ выполнения общеразвивающих упражнений в движении – упражнения в движении выполняются в замедленном ритме строевого шага, без остановок.

Проходящий способ – упражнение выполняется, проходя от линии начала выполнения упражнения до линии, после которой упражнение не выполняется.

Организация и задачи исследования.

При изучении влияния  общеразвивающих упражнений внимание исследователей сосредоточилось на вопросах, связанных с характером их воздействия на организм и их пригодностью для решения педагогических задач. Совсем не уделялось внимание вопросу, связанному с изменением работоспособности в зависимости  от способов выполнения упражнений.

Задачи исследования:

  1. Установить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.
  2. Сравнить изменение работоспособности после выполнения одинарных упражнений и способом совмещений.

С этой целью был проведен эксперимент, состоящий из 4 серий. Всего в исследовании приняли участие 40 студентов второго курса, занимающихся физической культурой по программе специального медицинского отделения.

В первой серии испытуемые выполняли одинарным способом  наклон вперед, касаясь ладонями пола, и возвращение в основную стойку.

Во второй серии испытуемые выполняли  первый способ совмещений: два раза наклон вперед и выпрямление после каждого наклона, два раза приседание, руки вперед и возвращение в основную стойку.

В третьей серии испытуемые выполняли  второй способ совмещений: наклон вперед и возвращение в И.п., присед, руки вперед и возвращение в И.п.

В четвертой серии выполнялся третий способ совмещений: наклон вперед с переходом в присед, руки вперед и снова наклон вперед, касаясь ладонями пола.

Выполнение заданной работы в каждой серии продолжалось 2 минуты, темп выполнения – один для всех способов, задавался под музыку.

Результаты исследования  и их обсуждение.

Пульс у обследованных  был в покое в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) составила 72 удара в минуту.

Пульс у обследованных  был  в покое   в пределах 60 – 75 ударов в минуту. Средняя его величина частоты сердечных сокращений (ЧСС) 72 удара в минуту. Измерение ЧСС производилось до и после выполнения упражнений различными способами (рис. 1). Исследование изменений ЧСС после выполнения упражнений различными способами показало: выполнение упражнений 3-м способом совмещений вызывает наибольшее учащение пульса (до 128 ударов в минуту), наименьшее учащение пульса после работы вызывает 1-й способ совмещений (92 – 94 удара в ми­нуту).

Рис.1. Изменение частоты сердечных сокращений до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами.

Устойчивость внимания исследовали с помощью корректурной пробы Бурдона (модификация А.Г. Иванова-Смоленского) [5; 6]. Испытуемые в течение 3 мин до и после упражнений быстро вычеркивали определенное сочетание букв текста (рис. 2).

Рис.2. Модификация корректурной пробы Бурдона по А.Г. Иванову-Смоленскому.

При анализе результатов учитывались общее количество знаков в просмотренном тексте, количество подчеркнутых сочетаний и общее количество допущенных ошибок до и после работы. По А.Г. Иванову-Смоленскому, этот метод является пробой на дифференцированное торможение.

Данные корректурной пробы показали (табл. 1), что после выполнения упражнений различными способами исследуемые, как правило, подчеркивали большее количество сочетаний, рассматривали больше строк и делали меньше ошибок, чем до выполнения упражнений. Данные указывают на повышение работоспособности и способности к дифференцировке после выполнения упражнений. Повышение работоспособно­сти в данном случае зависит от благоприятных взаимоотношений между возбудительными тормозным процессами в коре больших полушарий. Можно предположить, что в наших исследованиях (проба на дифференцированное торможение) количество просмотренных строк и сочетаний знаков отражает состояние возбудительного процесса, а количество сделанных ошибок – состояние тормозного процесса. Таким образом, после выполнения упражнений любым из указанных способов имелось усиление и возбудитель­ного и тормозного процессов.

 Таблица 1

Результаты корректурной пробы до и после выполнения общеразвивающих упражнений различными способами

Способы выполнения ОРУ

% просмотренных знаков

% подчеркнутых знаков

Количество ошибок

до

работы

после работы

до

работы

после работы

до

работы

после работы

Одинарный способ

69,3

77,1

65

70

8,7

7,55

1-ый способ совмещений

65,5

85,6

68

78

7,6

4,4

2-ой способ совмещений

70

80

68

74

7,1

5,2

3-ий способ совмещений

71,3

75,1

65

69

7,2

7,2

Сравнивая между собой различные способы выполнения упражнений можно видеть, что после более высокой нагрузки имеет место усиление возбу­дительного и некоторое ослабление тормозного процесса по сравнению со способами, где имелись меньшие нагрузки. Так, после выполнения упражнений 3-им способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы имеет менее благоприятный характер, замечалась дискоординация темпа движений, выполняемых под музыку, что следует считать результатом значительного утомления. При этом опыты показали увеличение количества прочитанного коррек­турного текста после выполнения упражнений, а количество ошибок не уменьшилось, как это имело место в других способах. После выполнения упражнений 2-м способом совмещений реакция сердечно-сосудистой системы была более благоприятная, чем при 3-м способе совмещений. Увеличилась работоспособность по сравнению с исходными данными и уменьшилось количество ошибок. 1-й способ совмещений вызывает благоприятные сдвиги сердечно-сосудистой системы, повышает количество и качество прочитанного текста, что указывает на повышение работоспособности организма по сравнению со 2-м способом совмещений.

Несмотря на то, что одинарный способ состоит из одного упражнения, интенсивность реакции сердечно­-сосудистой системы была выше, чем при 1-м способе совмещений. Увеличение выполненной работы было меньшим, чем при 1-м и 2-м способах совмещений, что объясняется однообразием выполнения одинарных упражнений, отсутствием чередований различных по форме и характеру движений.

Нельзя не учитывать   субъективные  данные испытуемых. Все они подтвердили наши наблюдения, позволяющие судить о степени ощущения усталости в зависимости от способов выполнения упражнений.

Выводы и предложения.

При выполнении одинаковых общеразвивающих упражнений разными способами создается возможность чередовать мышечные напряжения и отдых, что улучшает работоспособность занимающихся, позволяет наиболее целесообразно для организма выбирать тот или иной способ выполнения упражнений в зависимости от предстоящей работы, возраста и подготовленности занимающихся.

Выполнение упражнений 1-м способом совмещений сопровождается менее выраженной реакцией сер­дечно-сосудистой и дыхательной систем, что позволяет удлинить время их выполнения и преодолеть трудности врабатывания. 2-й способ совмещений следует рекомендовать для разминки, а 3-ий способ, как наиболее интенсивный, следует использовать в основной части занятия. Одинарный способ выполнения упражнений с определенной дозировкой обычно используется во всех видах занятий, особенно целесообразно его применять с целью развития силы и гибкости отдельных мышечных групп и частей тела, а также при занятиях круговой тренировкой.

Нельзя не принять во внимание, что применение различных способов выполнения общеразвивающих упражнений играет очень большую роль в повышении заинтересованности занимающихся.


Библиографический список
  1. Гимнастика. – Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 448 с.
  2. Евсеев Ю.И. Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2004
  3. Залетаев И.П., Полиевский С.А. Общеразвивающие упражнения.- М., 2002
  4. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе: Учебник для студ. высших учеб. заведений М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- 448 с.
  5. Бруннер Е.Ю. Лучше, чем супервнимание: Методики диагностики и психокоррекции: Психология внимания; Оценочные тесты; Развивающие игровые упражнения. Серия: Психологический практикум.— Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.— 317 с.
  6. Практикум по общей экспериментальной и прикладной психологии под редакцией А.А.Крылова, С.А. Маничева – СПб, 2002. – С.126-128.


Все статьи автора «Tokareva A. V.»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: