УДК 37.018.11

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РОДИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РОССИИ: ТРАДИЦИОННЫЙ И ИННОВАЦИОННЫЙ АСПЕКТ

Грицай Людмила Александровна
Рязанскоий заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
В статье изучается родительство как социокультурный феномен, его значение в системе жизненных ориентаций россиян. Определяются национальные модели родительского поведения русских людей, их традиционные черты и инновационные изменения. Особое внимание делается на изучении кризиса родительства в современном российском обществе. Также рассматриваются возможные пути его преодоления.

Ключевые слова: модель родительского поведения


NATIONAL MODELS OF PARENTAL BEHAVIOR IN RUSSIA: THE TRADITIONAL AND THE INNOVATIVE ASPECT

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
We study parenting as a sociocultural phenomenon, its importance in the life orientations of the Russians. Determined by national models of parental behavior of the Russian people, their traditional features and innovative changes. Particular attention is placed on the study of the crisis of parenthood in contemporary Russian society. It also discusses possible ways to overcome it.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Национальные модели родительского поведения в России: традиционный и инновационный аспект // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24559 (дата обращения: 30.09.2017).

В последние годы в отечественной философско-педагогической литературе широко обсуждается вопрос о необходимости укрепления института семьи.

Кризисная ситуация, в которой оказалась современная российская семья, требует глубокого анализа вопросов педагогической подготовки к родительству в современном социуме: формирования мотивационной сферы будущих родителей; педагогического просвещения, включающего в себя освоение знаний, умений и навыков обучения и воспитания детей; педагогического сопровождения и оказания педагогической помощи семье с детьми, а также внимательного изучения проблем родительского поведения супругов, формирующегося под влиянием собственных родителей и социального окружения [1].

Применительно к последнему мы можем говорить об определенных моделях родительского поведения, характерных для русской национальной культуры.

Следует отметить, что в нашей работе понятие «педагогическая модель» рассматривается как модель воспитания, позволяющая представить на высоком уровне абстракции психолого-педагогическую систему во всех характеристических аспектах объекта.

Изучив определенное количество источников: исторических документов, летописей, фольклорных, художественных и философско-педагогических произведений, отражающих отечественные историко-культурные представления о значении родительства, мы можем выделить пять основных моделей родительского поведения:

— народно-бытовую;

— христианско-аксиологическую;

— национальную;

— сословную;

— государственную.

Содержание народно-бытовой модели родительского поведения отражено народной педагогике, фольклоре и этнографических исследованиях. Следует отметить, что почтительное отношение к родительству, заложенное в народном понимании, связывалось особенностями образа жизни наших предков [2].

Как отмечает В.Н. Дружинин, для Древней Руси ХII–ХIV веков было характерно «аграрно-мистическое мироощущение», предполагавшее культ Матери-Земли, рода и родительства [3, с. 53]. Исходя из этой особенности мировоззрения, восточнославянским племенам было присуще «родовое сознание», которое, по мнению исследователей, проявлялось в уважительном отношении, как к старшим членам семьи, так и предкам; в этом ключе ценностями семейной жизни выступали:уважение к старшим, доброта, сила духа, смелость, трудолюбие, взаимопомощь [4].

Подтверждает данное положение анализ произведений древнерусской литературы, русских народных сказок и пословиц, проведенный Е.В. Кричевской, который выявил достаточно высокую ценность родительства в жизни народа, а также приоритетную роль матери в воспитании детей [5, с. 11].

Сущность христианско-аксиологической модели родительского поведения тоже нетрудно рассмотреть, изучив важнейшие исторические и литературные памятники христианства: книги Ветхого и Нового Заветов, послания апостолов, жития святых, всевозможные поучения, слова и т.д.Более того, в православной традиции сформировалось особое восприятие семьи как Малой Церкви,обеспечивающей духовное единство всех ее членов. Впервые в человеческой истории союзу мужчины и женщины был передан божественный смысл «единства во плоти», неразрывного внешними обстоятельствами и продолжавшегося в детях. По справедливому суждению Р.А. Лопина, «единство христианской семьи – есть единство судьбы», при котором супружество «образует единое психологическое пространство семьи, в котором муж, жена, дети живут во взаимном доверии и уважении, вместе преодолевая жизненные трудности» [5, с. 274.].

Нужно заметить и то обстоятельство, что идеал совершенных отношений между родителями и детьми был определен и в библейских текстах Нового Завета. Отношения Бога и людей уподоблялись отношениям между Любящим Отцом и детьми. Более того, Христос, называя Себя Сыном Божьем, во всем следовал воле Бога-Отца, в притчах повествуя своим ученикам об идеале земного семейного устройства, продолжающегося в Царствии Небесном.

Таким образом, в сочетании народно-бытовой и христианско-аксиологической моделей кХIV–ХV векам на Руси сформировалась новая модель родительского поведения, которую мы можем обозначить как национальную. Сущность данной модели заключалась в переосмысление языческого идеала родительства под воздействием православного христианства, что привело к возникновению ярко выраженных архетипов отцовства и материнства. И если идеальные качества отца обретали свои истоки в образе любящего Бога и Христа, то высокое почитание материнства исходило из сочетания культа Матери-Сырой-Земли и Богородицы.

Сложившаяся национальная традиция ценностного понимания родительства и родительского поведения в значительной степени определила направление развития русской семьи на несколько столетий вперед. И, несмотря на все исторические перипетииXIV–XVII вв., родительство в структуре ценностных ориентаций русских людей сохраняло свое высокое назначение.

Однако русское общество стремительно развивалось: период становления Московского государства сменился приходом царя-реформатора Петра I, который избрал для России западный путь развития, превратив свое государство в империю с ярко выраженным делением граждан на сословия.

Это привело к возникновению следующей модели родительского поведения, обозначенной нами как сословная. В то время в России существовало три основных сословия: дворянство, купечество, крестьянство. И если крестьянские и купеческие семьи в целом сохраняли традиционный национальный образ семейной жизни, то многие дворяне приняли за идеал европейскую модель родительского поведения, которая сводилась к отчуждению детей от семьи, их эмоциональному отвержению и гипопротекции.

Ребенок с рождения отдавался на руки кормилец, нянек и гувернеров, родители же его воспитанием фактически не занимались. Так, например, у Ю.М. Лотмана читаем: «Семья в начале XVIII века очень быстро подверглась поверхностной европеизации. Женщина стала считать нужным,  модным иметь любовника, без которого она как бы “отставала” от времени. Кокетство, балы,  танцы, пение – вот женские занятия.  Семья,  хозяйство, воспитание детей отходили на задний план. В результате ребенок вырастал почти без матери» [7, с. 51].

Однако во многом под воздействием славянофильства тенденция подобного попустительского родительского поведения среди дворянства к середине XIX века стала ослабевать, взамен ее окрепло стремление к возрождению национально-ценностного отношения к родительству.

И, наконец, последняя – государственная – модель родительского поведения возникла уже в советской России. По мнению историков и социологов, СССР, будучи во многом тоталитарным государством,  активно вмешивался в семейные отношения, встав на место мужчины-отца [3, с. 49].Итогом подобной политики государства стало «исключение мужского начала из семейного быта и замена его полным вмешательством государства в дела семьи; <…> государство стало третьим углом в семейном треугольнике, отчуждая женщину от мужчины – мужа – отца, лишая его самих основ мужского начала; в результате мужчина был оттеснен из семейной жизни и утратил свою функцию» [6, с. 275].

Таким образом, мы рассмотрели пять основных моделей родительского поведения, которые, на наш взгляд, сохраняют свое значение и для современных россиян.

Однако в сегодняшней ситуации функциональность всех этих моделей в большей или меньшей степени ослабляется. Российское общество расколото, что проявляется, в том числе и в кризисе современного родительства. И путь преодоления этого кризиса – выбор одной эталонной модели родительского поведения, несущей в себе главные для нации ценности родительства,  либо создание новой на основе уже сформированных моделей, учитывающей реалии нашего времени [8].


Библиографический список
  1. Грицай Л.А. Социальное измерение родительства в современной России: историко-культурный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 144-150.
  2. Грицай Л.А. Идеалы родительского воспитания в русской традиционной культуре (на материале изучения устного народного творчества) // Общество: социология, психология, педагогика. 2012. № 4. С. 53-62
  3. Дружинин, В.Н. Психологические типы семьи в европейской культуре. М., 1995.
  4. Власова, Т. Духовное содержание ценностей семейного воспитания в Древней Руси // http://nansysan.narod.ru/index3021.html
  5. Кричевская, Е.В. Историко-культурные представления о роли отца в российской семейной традиции: автореф. … канд.   пед наук. СПб, 2009.
  6. Лопин, Р.А. Кризис современной российской семьи как фактор отказа от традиционной системы нравственных ценностей: матер. Всерос. науч.-практич. конф. «Семья – культура – образование в изменяющейся России» / под ред. О.В. Бессчетновой. Саратов, 2009.
  7. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре. М., 1995.
  8. Грицай Л.А Ценностные основы современного родительства в контексте национальной культуры  // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. 2012. № 3. С. 34-37.


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: