УДК 94 (47). 084. 8

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ КАДРОВОГО СОСТАВА ПРОКУРАТУРЫ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ПОСЛЕВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ (1945 – 1955 ГГ.)

Фролов Василий Владимирович
Псковский филиала Санкт-Петербургского государственного экономического университета (Институт управления)
ст. преподаватель кафедры гуманитарных и естественных наук, учитель истории МБОУ «Середкинская средняя общеобразовательная школа»

Аннотация
В представленной статье рассмотрены основные направления деятельности государства по повышению профессионально-образовательного уровня кадрового состава органов прокуратуры Псковской области в послевоенное десятилетие (1945 – 1955 гг.). Эта работа может быть полезна и интересна всем тем, кто интересуется историей органов отечественной прокуратуры.

Ключевые слова: органы прокуратуры, послевоенное десятилетие, профессиональная квалификация, Псковская область, уровень образования


ENHANCE VOCATIONAL AND EDUCATIONAL LEVEL OF THE PERSONNEL OF THE PROSECUTOR'S OFFICE OF THE PSKOV REGION IN THE DECADE AFTER THE WAR (1945 - 1955)

Frolov Vasiliy Vladimirovich
Pskov branch of the St. Petersburg State University of Economics (Institute of management)
Senior Lecturer, Department of Humanities and natural Sciences, Teacher MBOU «Seredkinskaya Secondary School»

Abstract
In the presented article the basic directions of the activity of state to increase vocational educational level of the personnel composition of the bodies of the Prosecutor's office of the Pskov region in the decade after the war (1945 - 1955). This work would be useful for everybody who is interested in the history of Russian Procurator’s offices.

Keywords: level of education, postwar decade, professional qualification, Prosecutor's office, Pskov region


Рубрика: 07.00.00 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Фролов В.В. Повышение профессионально-образовательного уровня кадрового состава прокуратуры Псковской области в послевоенное десятилетие (1945 – 1955 гг.) // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/08/25682 (дата обращения: 04.06.2017).

Эффективность деятельности любого государственного института, в том числе и правоохранительных структур, находится в непосредственной зависимости от профессиональной квалификации, компетентности и опыта ее работников. Без высококвалифицированных и образованных специалистов Россия не сможет стать по-настоящему ведущей мировой державой. Именно поэтому правительство нашей страны в последние годы особое внимание уделяет вопросу подготовки новых кадров – настоящих современных профессионалов.

В представленной статье мы обратимся к сравнительно недавнему историческому прошлому и рассмотрим основные направления деятельности государства по повышению профессионально-образовательного уровня кадрового состава органов прокуратуры Псковской области в послевоенное десятилетие (1945 – 1955 гг.) – в один из самых трудных и переломных периодов нашей истории.

После окончания Великой Отечественной войны в советском государстве особенно остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров, в том числе в органах прокуратуры. Большинство прокурорско-следственных работников того периода не имело должного профессионального (юридического) образования, что не могло не влиять на эффективность деятельности краевых и областных прокуратур.

В сложившейся ситуации высшим партийным и государственным органам страны: ЦК ВКП (б) и Совету Министров СССР пришлось предпринять ряд шагов по повышению профессиональной квалификации кадрового состава органов прокуратуры.

Все высшие юридические учебные заведения изымались из ведения Министерства юстиции и передавались в Министерство высшего образования СССР. Кадровая политика объявлялась приоритетом для всех органов советской юстиции [14].

Согласно постановлению ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране» и соответствующему указанию Прокуратуры СССР «все оперативные работники аппарата прокуратур АССР, краев, областей, а также прокуроры городов и районов /по особому списку/ должны к концу пятилетия [к 1951 г.] иметь высшее юридическое образование» [6, л. 91].

Остальные оперативные работники: прокуроры менее крупных городов и районов, помощники прокуроров и народные следователи, к тому же сроку должны были иметь юридическое образование в объеме не ниже юридической школы [17, с. 501].

Без соответствующего юридического образования на работе могли быть оставлены следующие сотрудники: имевшие на 1 января 1951 г. стаж работы в органах прокуратуры или юстиции не менее 10 лет и по своим деловым качествам соответствующие занимаемой должности; закончившие девятимесячные курсы переподготовки прокурорских работников, юридические курсы переподготовки руководящих работников, курсы переподготовки старших и народных следователей и окончившие в 1948 г. годичные курсы Прокуратуры СССР для советского и партийного актива, а также работники, успешно обучавшиеся на тот момент времени в ВЮЗИ (Всесоюзный юридический заочный институт) и ЗЮШ (заочные юридические школы) [6, л. 91].

Таким образом, всем прокурорам и следователям, не имевшим высшего юридического образования, во второй половине 1940-х гг. была поставлена конкретная задача: посредством широко развивавшегося в те годы в советском государстве заочного обучения получить высшее юридическое образование.

Прокурорские работники, не осознававшие необходимость повышения своего профессионально-образовательного уровня или по различным причинам сознательно не желавшие учиться, подвергались тогда жестким мерам дисциплинарного взыскания, вплоть до увольнения из органов прокуратуры [6, л. 93].

Выступая в начале августа 1947 г. перед работниками суда и прокуратуры, Заместитель Генерального прокурора СССР П.И. Кудрявцев заявил: «…В этом вопросе мы будем безжалостны. Мы будем освобождать наш аппарат от безграмотных людей, а так же от лиц, которые не хотят учиться, не хотят повышать свои знания и свою культуру…» [13, л. 222].

В целях обеспечения своевременного выполнения плана по повышению профессионально-образовательного уровня прокурорско-следственных работников советского государства Прокуратура РСФСР предложила следующее:

1) «В области нормативов по окончанию заочных юридических учебных заведений установить жесткий контроль за обучением заочников, особенно в отношении учащихся II и IV курсов ВЮЗИ и II и III курсов ЗЮШ» [6, л. 92];

2) Выдвигать работников с высшим юридическим образованием из районного звена для работы в аппарат прокуратуры области. «Отделы кадров областных прокуратур, проводя работу по изучению кадров и организации резерва, должны обеспечить выдвижение на работу в аппарат лучших районных работников, способных вести руководящую работу, и, разумеется, полностью отвечать служебным требованиям» [6, л. 92];

3) Не допускать отсева специалистов с высшим и средним юридическим образованием, а значит особо внимательно подходить к решению вопроса по увольнению каждого специалиста. Работников «со средним юридическим образованием освобождать от работы лишь при наличии серьезных и основательных причин, а в отношении освобожденных сотрудников с высшим юридическим образованием направлять представление Прокурору РСФСР, не освобождая работника до получения соответствующей санкции от Прокурора РСФСР» [6, л. 92].

Главное внимание в деле подготовки высококвалифицированных кадров для органов региональных прокуратур СССР в исследуемый нами период территориальными прокуратурами было направлено на отбор, а затем отправку определенной части своих сотрудников на обучение в филиалы Всесоюзного юридического заочного института и заочные юридические школы.

Прокуратура Псковской области, как и большинство других региональных прокуратур РСФСР, активно участвовала в реализациипостановления ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 г. «О расширении и улучшении юридического образования в стране».

В 1945 г. по разнарядке в Ленинградский филиал ВЮЗИ было зачислено 15 работников прокуратуры Псковской области, а в тот же филиал ЗЮШ – 8 человек [2, л. 9].

В 1946 – 1947 гг. Прокурор РСФСР А.А. Волин утвердил для Псковской области квоту набора работников местной региональной прокуратуры в заочные образовательные учреждения, согласно которой в ВЮЗИ и ЗЮШ зачислялось по 5 человек соответственно [3, л. 5; 4, л. 7].

Правда, исходя из «Объяснительной записки к статистическому отчету по кадрам за 1946 г.» Б.И. Кузьмина, можно сделать вывод о том, что выполнение учебного плана работниками, обучавшимися в ВЮЗИ и ЗЮШ в первые послевоенные годы, было неудовлетворительным.

По мнению прокурора Псковской области Б.И. Кузьмина, «основными причинами академической неуспеваемости студентов-заочников является полное отсутствие учебников и других учебных пособий, а также необходимой дисциплины среди заочников. Достать необходимую учебную литературу студентам не представляется возможным даже в областной библиотеке г. Пскова. Отсутствовали необходимые учебные пособия и в областной прокуратуре» [3, л. 5].

В свою очередь, Ленинградские филиалы ВЮЗИ и ЗЮШ также не обеспечивали заочников литературой, за исключением 1 – 2 экземпляров на студентов всей области, что ни в коей мере не могло удовлетворить запросы студентов и обеспечить их подготовку к экзаменам [3, л. 5].

В 1949 г. Совет Министров СССР издал распоряжение об организации Прокуратурой СССР специальной (двухгодичной) школы по подготовке следователей в г. Ленинграде, после чего Прокурор РСФСР А.А. Волин поручил Б.И. Кузьмину в течение пяти месяцев отобрать от Псковской областной прокуратуры для зачисления в нее двух достойных кандидатов.

Согласно Положению о школе Прокуратуры СССР по подготовке следователей, в это учебное заведение принимали «лиц в возрасте не моложе 21 года, с законченным средним общим образованием, физически пригодных для оперативно-следственной работы, имеющих опыт общественно-комсомольской работы и выдержавших установленные приемные испытания» [6, л. 69].

Поступавшие в школу Прокуратуры СССР по подготовке следователей должны были выдержать следующие вступительные испытания:

1) Конституция СССР (устно);

2) История народов СССР (устно);

3) Русский язык и литература (устно и письменно).

Лица, награжденные по окончании средней школы золотыми и серебряными медалями, от приемных испытаний освобождались.

Кроме вступительных испытаний, лица, поступавшие в данную школу должны были предоставить в Управление кадров Прокуратуры СССР следующие документы: 1) личный листок по учету кадров; 2) автобиографию; 3) документ об образовании (подлинник); 4) две фотокарточки; 5) справку о состоянии здоровья; 6) партийно-комсомольскую характеристику; 7) заявление о зачислении в школу.

Для приема слушателей этого учебного заведения была создана приемная комиссия в составе заместителя Генерального прокурора СССР по кадрам (председатель комиссии), начальника отдела подготовки кадров Прокуратуры СССР и директора данной школы.

Зачисленные в это учебное заведение лица обеспечивались стипендией в размере 400 руб. и общежитием [2, л. 70].

Прокуратура Псковской области также принимала активное участие в организации различных учебно-методических конференций и семинаров работников областной прокуратуры.

Так, в марте 1945 г. в Пскове была проведена учебно-методическая конференция, посвященная вопросам уголовно-судебного надзора, в которой приняли участие все районные прокуроры области. В конце конференции для ее участников был проведен зачет.

В том же году Псковская областная прокуратура организовала две учебно-методические конференции для районных следователей по вопросам гражданско-судебного надзора [2, л. 9].

В феврале 1946 г. в Пскове была проведена трехдневная конференция с группой помощников прокуроров по гражданско-судебному надзору. В ходе конференции проводились практические занятия по составлению исковых заявлений и кассационных протестов по гражданским делам, изучались некоторые аспекты рассмотрения и разрешения  гражданских дел в суде [4, Л. 8].

В июле 1947 г. для работников прокуратуры Псковской области (прежде всего, для районных прокуроров) был проведен учебно-методический семинар по вопросу санкционирования арестов. В рамках этого семинара со своими докладами выступили прокурор области Б.И. Кузьмин («Порядок санкционирования арестов») и заместитель прокурора области по общим вопросам П.И. Меднов («Меры пресечения преступлений и их значение»). Заканчивался семинар зачетом, который был организован специальной комиссией во главе с Б.И. Кузьминым [5, л. 42 - 43].

В марте 1948 г. в Пскове для районных прокуроров прошел двухдневный учебно-методический семинар, посвященный надзору за законностью действий органов милиции, который также для его участников завершился зачетом.

В последующие годы прокуратура Псковской области продолжила активную работу по проведению учебно-методических конференций, семинаров и курсов повышения квалификации, посредством которых значительная часть сотрудников Псковской областной прокуратуры ежегодно повышала свой профессионально-образовательный уровень.

Представляя всю значимость профессиональной подготовки кадрового состава региональных прокуратур, руководство органов советской прокуратуры (СССР и РСФСР) постоянно направляло в прокуратуру Псковской области  специальные директивы о необходимости повышения профессионально-образовательного уровня ее сотрудников. Прокурор области и его заместители были обязаны не только следить за этим процессом (отсылать поквартальные отчеты в вышестоящие инстанции), но и активно в нем участвовать (организовывать различные учебно-методические конференции и семинары).

В 1950 – 1955 гг. прокуратура Псковской области продолжила осуществлять следующие мероприятия, направленные на повышение профессионально-образовательного уровня своих сотрудников:

1) направление прокуроров и следователей на обучение в ВЮЗИ и ЗЮШ в соответствии с разверсткой Прокуратуры РСФСР [7, л. 4];

2) проверку выполнения заочниками учебного плана, обеспечение их явки на экзаменационные сессии, подведение итогов успеваемости после каждой сессии [8, л. 4];

3) организацию и проведение учебно-методических семинаров и конференций;

4) проведение стажировок прокурорско-следственных работников при отделах областной прокуратуры [9, л. 5].

 В первой половине 1950-х гг. Прокуратурой СССР и прокуратурами республик, краев и областей стали проводиться ежегодные методические конференции лучших прокурорско-следственных работников страны. Участие в подобных конференциях принимали и сотрудники прокуратуры Псковской области [11, л. 54].

Важное значение в деле повышения профессиональной подготовки прокурорско-следственных работников имела вышедшая в 1949 г. под общей редакцией Генерального прокурора СССР Г.Н. Сафонова «Настольная книга следователя». В трех составных частях этой книги подробно раскрывались общие вопросы производства предварительного следствия, процессуальный порядок его осуществления и приводились методики расследования отдельных видов преступлений. На тот момент в истории советской криминалистической литературы такое издание имело место впервые [15, с. 65 – 66].

В 1951 г. согласно распоряжению тогдашнего Генерального прокурора СССР во всех органах советской прокуратуры было организовано изучение «Настольной книги следователя» и на всех следственных работников возложена обязанность сдать зачет по усвоению ее содержания [16, с. 74].

В 1953 – 1955 г. прокуратуры районов Псковской области получают достаточно большое количество специализированной юридической литературы. Исходя из данных «Акта инвентаризации литературы прокуратуры Пыталовского района Псковской области» (апрель 1955 г.), можно ознакомиться с примерным списком книг, которые могли использовать в своей профессиональной деятельности прокуроры и следователи районных прокуратур региона в обозначенный период (см. таблицу № 1).

К середине 1950-х гг. из 90 сотрудников прокуратуры Псковской области необходимое юридическое образование было у 81 человека (90%), в том числе высшее – у 29 человек (32%). Исходя из этих цифр, можно сделать вывод, что удельный вес специалистов с юридическим образованием в прокуратуре Псковской области за 10 лет увеличился на 65 %, а работников с высшим образованием – на 24% [2, л. 3; 10, л. 8]. В целом по стране за период с 1945 по 1955 гг. численность прокуроров и следователей, имевших юридическое образование, возросла до 72,3%,  а высшее юридическое образование – до 30,4% [1, с. 182].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что предпринятые руководством КПСС и советским правительством меры по повышению профессионально-образовательного уровня кадрового состава работников органов прокуратуры принесли свои положительные результаты: резко повысился общий образовательный и профессиональный уровень сотрудников региональных прокуратур, что было объективно необходимо для дальнейшего становления и эффективной деятельности территориальных прокуратур советского государства.

Таблица № 1. Список юридической литературы, полученной прокуратурой Пыталовского района Псковской области в 1953 – 1955 гг. [12, л. 65 - 67]

Автор/издатель

Название

Год издания

 

1.

Бардин И.И.,

Швейцер Д.В.

«Прокурорский надзор по гражданско-судебным делам»

1951

 

2.

Епифанов Е.Д.

«Особенности расследования хищений в промышленности»

1952

 

3.

Лебединский В.Г.

«Образцы основных прокурорско-следственных актов»

1949

 

4.

Лебединский В.Г.

«Права и обязанности районного прокурора и организация его работы»

1950

5.

Мишутин А.Н.

«Работа прокурора по жалобам»

1954

6.

 

Сафонов Г.Н.

«Справочник по законодательству для судебно-прокурорских работников»

1949

7.

Чельцов М.А.

«Советский уголовный процесс»

1951

8.

Черваков В.Ф.

«Очерки судебной баллистики»

1953

9.

Шейнин Л.Р.

«Настольная книга следователя»

1949

10.

Всесоюзный институт юридических наук Министерства юстиции СССР

«Финансовое право»

1946

11.

Институт права Академии наук СССР

«Международное право»

1947

12.

Министерство юстиции РСФСР

«Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР»

1952

13.

Министерство юстиции РСФСР

«Кодекс законов о труде»

1952

14.

Прокуратура СССР

«Государственный обвинитель в советском суде»

1954


Библиографический список
  1. Бобровский С.С. Становление и развитие территориальных органов прокуратуры СССР в Центральном Черноземье (1934 – 1953 гг.): Дис. … канд. ист. наук: 07.00.02. Курск, 2003.
  2. Государственный архив Псковской области (ГАПО). Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 12.
  3. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 23.
  4. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 49.
  5. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 65.
  6. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 83.
  7. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 106.
  8. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 143.
  9. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 167.
  10. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 2. Д. 228.
  11. ГАПО. Ф. Р-1472. Оп. 4. Д. 213.
  12. ГАПО Ф. Р-1646. Оп. 2. Д. 8.
  13. Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-8131. Оп. 24. Д. 3.
  14. Кодинцев А.Я. Кадровая кампания в системе органов юстиции СССР в 1946 – 1955 гг. URL: http://www.juristlib.ru/book_5469.html (дата обращения: 14. 07. 2013).
  15. Социалистическая законность. 1950. № 7.
  16. Социалистическая законность. 1951. № 2.
  17. Фролов В.В.Организация профессиональной подготовки работников региональных прокуратур РСФСР в послевоенный период (1945 – 1949 гг.) // Гуманитарные и социальные науки (Электронный научный журнал). 2012. № 1. URL: http://www.hses-online.ru/2012/01/konf/35.pdf (дата обращения: 14. 07. 2013).


Все статьи автора «Фролов Василий Владимирович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: