УДК 50

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ QBASIC ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Явич Максим Павлович1, Попова Диана Сергеевна1
1Грузинкий Технический университет.

Аннотация
В статье рассматриваются методы обучения детей в с помощью Qbasic. Предлогается развивать логику в ребенке с самого детства. Описывается роль програмирования в образовании ребенка. Приведены примеры некоторых зачач и алгоритмы их реализации.

Ключевые слова: информатика в школе


USING QBASIC IN CHILDREN TEACHING

Iavich Maksim Pavlovich1, Popova Diana Sergeevna1
1Georgian Technical Univresity

Abstract
In the article we consider methods of teaching children using Qbasic. We suggest to develop the logic of the child since his childhood. Is described the role of programming in a child's education. Are given some examples of tasks and algorithms of their implementation.

Keywords: Qbasic


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П., Попова Д.С. Использование Qbasic для обучения детей // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/06/24665 (дата обращения: 29.09.2017).

Одним из основных методов развития логического мышления и повышения интеллектуального уровня человека, является обучение его основам программирования. Известно, что  основные логические структуры мышления формируются в возрасте 5–11 лет и  запоздалые попытки их формирования   связаны с большими затруднениями  и достаточно часто не дают необходимый эффект.[ 1-3]  .  Даже в известной методологической программе по разработке электронных учебников[4]  , как и в других аналогичных руководствах , кроме

[5]  этот вопрос практически не затрагивается.  Несмотря на то ,  что логическое мышление – это основа гениальных изобретений.  Если человек обладает логическим мышлением он начинает логически рассуждать и имеет большой шанс достичь высот. Ведь многих удачливых людей к успеху привело умение логически мыслить и логически анализировать свои действия.

Характерны некоторые  высказывания  Эйнштейна. На  вопрос: “Чем отличается гениальный человек , обладающий логическим  мышлением от обычного?” Он ответил ,  что если обычный человек будет искать иголку в сене,  и ,найдя ее, он будет доволен и прекратит поиски , то гениальный человек, обладающий  логическим мышлением, будет искать иголку в сене,  а найдя ее он начнет искать следующую, потом еще следующую и так далее. Большинство учителей тратят время на вопросы, призванные установить, чего ученик не знает, а настоящее искусство постановки вопроса заключается в том, чтобы выяснить, что ученик знает или способен познать [ 6 ].

Проблема развития логического мышления человека  появилась еще  в работах античных философов, таких как Эпикура, Аристотеля, Парменида, Демокрита, Эпикура, Сократа.  Позже  Г. Гегель, И. Кант и  Ф. Шеллинг, Д. Узнадзе и др. писали об этом же в своих трудах. Они исследовали сущность мышления человека, специфику мышления, описывали и анализировали функциональные особенности мышления человека. В этих работах исследуется вопросы весьма актуальные  и сегодня в эру технического прогресса , предъявление новых повышеных требований к квалификации  сегодняшнего специалиста. Сущность и специфика мышления в диалектике обыденного и научного сознания, выявление ее структуры, описание функций мышления, анализ его операционного  состава  и характер протекания, становится  особенно важен, учитывая быстрые темпы акселерации  ребенка, который уже в возрасте 4-5 лет начинает проявлять интерес к компьютерным технологиям. Не следует забывать,  что сегодня в большинстве семей имеются персональные компьютеры различных типов и уже 4-5 летний ребенок  пользуется им  как средством развлечения , а в семьях с боллее высоким интелектом и как средством  образования. Он уже умеет работать с мышкой, включать и выключать компьютер, знает назначения его частей, правила безопасности.  А при умение читать- находить  определенные материалы, игры и т.п.

Несмотря на теоретическую и  практическую важность , значимость исследований психологов,  в дошкольных учреждениях и в начальных классах не уделяется нужное внимание психологическим особеностям сегодняшнего ребенка , необходимости развитие логического мышления ребенка , не ставится задача научить его умению логически мыслить, хотя это является одним из основных средств  развития его интеллекта. Не  разработана методика и   механизм развития логического мышления на  уроках информатики и   обучения в  комплексе с применением  компьютерных технологий.   Обучения чаще всего  происходят  по шаблоной схеме  старых бумажных учебников. В прграмме  Школа 2010  на курс информатики, в рамках изучения математики,  по варианту 4  ( наиболее углубленному), отводится всего 60 часов в год . По варианту 3 на элементы стихостики,( очевидно в 3 классе.),  также 60 часов в год , а на так называемые занимательные и нестандартные задачи  всего 35 часов.  Причем  ни одного слова про компьютер , все снова на бумаге. [ 7]  .  Более ориентированный подход наблюдается в  т.н. рабочих тетрадях по информатике и ИКТ[8], т.к. в них описываются ,наряду с вышесказанным,и  определенные   приемы освоения элементам  компьютерной подготовки , которым большинство детей из интеллектуально  развитых семей уже  этому обучено в домашних условиях .

Шириф Бишай, являющийся основателем стартапа Developer Bootcamp пишет,  что также как на сегодняшний день умение писать и читать является нормой граммотности человека, также через 20-30 лет программирование станет нормой граммотности человек. Он объясняет свое мнение тем, что умение читать и писать обязательно для общения человека с человеком, а уже через 20-30 лет коммуникация человека с компьютером будет на столько же частой, а для коммуникации с компьютером нужно обязательно уметь программировать. Фактически также как в то время, когда люди не умели читать и писать, они нанимали для этого людей, также сегодня  нанимают программистов для написания программ. Бишай советут ввести уроки обучения программированию с ранего возраста [9].

В нашей работе  предлогается другой подход обучения ребенка и освоение им компьютерных технологий и основ программирования.   При этом необходимо, учитывать психологический уровень сегодняшних   детей 4-12 лет  и выбрать для них наиболее легко понимаемый, занимательный  и  удобный вариант  обучения, и начинать его  уже в дошкольных учреждениях. Наиболее целесооброзно в данном случае  для обучения детей дошкольного и младшешкольного возраст является использование языка Qbasic. [10].  Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами из Dartmouth College – Джоном Кенеми и Томасом Куртцом специально для обучения учеников программированию. Basic является настолько простым и понятным языком, что вскоре он стал очень популярен во многих учебных заведения мира. Позже, эстафету Basic приняли Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft.

Microsoft QuiсkBASIC – сокращенно QB, его появление 80-х годах вызвало большие изменения в мире BASIC. Раннее BASIC никогда не использовался для разработки серьезных программных приложений. После разработки QB, впервые этот язык начал использоваться для  разработки больших прикладных систем.
В QB реализованы идеи структурного и модульного программирования. Есть возможности использования функций и процедур[1]. Несмотря на его широкое использование в разработке больших компьютерных приложений он сохранил свою простоту и легкую усваяемость.

Можно сказать, что QB является языком программирования для новичков, он имеет удобный  экранный редактор и простой синтаксис.

В качестве среды разработки Qbasic следует использовать QuickBasic 4.5.

QuickBasic 4.5 предоставляет удобную среду разработки, имеющую расширенные возможности отладки, а также возможность работы в командном режиме.

Qbasic не является объектно ориентированным языком программирования (ООП),  поэтому он является намного более простым для изучения. Я считаю, что использование ООП для начала обучения программирования не является правильным, потому что внимание переходит на объекты- визуальную часть. В результате этого ребенок, новичок не могут полностью сосредоточиться на алгоритмах программирования. Поэтому, по моему мнению, Qbasic надо использовать для начала обучения программированию.

Qbasic можете  быть легко усвоен преподавателем в начальных классах. Преподаватель может давать детям дошкольного и младшешкольного возраста разные задачи, загадки  написанные в среде Qbasic. Следует использовать задачи и загадки, которые помогут повысить образование ребенка, его интеллект и словарный запас.

Основным видом занятия для ребенка дошкольного возраста является игра, т.е. надо стараться давать ребенку знания во время игры. Загадки легко запоминаются, и дети воспринимают их как игру, как развлечение.Тематика загадок является очень разнообразной, т.е. метод обучения с помощью загадок разносторонне развивает ребенка. Использование данного метода обучения не просто передает знание ребенку, а дает ему возможность самому добыть знания.

Загадка является очень полезным, интересным и веселым для детей методом обучения. Этот метод обучения используется уже много веков. Загадка позволяет передать ребенку знания,   дать ему информации о окружающем мире, развить его словарный запас, логическое мышление, память, фантазию и наблюдательность. Ответ на загадку может быть неожиданным, смешным, т.е. загадка развивает также чувство юмора ребенка. В детской загадке должна быть заложена мудрость и чувствоваться любовь взрослых. Метод обучения с помощью загадок намного интересней для ребенка, чем обучение по учебникам, тем более если загадки на компьютере. Учитывая тот факт, что формирование новых производственных отношений и новой экономической базы вызвало необходимость в информатизации общества[2], этот метод является довольно полезным, т.к. он развивает навыки ребенка работы с компьютером.

Уровень сложности задач и загадок преподаватель должен определить исходя из возраста и интеллекта ребенка.

Ниже приведены примеры задач и загадок и описание  их реализации в среде Qbasic.

  1. Какой день недели является первым? Ответ: Понедельник
  2.  Какой день недели является первым? Ответ: Понедельник
  3.  Сколько будет 7+5? Ответ: 12
  4. Сколько дней в одной неделе?Ответ: 7

Реализазация задач в среде Qbasic:

(Комментарий – объяснение начинается после одинарнаго опострафа (‘).)

1.

В данной задаче  загадка мы выдается на экран и реализуется ввод с клавиатуры (input).  Ответ записывается  в текстовой переменной a$, пока ответ не будет верным вопрос будет повторяться заново с помощью цикла (while).

 

Программа запускается Run–> Start, после запуска программы выйдет окно:

 

 

Эту же задачу можно реализовать другим методом:

 

В данной задаче  загадка  выдается на экран и реализуется ввод с клавиатуры (input) ,  записывается ответ в текстовую переменную a$. Если ответ будет правильным, то на экран выйдет «правильно», если нет то на эран выйдет сообщение «попробуй еще раз».

 

Программа запускается Run–> Start, после запуска программы выйдет окно:

 

 

Аналогично реализуются другие загадки.

 

Пока учитель пишет задачу для части класса желательно, чтобы другая часть класса наблюдала за написанием алгоритма. Это поможет детям усвоить начальные азы программирования. Программирование в свою очередь развивает логическое мышление ребенка .Надо внушить ребенку, что слово логика  при переводе с древнегреческого, значит речь, рассуждение и  если человек уже с детского возраста обладает логическим мышлением , умением логически рассуждать, он имеет большой шанс достичь высокого положения в науке , бизнесе и т.д.   Удачливых людей к успеху привело умение логически мыслить и логически анализировать свои действия., поэтому все построение учебных электронных пособий для детей должно быть основано на принципе решения логических задач. При обучении  детей курсам информатики , ИКТ и компьютерных технологий, учитывая сегодняшнюю необходимость в наличие логически   мыслящих ,интеллектуально  развитых , высококвалифицированных специалистов . следует обращать особое внимание на развитие логического мышление учащегося.

Развивать способность в логическом   мышление в человеке надо начинать с самого детства, еще до школы и в младших классах и обучение в этом возрасте  начальным  азам программирования основной путь  помощи в этом ребенку . Особенность предлагаемого нами метода обучения в том, что реализацию алгоритма программирования загадок, ребенок будет воспринимать, как игру. Он будет пытаться повторить реализацию алгоритма, для того чтобы загадать эту загадку своему другу. Уже начиная с 2-го класса материал  усложняется, По содержанию , по интеллектуальному и пропедевтическому уровням он  близок к  официальной школьной программе. В соответствие с програмным материалом вводятся более сложные математические задания , предлагаются вопросы и задания  увеличивающие грамотность ребенка по родному языку . Уже с 3-го класса начинается начальная фаза обучения иностранному языку т.д. Но все это преподносится в форме близкой к игровой.

Обучение Qbasic возможно как в групповом варианте, т.е.  непосредственно в учебном заведение , так же и  индивидуально т.е.  помощью электронного пособия. Но электронный учебник  подобного типа можно назвать самоучителем для ребенка[11], т.к. он рассчитан на самостоятельное обучение , конечно в определенной мере  с помощью взрослого.

Для этого нами разработал электронный учебник для изучения Qbasic на грузинском языке.


Библиографический список
  1. Сластенин В.А. ,Исаев, Е.Н. Шиянов. Общая педагогика в 2-х частях , ч.1.. М.: Владос, 2002. – 287 с.
  2. Гергей Т., Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы эффективного применения компьютеров в учебном процессе // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 41-47.
  3. Андреева К.В. Методологические проблемы изучения самосознания // М-лы III Всероссийского съезда психологов, 25-28 июня 2003 г. – СПб, 2003. – Т.1.- С. 141-144.
  4. Беляев М.И., Вымятнин В.М., Григорьев С.Г. и др. Основы концепции создания образовательных электронных изданий (ОЭИ). // В сб. “Федеральная целевая программа “Развитие единой образовательной информационной среды”. / Министерство образования РФ, РМЦ, М., – 2002. С. 24-50.
  5. А.В.Горячев. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы. http://www.openclass.ru.
  6. Все афоризмы, высказывания, цитаты и изречения Альберта Эйнштейна, самое полное собрание его изречений, крылатых фраз. http://www.aphorisme.ru/by-authors/einstein/ ,www.inpearls.ru/author/121.
  7. Т.Е. Демидова, С.А. Козлова А.Г. Рубин, А.П. Тонких. Школа 2010. ПРОГРАММА «МАТЕМАТИКА»(для четырёхлетней начальной школы.
  8. А.В. Хуторской, Г.А. Андрианова.  Информатика и ИКТ, 3, 4 классы. М. Бином, 2009.175с. , 139с.
  9. http://techdiem.com/2012/05/17/computer-programming-for-all-a-new-standard-of-literacy
  10. Малыгин Е.Н., Фролова Т.А., Краснянский М.Н., Туголуков Е.Н. Работа в среде программирования QuickBASIC – 1999.
  11. Явич М.П. Электронный учебник, его преимущества и недостатки

 



Все статьи автора «Явич Максим Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: