УДК 353.1

КОНЦЕПЦИЯ НОВЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Михалева Ольга Михайловна1, Матюшкина Ирина Алексеевна2
1Брянский государственный университет им.ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры управления
2Брянский государственный университет им.ак. И.Г. Петровского, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления

Аннотация
Данная статья посвящена анализу недостатков российской системы государственного управления, изучению основных теоретических аспектов концепции новых государственных услуг, определению основных целей, задач и принципов административной реформы в рамках концепции нового государственного управления в России.

Ключевые слова: государственное и муниципальное управление, качество государственного управления, концепция новых государственных услуг, эффективность государственного управления


THE CONCEPT OF NEW PUBLIC SERVICES IN MODERN RUSSIA

Mikhalyova Olga Mikhailovna1, Matyushkina Irina Alexeyevna2
1Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy
2Bryansk State University named after academician I.G. Petrovsky, candidate of economic sciences, assistant professor of the department of management faculty of finances and economy

Abstract
This article is devoted to the analysis of the disadvantages of the Russian state management system, to study of the basic theoretical aspects of the concept of new public services, the definition of the main goals and principles of the administrative reform in the framework of the concept of new public management in Russia.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Михалева О.М., Матюшкина И.А. Концепция новых государственных услуг в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25779 (дата обращения: 03.06.2017).

В целях повышения конкурентоспособности современной России на международной арене возросла значимость проблемы повышения эффективности государственного управления.

Система государственного управления, которая сложилась в России в 90-е годы, содержала в себе серьезные недостатки, которые были и до сих пор остаются одним из основных препятствий для модернизации российской экономики. Например, по такому показателю, как  «качество государственных институтов» Россия в рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2012 год опустилась с 81-го на 89-е место.

К недостаткам российской системы государственного управления относятся:

-       негативная оценка гражданами деятельности государственных служащих. Так, по данным ФОМ более 71% респондентов отрицательно оценивают работу государственных и муниципальных служащих;

-        отрицательная оценка качества оказываемых  государственных  услуг. Например, только 14% респондентов удовлетворены качеством государственных услуг;

-       запредельные издержки бизнеса на преодоление административных барьеров. Так, по экспертным оценкам на преодоление административных барьеров приходится более 8,5% выручки малых предприятий;

-       низкий уровень исполнительской дисциплины;

-       повсеместное распространение коррупции. Так, по данным международных исследований, по показателю «индекс восприятия коррупции» Россия в 2012 году занимала 90-е место среди 146 стран мира;

-        непрозрачность системы исполнительной власти для граждан и бизнеса. Например, в международном сравнении по показателю «индекс непрозрачности» Россия среди 48 развитых зарубежных стран занимает лишь 40-е место. А такой индекс непрозрачности предполагает, что уровень дополнительных расходов российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64% вкладываемых средств;

-       низкая  эффективность  национального  управления  по  основным параметрам качества работы органов государственного управления. Например, по значению интегрального показателя качества государственного управления (индекс GRIСS (Governance Research Indicator Country Snapshot)) Россия находится в последней трети рейтинга из 209 стран. [1]

В связи с этим   в начале  ХХI века актуализировался  вопрос  комплексного реформирования системы государственного управления в России. В настоящее время в Российской Федерации особенно актуальной и социально значимой является  проблема повышения эффективности деятельности органов государственной власти и  качества оказываемых государством услуг. Проводимые в РФ реформы государственного управления призваны заменить традиционные способы администрирования, опирающиеся на авторитет и правила, рыночными принципами и нормами, отвечающими современным требованиям конкурентной среды.

Такой подход к реформированию системы государственного  управления рассматриваются  в рамках концепции New Public Management Нового государственного управления. Концепция базируется на адаптации эффективных управленческих технологий, которые используются в бизнес-среде, для системы органов публичного администрирования. [2]

В основе концепции  нового государственного управления лежит  ориентация  деятельности органов власти на удовлетворение запросов потребителей как базовой ценности.

Целями концепции  нового государственного управления является обеспечение максимальной прозрачности, эффективности, гибкости, более тесной связи с организациями и гражданами, которые являются основными потребителями государственных услуг.

На рисунке 1 представлены основные элементы концепции  нового государственного управления.

Рисунок

Рисунок 1 – Основные элементы концепции  нового государственного управления [4]

 

Ориентация на клиентов в деятельности государственных служащих предполагает учет потребностей потребителей в получении государственных услуг. Это в свою очередь, должно стать основой формирования системы управления по результатам в сфере государственного управления и, соответственно, базой для оценки деятельности и мотивации государственных служащих.

Управление по результатам предполагает модернизацию управленческого учета, что позволит осуществить распределение ресурсов по поставленным задачам, а также обеспечивать контроллинг за достижением результатов и определять персональную ответственность руководителей и должностных лиц за решение поставленных целей и задач. Основными задачами данного элемента концепции  нового государственного управления является внедрение процедур и методов управления, ориентированного на результат, и проектного  управления  в  федеральных, региональных и муниципальных  органах исполнительной власти.

Проектное управление предполагает использование механизма внутреннего аудита, который позволяет оценивать эффективность  деятельности  структурных  подразделений  и  должностных лиц, несущих ответственность за решение поставленных целей и задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов.

Контроллинг качества государственных услуг включает как внутреннюю оценку эффективности административных процессов и процедур предоставления услуг, так и выявление удовлетворенности потребителей качеством и доступностью получаемых услуг.

Децентрализация в рамках концепции нового государственного управления предполагает смещение центра реализации различных  государственных  программ  и функций, ранее осуществлявшихся государством, на  более  низкие  уровни управления и рыночным структурам.

Формирование электронного правительства предполагает построение общегосударственной автоматизированной системы обработки и учёта информации. В условиях развития информационно-коммуникационных технологий особо востребованными гражданами и организациями различных форм собственности являются все сферы деятельности государственных органов в электронном виде. Актуальность электронного правительства подчеркивается динамичностью развития экономической сферы (бюджет, налоги, финансы), социальной сферы (Пенсионный Фонд, ФСС, ФМС), муниципальной сферы (ЖКХ), юридической сферы (судопроизводство,  адвокатура, нотариат,), культурной сферы (образование и наука), медицинской сферы  и т. д. [5]

В рамках концепции нового государственного управления к основным задачам реформ государственного управления относятся:

-       снижение государственных расходов;

-       повышение качества выполнения государством своих функций;

-       улучшение системы предоставления публичных услуг организациям и гражданам;

-       укрепление и повышение доверия к власти со стороны общества и частного сектора.

Ключевым  механизмом  модернизации  системы государственного управления является разработка и внедрение административных стандартов и регламентов государственных и муниципальных услуг с широким  использованием  возможностей  информационно-коммуникационных технологий.

Административные регламенты содержат информацию, необходимую и достаточную как для получения государственной услуги организацией или  гражданином  России, так и для исполнения государственной функции или предоставления государственной услуги должностными лицами органа исполнительной власти. [3]

Для граждан РФ административные регламенты предполагают, прежде всего, доступность, комфортность предоставления государственных услуг, открытость и прозрачность  административных  процедур  исполнения  государственных функций.

Для предпринимателей РФ административные регламенты предполагают снятие излишнего государственного регулирования и оптимизация исполнения государственных функций.

Таким образом, утверждение административных регламентов позволит упорядочить и конкретизировать обязательства органов исполнительной власти  перед обществом, что, соответственно, будет  способствовать созданию процедур контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти  перед обществом.


Библиографический список
  1. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 г. N 1789-р «Концеп-ция административной реформы в Российской Федерации в2006-2008 годах».
  2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.02. 2008  №157-р «О внесении изменений в Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2005 №1789-р».
  3. Административная реформа в России Научно-практическое пособие. // Под ред. С.Е. Нарышкина, Т.Я. Хабриевой. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 86 с.
  4. Васильева Ю. Реформе добавили срок: Правительство продлило административную реформу до2010 года. // «Российская Бизнес-газета» №642 – 26 февраля 2008 г.
  5. http://www.gosuslugi.ru/ – Портал государственных услуг Российской Федерации


Все статьи автора «michaleva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: