УДК 004

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕОРИИ ЦВЕТОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА

Явич Максим Павлович
Грузинский технический университет

Аннотация
Разработана методика использования теории цветов при создании электронного учебника. Для лучшего результата при использовании электронных учебников необходимо наличие дизайна высокого качества. Именно цвета как правило оказывают определенное влияние на психику обучаемого, вызывая у него различные ощущения. В связи с этим предлогается использование как отдельных цветов так и их комбинаций в процессе разработки электронных учебников.

Ключевые слова: теория цветов, электронные образовательные средства


USING COLOR THEORY WHEN MAKING ELECTRONIC TEXT BOOK

Iavich Maxim Pavlovich
Georgian Technical University

Abstract
Is elaborated the method of using the color theory when making electronic textbooks. For best results when using the e-books, you must have a high quality design. Concretely colors usually have a certain impact on the psyche of the student, casing his different feelings. Because of it, we offers to use both separate colors and their combinations in the process electronic textbooks development .

Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Явич М.П. Использование теории цветов при создании электронного учебника // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/05/24076 (дата обращения: 30.09.2017).

Электронные образовательные средства (эос) в частности электронные учебники(эу) на сегодняшний день достаточно широко используются в практике обучения[1-4]. Благодаря им можно получить определенный уровень знаний, повысить  образовательный ценз человека в любое удобное для него время и в удобном месте.  Недостатком  (эос)  можно считать, во-первых,что они в большинстве случаев рассчитаны на контигент  желающий получить второе образование, переквалификацию либо повышение квалификации, но не на обучение школьников и, особено, дошкольников. В последнем случае определенную нишу заполняют компьютерные игры , но ,к сожалению, редко имеющие соответствующий интеллектуальный уровень. Что же касается (эу)  для школ , то они  большинстве случаев дублируют  существующие бумажные учебники , соответствуя школьной программе[5,6 ].  . Во-вторых, весьма остро стоит вопрос языковой проблемы при импорте (экспорте) образования. Курсы разработанные на одном языке, требуют значительных инвестиций для их перевода на другой язык, включая необходимость учета социальных, культурологических и других особенностей региона, где будет проводиться обучение . Например,несмотря на наличие большого объема материала на английском языке, ребенок обычно либо  не владеет им или владеет не в том объеме , чтобы понять материал. Поэтому необходимо создание руководств и  компьютерных игр  на национальных языках с учетом языковых и лингвинистических    оссобеностей,  национальных традиций.

Следует отметить  необходимость  особого отношения к дизайну  (ЭОС)    предназначенных для обучения  детей. При разработке внешнего вида  программ необходимо, учитывая  специфику  психологии  восприятия цвета[7-11   ],особенно детской, уделять  внимание  эргономике используемых  материалов – это цветовая гамма, очертания контуров фигур  и качество рисованных материалов. Психологически ,  у ребенка, существует определенная последовательность восприятия различения разных  видов сигнала[7,8,12-14   ].. Это  положение и яркость сигнала (по отношению к фону),  его цветовые характеристики и только после этого — форма.. Ощущение различных цветов может вызывать у ребенка впечатление тепла или холода, хорошего или плохого настроения ,восприятие того или иного цвета может возбуждать или успокаивать, т.е. цветовая гамма на экране дисплея может оцениваться неоднозначно и благодаря этому будет различен уровень восприятия текста. Следукт учитывать и восприятие ребенком цветовой гаммы в зависимости от места проживания[15 ]. , Известно , что в странах с более жарким климатом  в одежде ,  оформление дома и т.д. преобладают более яркие тона , в странах с более холодным климатом менее яркие , более спокойные .

Необходимо учитывать цветовую культуру народа. Так, согласно рекомендациям английского

Комитета по изучению воздействия цвета, предпочтительны:для Австрии – зеленый, Египта –голубой и зеленый, Голландии – оранжевый иголубой, Ирака – светло-красный, серый и синий,Ирландии – зеленый, Китая – красный,  Мексики – красный, белый, зеленый, Сирии –индиго, красный и зеленый и  Эмоциональное воздействие цвета в разных странах разное.В  США, к примеру, красный цвет ассоциируется с любовью, желтый – с процветанием,зеленый – с надеждой, голубой – с верностью;

белый – олицетворение чистоты; черный –символ сложности и чрезвычайной ситуации; в Болгарии популярен темно-зеленый и коричневый; в Пакистане – изумрудно-зеленый; в Норвегии – светлые цвета , красный цвет в Китае означает доброту, отвагу; черный – честность;

белый – подлость, лживость . Белый цвет – символ траура в Китае  и Индии, синий – в Гонконге, кирпично-красный на арабском Востоке, желтый и красный в  Марокко[16]  .

Исходя из вышесказаного , при разработке (эос) для определенного региона необходимо уделять особое внимание яркости и контрастности оформления.

При подбор цветовой гаммы для (эу)  наиболее целесообразно , на наш взгляд, использовать метод цветового круга в его двенадцатичастном варианте(рис.1)

 

                    Рис. 1                                  Рис. 2                       

 

Рис. 3

 

состоящий из  цветов расположенных от т.н. теплых к холодным (правая половина круга состоит из теплых цветов, а левая из холодных).В т.н. теплых цветах  преобладают красный и желтый, в холодных  синий и зеленые.  Психологически теплые цвета возбудают, повышают энергетический уровень человека , а холодные, наоборот, успокаивают.Использование метода  цветового круга дает  возможность выбора вариантов оптимального расположения  по схемам и комбинирования цветовой гаммы.

Основными цветами на цветовом круге являются: желтый, красный и синий(Рис. 2). Они не создаются с помощью смешивания других цветов, но с помощью смешивания данных цветов можно получить весь цветовой спектр. Т.е. эти цвета являются основой цветогого спектра. Использование этих трех цветов при создании(эу)   придаст учебнику контрастность, насыщенность цветами и гармоничность  воспрниятия его текста ребенком.При создани дизайна (эу)  необходимо  использовать и дополнительные цвета, т.е. те цвета, которые расположены на цветовом круге строго напротив друг друга. Использование данных цветов придает дизайну максимальную контрастнось,  которая усиливается по мере того нахождения их на большем расстояние .

4 пары дополнительных цветов показаны на рис. 3 .

Следует отметить, что при смешивании двух дополнительных цветов получается нетральный серый цвет (Рис 4). это  является доказательством  того факта, что эти два цвета дополняют друг друга.

Использование данных цветов также успокаивающе действует на психику  человека, достигается определеннная гармония,благодаря  возможности отдохнуть  от  восприятия одного цвета с помощью другого,что связано с  формированием психологического ощущения ахроматического цвета (чёрногобелого или серого).[1]

 

 

                 

Рис. 4                                        Рис. 5

При использование дополнительных цветов следует учитывать ,  что любая пара дополнительных цветов включает в себя все три основных цвета.  Например , зеленый цвет создается смешиванием желтого и синего, поэтому  при соединение красного и зеленого цветов фактически имеются  3 цвета-  красный, желтый и синий. Фиолетовый создается смешиванием красного и синего, поэтому при соединение

желтого и фиолетового цветов имеются   красный, желтый и синий.Еще один пример- оранжевый создается смешиванием красного и желтого. Поэтому при смешивание синего и оранжевого  цветов,создается впечатление  красного, желтого и синего.

Эти эффекты следует учитывать при разработке (ЭУ), т.к. они позволяют получить  страницы  его насыщеные разнообразными  цветами, что положительно влияет на психику ребенка , на  полноту восприятия предлагаемого материала. При использовании дополнительных цветов  достигается контрастность, гармония и насыщенность цветов, а контраст и гармония  это и есть секрет успешного комбинирования цветов и ,как следствие, материал с большей охотой воспринимается ребенком.  В этом случае ( эу)  становится более успешным при обучение детей.

Рассмотрим основные вырианты  достижения гармонии цветов.

Существуют несколько  основных возможных подобных  схем  при создании графических работ. Составление этих схем происходит с помощью цветового круга (рис 1). Довольно часто используемой является схема аналоговых цветов. Это цвета, которые расположены друг возле друга на цветовом круге. Минимальное количество цветов должно быть два. Их также называют близкими цветами. Постараемся датьдостаточно четкое опредение близких цветов. Это комбинация двух или более цветов, которые находятся в непрсредстванном соседстве на цветовом колесе. Эти цвета обладают схожей длиной волны цветового луча, что делает их легкими для восприятия.

Данные цвета очень хорошо смотрятся рядом и выглядят  достаточно гармонично. Ниже на рис.6 показаны примеры аналоговых цветов,

 

Рис. 6                       Рис.7                            Рис.8

на котором приведены оттенки красного цвета и  зеленого цвета. Испольование  данных аналоговых   цветов  способствует приданию гармоничности  создаваемому  учебному пособию.

Следующей стоит отметить схему под названием триада. Комбинация цветов в этой схеме получается с помощью равнобедренного треугольника.  Внутри цветового круга рисуется равнобедренный треугольник и берутся цвета (3 цвета) находящиеся на его вершинах. Цвета находящиеся в вершинах основания являются аналоговыми, т.е. они являются гармоничными по отношению друг к другу, а с другой стороны эти цвета являются контрастными по отношению к третьему цвету. При вращение подобного треугольника  удается   получать новые комбинации триадных цветов (рис . 7 , 8).

Триадные цвета можно также получить с помощью дополнителынх цветов и следующим образом:

При смешивании цветов находящиеся у основания треугольника  получается цвет находящийся между данными цветами, а этот цвет является дополнительным для цвета который находится у третей вершины треугольника что показано стрелкой на рисунках 9 и 10.

              

 

Рис. 9                              Рис. 10                                             Рис. 11

Триаду можно также получить если внутри круга построить равносторонний треугольник. Цвета находящиеся у его вершин будут триадными.

Следует  учитывать , что  в случае равностороннего треугольника цвета находящиеся у его вершин будут более контрастными ,чем в случае равнобедренного, т.к. они находятся дальше друг от друга на цветовом круге.

На рис. 11 показано , что основные цвета являются триадными. Т.е. если основные цвета соединить линиями мы получим равносторонний треугольник.

Триадные цвета полученные при помощи равностороннего тругольника являются ,как гармоничными , так и  контрастностными.

Вращая  треугольник внутри круга мы получим новые комбинации триадных цветов, что показано на рис. 12.

Рисунок 12                                    Рисунок 13

 

Еще одну комбинацию цветов для достижения гармоничности можно получить, если в круге поместить прямоугольник. Аналогично  вышесказаному , использование  цветов, находящииеся у его вершин будут способствовать  преданию гармоничности предлагаемому в учебнике материалу. Данная схема называется тетрадой ( рис. 13.)

             

 

Рис 14                                          Рис 15

Цвета, находящие по диагонали прямоугольника являются дополнительными друг по отношению к другу, что придает им контрастность. Цвета  же находящиеся у малого основания находятся близко друг от друга, что делает их гармоничными и они приятно смотрятся друг возле друга.Тетраду можно также пассмотреть как пару дополнительных цветов.Вращая  прямоугольник внутри круга можно получать новые комбинации цветов (рис. 14.)

 

Тетраду можно также рассматриаать как пару дополнительных цветов.

Четыре цвета, находящиеся у его вершин будут способствовать гармоничности, цвета,же , находящиеся  по диагонали квадрата являются дополнительными друг по отношению к другу, что способюствует их контрастности( рис. 15).

 

Рис 16                                                   Рис 17

 

 

 

Тетрада также  получается, если в круге нарисовать квадрат( рис. 16).

В отличие от тетрады с прямоугольником, в случае квадрата цвета отделены друг от друга на одно и тоже расстояние. Это значит, что они будут одинаково контрастны друг по отношению к другу. Аналогично вращая квадрат внутри круга, возможно  получать новые комбинации цветов, как показано на рис. 17.

Не обязательно для достижения гармонии использовать несколько цветов. Можно использовать разные отенки одного цвета ,затемняя и осветляя его. Затемнение (Shading )происходит с помощью дополнения темного или черного цвета, а засветление (Teens) при добавление светлого или белого цвета.

Для работы с данным типом гармонии можно использовать  вариант  с круга показаного на рис. 18.

    

Рисунок 18                                           Рис 19

 

В центре расположены темные оттенки, а снаружи цвет осветляется,таким образом  возникает возможность  выбора любого света  и рассмотреть все его оттенки.

Использование данного  метода  эффективно для создания фона электронного учебника, используя светлые оттенки цвета.

В этой части  работы рассмотрены  возможные схемы  создания цветовой гармонии, но как   было сказалано выше для того чтобы цвета электронного учебника выглядели бы  более привлекательными  для ребенка и повысилась бы его заинтересованость ,  необходимо  достичь и их  контрастности.

Рассмотрим основные возможные  схемы,  для достижения этого эффекта , используя семь основный схем  [5]. 

В первую очередь стоит отметить контраст, который называется Color Contrast, т.е. контраст по цвету. В данном случае можно рассмотреть несколько цветов и определить  их  контрастногсть по отношению друг к другу. Следует отметить  три основных цвета, которые являются наиболее контрастными  по отношению друг к другу ( рис. 19).

На  рисунке  видно насколько контрастны эти цвета . Наряду с вышесказанном,  эффектно и  использование белого или черного цвета наряду  с основными цветами. Следует отметить, что для достижения  подобного типа контраста не обязательно использование  всех  трех основных цвета , причем, чем дальше цвета  находятся друг от друга на цветовом круге,  тем они являются более контрастными. Также надо учитывать  возможность  использования  комбинации смешанных цветов, т.е. осветленных и затемненных ( рис. 20).

Рисунок 20                              Рисунок 21

На  котором  цвета являются менее яркими, но контраст между ними сохраняется.

В качестве следующей схемы  рассмотрим  контраст светлого и темного. Все черно- белые работы подходят под этот тип контраста. На уровень восприятия большое значение имеют, цвета, как   букв, так и  фона учебника.  Очень хорошо  ребенком  восприниются  белые буквы на черном фоне, и наоборот черные буквы на белом фоне. Конечно же, говоря об этом типе контраста мы не имеет в виду черно белые работы. В природе же  цвета бывают  более светлые и  более темные. С это точки зрения  рассмотрим  цветовой круг.

Если зажмурив  глаза рассматривать   рис. 21,  то будет казатся , что самый темный цвет на цветовом круге это красный, а самый светлый цвет – желтый. Этот весьма простой метод дает возможность проверки тональной контрасти  цветов.  Например, эффектно смотрятся желтые буквы на черном фоне, а желтые буквы на белом фоне  бледны и плохо видны , ясно , что психологически  для ребенка более  востребован первый вариант .  Необходимо отметить , что используя контраст свелого с темным,  необходимо  рассматривать тональность цветов друг по отшению к другу, а не тональность каждого цвета отдельно.   Для достижения данного типа контраста  цвета также можно осветлять и затемнять, что является весьма  эффективным приемом при создание дизайна учебника..

В качестве следущей  схемы рассмотрим возможность использования   контраста  дополнительных цветов, окотором говорилось и ранее.  Дополнительные цвета находятся друг напротив друга, т.е. довольно  далеко    и  являются  достаточно  контрастными.

Следующей схемой контраста является  контраст теплого цвета с холодным. Еще раз отметим наличие на  цветовом круге  теплых  (справа ) и холодных  цветов  ( слева) ( рис. 22).

              

Рис. 22                                                  Рис. 23

В дизайне хорошо оформленных электронных учебников, теплые и холодные цвета  должны смотрется  очень контрастно  по отношению друг к другу.  Известно, что теплые цвета психологически как бы  приближают предмет, а холодные отдаляют .Это необходимо учитывать при предоставление ребенку отдельных видов учебной  информации  выделяя наиболее важную и  необходимую для развития умственных способностей и инетеллекта ребенка.  Для  той же цели ,по нашему мнению,   можно использовать и  следующие два вида контрастов.

Первый  –  контраст по площади цветовых пятен. В этом  случае  используются несколько пятен одного цвета, разного размера и самым большим  должно быть  то пятно, на которое необходимо обратить внимание учащегося.

Возможно ,  используя  разные цвета,  нужный графический объект или текст сделать размером больше остальных . Либо повторить один и тот же объект несколько раз, но в одном  месте сделать его большего размера, чем в других  , как на рис.  23, на котором центральное красное  большое пятно  сразу привлекает внимание, выделяясь на фоне остальных.

При разработке дизайна (эу) для выделения нужной информации  эффективным оказывается использование  контраста  по насыщенности.

Яркость любогог цвета, например самого из ярких – желтый,  можно заглушить, разбавив его белым, черным, серым или другими цветами  (рис. 24).

 Рисунок 24

Заглушая менее важные объекты,  выделяется  тот , который необходимо выделить для получения ребенком наиболее  необходимой   информации.

Симультанный контраст- это еще один из наиболее целесообразных приемов  при создание учебных  пособий , особенно электронных , для детей.

В данном случае удается использовать   способность хроматических и ахроматических цветов, помещённых на цветовой й фон, приобретать оттенок,  дополняя им   фоновый.Фактически используется психологический эффект восприятия цвета во времени.

Например, серая  надпись  на красном  фоне   кажется зеленоватой и чем дольше  на нее смотреть она будет становится более зеленой. Зеленый цвет является дополнительным для красного. Таким образом , помещая  рисунок либо надпись серого цвета  на фоне  какого  либо дополнительного цвета,  возможно  их увидеть  того цвета, который является дополнительным для этого фона ( рис. 25).

 

Рисунок 25

 

Рисунок 26

Используя  метод симультанного  контраста  удается  менять восприятия цвета , поместив его на другой фон.

По данным  психологов цвет имеет  большое влияние на поведение человека, нервный фон на восприятие им  действительности.  Учитывая значимость этих исследований,  при создании  и , особенно при применение (эу) , нужно обязательно  оценивать  психофизиологические  особенности   воздействия цвета на психику ребенка ,  обращая  внимание  на  его возраст и  контигент , для которой создается данный учебник.

Можно выделить те цвета выделить , которые имеет особое влияние на психику человека.

Синий цвет является одним из трех основных цветов.  Считается , что это  цвет спокойствия, мудрости, объединения, терпения и уровновновешенства,  способен создавать атмосферу доверия  , успокаивает, раслабляет человека придает ему умиротворение.. Темные оттенки синего цвета способны снять боль, понизить давление и пульс человека. Разные оттенки синего цвета способны символизировать женственность и являются очень популярны у женщин. Данный цвет  целесообразно  использовать при создании электронных  пособий для  детей.

Красный цвет самый эмоциональный и активный из трех основных цветов. Данный цвет в отличие от синего, возбуждает нервную систему человека, повышает пульс,  давление, может дать  творческий импульс Красный цвет  быстрее  привлекает внимание. Этот цвет целесообразно  использовать при создании (эу), для выделения нужной информации. Но необходимо учитывать  , что этот цвет быстрее  утомляет ребенка, поэтому его  использование должно быть  дозировано.При  добавление к нему  желтого цвета  возможно  получить оранжевый ,  символизирующий  развитие, успех.  Он  также  способен привлекать внимание, но он не вызывает такого быстрого  утомления .

При добавление к  красному цвету  синего образуется  фиолетовый ,который способен  символизировать таинственность, волшебство,  мечты, фантазии. Его использование целесообразно  в тех разделах (эу) , когда необходимо  привлечь  внимание    ребенка  к каким то разделам материала , возбуждая  имнно эти чувства.

Зеленый цвет так же являющийся  дополнительным  к красному символизирует спокойствие, умиротворение, серьезность. Данный цвет способен  успокоить ребенка намного лучше, чем другие цвета.

Желтый цвет который  является дополнительным для фиолетового,

достачно  инстенсивно действует на психику   ассоциируясь  с солнцем, с теплом. способен пробудить в человеке энергию, может вызвать взволнованность. Он хорошо  смотрится на черном фоне – цвете  максимализма.

При создании традиционных учебников для типографской печати используется цветовоя модель CMYK (рис 26), аббревиатура  содержит названия цветов, использующихся для четырехцветной печати: С (Сyan) – голубой , M) Мagenta) –пурпурный, Y(Yellow) -желтый. К (BLACK( – черный. Б При выечатки цвета в этой модели смотрятся довольно хорошо, но на экране компьютера  довольно бледно и не насыщенно.

Для  создания (эу)  более целесообразно использование цветовой модели RGB- R (Red) – красный , G (Green) – зеленый, B(BLUE) – синий. Цвета в данной моделе смотрятся довольно ярко и насыщенно на экране компьютера, что  необходимо для  создания (эу)   .

Для  удачного  выполнения  цветового  дизайна (эу) по нашему мнению необходимо  прхождение следущтх этапов:

  1. Оценка аудитории, для которой создается электронное пособие.
  2. Опредение модных цветов
  3. Определение преобладающих и второстепенных цветов.
  4. Побор оттенков для преобладающих и второстепенных цветов.
  5. Достижение цветового контраста и гармонии.
  6. Оптимизация количества цветов

Библиографический список
  1. Ravid, G., Kalman, Y.M., Rafaeli, S. (2008). Wikibooks in Higher Education: Empowerment through Online Distributed Collaboration. Computers in Human Behavior, 24, 1913-1928.
  2. Schuetze, C.F. (2011). Textbooks finally take big leap to digital.  http://www.nytimes.com/2011/11/24/world/americas.
  3. Baker-Eveleth, L., Miller, J. R. & Tucker, L. (2011). Lowering Business Education Cost wit a Custom Professor-written Online Text. Journal of Education for Business, 86(4), 248-252.
  4. Marklein, M.B. (2012). Groups target textbook prices to rein in college costs. USA TODAY
  5. Молокова А. В.  Применение электронных учебных пособий в обучении младших школьников   . Начальная школа плюс. – 2009. – № 4. – С.86-88.
  6. Молокова А.В., Ю.Г. Молоков, Г.Ф. Килина, С.Ф. Шаровская.  Русский язык-3. Электронное учебное пособие для начальной школы [Электронное издание]  - Новосибирск: СИОТ РАО, 2003.
  7. Базыма Б.А. Цвет и психика. Монография. ХГАК. — Харьков, 2001. —172с.
  8. Базыма, Б.А. Психология цвета: теория и практика. СпБ.: Речь, 2005. 205 с.
  9. Серов Н.В. Светоцветовая терапия. — СПб.:Речь, 2002., 169с.
  10. Г. Браэм . Психология цвета  .АСТ, Астрель .160 стр
  11. Люшер, М. Цветовой тест Люшера. М.: АСТ, 2005. 190 с.
  12. Измайлов, Ч.А. Цветовая характеристика эмоций .Вест. МГУ. Сер. психол. 1995. №4. с. 27-35.
  13. Ворсобин, В.Н., Жидкин, В.Н. Изучение выбора цвета при переживании положительных и отрицательных эмоций дошкольниками // Вопросы психологии. 1980. №3. с. 121-124.
  14. Орехова О.А. Цветовая диагностика эмоций ребенка – СПб.: «Речь», 2002 г. 112с.
  15. С. З. Садыкова. Взаимосвязь цвета и темперамента в изобразительной деятельности ,автореф… канд. психологических наук, Казань 2002, 34с.
  16. Рожков И. Я. Реклама: Планка для “профи” . М.: Юрайт, 1997. – С. 97.


Все статьи автора «Явич Максим Павлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: