УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ И КАДЕТОВ ОБ ИДЕАЛЬНОМ(ОЙ) СУПРУГЕ

Кириленко Вероника Витальевна
ЛГУ имени А.С. Пушкина
Студентка

Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического изучения представления об идеальном(ой) супруге у старшеклассников общеобразовательной школы и у кадетов. Проанализированы такие характеристики образа идеального супруга, как предпочитаемые ценности и черты личности.

Ключевые слова: будущий супруг, идеальный супруг, образ супруга, особенности, представления, ценности, черты личности.


FEATURES VIEWS OF SENIOR CADETS AND THE IDEAL (SECOND) WIFE

Кириленко Вероника Витальевна
Leningrad State University named after AS Pushkin
student

Abstract
The paper presents the results of an empirical study of an ideal (second) wife in senior secondary school and the Cadets. Analyzed the characteristics of the image are ideal spouse, as the preferred values ​​and personality traits.

Рубрика: 19.00.00 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Кириленко В.В. Особенности представления старшеклассников и кадетов об идеальном(ой) супруге // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25613 (дата обращения: 28.09.2017).

Существенные преобразования культурной, социально-экономической и других сфер жизни общественности оставляют свой отпечаток и в формировании образа идеального супруга, приводя к  переоценке значимости различных качеств и черт личности молодежью. Внимание к особенностям, факторам и этапам формирования представлений о семье, супруге, браке  oбуcлoвлeно также значительным числом paзвoдoв, неустойчивых внeбpaчныx coюзoв, что связывают с  нecoвпaдeниeм основных цeннocтeй в паре, неадекватными ожиданиями и ролевой дисгармонией в семье

Подростковый возраст – период, характеризующийся активным фopмиpoвaниeм личнocти и paзвитиeм пcиxичecкиx пoзнaвaтeльныx пpoцeccoв, что выражается, в частности, в изменении структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы, повышении обобщенности и внутренней логичности представлений, повышении их эмоциональной насыщенности и действенности. Все это усиливает внимание исследователей именно к данному возрастному периоду.

Выполненные исследования определили ряд тенденций в формировании представлений о партнере, его идеальном образе, семье, браке, основных ценностях в указанной сфере. Пoдaнным C.В. Кoвaлeвa, у пoдpocткoв пpeдcтaвлeния oбpaкeимeют ряд нeгaтивных ocoбeннocтей. В 13-15 лeт пpoгpeccиpуeт paздeлeниe и пpoтивoпocтaвлeниe пoнятий «любoвь» и «бpaк». Нередко пoдpocтки вocпpинимaют «ceмью» кaк пpeгpaду cвoими чувcтвaм («любовь» находится лишь на четвертом месте в иерархии ценностей, связанных с идеалом семьи). [3]

Развитие Я-концепции подростка, сознания и самосознания сказывается на особенностях социальных представлений и оценок подростков. В.И. Зaцeпиным выявлeнa пpямaя cвязь мeжду xapaктepoм caмooцeнки и уpoвнeм oцeнки будущeгo пapтнepa пo paзличным кaчecтвaм. Тe, ктo oцeнил у ceбя выcoкую cтeпeнь paзвития чecтнocти, кpacoты и т.п., xoтeли видeть эти кaчecтвa у будущeгo пapтнepa. Paбoты эcтoнcкиx coциoлoгoв пoкaзaли, чтo пoдoбный пигмaлиoнизм вecьмa cвoйcтвeн и идeaлизиpoвaнным пpeдcтaвлeниям мoлoдeжи: у юнoшeй и дeвушeк идeaл cупpугa oбычнo пoдoбeн coбcтвeннoму xapaктepу (нo c уcилeниeм eгo пoлoжитeльныx cocтaвляющиx). В цeлoм, в этиx нaбo­pax бoльшe вceгo цeнятcя cepдeчнocть, oбщитeльнocть, oткpoвeннocть и интeллигeнтнocть (дeвушки eщe цeнят cилу и цeлeуcтpeмлeннocть, a юнoши — cкpoмнocть cвoиx избpaнниц). [1]

Современные подростки получают полное среднее образование в разнообразных общественных институтах, имеющих свою специфику: школах, лицеях, гимназиях, учреждениях начального профессионального образования, кадетских классах, школах и корпусах и т.д. Логично предположить, что специфика учреждения, его целей и образовательных программ сказывается и на формировании представлений подростков об идеалах и ценностях, в  том числе – относительно будущего супружества и семейной жизни.[2] Основная цель кадетских классов – создание оптимальных условий для интеллектуального, физического и нравственного развития учеников, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще. [3]

Предлагаемое к рассмотрению эмпирическое исследование (научный руководитель – канд.психол.наук Л.Ю. Соломина) имело целью выявить особенности представлений обычных старшеклассников и учащихся-кадетов об идеальном(ой) супруге. Выборка включала 65 подростков обоего пола в возрасте 14-17 лет, из которых 28 человек – учащиеся-кадеты, 37 человек – обычные школьники. Задачами являлось: проанализировать характеристики образа идеального супруга – предпочитаемые ценности и черты личности –  у кадетов и обычных учащихся; оценить достоверность различий по характеристикам образа идеального супруга в изучаемых подвыборках.

Для сбора данных использовались подростковый вариант личностного тест-опросника Кеттелла (14 PF) и методика «Ценностные ориентации» М. Рокича; для оценки достоверности различий – U-критерий Манна - Уитни. В тесте Кетттелла подросткам предлагалось выбрать варианты ответа на вопрос в соответствии с тем, как бы они хотели, чтобы ответил идеальный супруг. При выполнении методики Рокича подросткам предлагалось проранжировать ценности от 1 до 18 (где 1 – самая важная ценность) так, как это сделал бы идеальный супруг.

Анализ полученных результатов показал, что в качестве терминальных ценностей (по Рокичу), присущих идеальному супругу, кадеты на первые места ставят ценность любви и ценность счастливой семейной жизни; также им важно, чтобы супруг ценил здоровье. А наименее важным для кадетов является то, чтобы идеальный супруг ценил творчество, красоту природы и искусства и продуктивную жизнь (Табл.1)

Таблица 1. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые терминальные ценности идеального супруга

Ценности

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

Здоровье

5,14 1,000 14,00 3,015

Красота природы и искусства

12,71 2,000 18,00 4,642

Любовь

4,29 1,000 17,00 4,806

Продуктивная жизнь

12,89 5,000 18,00 3,604

Счастливая семейная жизнь

4,46 1,000 17,00 4,623

Творчество

13,75 3,000 18,00 3,931

Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).

В качестве инструментальных ценностей, наиболее важных, по представлению кадетов, для идеального супруга, выступают аккуратность и воспитанность. А в наименьшей степени, по мнению кадетов, идеальный супруг ценит высокие запросы человека и склонность быть непримиримым к недостаткам в себе и других. (Табл.2)

Таблица 2. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые инструментальные ценности идеального супруга

Ценности

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

Аккуратность

4,89 1,000 14,00 3,871

Воспитанность

4,96 1,000 13,00 3,977

Высокие запросы

14,14 4,000 18,00 3,699

Непримиримость к недостаткам в себе и других

13,21 3,000 18,00 4,113

Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).

Перечень предпочитаемых личностных черт идеального супруга, определяемых кадетами по методике Кеттелла, включает авантюристичность, социальную смелость, живость и непосредственность в эмоциональных реакциях, небрежность в отношении к деталям и прочие характеристики, отражающие психологическую сущность фактора H. А также  кадеты видят идеального супруга  импульсивным, веселым, полным энтузиазма, активным, разговорчивым, «душой общества», легко переключающимся с одной деятельности на другую,  хорошим организатором (фактор F). Наименее предпочтительны для кадетов в образе идеального супруга такие черты, как индивидуализм, внутренняя сдержанность, холодная интеллектуальность (фактор J), а так же выраженная зависимость, нерешительность (фактор Q2). (Табл.3)

Таблица 3. Первичные статистики. Кадеты. Наиболее и наименее предпочитаемые личностные черты идеального супруга.

Факторы

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

F (легкомыслие)

5,04

1,000

8,00

1,856

H (авантюризм)

5,25

1,000

8,00

1,956

J (неврастения, фактор Гамлета)

2,64

0,000

6,00

1,545

Q2 (степень групповой зависимости)

2,54

1,000

5,00

1,138

Примечание: чем больше среднее значение, тем больше выраженность фактора.

Ценностные приоритеты в образе идеального супруга у обычных старшеклассников практически не отличаются от тех, которые продемонстрировали кадеты. К наиболее важным для идеального супруга терминальным ценностям школьники относят такие ценности, как  здоровье, любовь и счастливая семейная жизнь. Наименее важным является принятие идеальным супругом  таких ценностей, как счастье других, красота природы и искусства и общественное признание. (Табл.4)

 

Таблица 4. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые терминальные ценности идеального супруга

Ценности

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

Здоровье

4,38 1,000 17,00 4,566

Красота природы

и искусства

13,59 5,000 18,00 3,539

Любовь

5,41 1,000 18,00 4,793

Общественное признание

12,22 4,000 18,00 4,178

Счастливая семейная жизнь

5,59 1,000 16,00 4,431

Счастье других

14,54 1,000 18,00 4,059

Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).

В качестве инструментальной ценности, наиболее важной, по представлению обычных старшеклассников, для идеального супруга, выступает воспитанность. А в наименьшей степени, по мнению школьников (как и кадетов), идеальный супруг ценит склонность быть непримиримым к недостаткам в себе и других и высокие запросы человека. (Табл.5)

Таблица 5. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые инструментальные ценности идеального супруга

Ценности

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

Воспитанность

5,62 1,000 16,00 4,505

Высокие запросы

14,03 4,000 18,00 5,145

Непримиримость к недостаткам в себе и других

14,59 1,000 18,00 4,406

Примечание: более ценными являются характеристики, имеющие меньшее среднее значение (усредненный порядковый номер при ранжировании).

Перечень предпочитаемых личностных черт идеального супруга, определяемых обычными старшеклассниками по методике Кеттелла, включает, как и у кадетов,  импульсивность, веселость, энтузиазм, активность, разговорчивость и прочие характеристики, отражающие психологическую сущность фактора F. Наименее предпочтительны для старшеклассников в образе идеального супруга такие черты, как эмоциональная устойчивость, реалистичное отношение к жизни,  развитая способность к соблюдению групповых моральных норм (фактор С). (Табл.6)

Таблица 6. Первичные статистики. Старшеклассники общеобразовательных классов. Наиболее и наименее предпочитаемые личностные черты

идеального супруга.

Факторы

Среднее

Минимум

Максимум

Стд.откл.

С (эмоциональная устойчивость)

2,70 0,000 6,00 1,714

F (легкомыслие)

5,03 1,000 9,00 2,075

Примечание: чем больше среднее значение, тем больше выраженность фактора.

При оценке достоверности различий по характеристикам образа идеального супруга у кадетов и обычных учащихся с помощью U-критерия Манна-Уитни, получены следующие результаты. 

По списку терминальных ценностей есть характеристики, по которым одна группа испытуемых описывает идеального супруга достоверно иначе, чем другая группа (Табл.7). Это ценности здоровья (р=0,03), счастья других (р=0,001) и творчества (р=0,04):

·        Обычные старшеклассники достоверно более значимой для идеального супруга  ценностью считают здоровье.

·        Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг стремился заботиться о счастье других.

·        Для старшеклассников достоверно важнее, чтобы идеальный супруг ценил творчество.

Таблица 7. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Терминальные ценности как характеристики образа идеального супруга.

Ценности

Сум.ранг 1

Сум.ранг 2

U

p-уров.

N набл. 1

N набл. 2

Здоровье

1088 1057 354,0 0,030 28 37

Счастье других

672 1474 265,5 0,001 28 37

Творчество

1081 1065 361,5 0,038 28 37

Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.

По списку инструментальных ценностей имеется два достоверных различия –  по аккуратности (р=0,03) и образованности (р=0,025), (Табл.8):

·        Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был аккуратен.

·        Для учащихся достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был образованным.

Таблица 8. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Инструментальные ценности как характеристики образа идеального супруга.

Ценности

Сум.ранг1

Сум.ранг2

U

p-уров.

N набл. 1

N набл. 2

Аккуратность

761 1385 354,5 0,030 28 37

Образованность

1094 1052 348,5 0,025 28 37

Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.

При оценке достоверности различий по чертам личности (Табл. 9), как характеристикам образа идеального супруга у кадетов и обычных старшеклассников, было выявлено четыре  достоверных различия. А именно, по степени эмоциональной устойчивости (фактор С) (р=0,01), по фактору смелости и авантюризма Н (р=0,02), по фактору сензитивности I (р=0,006) и по фактору  склонности к чувству вины О (р=0,04):

·       Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был эмоционально устойчивым, зрелым, имел реалистическое отношение к жизни, развитую способность к соблюдению групповых моральных норм.

·       Для кадетов достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был социально смелым, живым и непосредственным в эмоциональных реакциях, пробивным.

·       Для учащихся достоверно важнее, чтобы у идеального супруга была высокая эмоциональная чувствительность, продуктивность в творческой деятельности, имелись артистические способности и тонкость чувств.

·       Для учащихся достоверно важнее, чтобы идеальный супруг был склонен к размышлениям, проявлял тревогу и озабоченность в трудных ситуациях.

Таблица 9. Оценка достоверности различий между группами 1 (кадеты) и 2 (учащиеся) по U-критерию Манна-Уитни. Черты личности (факторы Кеттелла) как характеристики образа идеального супруга.

Факторы

Сум.ранг.1

Сум.ранг.2

U

p-уров.

N набл.1

N набл.2

С (степень эмоциональной устойчивости)

      1109       1037 333,5 0,015       28      37

H (авантюризм)

1094

1051

348,0

0,024

28

37

I (сензитивность)

716

1430

309,5

0,006

28

37

О (склонность к чувству вины)

776

1370

369,5

0,049

28

37

Примечание: Большее значение суммарного ранга соответствует менее значимой ценности.

 

Обобщая результаты сравнения, отметим, что в образе идеального супруга обычным старшеклассникам более важным представляется стремление супруга к здоровью и творчеству, к образованности, а кадетам – настроенность на заботу о счастье других и аккуратность. Из черт личности идеального супруга кадеты более ценят эмоциональную устойчивость, социальную смелость и живость, в то время как старшеклассники хотят видеть супруга, скорее, эмоционально чувствительным и даже тревожащимся, творческим и артистичным. Можно предположить, что обучение в кадетских корпусах  активно формирует у подростков приверженность ценностям альтруизма, бескорыстия, собранности, ответственности и эмоциональной стабильности, как важнейшим характеристикам идеального супруга.


Библиографический список
  1. Андреева Т.В. Психология семьи. – СПб.: Речь, 2010.
  2. Кoвaлeв C. В. Пcиxoлoгия coвpeмeннoй ceмьи. М., 1988
  3. ПОЛОЖЕНИЕ О КАДЕТСКИХ КЛАССАХ МЧС: Документ Управляющего Совета Школы МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 197 им. В. Маркелова» ЗАТО Северск Томской области.. – Северск, 2007.


Все статьи автора «Кириленко Вероника»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: