УДК 336.02

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Евдокимова Юлия Викторовна
Московский филиал Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов Института искусств и информационных технологий
Кандидат философских наук, Доцент кафедры экономики, менеджмента и прикладной информатики

Аннотация
В статье рассмотрены основные проблемы финансового рынка и возможные пути их решения за счет совершенствования реглятивного механизма и создания международного финансового центра в РФ.

Ключевые слова: инвестиционный климат, мега-регулятор, международнй financial center, международнй финансовый центр, нормативное регулирование, система контроля и надзора, финансовый рынок


IMPROVEMENT OF FUNCTIONING OF THE FINANCIAL MARKET RUSSIAN FEDERATION

Evdokimova Julia Viktorovna
Moscow branch St. Petersburg humanities university of labor unions Institute of arts and information technologies
Candidate of philosophical sciences, Associate professor of economy, management and applied informatics

Abstract
In article the main problems of the financial market and possible ways of their decision at the expense of improvement of the reglyativny mechanism and creation of the international financial center in the Russian Federation are considered.

Keywords: financial market, investment climate, mega-regulator, monitoring system and supervision, standard regulation


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Евдокимова Ю.В. Совершенствование функционирования финансового рынка Российской Федерации // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/25189 (дата обращения: 03.06.2017).

Необходимость совершенствования процессов управления финансами  в РФ непосредственно связана с основными стратегическими направлениями, представленными в   прогнозе социально-экономического развития РФ до 2030 г. Перспективы возможного развития РФ напрямую связаны с общемировыми тенденциями, к которым относятся:   постепенная сбалансированность экономик, снижение уровня дефицита бюджетов ведущих государств,  повышение производительности труда [5]. Одним из основных факторов, оказывающих непосредственное влияние на социально-экономическое развитие государства, является появление и дальнейшее совершенствование институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность. Необходимо создание условий, улучшающих инвестиционный климат, повышающих качество деловой среды.

К основным проблемам финансового рынка РФ следует отнести недостаточное развитие и  емкость  рынка; несовершенное государственное регулирование, отсутствие системы эффективного контроля и надзора; серьезное отставание по ряду параметров от крупнейших финансовых институтов мирового уровня; отсутствие достойной инфраструктуры и финансовых инструментов [4].

Одним из направлений деятельности государства, направленных на оптимизацию процессов регулирования  финансового рынка РФ, является создание  финансового мега-регулятора. Смысл образования подобной структуры  – в объединении функций контроля и надзора, минимизации конфликтов между органами регулирования, снижении административных издержек. Устранение противоречий, возникающих между органами регулирования вследствие установления единых стандартов, способно снизить издержки компаний и повысить привлекательность финансового рынка в целом, создать возможности для возникновения перекрестных финансовых предложений на рынке, т.е. банки будут иметь возможность предлагать страховые продукты, дилерские центры – банковские продукты и пр. [1]. Привлекательна возможность появление сводной отчетности, позволяющей получить более полную и четкую информацию участникам рынка.   Внедрение мега-регулятора способно минимизировать рыночные риски в силу более быстрого отслеживания и реагирования на возникающие негативные процессы. Оптимальна возможность генерирования, аккумуляции структурирования, обработки и дальнейшего предоставления субъектам рынка соответствующей информации, с учетом позиций конфиденциальности. Решение возможных конфликтных ситуаций, возникающих между участниками рынка, с учетом единых шаблонов и формата, также будет являться более оптимальным для рынка. Подобное регулирование способно ускорить и оптимизировать процессы взаимодействия  с финансовыми рынками иных государств, усилить международные связи и эффективность сотрудничества [1].

Однако, наряду с позитивными моментами, есть ряд отрицательных тенденций и явлений. Для бесперебойного функционирования мега-регулятора требуется достаточно большое количество времени, с учетом всех проб и ошибок, неизбежно  возникающих в процессе нововведения. В РФ ситуация осложняется недостатком кадров, финансовых ресурсов, нестабильностью штата, структурными преобразованиями.    Возможная недостаточность ресурсной базы при централизации может привести к потере деталей – отдельных секторов. Есть риск возникновения на базе вновь созданного  мега-регулятора новой бюрократической «верхушки» вследствие отсутствия конкуренции между ранее существующими регуляторами. Остро стоит проблема независимости Банка России вследствие «присоединения» иных задач [1].

Первоначально предполагалось три возможных сценария: создание регулятора, полностью независимого от государства; регулятора, основанного на слиянии Банка России и Федеральной службы по финансовым  рынкам,  либо регулятора, созданного на основе усиления роли ФСФР в составе Банка России. Окончательное решение создания мега-регулятора   на базе Банка России созрело в 2013 году.  Первое полугодие 2013 г. предполагает адаптацию законодательной базы, второе полугодие – практическую деятельность по формированию финансового мега-регулятора. До 2015 года  намечено существование  самостоятельной службы в рамках Банка России, начиная с 2015 года   предполагается функционирование единой системы контроля  и регулирования банковской и финансовой деятельности государства [3].

К оптимальному развитию финансового рынка РФ способно привести создание международного финансового центра, дающего возможность при условии аккумуляции большого количества участников, интеграции с мировыми финансовыми институтами и корректного регулирования процессов обеспечить эффективное перераспределение капитала в экономике. Государственная программа “Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» направлена на совершенствование правоустанавливающих, правоприменительных, контрольных и надзорных функций государства.

Подпрограмма “Нормативное правовое регулирование финансового рынка” предусматривает достижение следующих результатов в 2020 году относительно 2013 года:  рост годового объема торгов биржевого рынка акций с 75 трлн. рублей до 240  трлн. рублей; увеличение годового объема публичных размещений акций на внутреннем рынке по рыночной стоимости с 0,4 трлн. рублей до 1,8  трлн. рублей; увеличение доли иностранных ценных бумаг в обороте российских бирж с 1,7% до 6,2%; рост капитализации российских публичных компаний с 64% до104% в % от ВВП; увеличение  стоимости корпоративных облигаций в обращении с 4,82 трлн. рублей до 15,49 трлн. рублей; рост объема страховых премий  с 898 млрд. рублей до 3847,9 млрд. рублей; увеличение средней страховой премии на душу населения с 6,26 тыс. рублей до 26, 77 тыс. рублей; вхождение РФ  в 10 крупнейших международных финансовых центров согласно рейтингам GFCI и IFCD Index [2]. Достижение данных результатов способно обеспечить повышение конкурентоспособности российского финансового рынка, рост ликвидности и устойчивости банковской сферы, увеличение доступности финансовых услуг для населения, развитие страхового рынка в РФ.

Подпрограмма «Контроль и надзор на финансовом рынке» предусматривает достижения в 2020 году 100% унификации национальных пруденциальных нормативов с международными стандартами; увеличение количества выявленных нарушений на предмет неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком с 4 до 15; рост вдвое, с 20% до 40% от общего количества, доли решений ФСФР по поднадзорным учреждениям в связи с выявленными нарушениями в области пруденциальных нормативов. Данные результаты способны увеличить эффективность действующей системы контроля и надзора на финансовом рынке.

Повышение привлекательности российского финансового рынка, результативности операций в его сегментах   позволит обеспечить стабильность экономики, создать благоприятные условия для экономического роста, повысить конкурентоспособность экономики РФ в целом.


Библиографический список
  1. Буркова А., Кормош Ю. Шаги к созданию финансового мега-регулятора в России  [Электронный ресурс]. URL:http://www.rcb.ru/rcb/2006-15/7818/ (дата обращения: 10.06.2013)
  2. Государственная программа “Развитие финансовых и страховых рынков, создание международного финансового центра» [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/03/gosprogramma_finansy_i_rynki.pdf32013.doc?MOD=AJPERES&CACHEID=9cb190804f0500cd8e6fee008a11733f (дата обращения: 11.06.2013)
  3. Мегарегулятор готов: Центробанк поглощает ФСФР. Официальный сайт информационного агентства «Росбизнесконсалтинг». [Электронный ресурс]. URL:http://top.rbc.ru/economics/14/12/2012/836648.shtml  (дата обращения: 29.05.2013)
  4. МФЦ: основные факты. Официальный сайт Международного финансового центра [Электронный ресурс]. URL: http://www.mfc-moscow.com/index.php?id=36 (дата обращения: 10.06.2013)
  5. Сценарные условия долгосрочного прогноза социально-экономического развития РФ до 2030 г. Официальный сайт Минэкономразвития [Электронный ресурс]. URL:http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/macro/prognoz/doc20120428_0010 (дата обращения: 29.05.2013)


Все статьи автора «Евдокимова Юлия Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: