Одним из основных методов развития логического мышления и повышения интеллектуального уровня человека, является обучение его основам программирования. Известно, что основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и запоздалые попытки их формирования связаны с большими затруднениями и достаточно часто не дают необходимый эффект.[ 1-3] . Даже в известной методологической программе по разработке электронных учебников[4] , как и в других аналогичных руководствах , кроме
[5] этот вопрос практически не затрагивается. Несмотря на то , что логическое мышление – это основа гениальных изобретений. Если человек обладает логическим мышлением он начинает логически рассуждать и имеет большой шанс достичь высот. Ведь многих удачливых людей к успеху привело умение логически мыслить и логически анализировать свои действия.
Характерны некоторые высказывания Эйнштейна. На вопрос: “Чем отличается гениальный человек , обладающий логическим мышлением от обычного?” Он ответил , что если обычный человек будет искать иголку в сене, и ,найдя ее, он будет доволен и прекратит поиски , то гениальный человек, обладающий логическим мышлением, будет искать иголку в сене, а найдя ее он начнет искать следующую, потом еще следующую и так далее. Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать [ 6 ].
Проблема развития логического мышления человека появилась еще в работах античных философов, таких как Эпикура, Аристотеля, Парменида, Демокрита, Эпикура, Сократа. Позже Г. Гегель, И. Кант и Ф. Шеллинг, Д. Узнадзе и др. писали об этом же в своих трудах. Они исследовали сущность мышления человека, специфику мышления, описывали и анализировали функциональные особенности мышления человека. В этих работах исследуется вопросы весьма актуальные и сегодня в эру технического прогресса , предъявление новых повышеных требований к квалификации сегодняшнего специалиста. Сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявление ее структуры, описание функций мышления, анализ его операционного состава и характер протекания, становится особенно важен, учитывая быстрые темпы акселерации ребенка, который уже в возрасте 4-5 лет начинает проявлять интерес к компьютерным технологиям. Не следует забывать, что сегодня в большинстве семей имеются персональные компьютеры различных типов и уже 4-5 летний ребенок пользуется им как средством развлечения , а в семьях с боллее высоким интелектом и как средством образования. Он уже умеет работать с мышкой, включать и выключать компьютер, знает назначения его частей, правила безопасности. А при умение читать- находить определенные материалы, игры и т.п.
Несмотря на теоретическую и практическую важность , значимость исследований психологов, в дошкольных учреждениях и в начальных классах не уделяется нужное внимание психологическим особеностям сегодняшнего ребенка , необходимости развитие логического мышления ребенка , не ставится задача научить его умению логически мыслить, хотя это является одним из основных средств развития его интеллекта. Не разработана методика и механизм развития логического мышления на уроках информатики и обучения в комплексе с применением компьютерных технологий. Обучения чаще всего происходят по шаблоной схеме старых бумажных учебников. В прграмме Школа 2010 на курс информатики, в рамках изучения математики, по варианту 4 ( наиболее углубленному), отводится всего 60 часов в год . По варианту 3 на элементы стихостики,( очевидно в 3 классе.), также 60 часов в год , а на так называемые занимательные и нестандартные задачи всего 35 часов. Причем ни одного слова про компьютер , все снова на бумаге. [ 7] . Более ориентированный подход наблюдается в т.н. рабочих тетрадях по информатике и ИКТ[8], т.к. в них описываются ,наряду с вышесказанным,и определенные приемы освоения элементам компьютерной подготовки , которым большинство детей из интеллектуально развитых семей уже этому обучено в домашних условиях .
Шириф Бишай, являющийся основателем стартапа Developer Bootcamp пишет, что также как на сегодняшний день умение писать и читать является нормой граммотности человека, также через 20-30 лет программирование станет нормой граммотности человек. Он объясняет свое мнение тем, что умение читать и писать обязательно для общения человека с человеком, а уже через 20-30 лет коммуникация человека с компьютером будет на столько же частой, а для коммуникации с компьютером нужно обязательно уметь программировать. Фактически также как в то время, когда люди не умели читать и писать, они нанимали для этого людей, также сегодня нанимают программистов для написания программ. Бишай советут ввести уроки обучения программированию с ранего возраста [9].
В нашей работе предлогается другой подход обучения ребенка и освоение им компьютерных технологий и основ программирования. При этом необходимо, учитывать психологический уровень сегодняшних детей 4-12 лет и выбрать для них наиболее легко понимаемый, занимательный и удобный вариант обучения, и начинать его уже в дошкольных учреждениях. Наиболее целесооброзно в данном случае для обучения детей дошкольного и младшешкольного возраст является использование языка Qbasic. [10]. Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами из Dartmouth College – Джоном Кенеми и Томасом Куртцом специально для обучения учеников программированию. Basic является настолько простым и понятным языком, что вскоре он стал очень популярен во многих учебных заведения мира. Позже, эстафету Basic приняли Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft.
Microsoft QuiсkBASIC – сокращенно QB, его появление 80-х годах вызвало большие изменения в мире BASIC. Раннее BASIC никогда не использовался для разработки серьезных программных приложений. После разработки QB, впервые этот язык начал использоваться для разработки больших прикладных систем.
В QB реализованы идеи структурного и модульного программирования. Есть возможности использования функций и процедур[1]. Несмотря на его широкое использование в разработке больших компьютерных приложений он сохранил свою простоту и легкую усваяемость.
Можно сказать, что QB является языком программирования для новичков, он имеет удобный экранный редактор и простой синтаксис.
В качестве среды разработки Qbasic следует использовать QuickBasic 4.5.
QuickBasic 4.5 предоставляет удобную среду разработки, имеющую расширенные возможности отладки, а также возможность работы в командном режиме.
Qbasic не является объектно ориентированным языком программирования (ООП), поэтому он является намного более простым для изучения. Я считаю, что использование ООП для начала обучения программирования не является правильным, потому что внимание переходит на объекты- визуальную часть. В результате этого ребенок, новичок не могут полностью сосредоточиться на алгоритмах программирования. Поэтому, по моему мнению, Qbasic надо использовать для начала обучения программированию.
Qbasic можете быть легко усвоен преподавателем в начальных классах. Преподаватель может давать детям дошкольного и младшешкольного возраста разные задачи, загадки написанные в среде Qbasic. Следует использовать задачи и загадки, которые помогут повысить образование ребенка, его интеллект и словарный запас.
Основным видом занятия для ребенка дошкольного возраста является игра, т.е. надо стараться давать ребенку знания во время игры. Загадки легко запоминаются, и дети воспринимают их как игру, как развлечение.Тематика загадок является очень разнообразной, т.е. метод обучения с помощью загадок разносторонне развивает ребенка. Использование данного метода обучения не просто передает знание ребенку, а дает ему возможность самому добыть знания.
Загадка является очень полезным, интересным и веселым для детей методом обучения. Этот метод обучения используется уже много веков. Загадка позволяет передать ребенку знания, дать ему информации о окружающем мире, развить его словарный запас, логическое мышление, память, фантазию и наблюдательность. Ответ на загадку может быть неожиданным, смешным, т.е. загадка развивает также чувство юмора ребенка. В детской загадке должна быть заложена мудрость и чувствоваться любовь взрослых. Метод обучения с помощью загадок намного интересней для ребенка, чем обучение по учебникам, тем более если загадки на компьютере. Учитывая тот факт, что формирование новых производственных отношений и новой экономической базы вызвало необходимость в информатизации общества[2], этот метод является довольно полезным, т.к. он развивает навыки ребенка работы с компьютером.
Уровень сложности задач и загадок преподаватель должен определить исходя из возраста и интеллекта ребенка.
Ниже приведены примеры задач и загадок и описание их реализации в среде Qbasic.
- Какой день недели является первым? Ответ: Понедельник
- Какой день недели является первым? Ответ: Понедельник
- Сколько будет 7+5? Ответ: 12
- Сколько дней в одной неделе?Ответ: 7
Реализазация задач в среде Qbasic:
(Комментарий – объяснение начинается после одинарнаго опострафа (‘).)
В данной задаче загадка мы выдается на экран и реализуется ввод с клавиатуры (input). Ответ записывается в текстовой переменной a$, пока ответ не будет верным вопрос будет повторяться заново с помощью цикла (while).
Программа запускается Run–> Start, после запуска программы выйдет окно:
Эту же задачу можно реализовать другим методом:
В данной задаче загадка выдается на экран и реализуется ввод с клавиатуры (input) , записывается ответ в текстовую переменную a$. Если ответ будет правильным, то на экран выйдет «правильно», если нет то на эран выйдет сообщение «попробуй еще раз».
Программа запускается Run–> Start, после запуска программы выйдет окно:
Аналогично реализуются другие загадки.
Пока учитель пишет задачу для части класса желательно, чтобы другая часть класса наблюдала за написанием алгоритма. Это поможет детям усвоить начальные азы программирования. Программирование в свою очередь развивает логическое мышление ребенка .Надо внушить ребенку, что слово логика при переводе с древнегреческого, значит речь, рассуждение и если человек уже с детского возраста обладает логическим мышлением , умением логически рассуждать, он имеет большой шанс достичь высокого положения в науке , бизнесе и т.д. Удачливых людей к успеху привело умение логически мыслить и логически анализировать свои действия., поэтому все построение учебных электронных пособий для детей должно быть основано на принципе решения логических задач. При обучении детей курсам информатики , ИКТ и компьютерных технологий, учитывая сегодняшнюю необходимость в наличие логически мыслящих ,интеллектуально развитых , высококвалифицированных специалистов . следует обращать особое внимание на развитие логического мышление учащегося.
Развивать способность в логическом мышление в человеке надо начинать с самого детства, еще до школы и в младших классах и обучение в этом возрасте начальным азам программирования основной путь помощи в этом ребенку . Особенность предлагаемого нами метода обучения в том, что реализацию алгоритма программирования загадок, ребенок будет воспринимать, как игру. Он будет пытаться повторить реализацию алгоритма, для того чтобы загадать эту загадку своему другу. Уже начиная с 2-го класса материал усложняется, По содержанию , по интеллектуальному и пропедевтическому уровням он близок к официальной школьной программе. В соответствие с програмным материалом вводятся более сложные математические задания , предлагаются вопросы и задания увеличивающие грамотность ребенка по родному языку . Уже с 3-го класса начинается начальная фаза обучения иностранному языку т.д. Но все это преподносится в форме близкой к игровой.
Обучение Qbasic возможно как в групповом варианте, т.е. непосредственно в учебном заведение , так же и индивидуально т.е. помощью электронного пособия. Но электронный учебник подобного типа можно назвать самоучителем для ребенка[11], т.к. он рассчитан на самостоятельное обучение , конечно в определенной мере с помощью взрослого.
Для этого нами разработал электронный учебник для изучения Qbasic на грузинском языке.
Библиографический список
- Сластенин В.А. ,Исаев, Е.Н. Шиянов. Общая педагогика в 2-х частях , ч.1.. М.: Владос, 2002. – 287 с.
- Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 41-47.
- Андреева К.В. Методологические проблемы изучения самосознания // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. – СПб, 2003. – Т.1.- С. 141-144.
- Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ). // В сб. “Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды”. / Министерство образования РФ, РМЦ, М., – 2002. С. 24-50.
- А.В.Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы. http://www.openclass.ru.
- Все афоризмы, высказывания, цитаты и изречения Альберта Эйнштейна, самое полное собрание его изречений, крылатых фраз. http://www.aphorisme.ru/by-authors/einstein/ ,www.inpearls.ru/author/121.
- Т.Е. Демидова, С.А. Козлова А.Г. Рубин, А.П. Тонких. Школа 2010. ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»(для четырёхлетней начальной школы.
- А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова. Информатика и ИКТ, 3, 4 классы. М. Бином, 2009.175с. , 139с.
- http://techdiem.com/2012/05/17/computer-programming-for-all-a-new-standard-of-literacy
- Малыгин Е.Н., Фролова Т.А., Краснянский М.Н., Туголуков Е.Н. Работа в среде программирования QuickBASIC – 1999.
- Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки
Количество просмотров публикации: Please wait