УДК 336.114

УПРАВЛЕНИЕ БАНКОМ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Южаков Олег Юрьевич
Тюменский государственный университет

Аннотация
В статье рассмотрены причины, последствия, методы преодоления банковских кризисов. Описаны типы преодоления государствами кризисов и выделены новые. Проведен сравнительный анализ кризисов и стратегий государств.

Ключевые слова: банки, государственная политика, государственное регулирование, инвестиции, кризис, международные финансы, правительство


MANAGEMENT BANK IN THE CONTEXT OF THE ECONOMIC CRISIS: INTERNATIONAL EXPERIENCE

Yuzhakov Oleg Yuryevich
Tyumen State University

Abstract
The article considers the causes, consequences, and methods of overcoming the banking crisis. Describes the types of overcoming States crises and highlights emerging. A comparative analysis of crises and strategies of member States.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Южаков О.Ю. Управление банком в условиях экономического кризиса: международный опыт // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25410 (дата обращения: 29.09.2017).

Возникновение кризисных ситуаций в современном мире бизнеса является неизбежным фактом. В результате мирового финансового кризиса 2008 года индекс ММВБ, включающий 30 наиболее ликвидных российских акций,  снизился за 4 месяца 2008 г. на 75%; сократились  золотовалютные резервы на 150 млрд дол., или на 25%; на 10% впервые за многие годы снизились банковские вклады населения. В данный момент банковская система России находится на стадии рецессии. Кризис Греции стал причиной падения банковской системы Кипра. Через Кипр в Россию поступают огромные инвестиции, в России создана группа компаний банка Кипра, средства некоторых крупных российских организаций были размещены на счетах в Кипрских банках. Кризисные процессы одних государств, способствуют ухудшению экономического состояния других регионов. Одним из возможных сценариев дальнейшего развития отечественной экономики является кризис. В данной ситуации необходимо знать какие бывают причины, и какие последствия для банка несет кризис. В настоящее время не разработан универсальный метод предотвращения кризиса. Изучение данной проблемы необходимо для выработки антикризисных программ.

Банковские кризисы появились давно и периодически повторяются. В 19 -начале 20 веков обычным проявлением кризисов, особенно характерным США, были паники вкладчиков и набеги на банки. Больше 10 кризисов, охвативших всю банковскую систему, имели место в данный период и в 80% случаях происходила массовая приостановка возвратов вкладов банками.

Ученые стали пристально изучать кризисы банковской системы начиная с конца 19века. К. Маркс видел причины банковских кризисов в:  недостатке денежных средств; росте спекулятивных операций банков; экономических кризисах (спад производства, снижение платежеспособности заемщиков, обесценение ценных бумаг, появление безнадежных кредитов, активов). И. А. Трахтенберг рассматривал кризисы сферы кредита и сферы обращения. Советские экономисты ввели понятие «банковский кризис» в 1979году и выделяли следующие последствия кризиса: массовое изъятие вкладов, сокращение объемов кредитования, рост финансовых банкротств, повышение  процентных ставок.

Для того чтобы выйти  из банковского кризиса необходимо  осуществить комплекс мероприятий по устранению причин и  нейтрализации основных последствий банковских кризисов.

В ранние периоды кризисов государственные органы временно закрывали банки для предотвращения массовых изъятий средств клиентов с счетов и проводили реформы банковского сектора. Так 10дней регулировали кризис в США в 1933году. В Германии в 1931году сначала несколько дней были закрыты банки, потом выполняли лишь часть операций в течение 20 дней.

В современный период в зарубежном опыте борьбы с банковскими кризисами выделяют четыре направления мероприятий по преодолению банковских кризисов:

1) государственная поддержка банкам;

2) институциональные меры (реструктуризация банковских систем, реформирование органов банковского надзора);

3)  слияния и поглощения банков;

4) регулирование банком кризиса: переход на  другие виды услуг, продуктов, повышение прибыльности, сокращение персонала, изменение организационной структуры и т.д.

5) отзыв лицензии. Применяется к банкам, которые могут привести к системному банковскому кризису из-за финансовых проблем. Практика ряда стран обнаружила, что искусственное продление жизни неустойчивых и слабо поддающихся регулированию кредитных учреждений только усугубляет вероятные проблемы и финансовые убытки в будущем. Планы санации и финансового оздоровления, которые долго рассматриваются, направляются на доработку, в итоге могут привести к тому, что когда у банка отзывается лицензия, у него отсутствуют не только активы, но и руководство.

Государственная поддержка банкам включает

- предоставление отдельным банкам  кредитов центрального банка для восстановления ликвидности банков в период острой нехватки средств. Наиболее болезненным проявлением банковских кризисов являются перебои с ликвидностью, однако, они не имеют долгосрочного характера.

- восстановление капитала банков, т.е.  рекапитализация государственными органами утраченного банками капитала. Выкуп центральным банком (или бюджетом) безнадежных активов является одним из наиболее популярных методов.  Рекапитализация может проводиться неоднократно. Например, в 1991-1994 гг. Венгрии  она была проведена  четыре раза. В Японии было с целью увеличения банков и гарантирования вкладов было потрачено около 30 трлн. иен  (около 250 млрд. долл.)государственных средств. Примерно столько же составили расходы правительства США на борьбу с кризисом ссудно-сберегательных учреждений. Существует два метода выкупа государством проблемных активов: централизованный и децентрализованный. При централизованном способе государство создает специализораванную корпорацию для покупки и управления проблемы активами. Чаще всего происходит обмен на долговые обязательства корпорации (Мексика), правительства (Венгрия). Покупки происходят при наличии особых отношений банков и государства. Децентрализованный способ заключается в учреждении соответствующей структуры внутри или за пределами небольшого количества испытывающих финансовые трудности банков.

К институциональным мерам можно отнести  создание системы страхования вкладов. Система позволяет быстро ликвидировать обанкротившиеся кредитные организаций и защитить мелкие вклады от убытков происшедших банкротств.

Слияния и присоединения проводятся с целью улучшить финансовое положение банка, находящего в неустойчивом состоянии. Органы надзора должны не допустить появление проблемного банка, необходимо создать один устойчивый банк.

Восстановление доверия к банкам,  решение проблемы плохих активов и эффективное функционирование процесса кредитования являются главными задачами государства в период банковского кризиса. Правительство разных стран решали эти задачи разнообразными методами. Рассмотрим опыт и модели последовательных действий государств в период банковского кризиса (табл. 1, 2).

Лучший опыт преодоления банковских кризисов включает в себя:

1)    мгновенную оценку возможных будущих потерь с использованием негативных сценариев развития

2)    стимулирование банков быстрее избавляться от плохих активов и проведение рекапитализации

3)    увеличение государственных гарантий и внедрение программ реструктуризации долгов заемщиков

Чем раньше государство начнет содействовать банкам, тем дешевле будут программы поддержки банков. Пролонгация плохих активов ведет к параличу финансовой системы и будущим потерям. Эффективнее быстро признать плохие долги и очистить баланс от них.

Рассмотрим пять типов преодоления государствами кризисов

  1. Скандинавские страны
  2. Чили и Корея
  3. Мексика, Индонезия, Япония, Аргентина
  4. Великобритания и США
  5. Греция и Кипр

 

План выхода из кризиса в Швеции и Норвегии состоял в национализации банков крупнейших банков. Это оказалось эффективным. Удалось быстро и с низкими затратами выйти из кризиса. В Швеции были учреждены компании, занимающиеся плохими активами, и введены гарантии по банковским обязательствам. Часто вспоминают программы Швеции, особенно выделяя успех создания «плохого» банка и  национализации. Однако стоит помнить, что вся помощь государства пошла на спасение двух крупнейших национализированных банков.  В Норвегии обошлись без создания «плохого» банка, сократив издержки на выход из кризиса. Выход из кризиса Скандинавских стран был самым эффективным, благодаря своевременной и реальной оценке потерь. Доверие к банковской системе было быстро восстановлено.

В оставшихся странах проблема плохих активов была острее Сканди-навских. Тем не менее, Чили и Корею необходимо рассматривать отдельно. В Чили банки не были национализированы, сохранилась платежеспособность кредитных организаций и созданы стимулы для выявления плохих активов, которые выкупались по номинальной стоимости. Данный механизм не требовал оценки стоимости долга; снижалась сумма обеспечения долговой расписки на балансе, обеспечивая платежеспособность банку; из-за обязательств выкупа актива, появлялись стимулы эффективно управлять долгом. Затраты на преодоление кризиса в Чили были высокими из-за выкупа долга и промедления оценки долга, спонсирования реструктуризации долгов.

В Корее была создана компания по управлению активами. Она выкупала плохие активы намного ниже балансовой стоимости. Появился частный рынок плохих активов. Государством была проведена рекапитализация. Оценка потерь принималась оперативнее, чем в Чили, и преодоление кризиса оказалось быстрее и эффективнее.

Политика выхода из кризиса в Мексике, Индонезии, Японии, Аргентине оказалась неуспешной. Страны пренебрегали принципами быстрой оценки возможных потерь и работой над плохими активами. Эффективные инструменты избавления от плохих долгов не были найдены или внедрены слишком поздно. Банковский сектор оставался неустойчивым, рост экономики произошел за счет внешних изменений.

Выход из кризиса в Великобритании и США оказался самым дорогим в истории. В Великобритании пришлось национализировать банки. Большой объемом неликвидных высокорискованных активов был причиной  рекапита-лизации, предоставления ликвидности, программы защиты активов. В США пришлось вводить программу покупки проблемных активов, выдавать гарантии по активам банков, проводить рекапитализацию банков.

Особенностью выхода из кризиса в Греции и Кипре является то, что спасением этих стран занимается не правительство данных стран, а Европейский Союз. В период антикризисных мер появилось столкновение между интересами стран и союзом. У Европейского Комитета не было опыта преодоления кризисов. Были недооценены потери от жесткой экономии бюджета, оптимистично оценивалась способность политиков реализовывать свои программы. Греческие власти задержались со структурными реформами, что привело к необходимости лишней помощи и болезненному для граждан сокращению расходов. Недавно президент Кипра Никос Анастасиадис попросил лидеров ЕС пересмотреть условия пакета мер помощи на 10 млрд. евро, отмечая, что остров, скорее всего, не сможет выполнить необходимые условия в рамках принятого договора. Акцент делается на том, что потери экономики Кипра и банковской системы страны оказались больше, чем изначально ожидалось. Как пример, приводится ситуация с реструктуризацией крупнейших банков страны (Bank of Cyprus, Laiki bank), которая, как говорится в письме Анастасиадиса, была произведена “без необходимой осторожной подготовки”, в результате чего многие кипрские компании остались без капитала (деньги были списаны как потери с банковских счетов или заморожены), а принятые меры контроля оттока капитала оказались в итоге удушающими для экономики. Если история с пересмотром пакета мер помощи Афинам сейчас начнет набирать обороты, то это вполне может стать сигналом к новой фазе европейского долгового кризиса.

Табл. 1 Сравнение кризисов и стратегий государства

Чили, 1981

Норвегия, 1991

Швеция, 1991

Мексика, 1994

Пик плохих долгов

36% (от всех займов)

16%

13%

19%

Оценка потерь банков

С промедлением

быстрая

быстрая

С большим промедлением

Валютная политика

Девальвация (50% за два года)

Переход на плавающий курс

Переход на плавающий курс

Девальвация (более 50% за один год)

Поддержка банковского сектора

Национали-зация

3 крупнейших банка – 80% затраченных средств (2,2% ВВП)

2 крупнейших банка – 90% всех активов банковской системы, 98% затраченных средств (3,5% ВВП)

12 банков

Работа с плохими активами

Временный выкуп активов за долговую расписку с обязательством обратного выкупа и сохранением права управления

Создание государственных «плохих» банков для двух

национализированных

Временный выкуп активов без

обязательства обратного выкупа, с сохранением права управления

Ликвидация банков

Закрыто 8 из 43 банков (11% банковского капитала)

Программы по

поддержке

заемщиков

Предоставление льготного курса, реструктуризация долгов, дедолларизация

Реструктуризация кредитов в

индексируемые по ИПЦ, помощь в

реструктуризации долга

Ключевая роль в выходе из кризиса /ошибки

Решение проблемы плохих долгов, улучшение

внешнеэкономических

условий

Быстрая оценка потерь и национализация

Быстрая оценка потерь и национализация

Отсутствие стимулов у банков к избавлению от плохих долгов

Итоги кризиса

Падение ВВП

-16%

0%

-3,5%

-6,2%

Фискальные затраты % ВВП

42,9% (16,8% – чистые издержки)

2,7% (0,6%)

3,6% (0,2%)

19,3% (18%)

Средний рост ВВП

4,3% (в течение 3 лет после восстановления)

3,9%

3,1%

5,6%

 

Табл. 2 Сравнение кризисов и стратегий государства

Япония, 1997

Корея, 1997

Индонезия, 1997

Турция, 2000

 

Аргентина, 2001

Пик плохих долгов

35%

35%

33%

28%

20%

Оценка потерь банков

С большим промедлением

быстрая

С большим промедлением

с промедлением

С большим промедле-нием

Валютная политика

Переход на плавающий курс

Девальвация и переход на плавающий курс

Переход на плавающий курс

Переход на плаваю-щий курс

Поддержка банковского сектора

 

Национали-зация

7 банков

2 крупных

коммерческих

банка

12 банков (20% активов системы)

3 банка

Работа с плохими активами

Выкуп активов по цене ниже номинальной, создание частного рынка

Ликвидация банков

Закрыто 5 банков (7% банковских активов)

Закрыто 64 банка

Программы по

поддержке

заемщиков

Пункт об увеличении кредитования в договорах о рекапитализации банков

Программа реструктуризации 5 крупнейших чеболей, схема для решения проблем малого и среднего бизнеса

Помощь в

реструктуриза-ции

долгов

Песоизация – обмен кредитов и депозитов в долларах на песо.

 

Ключевая роль в выходе из кризиса /ошибки

Промедление в оценке потерь и принятии решений

Решение проблемы плохих долгов

Коррупционное устройство системы

Успешная

реструктуриза-ция

банков

Улучшение внешнеэко-номичес-

ких условий

 

Итоги кризиса

Падение ВВП

-2%

-6,8%

-13,1%

-5,7%

-10,9%

Фискальные затраты % ВВП

24% (23,9%)

31,2% (23,2%)

56,8% (52,3)

32% (30,7%)

9,6% (9,6%)

Средний рост ВВП

1,1%

7,2%

3,2%

7%

8,9%

 

Самым эффективным вариантом выхода из кризиса считается опыт, не сопровождающийся падением ВВП в период кризиса. Таким был выход из кризиса в Норвегии. Фискальные затраты Норвегии оказались минимальными.

Многие ученые отмечают тенденцию роста роли Правительства в преодолении банковских кризисов, например путем создания программ антикризисного управления. Программы  должны разрабатываться заранее. От скорости, правильности принимаемых решений в кризис зависит эффективность  преодоления кризиса.



Все статьи автора «Олег Южаков»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: