УДК 338.48

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

Чекалев М.И.1, Белова Т.М.2
1Санкт-Петербургская Государственная Полярная Академия, д.э.н., профессор
2Санкт-Петербургский Государственный Университет Сервиса и Экономики, аспирант

Аннотация
Как показывает опыт многих стран, сельский туризм является одним из перспективных направлений развития территорий. Его важность констатируется в Федеральной целевой программе “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)”. Это актуализирует задачу изучения сущности сельского туризма, его типов и моделей.

Ключевые слова: сельская местность, Сельский туризм, экономика села, экономика туризма


THE METHOD FOR COUNTRYSIDE TOURISM DEVELOPMENT PROBLEMS INQUIRY

Chekalev M.I.1, Belova T.M.2
1Saint-Petersburg State Polar Academy, PhD (Economics), Dr.Sc. (Economics), Professor
2Saint-Petersburg State University of Service and Economics, PhD student

Abstract
The experience of many countries shows: rural tourism is one of the promising areas of the territories develpment. Its importance is stated in the Federal Target Program "Development of domestic tourism in the Russian Federation (2011-2018 years)." It is updated by the task of studying the nature of rural tourism, its types and models.

Keywords: countryside, Countryside tourism, economic of countryside, economic of tourism


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Чекалев М.И., Белова Т.М. Методика изучения проблемы развития сельского туризма // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24462 (дата обращения: 03.06.2017).

Как показывает опыт многих стран, сельский туризм является одним из перспективных направлений развития территорий. Его важность констатируется в Федеральной целевой программе  “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации(2011-2018 годы)”. Это актуализирует задачу изучения сущности сельского туризма, его типов и моделей.

Наше исследование рассматривает как приоритетное развитие сельского туризма на базе фермерских хозяйств  расположенных на территории Новгородской области.

Методологической основой  исследования является системный подход в рамках которого проведен анкетный опрос потенциальных потребителей, собственников крестьянско-фермерских хозяйств и работников органов управления аграрным и туристским секторами экономики региона. Также проведен опрос образовательных и других учреждений. Указанные опросы позволили выяснить потребность в организации сельского туризма в Новгородской области и имеющиеся для этого возможности.Высокое качество получаемой информации обеспечивает соблюдение при разработке анкет и проведения анкетирования ряда требований.

Первое касается “установки на сотрудничество”. Обращение к респонденту во вводной части анкеты четко определяет цель опроса и активную позицию опрашиваемого, важность его ответов для глубокого изучения проблемы и эффективной организации работы. Способствуют установке на сотрудничество и авансированные слова благодарности.

Второе требование- анонимность опроса обеспечивается тем, что личная карточка респондента не предусматривает указания его фамилии, имени и отчества, и месторасположение хозяйства (Поозерье, Залдайская возвышенность и т.д.) – юридического адреса КФХ, характеризуя только природные условия для отдыха.

Достоверность данных анкетирования требует также соблюдения требования репрезентативности, то есть определенного соотношения выборки к генеральной совокупности.

По данным статистики, на территории Новгородской области в 2011 году насчитывалось 1519 крестьянских (фермерских) хозяйств, при этом работающими являлись 409 хозяйств или 26,9% от общего числа зарегистрированных. Количество опрошенных нами фермеров позволяет считать проведенный опрос репрезентативным. Такой же вывод можно сделать относительно опроса потенциальных клиентов (анкета 2) и работников учреждений, от которых зависит издание необходимых для развития сельского туризма условий (анкета 3)

Высокое качество нашего анкетирования обеспечивает также:

• Оптимальное количество вопросов в анкетах 1, 2 и 3(14,12 и 17 соответственно), что позволяет ограничить длительность их заполнения 30-ю минутами (порог утомляемости),после чего внимание респондента снижается;

• Использование вопросов закрытого типа с вариантами ответов, в том числе “вопросов-меню” требующих от респондента выбора, отражающего степень согласия, желания и т.д.;

• Использование “ вопросов – фильтров ” для получения дополнительной информации не от всей группы респондентов, а только от тех, кто ответил тем или иным образом на один из вариантов основного вопроса;

•            Четкая композиция анкет- расположение вопросов в анкетах смысловыми блоками в определенной последовательности(от общего к частному, например от выявления желания респондента отдохнуть в деревне, до уточнения того, в какой ферме и на каких условиях это потенциальное желание может быть реализовано, или от сложного к простому).

Важной составляющей анкетирования является также логическая проверка разработанных анкет, в ходе которой выявляется ,например нет ли в анкете непонятных, двусмысленных или некорректных вопросов, не забыты ли такие варианты ответов, как:

“не знаю”,

“затрудняюсь с ответом”, дающие возможность уклониться от ответа и т.д.

Тираж распечатанной и разосланной респондентам анкеты почти в 2 раза превышает размер выборочной совокупности.

Анкеты рассылаются респондентам вместе с конвертом для ответа.

Завершает анкетирование обработка первичной информации, в ходе которой осуществляется :

контроль ее качества,

выбраковка анкет, в которых имеется более 30% разного рода погрешностей или отсутствует ответы на более чем 20% заданных вопросов,

и редактирование анкет с целью восстановления ответов на пропущенные вопросы или их корректировка.

Например можно усомниться в верности отрицательного ответа респондента-потребителя на 1 вопрос (анкета 1), если имеются ответы на последующие вопросы этой анкеты, правильности вариант ответа “В” на 8 вопрос (анкета 2), при наличии ответов на вопрос 9 и т.д.

Обработка массива информации производилась на компьютере с использованием программ: SPSS for Windows, Microsoft Word и Microsoft Excel.



Все статьи автора «Шеметев Александр Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: