ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА. СВЯЗЬ МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ И СБАЛАНСИРОВАННОСТЬЮ БЮДЖЕТА.

Валихметова Александра Тагировна
Дальневосточный Федеральный Университет

Аннотация
Данная статья посвящена такой актуальной проблеме, как сбалансированность бюджета в условиях экономического роста. Каждое государство стремится к экономическому росту, перераспределяя статьи бюджета, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства.

Ключевые слова: государственный бюджет, дефицит, доходы, профицит, расходы, сбалансированность бюджета, экономический рост


PROBLEM OF BALANCING THE STATE BUDGET. THE RELATIONSHIP BETWEEN ECONOMIC GROWTH AND BALANCE THE BUDGET.

Valikhmetova Alexandra Tagirovna
Far Eastern Federal University

Abstract
This article focuses on such an important issue as a balanced budget in the economic growth. Each state is committed to economic growth by reallocating budget items, as this is an increase in the national income of the state and at the disposal of the state budget there are additional funds.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Валихметова А.Т. Проблема сбалансированности государственного бюджета. Связь между экономическим ростом и сбалансированностью бюджета. // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/04/23621 (дата обращения: 29.03.2024).

Актуальность выбранной темы состоит в том, что создание сбалансированного государственного бюджета является важнейшей задачей правительства страны, в достижении экономического роста, что, в свою очередь, повысит уровень благосостояния общества.

Экономический рост – это увеличение объемных показателей экономической деятельности, в результате увеличения количества используемых факторов производства или совершенствования техники и технологии. Экономический рост  –  то состояние экономики, к которому стремится каждое государство, поскольку при этом происходит увеличение объема национального дохода государства и в распоряжении государственного бюджета появляются дополнительные средства [7 с. 7 ].

Для достижения экономического роста государство вносит изменения в принятый государственный бюджет, перераспределяет  денежные средства на те статьи бюджета, цели которых – удовлетворение экономических, политических, социальных интересов общества.

Сбалансированность государственного бюджета – это важнейший вопрос, от которого зависит благосостояние граждан. Государственный бюджет – финансовый документ, в соответствии с которым определяется  уровень благосостояния того или иного государства. А это оказывает колоссальное влияние на обстановку в обществе, обеспечивает государству определенное место и репутацию  на мировой арене.

Федеральный бюджет в России принимается в форме федерального закона  Государственной думой по представлению правительства РФ и затем выносится на утверждение Совета Федерации Федерального собрания РФ. Исполнение федерального бюджета обеспечивает правительство Российской Федерации. Действует утвержденный бюджет ровно один календарный год [6 гл. 6 ст.114].

Доходы бюджета поступают в пользу государства в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством. Они могут носить налоговый и неналоговый характер. В доходах бюджета различных государств налоги составляют 80-90%.

Неналоговые доходы бюджета образуются:
- доходы от  государственной собственности;
- от продажи объектов государственной собственности (приватизации);
- реализации государственных запасов;
- получение процентных платежей по займам, предоставленных государством в предшествующие периоды и других источников.

Расходы бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства [1 с. 98].

Государственный бюджет может находиться в следующих состояниях:

1. Сбалансированный бюджет

2. Дефицит

3. Профицит

Наилучшим состоянием государственного бюджета принято считать сбалансированное. Дефицит бюджета имеет негативные последствия, так как отрицательно сказывается на экономическом развитии страны, но и профицит также является источником проблем для государства: проблем  рационального использования высвободившихся средств, создания стабилизационного фонда и выработки направлений и целей их дальнейшего использования.

Длительное время российская бюджетная политика строилась на таком важном и обязательном требовании, как бездефицитность бюджета. В настоящее время правительство страны в большей степени придерживается   следующей концепции  - сбалансирование бюджета в ходе экономического цикла, то есть государство осуществляет антициклическое регулирование и одновременно стремится сбалансировать бюджет.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. В случае, если избежать дефицита бюджета невозможно, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие – при его исполнении [13 с 197].

В России в последние 15 лет происходят значительные изменения в бюджетной системе направленные, на совершенствование бюджетного планирования в целях повышения эффективности бюджетных расходов [9 с. 77].

В наше время наибольшим приоритетом при составлении бюджета РФ пользуются агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплекс и транспорт. В расходах на национальную экономику более 60% составляют дотации приоритетным отраслям экономики.

Большое значение имеет социальная направленность бюджетных расходов. Приоритетом социальной политики РФ является государственная поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей), а также стабилизация финансирования учреждений здравоохранения, образования и культуры.

После кризисного спада эпохи радикальных экономиче­ских реформ и застоя 1996—1999 гг. в 2000—2006 гг. экономика России продемонстрировала серьезную положительную динамику, при которой реальный ВВП вырос на 47,4 %.  А ежегодный рост ВВП составил около 7 %.

Однако, необходимо отметить, что экономический рост, наблюдаемый в эти годы являлся восстановительным, во многом вызван реформами после смены общественного строя. Его темпы постепенно начали спадать [2 c. 612].

Рассмотрим итоги исполнения бюджетов в 2006-2011х гг:

 

В 2005- 2008 гг. бюджет России профицитный, это связано с впечатляющим непрерывным экономическим ростом в  1999—2008 годах, с резким увеличением реальных доходов населения и повышением качества жизни.

В 2009 – 2010 гг.  наблюдался дефицит бюджета. В 2008 году произошел мировой экономический кризис, который отразился и на российской экономике. В 2009—2010 годах экономика находилась в состоянии экономического спада и стагнации [10].

Затем состояние экономики стабилизировалось, в  2011 году российская экономика вошла в фазу экономического роста и бюджет России стал профицитным.

Экономика России в 2012 году характеризуется следующими достижениями, которые естественно оказывают влияние на бюджет:

1.Завершение вступления России в ВТО

2. Невысокие темпы инфляции и стабильный валютный курс
3. Относительно невысокий уровень безработицы

В то же время:

1.Произошло замедление роста экономики практически до нуля

2.Отток капитала за рубеж (более $70 млрд), который наблюдался даже в условиях экономического роста;

3. Сохранение доминирования государства в экономике;

4.Сохранение зависимости от нефтяных цен и отсутствие сдвигов в этой сфере [14].

Однако уже  в 2013 году экономический рост в России начал замедляться. Причины такой ситуации глава правительства Дмитрий Медведев видит  в снижении промышленного производства, замедлении темпов роста строительства, которое формирует крупнейшие инвестиции в основной капитал, а также торговли. Также на российской экономике сказывается  неблагоприятная конъюнктура в Евросоюзе, и повышение цен на продовольствие.

Можно сделать вывод, что оптимальным состоянием государственного бюджета России является сбалансированный бюджет.

При профиците бюджета хоть и появление дополнительных денежных средств вызывает определенные проблемы их рационального использования, но эти средства можно направить на различные благие цели, среди которых:

  • развитие экономики
  • инновации
  • выплата государственных трансфертов

И таким образом достигать сбалансированности экономики.

Но и в случае дефицита бюджета существует необходимость и возможность его покрытия и достижения сбалансированности. Сбалансированность при дефиците достигается следующими мерами:

  • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации
  •  бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ
  • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности
  • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте  [12].

Государство всегда должно стремиться к сбалансированности бюджета. Этот принцип утвержден Бюджетным Кодексом РФ. Сбалансированность бюджета ориентирована на поддержание финансовой стабильности, реальности и выполнимости бюджета, утвержденного на предстоящий год.

Таким образом, хотя достижение равенства доходов и расходов бюджета является довольно редким случаем в практике составления бюджетов, но все же, его можно достичь путем сдерживания роста государственных расходов и установления в стране уровня налогообложения, который в достаточной мере  покроет всех необходимые общественные потребности. Основной целью цивилизованного государства должно являться обеспечение экономического роста и благосостояния народа. А для России – достижение высоких темпов экономического роста, являющееся основой повышения уровня жизни населения. Причем рост должен быть интенсивным.


Библиографический список
  1. Ашванян С.К.  Экономика. Часть 2: Макроэкономика, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности, 2009 – 212 с.
  2. Бардовский В.П., Рудакова О.В., Самородова Е.М  Экономика,  М.: ИД Форум, Инфра-М, 2011 – 672 с.
  3. Бюджетные учреждения пустят в расход. Газета.ru http://www.gazeta.ru/business/2013/04/08/5248189.shtml
  4. Годин А. М., Подпорина И. В., Горегляд В.П – Бюджет и бюджетная система  Российской федерации, Дашков и К, 2009 – 628с.
  5. Ивашковский С.Н.  Макроэкономика, 2-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2002 – 472 с.
  6. Конституция РФ, М: Поматур, 2009
  7. Лавров Е.И., Капогузов Е.А. Экономический рост: теории и проблемы, Омск: Изд-во ОмГУ, 2006 – 214 с.
  8. Ларина Л.С., Сергеев С.В.  Бюджетная система РФ, Москва: Юриспруденция, 2008 – 24 с.
  9. Майская Е. С. Этапы трансформации системы бюджетного планирования. Проблемы современной экономики: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.).  — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 77-79.
  10. Милов В. Российская экономика: состояние неопределенности.
  11. Подъяблонская Л.М.  Государственные и муниципальные финансы, Юнити – Дана,2009 – 559 с.
  12.  Сбалансированность – бюджет: Большая энциклопедия нефти и газа http://www.ngpedia.ru/id409349p1.html
  13. Сбалансированность  бюджета. Финансовая грамматика http://fingramm.ru/cbalancir-budzeta.html
  14. Экономика России: достижения и провалы. РОСБАЛТ http://www.rosbalt.ru/business/2012/12/27/1077024.html


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Александра Вт»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация