УДК 373.6

ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРЕСТИЖНОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ В УСЛОВИЯХ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ И СЕМЬЕ

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
Автор рассматривает актуальную проблему взаимодействия школы и семьи: необходимость повышения престижности рабочих профессий в условиях современного социума. Рассматриваются базовые принципы организации данного процесса, а также основные трудности его успешной реализации.

Ключевые слова: молодежь


THE MAIN ASPECTS OF ENHANCING THE PRESTIGE OF WORKING PROFESSIONS IN EDUCATION OF CHILDREN IN SCHOOL AND FAMILY

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
The author considers the actual problem of interaction between the school and the family: the need to raise the prestige of working professions in today's society. Covers the basic principles of the organization of the process, as well as the main challenges for its successful implementation.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Основные аспекты повышения престижности рабочих профессий в условиях воспитания детей в школе и семье // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24557 (дата обращения: 05.06.2017).

Современная Россия по праву находится в числе стран с высоким уровнем образованности населения. Так, согласно данным исследований в этой области, почти две трети российских работников (62%) имеют либо высшее, либо среднее специальное образование; на долю выпускников ПТУ приходится 15,3% всех занятых, на долю выпускников средних школ — 16,2% [1].

Однако эта в целом весьма положительная особенность таит в себе и скрытые  подводные камни, проявляющие в следующем: во-первых, в низком качестве части предлагаемого высшего профессионального образования, так как некоторые из высших учебных заведений идут на значительное упрощение учебной программы для приема всех желающих стать студентами (особенно это связано с возрастающей долей платного образования), помимо этого данное обстоятельство приводит к тому, что студенты, плохо справляющиеся с учебной нагрузкой, используют все обходные пути для получения заветного диплома; во-вторых, нередко молодые специалисты с высшим образованием оказываются просто невостребованными на рынке труда и вынужденно занимают нишу рабочих профессий, что также является нецелесообразным как для государства в целом, так и для отдельного гражданина в частности. Именно на этот факт указывается в бюллетене «Население и общество», составленным Центром демографии и экологии человека ИНП РАН: «Сопоставление распределения российских работников по уровням образования с их распределением по профессиям приводит к выводу, что уже сейчас многие из тех, кто получили высокую формальную подготовку, оказываются вынужденными занимать рабочие места, не требующие высокой квалификации или даже не требующие никакой квалификации вообще» [1].

Поэтому в последние десятилетия в трудах российских ученых и общественных деятелей широко обсуждается вопрос о необходимости повышения престижности рабочих профессии в сознании современных молодых людей. И в первую очередь, в этой деятельности нужно опираться на семьи выпускников школ, так как именно мнение родителей в большинстве случаев определяет выбор детьми определенной профессии [2; 3].

Следует отметить, что престижность того или иного образования в России определяется его социальным статусом. При этом высшее образование котируется чрезвычайно высоко: «большинство опрашиваемых россиян – 87% – полагает, что “сегодня важно” иметь высшее образование» [4].

На наш взгляд, данное обстоятельство связано с тем, что в России, начиная еще с петровских времен, высокая образованность всегда открывала перед своим обладателем широкие возможности продвижения по службе и достижения социальных благ («Табель о рангах» и пр.). Именно этот мотив получения высшего образования, согласно изучению общественного мнения, остается наиболее приоритетным и сегодня: «Высшее образование открывает пути “наверх”, – неслучайно многие респонденты, отвечая на открытый вопрос о мотивах стремления к высшему образованию, говорили об установке на карьеру, “служебный рост” и даже продвижение “во власть”» [5].

Немаловажен и тот факт, что работа «белых воротничков» всегда связана с интеллектуальным, а не физическим трудом, что также является одним из аргументов для родителей в пользу поступления их детей в вузы. А царящее в современном обществе полупрезрительное отношение к рабочим как людям «второго сорта» только упрочивает стремление молодых людей получить университетский диплом и тем самым утвердить себя в социуме.

При этом нами не оспаривается мнение, высказанное Б.Г. Юдиным, В.А. Луковым, которые указывают, что «было бы идеальным, если бы все россияне получали высшее образование». Однако они же справедливо замечают, что в этом случае приобретение образования «не должно быть жестко связано с обязательством трудоустройства каждого получившего диплом» [6], то есть человек имеет право получить высокий уровень образования «для души», не связывая приобретенную специальность с будущим родом деятельности. Однако, на наш взгляд,  данный вариант интересен лишь для малого числа из тех старшеклассников, которые сегодня готовятся поступить в какой-либо вуз.

На фоне подобного положения дел в значительной степени «проигрывают» средне-специальные и средне-профессиональные учебные учреждения, на долю которых выпадает подготовка к профессиональной деятельности слабоуспевающих и «трудных» подростков, а также детей-сирот, что еще больше отталкивает родителей от выбора для своего ребенка подобного образовательного учреждения.

Поэтому, согласно социологическим опросам, примерно  67% родителей декларирует не только стремление дать своим детям высшее образование, но и готовность пойти «на серьезные материальные затраты» ради этого, причем среди молодежи и граждан среднего возраста процентная шкала возрастает до 73% [5].

Опыт исследования, проведенного нами в 2007–2008 уч. гг. среди родителей учеников 5-х классов МОУ № 14 г. Рязани (в параллели находилось три класса, общее количество учеников составляло 84 человека), подтвердил вышесказанные положения.

Фактически в 95% случаях родители указывали на свое стремление к тому, чтобы их дети поступили в вузы (при этом высшее образование имели приблизительно 65% из них). Данного мнения придерживались как родители «отличников» и «хорошистов», так и весьма слабо успевающих учеников. Многие из опрашиваемых нами не скрывали своего малоуважительного отношения к рабочим профессиям. Более того, при снижении успеваемости детей часть взрослых считала себя вправе «пугать» их нелегкой рабочей долей («будешь так плохо учиться, что из тебя вырастет, улицы придется подметать» или «пойдешь в ПТУ – там тебя научат жизни, церемониться не будут» и т.д.). При этом родители делали подобные заявления в присутствии учителей совершенно искренно, так, например, нам запомнилась фраза, сказанная мамой одного ученика: «Я всегда говорю ему: учись, учись, а то станешь как наш папа – простым слесарем!»

Безусловно, все вышеизложенное подтверждает то обстоятельство, согласно которому  повышение престижности рабочих профессий в сознании современных молодых людей и их родителей, является делом весьма сложным и трудоемким.

Однако определенные пути преодоления сложившейся ситуации существуют и заключаются, по нашему суждению, в следующем:

  1. Целенаправленная государственная модернизация системы средне-специального и средне-профессионального образования, предусматривающая расширение преподавательского состава, обновление материальной базы, увеличение финансирования подобных учреждений, а также введение мер дополнительной материальной поддержки успевающих студентов.
  2. Использование широких возможностей педагогического просвещения родителей о настоящем положении дел на рынке труда, востребованности тех или иных специальностей, уровне средних заработных плат высококвалифицированных рабочих (которые в целом по стране в разы выше зарплаты тех же высокообразованных бюджетников).
  3. Психолого-педагогическое консультирование родителей, призванное помочь им объективно оценить способности и склонности их ребенка к тому или иному роду профессионально деятельности.
  4. Профориентационная работа среди школьников, предоставление им максимума информации о деятельности средне-специальных и средне-профессиональных учебных заведений. Сотрудничество школ с подобными учреждениями, проявляющееся и в том, что ученикам дается право совмещать учебу в школе с приобретением определенной рабочей профессии.
  5. Координация работы СМИ по повышению престижа рабочих профессий и созданию положительного образа рабочего человека в современном социуме (пример тому уважительное отношение к рабочему классу, сформированное в советское время).
  6. Поощрение семейных традиций передачи профессионального мастерства от родителей к  детям. Создание рабочих династий.

Подобные пути являются первоочередными и в идеале должны включать в себя более широкий спектр социально-педагогической деятельности. Ведь самое главное на сегодняшний день не только помочь молодым людям в сжатые временные сроки получить профессию, которая бы обеспечивала им достойный заработок, но и предложить перспективу дальнейшего жизненного пути, предполагающую в том числе и повышение уровня профессионального мастерства и образованности.


Библиографический список
  1. Капелюшников, Р. Россия: высшее образование обесценивается // Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» //http://www.polit.ru/research/2005/03/14/demoscope193.html
  2. Грицай Л.А. Социальное измерение родительства в современной России: историко-культурный аспект // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2011. № 1. С. 144-150.
  3. Грицай Л.А. Социальное измерение современного российского родительства // Вестник Института социологии. 2011. № 2. С. 187-201.
  4. Высшее образование // http://faraa.ru/publ/vysshee_obrazovanie/7-1-0-251
  5. Кертман, Г.Л. Высшее образование: нужно ли? // http://www.psylive.ru/articles/1866_visshee-obrazovanie-a-nuzhno-li.aspx
  6. Юдин, Б.Г. Высшее образование и проблема человеческого потенциала России / Б.Г. Юдин, В.А. Луков // Знание. Понимание. Умение. – 2007. – № 1. Электронная версия статьи // http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/1/Yudin&Lukov/


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: