ВЫЯВЛЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ ИХ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ИСКУССТВ

Сидорова Светлана Николаевна
ГБОУ ДПО «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»
кафедра теории, методики и организации социально-культурной деятельности, доцент, кандидат педагогических наук

Аннотация
В статье обоснованы сущностные характеристики феномена «художественная одаренность ребенка», доказана необходимость выявления художественно одаренных детей во взаимосвязи с успешностью их профессионально-личностного становления в условиях предпрофессиональной подготовки в области искусств. Представлен диагностический инструментарий, на основе которого выявляются основные составляющие художественной одаренности ребенка в их целостности.

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка в области искусств, художественно одаренные дети


IDENTIFICATION ARTISTICALLY GIFTED CHILDREN, AS THE PURPOSE OF THEIR PRE-PROFESSIONAL STUDYING IN THE FIELD OF ARTS

Sidorova Svetlana Nikolaevna
Ametov «Volgograd state Academy of training and retraining of workers of education»
Department of theory, methodology and organization of socio-cultural activities, associate Professor, candidate of pedagogical Sciences

Abstract
There's justify the essential characteristics of the phenomenon of "artistically gifted child" in the article. It is proved that it is necessary to identify artistically gifted children in conjunction with the success of their professional and personal formation in pre-vocational training in the arts. Presented diagnostic tools, which are identified on the basis of the basic components of artistic talent in their child's integrity.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Сидорова С.Н. Выявление художественно одаренных детей как цель их предпрофессиональной подготовки в области искусств // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/08/25956 (дата обращения: 18.04.2024).

В соответствии с изменениями, внесенными в Закон Российской Федерации  «Об образовании», в детских школах искусств будут  реализовываться дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств, целью которых является раннее выявление  одаренных детей,  создание  условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретение  ими знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществление  их подготовки к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные  профессиональные образовательные программы в области различных видов искусств [5].

Актуальность вышеназванной цели  несомненна.  Как известно, последние десятилетия детские школы искусств как учреждения дополнительного образования в качестве целевого ориентира рассматривали в большей степени общеэстетическое развитие ребенка (при существующей профессиональной направленности данных учреждений).  Это обстоятельство повлекло за собой утрату детскими школами искусств статуса учреждений  предпрофессиональной подготовки, что крайне негативно отразилось на всей  сфере профессионального художественного образования. Постепенно стала разрушаться преемственность  методов и средств обучения, поступательность профессионально-личностного  становления учащихся,  и, в свою очередь,  качество их подготовки в целом.

Реализация вышеназванной цели требует уточнения критериев выявления  феномена художественной одаренности в раннем возрасте.  Отметим, что данная научная  проблема не нова. Объяснение закономерностей и механизмов развития одарённости в детском возрасте, её зависимость от возрастных особенностей развития ребёнка, сензитивных периодов, связанных с временным её повышением и изменением направленности в детские годы  прослеживается в работах  Н.С.Лейтес, А.М.Матюшкина, А.И.Савенкова,  Ж.Пиаже, Д.В.Ушакова,  В.С.Юркевич  и др.  Целостно-личностный подход к исследованию способностей к художественному творчеству получает оформление в научной и практической деятельности А.А.Мелик-Пашаева, сотрудников лаборатории проблем художественного развития Психологического института РАО, педагогов кафедры эстетического воспитания РГПУ им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург) Т.А.Барышевой и В.А.Шекалова.

Нам представляется продуктивной точка зрения А.А.Мелик-Пашаева по  поводу сущностных особенностей  одаренности человека. Ученый утверждает, что одаренность  является не исключением, а нормой развития человека. При этом под развитием понимается развертывание (development), выведение на свет, актуализация чего-то пока не проявленного, но потенциально существующего в ребенке и стремящегося проявиться. Автор выводит понимание одаренности не из деятельности, а из эстетического отношения человека к действительности, рассматривая его как главную личностную характеристику художника и психологическую основу для занятий любым видом художественной деятельности [3].

Рассмотрение структуры художественной одаренности в опоре на  положения культурно-исторической концепции возрастного развития человека Л.С.Выготского,  а также на концепцию художественной одаренности А.А.Мелик-Пашаева, психологическую концепцию детства  В.В.Зеньковского  и его выводы о развитии чувственного опыта,  на понимание творческого мышления как особого вида одаренности, представленное в работах Ч.Д.Чистяковой, В.Штерна позволило выделить следующие составляющие художественной одаренности  ребенка:

- эстетическое отношение к миру как ярко выраженная, устойчивая, неситуативная склонность ребенка к занятиям искусством, чувство удовлетворения, испытываемое им от самих  занятий, благодаря которому впечатления жизни превращаются в потенциальное содержание художественных произведений. Эстетическое отношение  к миру связано со способностью видеть во всем окружающем  проявление внутреннего состояния, настроения, характера, воспринимать неповторимый чувственный облик вещей (цвет, движение, звучание, фактуру, уникальное сочетание черт) не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни;

- наличие «позиции автора» (направленность на создание произведения, в котором  внутреннее содержание обретает свою «внешнюю» жизнь);

- художественное воображение – способность «соткать» чувственный образ, с максимальной выразительностью раскрывающий внутреннее  содержание художественного произведения;

-тип  мышления,  отражающий особенности художественного восприятия мира  (творческое, познавательное, теоретическое, эмпирическое, дивергентное, конвергентное, продуктивное).

Как показывает педагогическая практика, для более объективного выявления уровня одаренности необходимо осуществлять  его диагностику исходя из трех направлений: исследование уровня одаренности обучающегося учителем, самооценка обучающегося и анкетирование родителей. Такой подход дает возможность проводить диагностику целостно.

Остановимся на методиках, позволяющих, на наш взгляд, достичь искомой целостности. Так, например, для выявления художественной одаренности ребенка целесообразно использовать методику самооценки  обучающегося «Как я вижу себя» (А.И.Савенков). Данная методика направлена на выявление у ребенка отношения как к целенаправленной, рациональной, алгоритмизированной деятельности, так и к  творческой, нестандартной. Использование в процессе выявления художественного одаренного ребенка анкеты для родителей позволяет оценить степень одаренности ребенка в  связи с какой-либо областью проявления интересов.

Поскольку в структуре художественной одаренности ведущим компонентом является эстетическое отношение к миру, то результаты, полученные в ходе исследования данного компонента, являются наиболее значимыми, отражающими сущностные характеристики художественной одаренности ребенка. Выявление эстетического отношения к миру целесообразно, на наш взгляд, осуществлять на основе методики «Описание предмета» (сюжетная разработка А.Адаскина). Данная методика позволяет зафиксировать как отдельные элементы эстетического отношения, так и целостный сформировавшийся художественный способ мировосприятия.

Диагностика художественного воображения позволяет исследовать способность ребенка к построению новых образов путем преобразования практического, чувственного, интеллектуального, эмоционально-смыслового опыта. Эти задачи могут быть эффективно реализованы с помощью методики «Нарисуй слово» и метода музыкально-образной графики [2]. Методика «Нарисуй слово» предназначена для изучения процессов воображения,  она выявляет уровень его развития, а также процессы символизации, способность к перекодированию стимула  (такие слова как счастье, горе, доброта, обман, дружба, страх и т.п. дети пробуют нарисовать цветными красками).  При этом следует принимать во внимание следующие параметры художественного воображения:

-эффект новизны, неповторимость образов, продуктивность, способность к конструированию новой художественной реальности;

-яркость образов, их реалистичность, жизненность, достоверность;

-эмоциональная насыщенность и процесса воображения и его результата;

-обусловленность системой художественного языка;

-духовная содержательность;

-интуитивность и осмысленность.

Диагностика художественного мышления может эффективно осуществляться на основе таких методик как «Заглавие для произведения», задачей которой является придумать название на основе предложенного художественного текста (музыкального, изобразительного, литературного),   «Варианты окончаний», задачей которой является написать несколько вариантов окончания сказки, музыкальной фразы, поэтической строки, «Контекст», задачей  которой является  сочинение сценария поведения персонажа (героя сказки) в различных ситуациях-контекстах,   «Заключения», задачей которой является перечисление различных последствий гипотетической ситуации [2].

Предложенный нами диагностический инструментарий выявления художественно одаренных детей был апробирован учителями г. Волгограда и Волгоградской области. И хотя  он не исчерпывает весь спектр диагностических методик, однако, на наш взгляд,  выявляет   основные составляющие  художественной одаренности  ребенка в их целостности.


Библиографический список
  1. Аракелова А. О Реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств : в 2 ч.: сборник материалов для детских школ искусств / А.О. Аракелова. – Москва,  2012. Ч.1. С. 118
  2. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Серия «Мир вашего ребенка». – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  3. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н., Адаскина А. А., Никитина А. Б., Чубук Н. Ф. Художественная одаренность и ее развитие в школьные годы: методическое пособие/ А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская и др – М.: 2010. С 187
  4. Материалы сайта института развития образования в сфере культуры и искусств (РОСКИ) – http://iroski.ru/
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июня 2011 г. N 145-ФЗ”О внесении изменений в Закон Российской Федерации “Об образовании” .http://www.nashyprava.ru


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Svetlatok»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация