УДК 33

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В КОНКУРЕНТНЫХ УСЛОВИЯХ

Берестюк Олег Александрович
Тюменский государственный университет

Аннотация
Данная статья посвящена обзору условий и факторов развития предприятий сельского хозяйства в новых конкурентных условиях ВТО. Российским предприятиям агропромышленного комплекса чтобы выстоять в конкурентной борьбе - необходима качественная поддержка государства в которую входят финансовые расходы государства на программы, напрямую не влияющие на увеличение производства или условия торговли. Предприятиям следует повышать производительность труда, улучшать состояние трудовых ресурсов, переходить к новым современным технологиям производства, полностью пересмотреть свои стратегии развития.

Ключевые слова: сельское хозяйство


CONDITIONS AND FACTORS OF DEVELOPMENT OF THE ENTERPRISES OF AGRICULTURE IN A COMPETITIVE ENVIRONMENT

Berestyuk Oleg Aleksandrovich
Tumen State University

Abstract
This article is devoted to the review of conditions and factors of development of the enterprises of agriculture in the new competitive environment of the WTO. The Russian enterprises of agricultural complex in order to survive in the competitive struggle is in need of qualitative support of the state which consists of the financial state expenditures for the program that are not directly affecting the increase in the production of or trade terms. Enterprises should increase the labour productivity, improve the state of the labor resources, to move to new modern technologies of production, completely rethink their development strategies.

Keywords: agriculture


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Берестюк О.А. Условия и факторы развития предприятий сельского хозяйства в конкурентных условиях // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/04/23661 (дата обращения: 02.06.2017).

Для успешного развития предприятий агропромышленного комплекса так, и для отрасли в целом необходимо начать широкомасштабное обновление парка сельхозтехники и внедрение современных ресурсосберегающих и инновационных технологий, которые позволят повысить конкурентоспособность российских сельхозпроизводителей, причем этот процесс должен сопровождаться улучшением социальных условий жизни на селе. Современные технологии следует внедрять во всех подотраслях сельского хозяйства, в том числе в растениеводстве и животноводстве, а также в перерабатывающей промышленности.

Все эти меры особенно актуальны на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию. Обновление техники, технологий, профессиональных кадров – все эти меры позволят создать базовую основу, для конкурентной борьбы в условиях вступления России в ВТО [1].

Одним из важнейших условий в ходе  переговоров России и ВТО – стало обсуждение допустимого уровня государственной поддержки сельского хозяйства. Окончательные цифры, к которым стороны, это сумма в 9 миллиардов долларов на период с 2012-2013 годах с последующим равномерным снижением до 4.4 миллиардов долларов в 2018 году[2].

В основе Правил международной сельскохозяйственной торговли, зафиксированных в Соглашении по сельскому хозяйству ВТО, лежит идея ограничения государственной поддержки сельскохозяйственных производителей. Основой такой поддержки является государственный протекционизм. В той или иной форме поддержку собственному сельскому хозяйству и сельскому населению оказывают большинство стран. В соответствии с классификацией Соглашения по сельскому хозяйству ВТО, меры государственной поддержки АПК делятся на три категории или «корзины» [3].

Меры государственной поддержки по правилам ВТО делятся на 3 группы [3]:

  • Меры  желтой (янтарной) корзины
  • Меры зеленой корзины
  • Меры голубой корзины

К зеленой корзине относятся финансовые расходы государства на программы, которые напрямую не влияют на увеличение производства или условия торговли: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, участие в выставках и т.п. Правила ВТО не ограничивают зеленую корзину. Каждое государство, ведущее переговоры о вступлении в ВТО, предоставляет информацию о наполнении этой корзины, но не берет на себя обязательств по ее уменьшению.

В России зеленая корзина существует, хотя и в несколько ограниченном варианте. Некоторые из входящих в неё мер являются частью Государственной программы социального развития села. Кроме того, к ней можно отнести программы сохранения и защиты почвенного плодородия, программы по семеноводству и ряд других мероприятий.

Появление голубой корзины стало следствием компромисса между США и Европейским союзом, который стремился сохранить право на существенную поддержку своего аграрного сектора. К голубой корзине относятся выплаты, направленные на ограничение размеров используемых сельскохозяйственных угодий и поголовья скота, а также компенсации фермерам при добровольном сокращении объёмов производства [3].

В России в настоящее время подобные меры не применяются.

В жёлтую корзину включены меры государственной поддержки, которые, по мысли авторов Соглашения по сельскому хозяйству, стимулируют производство и искажают условия внешней торговли. К ним относят все затраты государства, не включённые в зелёную и голубую корзины. Затраты государства в рамках желтой корзины обобщенно выражаются в специальном показателе – «совокупной мере поддержки» (СМП). Государства, ставшие членами ВТО, берут на себя обязательства о сокращении СМП в течение определённого периода.

Уровень государственной поддержи в 9 миллиардов рублей на 2012-2013 годы, относится к мерам желтой корзины, то есть  который напрямую  стимулирует рост предприятий, искажает условия торговли и производства, к ним относят субсидии и ценовая поддержка. Государству необходимо в большей степени направить свои усилия на зеленый ящик мер поддержки, в который входят программы, прямо не воздействующие на предприятия сельского хозяйства и, в ВТО размер их не ограничен.

В агропродовольственном комплексе есть ряд наиболее чувствительных товаров, внутреннее производство которых может сильнее всего пострадать от либерализации торговых правил. В эту группу товаров входят, которые наиболее защищены тарифно-таможенным регулированием: мясо и мясопродукты, молочные продукты длительного хранения, рис, сахар, сезонные овощи[4]. Так, в рамках договоренностей объем квот на ввоз свинины, которые облагаются пошлиной, сократился незначительно – на 70 тыс. тонн (до 430 тыс. тонн), но внутриквотную пошлину  в 15% обнулили. Кроме того, с 25 до 15 % снижается пошлина на ввоз мясопродуктов. В таких условиях дальнейшее развитие наиболее быстрорастущей отрасли – свиноводства – окажется под угрозой.

Вторая отрасль сельского хозяйства, которая окажется под прямым ударом последствия вступления России в  ВТО это молочное и мясомолочное животноводство. Государственная поддержка молочного животноводства резко изменилась: с 2013 года поддерживать будут качественную продукцию. Правилами предусмотрено разделение уровней поддержки производства молока высшего и первого сорта в соотношении 3 к 1. [4]

Если в 2013 году 60% господдержки будет выплачено за молоко высшего сорта, а остальные 40% — за молоко первого сорта, то с 2015 года субсидии будут начисляться только за высший сорт. К 12 марта правительство РФ объявило и размер федеральных субсидий, предоставляемых в этом году субъектам на возмещение части затрат производителям на 1 килограмм молока. На Урале Удмуртия получит 463 млн рублей, Свердловская область — 235, Башкортостан — 216, Пермский край — 153, Тюменская и Челябинская области — по 68, Оренбургская — 44, Курганская — 29, Югра — 4,4, Ямало-Ненецкий автономный округ — 0,6[3].

Министерство сельского хозяйства не может разделить все 9,5 миллиардов рублей заложенные в бюджете на поддержку производства молока, поэтому приняло наиболее рациональное решение: поддерживать только сильные хозяйства, тем самым стимулировать производителей повышать качество продукции и совершенствовать технологию его производства. Так по усредненным расчетам министерства субсидия составит 1,2 рублей на 1 кг молока высшего сорта и 40 копеек — первого [4].

Большинство хозяйств не могут выполнить условия новых федеральных субсидий, потому что коровники и прочая инфраструктура старые, а технологии содержания животных устаревшие. Из этого вытекает, что коровы  дают молоко низкого сорта. Атак же на качество и объем, молока влияет рацион питания.

Чтобы развивать успешное молочное животноводство, необходимо развивать кормовую базу. Ошибка многих предприятий: вкладывают большие инвестиции в строительство молочного комплекса, а кормовой базы нет. Но чтобы создать хорошую, правильную кормовую базу, надо купить много техники, позволяющей посеять и вырастить то, что необходимо.

Следующим шагом для успешного развития молочного животноводства правильный подбор породы коров. Например, голштинофризский скот. Эта порода выведена за рубежом, и сегодня весь молочный мир на ней основывается. В западных странах действуют мегафермы, там доят 12-13 тысяч  тонн на корову. Чтобы выстоять в конкурентной борьбе с ними, российским предприятиям обновлять стадо, чтобы повысить удои [4].

Объем получаемого молока по России растет, а количество коров сокращается: надои на корову увеличиваются. Такова и общемировая практика. Если можно при помощи технологий от одной коровы получать за двух. Так, как породистой корове необходим разнообразный корм

Чтобы повышать качество кормов, необходим переход на зерно кукурузы, многолетние бобовые и прочее. Породистому скоту нужен разнообразный обильный качественный рацион. Поэтому мы целесообразным будет  работа и над улучшением качества дойного стада.

Таким образом, подводя итоги вышеизложенного, российским предприятиям агропромышленного комплекса  чтобы выстоять в конкурентной борьбе – необходима качественная поддержка государства в рамках зеленой корзины ВТО, в которую входят финансовые расходы государства на программы, напрямую не влияющие на увеличение производства или условия торговли. К ним относят: затраты на страхование урожаев, развитие консалтинга и информационного обеспечения в сельской местности, модернизацию сельской инфраструктуры, научные исследования, инвестиционное субсидирование, ветеринарные услуги, участие в выставках.

Также  самим предприятиям сельскохозяйственной сферы не стоит полностью полагаться на государство, так как высокий уровень поддержки запланирован в течение 8 лет до 2020 года и связан с переходным периодом после вступления во всемирную торговую организацию и нацелен на адаптацию предприятий к новым условиям. Предприятиям следует повышать производительность труда, улучшать состояние трудовых ресурсов, переходить к новым современным технологиям производства, полностью пересмотреть свои стратегии развития.


Библиографический список
  1.  Опять от сохи на трактор//  Expert online: электронный журнал. 28 мая 2012. URL:http://expert.ru/2012/05/28/opyat-ot-sohi-na-traktor/?n=87778 (дата обращения 12.04.2013).
  2.  Достаточно сильны для ВТО// журнал эксперт. 21-27 ноября2011 №46(779)
  3.  Сельское хозяйство России в условиях ВТО: неизбежность провала или новые возможности?// URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/220420
  4. Зря равняемся на европу// журнал эксперт. 11-17 марта 2013 № 10(842)
  5. Экономика отраслей АПК – Минаков И.А. – Учебник. М.:Изд-во «Колосс», 2008.с.464.


Все статьи автора «oleg55»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: