УДК 334.722

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ В 2008-2012ГГ.: ПЕРИОД РАЗОЧАРОВАНИЯ

Гурьянов Павел Алексеевич
Национальный минерально-сырьевой университет "Горный"
к.э.н.

Аннотация
В данной работе рассматриваются тенденции развития малого предпринимательства в России период экономического кризиса и последующей стагнации экономики. Отмечается декларативность действующих мер по государственной поддержке малого предпринимательства не привлекшим к никаким положительным результатам.

Ключевые слова: инновации, малое предпринимательство, оппозиция, экономический кризис


SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN 2008-2012: DISAPPOINTMENT PERIOD

Guryanov Pavel Alekseevich
National Mineral and Raw University «Mining»
Ph.D.

Abstract
This paper examines trends in small business development in Russia during the economic crisis and the subsequent economic stagnation. It is noted declarative measures in support of small business is not attracted to any positive results.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Гурьянов П.А. Малое предпринимательство в России в 2008-2012гг.: период разочарования // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/24896 (дата обращения: 29.09.2017).

За 2012г. произошло
снижение числа субъектов малого предпринимательства (без учета микропредприятий).
На 1 января 2013г зарегестрировано 238,1 тыс. против 242,7 тысяч годом ранее. Среднесписочная
численность занятых сократилась на 3%. [13]
Произошло и снижение объема оборота малых предприятий по данным
Госкомстата РФ за год также на 3%, без учета индекса потребительских  цен. Статистические данные представлены в
таблице 1. За 5 лет число малых предприятий сократилось на 18,7%. Если
учитывать индекс потребительских цен, то никакого роста оборота малых
предприятий нет в природе, а есть незначительное окращение.

Таблица 1

Показатели деятельности малых
предприятий (без микропредприятий) на конец года [13]

Показатель

2008

2009

2010

2011

2012

Число предприятий, тыс.

282,7

227,8

226,8

242,7

238,1

Среднесписочная численность, тыс. человек

6217,1

5727,1

6470,2

6557,6

6362,4

Среднесписочная численность на 1 предприятие

21,99

25,1

28,5

27,0

26,7

Оборот малых предприятий, млрд. рублей

10093,5

8805,9

13324,6

15584,8

15116,3

Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей

317,4

252,8

321,3

282,0

364,5

 

Основная проблема малого предпринимательства, прежде всего, занятого
в промышленности – нехватка финансовых средств, что особенно явно
продемонстрировал в период экономического кризиса и стагнации. Сфера малого
предпринимательства в данный трудный период оказалась не в состоянии
существенно облегчить экономические и социальные издержки для граждан и
государства. Громкое провозглашение политики модернизации отечественной экономики
как национального приоритета подтверждает тот факт, что малые инновационные
предприятия еще не стали полноценным сегментом национальной инновационной
системы и в целом мало способствуют развитию страны на принципах «экономики
инноваций». [3, c. 37]

Развитие субъектов малого предпринимательства определяется дуальной
природой инновационных процессов, включающих в себя, с одной стороны,
имитационные инновации, с другой – комплементарные инновационные элементы.
Первый тип инноваций указывал в своих работах еще Й. Шумпетер, который писал,
что новаторам и предпринимателям постоянно угрожают имитаторы, жаждущие
выпустить аналогичные продукты. [5; 12, c.
119] Очевидно, что имитаторов больше. Государство в своей политики поддержки
малого предпринимательства должна, прежде всего, поддерживать именно малые
инновационные предприятия. К сожалению, в России сложился периферийный
капитализм основанный на обычаях и традициях, можно говорить о тенденции
замкнутого круга, что периферийная экономика не в состоянии выбраться из рамок
постоянного истощения. [14, c. 294-297]

В кризисный период ставки по кредитам резко выросли. Если в начале
2008г. они составляли 13%, то к концу года достигли 20%, а в 2009г. – 27%, оказавшись
на уровне 2002 года. [6, c.19-20]
Данная тенденция стала изменяться в лучшую сторону только к концу 2009г.,
согласно данным  Общероссийской
общественной организации «Опора России», в ноябре 2009 года для 15%
предпринимателей привлечь заемные средства стало чуть проще (в январе 2009 года
аналогичная доля составляла лишь 8%). Количество предпринимателей, для которых
привлечь финансовые средства было сложно либо невозможно, сократилось (56% в
ноябре против 75% в январе 2009 года), но ситуация все равно остается сложной. В
2012г. предприниматели отмечали, чем дольше срок кредита, тем сложнее его
получить. 44% опрошенных считают, что получить долгосрочные кредиты (более 3
лет) сложно или невозможно [11, с. 29]  Немаловажны
дальнейшие шаги для создания законодательной среды для развития малого бизнеса
Мы считаем не верным отказ в новом ФЗ о предпринимательстве от дифференциации
малых предприятий по сферам деятельности.

Брялина Г.И. утверждает, что
результативность программ поддержки малого бизнеса на региональном уровне в
последние годы оказалась на низком уровне. [2, с. 93] Недостаточно применяется
субсидирование как фактор развития малого бизнеса в регионах страны.
Малоразвита кооперация малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями.

Увеличивается и налоговая нагрузка на бизнес, в 2012г. она была больше,
чем в 2010г.[10, с. 220] Все это крайне негативно ударило по индивидуальным
предпринимателям

В условиях нестабильности мировой и отечественной экономики малые
предприятия являются оптимальной формой производства в условиях повышенного риска.
Кроме этого, очевидно, что одна из составляющих функций малого бизнеса –
вовлечение в производство материальных и финансовых сбережений населения и
генерирование новых рабочих мест. [1, c. 59] Пока все, что довольно хорошо разработано в теории, ни как
не может найти реализацию на практике.

Крупный бизнес при содействии чиновников выдавливает малый бизнес из
привлекательных сегментов рынка, особенно из сферы услуг. Хандриков утверждает,
что в Санкт-Петербурге «Матвиенко «зачистила» весь мелкорозничный бизнес» [15,
с. 195] Очевидно, что лобби крупного бизнеса доминирует в отечественной
экономике. Доминирует принцип сиюминутного обогащения в России и тип
предпринимателей относящихся к спекулянтам. [8, c. 125; 4, с. 269-270; ]

По данным различных социологических опросов россияне лучше всего
относятся к представителям малого предпринимательства. [7] В данной ситуации
государству нужно задуматься как улучшить имидж предпринимателей. Ведь
предпринимательской деятельностью год от года хочет заниматься все меньше
экономически активного населения. Мечты половины россиян устремились к
чиновничьей карьере. Что и не удивительно?! Уровень административного давления
на малый бизнес только увеличивается. Сейчас нельзя решить не одной
существенной проблемы без участия чиновника. [15, с. 204] Зачем, что-то
создавать, лучше что-то регулировать, контролировать и перераспределять.

Еще в 2001г. С.А. Иванов писал, что «приходиться констатировать, что
в настоящее время колоссальный потенциал малого бизнеса не использован в России.
Это обстоятельство не просто досадно, оно чрезвычайно опасно и для российской
экономики и политической стабильности в стране» [9, c. 4] На дворе уже 2013г., а
высказывание профессора все еще актуально, особенно про угрозу политической
стабильности, ведь в последних огромных протестных митингах (2011-13гг.)
выступал, прежде всего, средний класс России, который на данный момент времени
не способен в массе своей самореализовываться в малом предпринимательстве. По
данным опубликованным Опорой России в 2012г. более 50% опрошенных считают, что
открытие нового дела сопряжено со значительными трудностями или невозможно.  [11, c. 18]  Как действующая
власть будет менять данную тенденцию совершенно не ясно. Пока больше слов, чем
дела. Зачастую само сообщество мелких предпринимателей повторяет государству:
не надо помощи, главное не мешайте работать.

В данной ситуации, подводя итог анализа можно констатировать, что перспективы
малого бизнеса в Российской Федерации туманны, а его потенциал практически не
используется.


Библиографический список
  1. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал, 1993 № 2 С. 59-66
  2. Брялина Г.И. Механизмы поддержки развития малого бизнеса в России // Инженерный вестник Дона, 2011 Т. 15 №  1 С. 89-93
  3. Бухвальд Е., Виленский А. Услуги в системе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства // Вестник института экономики РАН, 2012 № 4 С. 36-50
  4. Гурьянов П.А. Классификация предпринимателей по стадиям развития // Современные аспекты экономики, 2008 № 3 С. 269-271
  5. Гурьянов П.А. О предпринимательстве // Современные научные исследования и инновации. – Июль, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1453
  6. Гурьянов П.А. Совершенствование механизма взаимодействия предприятий малого промышленного бизнеса и государства. Автореф. дис. … канд. экон. наук. – СПб., 2011
  7. Гурьянов П.А. Социальный образ предпринимателя в России. // Современные научные исследования и инновации. – Август, 2011 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/08/1632
  8. Гурьянов П.А. Что такое предпринимательство и кто такой предприниматель // Современные аспекты экономики, 2007 № 9 С. 124-127
  9. Иванов С.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях нестабильности внешней среды. Автореф. дис. … докт. экон. наук – СПб., 2001
  10. Майорова Л.Н. Исследование основных проблем развития малого и среднего предпринимательства // Теория и практика общественного развития, 2013 № 3 С. 219-222
  11. Предпринимательский климат в России: индекс опоры 2012г.
  12. Плосконосова В.П., Романенко Е.В. Деловая среда развития предпринимательства и формирование источников предпринимательской ренты // Вестник СибАДИ, 2012 № 1 С. 116-120
  13. Сайдуллаев Ф.С Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в 2012г.– М., 2013 – 33 с.
  14. Тертышный С.А. Институционально-экономическая природа теневой экономики и ее роль в условиях глобализации // Современные аспекты экономики, 2009 № 11 С.286-309
  15. Хандриков И. Записки предпринимателя-идеалиста 1976-2011гг [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.nisse.ru/business/article/article_1812.html?effort=1


Все статьи автора «Гурьянов Павел Алексеевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: