УДК 338.24

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ

Курмаев Петр Юрьевич
Уманский государственный педагогический университет имени Павла Тычины
доктор экономических наук, профессор

Аннотация
В статье раскрыта сущность государственного регулирования социально-экономического развития на региональном уровне. Проанализированы подходы представителей различных направлений экономической науки к определению роли государства в регулировании социально-экономического развития. Обосновывается необходимость повышения роли государственных органов власти в регулировании социально-экономической системы регионов.

Ключевые слова: государственное регулирование, органы власти, регион, управление, экономическое развитие


THEORETICAL ASPECTS OF STATE REGULATION OF THE REGION’S ECONOMY

Kurmaiev Petro Yrievich
Pavlo Tychyna Uman State Pedagogical University
PhD (doktor nauk) in economics, professor

Abstract
The essence of the state regulation of social and economic development at the regional level was revealed in the article. The approaches of different areas of economic science representatives to the determination of the state’s role in social and economic development regulation were investigated. The necessity of increasing the role of public authorities in the regional social and economic systems regulation was grounded.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Курмаев П.Ю. Теоретические аспекты государственного регулирования экономики регионов // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/07/25576 (дата обращения: 01.10.2017).

Динамика отечественной экономики в значительной степени зависит от уровня регионального социально-экономического развития. Сбалансированность развития требует обеспечения эффективности функционирования структурных составляющих процесса государственного регулирования на региональном уровне.

Одной из проблем в данной сфере является отсутствие четкой системы государственного регулирования региональных воспроизводственных процессов. Современной экономической наукой представлены различные подходы к определению сущности процесса регулирования социально-экономического развития региона и роли государства в нем.

Во времена СССР регулирование развития территорий происходило по детализированным общегосударственным планам, обязательными к исполнению на всех вертикали власти [1, с.112]. В этих условиях каждый регион был, с одной стороны, достаточно самостоятельным производственно-территориальным комплексом с соответствующей системой органов государственной власти, управления и планирования, а с другой – оставался неотъемлемой частью единого народнохозяйственного комплекса и был связан тесными экономическими связями с другими регионами. Данный подход широко освещается в трудах того времени [2; 3; 4].

Роль государства в регулировании социально-экономического развития закреплена и в нормативно-правовых актах того времени.

Так, Верховный Совет СССР в июне 1990 года принял постановление “О Концепции перехода к регулируемой рыночной экономике в СССР”, в которой раскрывались вопросы формирования структуры и механизма регулируемой рыночной экономики.

В Концепции Украинской ССР перехода к рыночной экономике, которую в ноябре 1990 г. одобрил Верховный Совет УССР [5], целью государственного регулирования экономики является достижение эффективного, поступательного и стабильного экономического, социального, научного и культурного развития Украинской ССР.

Указанная цель нашла отражение в функциях государственного регулирования, определенных Концепцией [5]:

- формирование системы экономических институтов государственного управления; регулирование предложения и спроса на товары путем дотирования их потребления;

- перераспределение доходов населения и субъектов хозяйствования, направленное на смягчение социальной несправедливости;

- стимулирование производств, создаваемых на базе новых технологий, развитие экспортного производства, экономическую защиту стратегически важных производств и прочее.

Представители неоклассического направления экономической науки считали, что государственное регулирование должно быть минимальным, поскольку механизм рыночного саморегулирования будет способствовать достижению оптимального состояния. С точки зрения неокейнсианцев, вмешательство государства в региональное развитие необходимо, особенно в периоды экономических кризисов [6, с.121].

Авторы теорий кумулятивного развития считают, что разные территории в пределах страны имеют разный потенциал развития и диспропорциональность, со временем, будет только увеличиваться.

Многими современными учеными-экономистами обосновывается тезис о том, что государство должно играть решающую роль в предотвращении депрессивности экономики страны и ее регионов [7; 8; 9]. Задачи органов государственной и региональной власти заключаются в регулировании процессов межрегионального перераспределения доходов, концентрации денежных и других ресурсов. Основные методы государственного регулирования социально-экономических процессов должны учитывать необходимость стимулирования хозяйственной деятельности, поддержку определенных финансово-экономических пропорций, распределение социальных расходов.

Мы считаем, что невозможно совместить процессы демократизации и авторитаризации в процессе государственного регулирования социально-экономического развития региона, поскольку достаточно сложно определить границы и механизмы взаимодействия между ними. Результатом таких действий будет полное разбалансирование системы регулирования развития региона.

По нашему мнению, роль органов государственного и регионального управления социально-экономической системы региона должна усиливаться.

Ускорение динамики развития социально-экономических процессов обусловило потребность в реализации целенаправленного стабилизирующего регулирующего воздействия.

Регулирующее воздействие призвано обеспечить сбалансированное развитие путем использования выравнивающих механизмов преодоления экономических и социальных проблем регионов.

Такой подход предусматривает повышение роли и ответственности региональных органов власти за будущее административно-территориальной единицы, необходимость поиска новых инструментов стимулирования социально-экономического развития, в частности объединение усилий местного бизнеса, общественности, самоуправления и государства [10, с.30].

Ученый Ю. Тихомиров отмечает, что идея государственного регулирования воспринимается критически, как снижение роли государства в условиях формирования рыночной экономики. Но ни одно государство не отказывается от регулирования [11].

По этому поводу в профессиональной экономико-правовой литературе отмечается, что рыночная экономика никогда не существовала в чистом виде, вне общества и отдельно от государства.

Смешанная экономика как на макроэкономическом, так и на региональном уровне не может эффективно функционировать без активных регуляторно-управленческих действий со стороны государства.

Необходимость активного регулирующего влияния государства на региональные социально-экономические процессы неоднократно подчеркивалась в работах других ученых.

Государственное регулирование развития регионов можно охарактеризовать как суженный рамками региона отдельный вид общественного управления. В концептуальном плане государственное регулирование социально-экономического развития региона должно основываться на следующих принципах: рассмотрении региона как целостного и сложного механизма, которому присущи соответствующие социально-политические и экономические процессы; учете иерархии имеющихся в регионе субъектов и объектов регулирования.


Библиографический список
  1. ВолковаМ.В., Водовозов С.Н.Региональное управлениесоциально-экономическим развитиемпромышленных предприятий //Коммунальноехозяйствогородов:Научно-технический сборник.2006.№ 70.С.111-117.
  2. Бишер И. О. Аппарат государственного управления союзной республики и проблемы его совершенствования. Рига: Зинатне, 1989.
  3. Кузнецов И. Н. Компетенция высших органов власти и управления СССР.  М., 1969.
  4. Тихомиров Ю. А. Советы и развитие государственного управления в период развернутого строительства коммунизма. М.: Юридическая литература, 1963.
  5. Концепция перехода Украинской ССР к рыночной экономике //Ведомости Верховного Совета. 1990. № 48.
  6. Курмаев П.Ю. Теоретико-методологические аспекты управления региональной экономикой // Формирование рыночных отношений в Украине: Сб. науч. трудов. Вып.2 / Науч. ред. И.К. Бондарь. К., 2008. С.119–123.
  7. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  8. Курмаев П.Ю. Практические подходы к оцениванию эффективности социально-экономического развития на региональном уровне // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Тольятти : ТГУ, 2012. № 4. С. 115–117.
  9. Лексин В.Н., Шевцов А.Н. Государство и регионы: Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 2003.
  10. Пельтек Л. В. Развитие региональной промышленной политики государства: теория, методология, механизмы. Ч.: Изд-во ЧГУ, 2010.
  11. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М.: Издательство БЕК, 1995.


Все статьи автора «Курмаев Петр Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: