УДК 33

СТРАТЕГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ БЕРЕЖЛИВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Желтоухов Александр Михайлович
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирская академия государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан»
магистрант

Аннотация
Причиной многочисленных проблем в строительной отрасли во многом является игнорирование концепции потока, предлагаемой бережливым производством. Реализация принципа потока в управлении строительством является одним из приоритетных тенденций совершенствования деятельности в данной сфере. Данный принцип получил свое динамичное развитие в рамках бережливого строительства, где за счет активного применения статистических методов и методов анализа потоков предлагается изменить сами принципы управления строительными организациями.

Ключевые слова: бережливое производство, бережливое строительство, принцип «потока», стратегия непрерывного совершенствования, управление строительными организациями


STRATEGY OF CONTINUOUS IMPROVEMENT OF ACTIVITY ON THE BASIS OF THE PRINCIPLES OF ECONOMICAL CONSTRUCTION

Zheltoukhov Alexander Mikhaylovich
The public budgetary educational institution of higher education "The Bashkir academy of public service and management at the President of the Republic of Bashkortostan"
magistrate

Abstract
The reason of numerous problems in construction branch in many respects is ignoring of the concept of the stream offered by economical production. Realization of the principle of a stream in management of construction is one of priority tendencies of improvement of activity in this sphere. This principle has the dynamic development within economical construction where at the expense of active application of statistical methods and methods of the analysis of streams it is offered to change the principles of management of the construction organizations.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Желтоухов А.М. Стратегия непрерывного совершенствования деятельности на основе принципов бережливого строительства // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/26171 (дата обращения: 29.09.2017).

Ведущие специалисты многих стран, на протяжении длительного периода времени, констатируют немалое количество проблем в строительной отрасли, получивших уже статус «хронических». Применимо к российской действительности, среди них особую актуальность имеют такие как: низкая производительность и качество выпускаемой продукции, простои, систематическое превышение сроков строительства и связанных с ним затрат, неудовлетворительный уровень квалификации специалистов, плохие условия труда, несоблюдение требований промбезопасности, требований по охране труда и окружающей среды.

В качестве одной из главных причин возникновения обозначенных негативных явлений, во многих авторских работах, указывается на серьезное отставание строительной отрасли от других промышленных отраслей в сфере освоения ведущих методов управления, а именно методов менеджмента качества.

Подобное неудовлетворительное положение дел имеет место и в мировой практике строительства, о чем свидетельствует активный поиск управленческих подходов, использование которых позволило бы существенно улучшить результативность работ в строительной отрасли в целом. Среди множества путей такого поиска особое внимание необходимо обратить на бережливое строительство – одно из направлений менеджмента качества, призванного разрешить хронические проблемы строительной отрасли за счет внедрения принципов бережливого производства.

Вообще, в истории менеджмента качества можно выделить три основных взгляда на производство, на рассмотрении процесса становления и развития которых остановимся более подробно.

Первая концепция восходит своими корнями к работам Ф. Тейлора, являвшегося основателем школы, где производство рассматривалось как трансформация входов в выходы [1]. В рамках этого подхода в качестве исходного элемента производства ставится производственная задача, выполнение которой предполагает применение определенной технологии, преобразующей один ресурс (вход) в другой (выход). Далее выходы либо поступают на следующую стадию производственного процесса, либо по окончании всего комплекса работ на предприятии отгружаются стороннему потребителю. Следовательно, в рамках данной школы, производство понимается как комплекс рабочих станций, на которых в той или иной последовательности решаются производственные задачи. При этом основными функциями менеджеров являются:

- четкое определение (описание) каждой задачи;

- обеспечение наличия на входе каждой отдельно взятой задачи всех необходимых ресурсов;

- использование наилучшей технологии трансформации входов в выходы [1].

Следует отметить, что на протяжении нескольких десятилетий данный взгляд на производство доминировал во всеобщей практике управления. Он и по сей день сохраняет свою актуальность и, видимо, будет иметь ее всегда, поскольку необходимость в осуществлении технологических операций исчезнет только одновременно с человеком. Этот факт находит свое отражение и в международных стандартах ISO серии 9000, где процесс рассматривается как совокупность взаимодействующих или взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих входы в выходы [2]. Тем не менее, дальнейший прогресс, как в области производительности, так и в области качества, требовал существенного расширения и дополнения такого взгляда на производство, что, в частности, и находит свое обоснование в концепции бережливого производства и бережливого строительства как его составной части.

Как известно, одним из основателей бережливого строительства является финский специалист Л. Коскела, который предложил просуммировать основные принципы осуществления производства как процесса трансформации входов в выходы следующим образом.

Во-первых, он разложил процесс преобразования на подпроцессы, которые, в свою очередь, представляли собой трансформацию входов в выходы.

Во-вторых, рассмотрел возможность минимизировать затраты на реализацию процесса в целом за счет минимизации расходов на выполнение всех подпроцессов.

В-третьих, предложил защитить производственный процесс от негативного воздействия окружающей среды за счет создания организационных или физических запасов («буферов»).

В-четвертых, определил ценность выхода процесса стоимостью его входов [3].

Таким образом, такие важнейшие функции менеджмента как планирование качества, его улучшение и управление им сводятся к следующему.

Принцип вертикального и горизонтального разделения труда должен лежать в основе организации производства, где горизонтальное разделение труда – это специализация структурных подразделений на осуществлении конкретных технологических процессов, а вертикальное разделение труда – это независимое выполнение, с одной стороны, функций планирования и контроля, с другой – производственных операций [4].

Управление качеством предполагает централизацию разработки планов, подлежащих выполнению на нижних уровнях. При организованном движении материальных ресурсов применяется, так называемый, принцип «выталкивания» [5]. При этом огромное значение придается обеспечению максимальной загрузкой производственного оборудования. В этих целях между последовательно располагающимися рабочими станциями организовываются запасы материалов.

Под обеспечением качества, прежде всего, понимается выполнение мероприятий по контролю соответствия промежуточной, а также готовой продукции определенным требованиям [6].

К улучшению качества по большей части относится разработка новых видов продукции, модернизация производственной линии и совершенствование процессов производства.

Впоследствии, рассматриваемая концепция трансформации входов в выходы была значительно дополнена, такими американскими учеными как У.Шухартом и Э.Демингом, доказавшими ограниченность и пагубность многих доминировавших прежде подходов. Кроме того, именно они обосновали целесообразность видения производства как единой (целостной) системы и управления ею на базе фактов, полученных с помощью статистических методов [7].

Одним из первых критиков концепции преобразования считается японец Сигео Синго, который являлся одним из основателей производственной системы «Toyota», именуемой как «бережливое производство» [8]. Именно благодаря ему производство впервые стали рассматривать как поток. Потребовались десятки лет, чтобы убеждения и идеи этого незаурядного специалиста завоевали уважение менеджеров во многих странах мира.

Важнейшим трансцендентальным достижением Синго является дифференциация процесса и операции. Прежде операция считалась своего рода элементарной единицей процесса, то есть если разложить какой-либо производственный процесс на мелкие составные элементы, то в итоге получится операция уже неподдающаяся дроблению в практическом смысле. Синго предложил альтернативную идею, суть которой заключалась в том, что процесс и операции находятся в принципиально различных плоскостях организации производства, в связи с чем, они не могут быть сводимы друг к другу. Он сделал вывод, что процесс есть не что иное, как поток (движение) продукта производства от одной рабочей станции к другой, в результате которого исходное сырье трансформируется в готовую продукцию; а операция – есть самостоятельный этап производства продукции, выполняемый рабочим на конкретной рабочей станции. Другими словами, процесс связан с тем, что обрабатывается, то есть является объектом производства, а операция характеризуется тем, кто обрабатывает, то есть является субъектом производства [5].

Казалось бы, это не очень значительный теоретический нюанс, однако именно он повлек за собой серьезнейшие практические последствия. К примеру, это означало, что взгляд на производство как на преобразование входов в выходы в своей концепции все внимание акцентирует на отдельных операциях и игнорирует происходящее между ними. Как оказалось позднее, в результате оглушительного триумфа «Toyota» на мировых рынках, именно там скрывались немалые возможности для улучшения качества и повышения производительности, обеспечивавшие значительные конкурентные преимущества.

Основополагающий императив бережливого производства заключается в том, что в процессе производственной деятельности одни действия повышают ценность создаваемого продукта, а другие нет. Последние рассматриваются в качестве потерь, которые необходимо ликвидировать, либо, в случае невозможности их полного устранения, минимизировать.

В рамках третьего взгляда, производство представляет собой процесс создания ценности. Основателем этой концепции считается американец Уолтер Шухарт [4].

Здесь сразу необходимо определиться со смыслом такого процесса как «создание ценности». В слово «ценность» широко и очень часто употребляется в зарубежной литературе. В российской практике оно используется значительно реже. Отсутствует этот термин и в стандарте ISO 9000, где используются понятия «требование» и «удовлетворенность потребителей» [2]. Представляется, что термин «ценность» должен включать в себя эти понятия, но не ограничиваться ими. В отличии от удовлетворенности и требований, ценность – это экономическое явление, охватывающее и сам процесс потребления и деятельность поставщика. Создание ценности означает, что конкретному производителю необходимо выявить наиболее перспективные группы потребителей, выяснить их предпочтения к продукции, осуществить ее разработку, производство, поставку и дальнейшее обслуживание. Но сделать это следует таким образом, чтобы, и потребитель был максимально удовлетворен покупкой и не жалел о понесенных денежных затратах, и сам поставщик обладал возможностью получать прибыль посредством обслуживания данной группы потребителей в тех объемах, которые бы оправдывали его предпринимательские усилия и инвестиции. Только при соблюдении этих условий можно с уверенностью заявлять, что ценность создана.

По мнению У. Шухарта, в основе деятельности любого предприятия по созданию ценности должны лежать пять основных принципов:

  1. Выявление всех требований потребителей, как явных, так и латентных;
  2. Необходимо, чтобы требования учитывали все этапы процесса потребления продукта – от наличия неудовлетворенных потребностей до момента утилизации отслужившей срок продукции;
  3. Следует полностью трансформировать требования потребителей в требования к системе производства, они не должны «теряться» в процессе производственной деятельности;
  4. В обязательном порядке должны выполняться все требования, которые предъявляются к производственной системе, а именно обеспечивать стабильный выпуск продукции надлежащего качества на протяжении необходимого периода времени;
  5. Получаемая потребителем ценность должна измеряться [4].

    Сегодня, по общему признанию, необходимо интегрировать все эти три взгляда в одно непротиворечивое целое. Международные стандарты ИСО серии 9000 во многом решают эту задачу. По крайней мере, концепции производства как процесс создания ценности и трансформации (преобразования) входов в выходы нашли в них свое отражение. Однако, взгляд на производство как на поток в указанных стандартах не представлен. Такие термины, как «поток» и «потери» в них отсутствуют. Тем не менее, лежащий в основе стандартов принцип непрерывного улучшения деятельности обеспечивает свободу выбора из возможных способов осуществления такой деятельности. Вместе с тем, по мнению многих авторов, бережливое производство вполне возможно считать полным олицетворением всех обозначенных взглядов на производство, но в случае с бережливым строительством целесообразно различать эти концепции.

    Согласно основополагающему утверждению инициаторов бережливого строительства, исключительная ориентированность традиционных методов управления строительством на менеджмент задач, то есть упор на концепцию производства как на трансформацию входов в выходы, является недостаточной, чтобы обеспечить необходимый прогресс в строительстве. Виной тому серьезная отсталость строительной отрасли в освоении методов, в основе которых лежит понимание производства как процесса создания ценности и потока. И именно бережливое строительство предпринимает попытки решения этой нетривиальной задачи. [3]

    Одно из главных положений бережливого строительства гласит: потери повсеместны и огромны. Многочисленные исследования, проведенные во многих странах мира, подтверждают данный факт.

    Так, в бережливом строительстве выделяют следующие виды потерь: избыточные запасы, порча и утрата материалов, переделки, ожидания, простои, избыточные транспортировка, обработка и передвижение [9].

    В соответствии с предложенной классификацией, был проведен анализ, результаты которого свидетельствуют о том, что суммарные потери при осуществлении типичного строительного проекта на сегодняшний день оценивается в размере 15-30% от себестоимости всего строительства, а это немалые средства. [9].

    Как показывает практика, причины таких потерь, зарождаются еще на начальных этапах строительства, а именно проблемы в принятии заказчиком решений приводят к ошибкам проектирования, которые, затем, – к ошибкам в цепочке поставок и посредственному выполнению строительных работ.

    Вообще, такие явления как снижение создаваемой ценности, потери, неудовлетворенность заказчиков – имеют широкое распространение в строительной отрасли в большинстве стран мира. Их наличие, по мнению Л. Коскелы, обуславливается такими негативными явлениями как:

    - низкое качество выпускаемой продукции;

    - низкая технологичность;

    - отсутствие грамотного управления материальными потоками;

    - порча, хищение, утрата стройматериалов на площадках;

    - низкая производительность труда;

    - отсутствие оптимального выполнения работ, вызванных ошибками в деятельности генподрядных и подрядных организаций;

    - несоблюдение требований промбезопасности, охраны труда и окружающей среды, имеющие серьезные финансовые последствия [9].

    В связи с этим, выделяют три основных причины существования обозначенных негативных явлений в строительной отрасли. Во-первых, сегодня практически повсеместно менеджмент в строительстве базируется на традиционном инструментарии – концепции преобразования входов в выходы, чего, как утверждают инициаторы бережливого строительства, недостаточно. Тем более, что названный инструментарий управления проектами использует неполный спектр средств и применяется выборочно, непоследовательно, неполно. И это весьма распространенная практика особенно в России. То есть, во-вторых, одной из первопричин имеющихся проблем является пренебрежение концепциями потока и создания ценности. И, в-третьих, это то, что данная сфера деятельности имеет ряд специфических особенностей, отличных от других отраслей производства, в числе которых можно выделить следующие:

    - уникальность отдельно взятого объекта строительства;

    - открытая временная площадка производства, являющаяся еще и ресурсом;

    - временная строительная организация, характеризующаяся сменой фирм-партнеров и привлекаемой рабочей силы.

    Именно эти специфические особенности в строительстве порождают высокий уровень неустойчивости множества факторов производства (входов). Следовательно, в большинстве случаев это приводит к высокой степени вариативности результатов строительства (выходов). Таким образом, система менеджмента на предприятиях строительной отрасли должна иметь управленческие механизмы, учитывающие эти особенности в данной сфере деятельности.

    Итак, одной из основных причин хронических проблем строительной отрасли является игнорирование принципа потока в менеджменте отрасли.

    В рамках бережливого строительства предлагается различать потоки на следующие виды:

  6. поток материалов (поставки стройматериалов на строительный объект);
  7. поток ресурсов через какой-либо участок организации работ в конкретный момент времени (прохождение материалов через рабочую станцию);
  8. поток строительных работ через объект строительства (выполнение на конкретном участке всех необходимых видов работ).

    Вообще в бережливом строительстве управление потоками материалов является частным случаем управления цепочками поставок, которое так широко используется в других отраслях. Инструментарий идентичен, но есть и свои особенности. К примеру, строительство характеризуется большой номенклатурой материалов, закупающихся, в целях экономической целесообразности, у местных поставщиков. Смена последних происходит от проекта к проекту, таким образом, долгосрочные партнерские отношения в этом случае объективно затруднены. Кроме того, в строительной сфере превалирует практика некомплектных поставок, постоянные срывы их сроков, имеются и ошибки в оформлении сопроводительной документации. В результате чего, цепочки поставок в строительстве сопряжены с большими потерями.

    Самыми новаторскими являются предложения авторов бережливого строительства по управлению потоками ресурсов через рабочую станцию и поэтому заслуживают особого внимания.

    Итак, рабочая станция представляет собой место, где объекты производства (материалы) и субъекты производства (люди) пересекаются для осуществления технологических операций (конкретных производственных задач). Производственная задача в строительстве представляет собой сборку строений из ряда элементов определенными способами. В целях ее выполнения в установленный срок, необходимо чтобы, на определенной рабочей станции имелись все требуемые ресурсы. Л. Коскела разделяет классифицировать ресурсы на следующие виды:

  9. проектная документация;
  10. материалы и компоненты;
  11. квалифицированный персонал;
  12. оборудование;
  13. рабочее пространство;
  14. завершенные предварительные работы;
  15. внешние условия (например, погода) [9].

    Как уже отмечалось ранее, поступление ресурсов на строительный объект характеризуется высоким уровнем вариативности. Как следствие, именно данная сфера в строительстве требует специального управленческого инструментария, направленного на решение этих проблем на систематической основе. Причем их практическое решение должно охватывать все функциональные аспекты системы менеджмента качества – планирование, управление, обеспечение и улучшение качества.

    Традиционно, такие аспекты менеджмента качества, как обеспечение и планирование качества находится в центре постоянного внимания строителей. Как следствие, все вопросы, связанные с их реализацией, достаточно хорошо проработаны. Исключением не является и отечественная практика. Однако, несмотря на должное внимание к разработке организационно-технологической документации, журналам производственных работ, актам скрытых и выполненных работ, сдаче объектов в эксплуатацию и др., возможности совершенствования этих направлений огромны.

    А вот для реализации функций управления и улучшения качеством бережливое производство предлагает совершенно новый подход, посредством которого решается задача по непрерывному совершенствованию деятельности на практике. В центре этого подхода находится система оперативного планирования, которая построена по принципу «снизу вверх» и охватывает период равный одной неделе. Более подробно эта система расписана автором другой научной работы [10]. В рамках же данной статьи представляется необходимым сделать акцент на основополагающие принципы, которые нашли свою реализацию в этом инструменте управления.

    Во-первых, выполнение производственных задач необходимо начинать только в случае укомплектованности всеми ресурсами. Отсутствие требуемых ресурсов неизбежно приведет к нарастанию потерь в геометрической прогрессии.

    Во-вторых, укомплектованность ресурсами, а точнее ее степень, следует измерять. Для этих целей предлагаются универсальные численные показатели, так называемые PPC (Percent Plan Complete).

    В-третьих, причины несвоевременного или неполного укомплектования ресурсами необходимо обнаруживать и документировать.

    В-четвертых, в целях загрузки производственных мощностей, при возникновении сбоев в производственном процессе, следует создавать и поддерживать управляемое состояние запасов фронтов работ, подготовленных к выполнению.

    В-пятых, стабильность работы системы оперативного планирования требует функционирования системы перспективного планирования, охватывающей месячный период.

    По мнению автора, применение именно этой системы позволит на систематической основе работать над улучшением качества.

    И наконец, третий вид потоков – поток строительных работ через объект строительства. В принципе, его можно рассматривать как своеобразный конвейер, где в определенной последовательности рабочие станции приходят на смену друг другу на одном конкретном участке в зависимости от того какие виды работ выполняются в определенный период времени.

    Как уже отмечалось ранее, одним из важнейших элементов бережливого производства является принцип непрерывного потока, «выравнивания», «вытягивания» объемов работ [8, с. 125-223]. В бережливом строительстве также ставится задача реализации этого принципа на практике. При этом основной упор делается на метод циклограммы потоков, получивший известность еще в середине прошлого века. Примерно с того же времени этот метод получил распространение и в отечественной практике и с тех пор упоминается в литературе по менеджменту в строительном производстве [6]. Рассмотрим основы данного метода, и его взаимосвязанность с принципами бережливого строительства, рассмотрим далее.

    Итак, непрерывный поток работ – это способ организации производственного процесса, где работа переходит от одного участка производства к другому на основе принципа «первым пришел – первым вышел» (First In First Out, FIFO) [10]. Главная идея заключается в том, чтобы выровнять темпы обработки на различных участках производства, в целях бесперебойного функционирования всех бригад и оборудования с высокой производительностью. При этом удерживаются на минимальном уровне объемы незавершенного производства. В качестве конечной цели организации непрерывного потока работ выступает максимизация пропускной способности производственной системы, при минимизации времени простоя ресурсов и объемов незавершенного производства.

    Очевидно, что не все работы в строительном проекте можно организовать по принципу непрерывного потока. Однако, осуществив это на самых важных участках, можно получить «магистраль» надежного потока, по периметру которой будут выстраиваться другие работы.

    Создание непрерывного потока работ в строительстве осуществляется в шесть шагов:

  16. сбор исходных данных;
  17. определение потока работ;
  18. приблизительное выравнивание работ;
  19. достижение договоренностей в рабочей команде проекта;
  20. точное выравнивание работ;
  21. разработка инструкций по изменению методов работ [10].

    Шаг первый: сбор исходных данных.

    В целях создания непрерывного потока работ, необходимы исходные данные о конкретных операциях (задачах), включенных в поток, а также о том, какие имеются взаимосвязи между ними.

    Каждую операцию характеризуют такие параметры как содержание и метод выполнения работ, время подготовки к осуществлению работ, минимальная единица ресурса, необходимого для выполнения работ и минимальный объем партии.

    Параметры, характеризующие взаимосвязи между операциями – это совместно используемые ресурсы и объем резервов незавершенного строительства и выполненных подготовительных работ между операциями.

    Шаг второй: определение потока работ.

    После того, как конкретные операции, составляющие проект, описаны, имеется возможность консолидировать их в систему, превращающуюся в дальнейшем в непрерывный поток работ.

    Для наглядности составляется диаграмма проекта, включающего определенные задачи, началу выполнения каждой из них должно предшествовать завершение предшествующей. Далее выстраивается график Гантта для этого проекта, соответствующий циклограмме работ, благодаря которому определяется темп выполняемых работ.

    Шаги третий и четвертый: достижение договоренностей в рабочей команде проекта и приблизительное выравнивание потока работ.

    На этом этапе команде проекта необходимо выработать стратегию, согласно которой будут осуществляться работы на объекте. Вместе с этим выполняется приблизительное выравнивание потока работ, учитывая особенности самого объекта. А для каждой конкретной производственной задачи:

    - проект разбивается по участкам работ и типам инженерных компонентов;

    - осуществляется выбор методов выполнения работ и оборудования;

    - определяются виды оборудования, использовать которые предполагается несколькими бригадами совместно;

    - устанавливаются единицы объемов работ и закрепляются за отдельной бригадой;

    - уточняется численность этих бригад;

    - конкретизируются методы выполнения работ, учитывая фактический состав бригад и ограничений определенного производственного участка.

    Таким образом, формируется приблизительный порядок выполнения работ на каждых производственных участках объекта. Посредством дополнительного анализа выявляются те работы, которые будут включаться в непрерывный поток.

    Шаг пятый: точное выравнивание потока работ.

    Определившись с работами, включенными в непрерывный поток, выполняется его точное выравнивание за счет варьирования двумя группами ключевых факторов, а именно:

    - численным составом бригад и рабочими методами;

    - факторами, обеспечиваемыми другими участниками проекта.

    Для того чтобы выравнить поток требуется сравнение производительности операций. Сложность заключается в сопоставлении различных единиц измерения объемов работ (штуках, квадратных метрах). В качестве одного из возможных решений указанной проблемы предлагается использовать такие единицы измерения, как «один день работы» [10]. Следует также принимать в расчет время на выполнение работ и время на подготовку к их выполнению в начале каждого рабочего дня.

    Осуществлять выравнивание потока работ лучшее за счет варьирования объемами производственных мощностей, отведенных для реализации каждой задачи. Впрочем, можно использовать и другие методы: совмещение работ на производственной площадке, создание запасов материалов, выполненных работ и производственных мощностей.

    Шаг шестой: разработка инструкции по изменению методов работ.

    На данном этапе, учитывая результаты планирования и осуществления строительных работ, выполняется корректировка существующих рабочих инструкций или вырабатываются новые.

    Таким образом, использование метода циклограмм дает возможность обеспечить непрерывный поток строительных работ на объекте. Необходимо отметить, что этот метод уже давно известен, но нельзя сказать, что основоположники бережливого строительства не внесли в него ничего нового. Данный метод в рамках этой концепции получил дальнейшее развитие за счет внедрения инструментариев статистического анализа и аналитического аппарата, используемых в бережливом производстве. Это и численная оценка запасов и оценка сроков выполнения задач и определение объемов незавершенного производства и т.д.

    Как констатировалось выше, строительной отрасли сильно требуется разработка и применение методов, способствующих повышению качества строительной продукции, снижению затрат и сроков строительства. И конечно, желательно чтобы эти улучшения достигались одновременно. Менеджмент качества с использованием принципа потока является стратегией, позволяющей решать эти сложные задачи на практике.

    Схематически, стратегия непрерывного совершенствования деятельности на основе принципов бережливого строительства, показана на рис.1 [10].


    Рис. 1. Совершенствование потоков как стратегия сокращения затрат и сроков строительства.

    Имеющаяся кривая «время — затраты» характеризует традиционное строительство. Как правило, некий имеющийся оптимальный срок осуществления работ обеспечивает минимизацию затрат. Сокращение этого срока в строительстве является одним из настойчивых требований потребителей. Выполнение этого условия существенно повышает уровень их удовлетворенности. На практике, решение данной задачи осуществляется посредством авралов, неизбежно приводящих к значительному увеличению потерь, то есть затрат.

    Авторы бережливого строительства указывают на тот факт, что в рамках существующей традиционной производственной системы одновременно сократить сроки и затраты невозможно. Для этого требуются преобразования всей действующей производственной системы, посредством совершенствования потоков как одного из приоритетных направлений таких преобразований.

 


Библиографический список
  1. Адлер Ю.П. Новый Расемон, или Четыре истории про одно и то же // Менеджмент качества. 2008. №2.
  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  3. Коскела Лаури. Применимо ли “живучее” управление проектами в строительстве?//Менеджмент качества. 2008. №4.
  4. Дикман Л.Г. Организация строительного производства. М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2006. – 608 с.
  5. Синго С. Изучение производственной системы с точки зрения организации производства. – М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. – 312 с.
  6. Лубенец Г.К. Подготовка производства и оперативное управление строительством. – Киев: Будивельник, 1977. – 731 с.
  7. Нив Г. Пространство доктора Деминга. Принципы построения устойчивого бизнеса. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. – 370 с.
  8. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 400 с.
  9. Коскела Лаури Применимо ли “живучее” управление проектами в строительстве? (часть вторая)//Менеджмент качества. 2009. №1.
  10. Черных Е.А. Оперативное планирование и качество строительства: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент качества. 2009. №4.


Все статьи автора «Желтоухов Александр Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: