УДК 470.44

АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САРАТОВА: УТРАЧЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПАМЯТЬ

Лазарева Оксана Александровна
СГУ им. Чернышевского
Студент, Стипендиат Оксфордского Российского Фонда

Аннотация
Старого Саратова остаётся всё меньше и меньше, а вместе с ним уходит индивидуальность и неповторимость, теплота и уют родного дома. Архитектура старого Саратова отражала в себе социокультурные и духовные ценности, несла определенные символы, хранила ценности. В данной статье показана социокультурная память традиций и символов некоторых архитектурных строений. Текст доклада основан на путеводителе «Саратов, которого нет», выпущенном в 2011 году. В изготовлении путеводителя участвовали: Е.К. Максимов, А.Е. Мушта, Л.Г. Тарасова, А.Ю. Кашанин, А.В. Кашанина, С.В. Лазарев. Текст доклада подготовила: Студентка 4 курса специальности Социология - О.А. Лазарева.

Ключевые слова: архитектурное наследие, культурное достояние., Саратов, символ, социокультурная память, традиции, ценности


ARCHITECTURAL HERITAGE OF SARATOV: THE LOST SOCIOCULTURAL MEMORY

Oksana Aleksandrovna Lazareva
Saratov State University of N.G. Chernyshevsky
Student of sociological faculty, Scholar of the Oxford Russian Fund

Abstract
Old Saratov remains less and less, and together with it identity and originality, warmth and a home cosiness leaves. The architecture of old Saratov reflected in itself sociocultural and cultural wealth, bore certain symbols, stored values. In this article sociocultural memory of traditions and symbols of some architectural structures is shown. The text of the report is based on the guide "Saratov which isn't present", let out in 2011. In production of the guide participated: E.K.Maksimov, A.E.Mushta, L.G.Tarasova, A.Yu.Kashanin, A.V.Kashanina, S. V. Lazarev. The text of the report I prepared: The student 4 courses of the specialty Sociology - O.A.Lazareva.

Рубрика: 18.00.00 АРХИТЕКТУРА, 22.00.00 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, 24.00.00 КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Библиографическая ссылка на статью:
Лазарева О.А. Архитектурное наследие Саратова: утраченная социокультурная память // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/04/23491 (дата обращения: 02.06.2017).

Саратов является городом, где все события находили отражения в прекрасных зданиях различных стилей. Архитектурное наследие Саратова – самый объективный носитель исторической, духовной и культурной памяти народа.

Некоторыми из них мы можем любоваться и сейчас (Музеи, Театры, Консерватория, Мельницы на Чернышевской, Корпуса СГУ и т.д.), а многие были утрачены посредством снесений по идеологическим соображениям, пожаров, перестроек, нехваток денежных средств не реставрацию, безразличия властей и общественности. Но несмотря на всё это, саратовцем есть чем гордиться [1, c. 1].

Казанская церковь – первое строение нового, правобережного Саратова. Церковь служила единственным местом проведения церковных церемоний до постройки рядом Троицкого собора. Является объектов социокультурной памяти в качестве центра объединения православных людей, первых поселений, ярмарок и других памятников архитектуры.

Вытянутое вдоль Московской улицы одноэтажное здание гостиного двора  было выдержано в традиционном стиле классицизм и дало городу первые прекрасно обустроенные торговые площади. Этот гостиный двор отражал себе социально-исторические ценности: продажа русско-национальных сувениров, товаров с других городов России и мира, а также удобное расположение здания, вокруг которого застраивались новые дома, церкви, музеи для высших и средних слоёв общества.

Саратовское общество естествоиспытателей и любителей естествознания было организовано в 1895 году. Это научное общество, члены которого изучали почву, флору и фауну Саратовской губернии. Оно проводило научные заседания, организовывало публичные лекции, курсы по популяризации науки. Музей естествоиспытателей и любителей естествознания стал первым научным центром Саратова,  способствовавшим развитию и реализации творческих интересов своих членов. Был ценен как объект, отражающий научный потенциал всего Поволжья.

Авторитет Первой Мужской Гимназии был очень высоким вплоть до конца её существования (1918 г.) – она считалась самым престижным учебным заведением Саратова, в стенах её обучались дети из самых привилегированных семей. Выпускниками гимназии были выдающиеся деятели науки, артисты, писатели, политики. Социокультурная память этого учебного заведения проявлена в строгой дисциплине, всестороннем образовании  и высоким уровнем педагогической квалификации.

Новый Оперный Театр Н.Г. Очкина являлся крупным центром культурного отдыха г. Саратов. В театре давались различные театральные и развлекательный представления, был устроен ресторан с открытой сценой и сад для гуляния. После постройки нового оперного театра на его сцене ставились оперные постановки. Символизировал традиции русского отдыха и принцип публичности (общедоступности).

Александро-Невский Кафедральный Собор был построен в память о разгроме Наполеона и победе русских в Отечественной войне 1812 года. Является символом  воинской славы россиян – защитников Отечества. Здесь хранились знамена саратовских ополчений 1855 года, служились молебны перед отправкой войск на фронты Русско-японской и Первой Мировой войн. В тяжёлые годы для страны был центром социальной, материальной  и духовной поддержки саратовцев.

Памятник Императору Александру Второму  представлял собой культурно-исторический памятник в честь правления Александра Второго и отмены крепостного права. Являлся символом свободы и независимости крестьян, данной царём-освободителем. Также, символизировал главные преобразования и реформы Александра II. Вокруг фигуры Александра II располагались четыре скульптуры: сеющий крестьянин, олицетворяющий сельское хозяйство; учительница и девочка с азбукой – народное образование; богиня правосудия – судебную реформу, и женщина-болгарка с девочкой, показывающая на царя-освободителя славян от турецкого ига. Но, к сожалению, памятник украшал Саратов недолго, всего 7 лет. В сентябре 1918 года его демонтировали по решению советской власти, а на его месте установили бюст Н.Г. Чернышевского.

Городской Театр  представляет собой культурное достояния г. Саратов. Это был Первый Саратовский театр с гастрольной площадкой для заезжих трупп и именитых исполнителей, что позволяло просвещать саратовских жителей  в области общественной и культурной жизни всей страны. Является и по сей день центром оперы, балета и живого спектакля в г. Саратов.

Триумфальная арка (царские ворота) являлась символом «3-го по значимости города» (после Москвы и Санкт-Петербурга. Построена в честь приезда Александра II. Отражала высокий статус и развитие     г. Саратов в общественно-культурной и политической жизни. В годы революции была местом собраний революционеров и общественных мыслителей.

Еврейская Синагога являлась мощным духовным центром еврейской религиозной общины. Синагога была местом приюта, духовной и социальной поддержки евреев. Являлась уникальным памятников архитектурного и исторического наследия. Символизировала  и подчёркивала социальный невысокий, но значимый статус евреев Поволжье.

Мусульманская мечеть являлась символом одной из традиционных религиозных и культурных общин региона. Значилась крупным этно-духовным центром. Отражала в себе социокультурные традиции Ислама, являлась основным места сбора и обучения представителей данной конфессии.

Пассажирский  Железнодорожный Вокзал являлся и является одним из крупных узлов Приволжской железной дороги для передвижения по области и стране. Архитектура главного входа символизировала величественность и успешное культурное и общественное развитие г. Саратов на равне с Москвой и Санкт-Петербургом.

Также, к утраченным и перестроенным объектам относятся: (этот список  – лишь малая часть всех утрат и изменений в архитектуре г. Саратов)

Введенская Церковь (утрачена),

Преображенская Церковь (старообрядческая) – утрачена,

Контора Опекунства Иностранных Поселенцев (утрачена),

Кинематограф «Театр Мурава» (частично утрачен и перестроен),

Особняк О.П. Шмидта (перестроен и утрачен),

Особняк М.В. Катковой (утрачен),

Дом Генерала-Майора Г.А. Шахматова (утрачен),

Кинематограф «Художественный Театр» (утрачен),

Саратовское отделение Азово-Донского Коммерческого банка

(перестроено),

Ново-Николаевская Церковь (утрачено),

Вознесенско – Сенновская Церковь (утрачена),

Общественный театр (утрачен),

Кинематограф «АРС» (утрачен).

Таким образом, Саратов является крупным культурно-историческим и социально-духовным центром Поволжья. Такая Социокультурная память важна для жизни нации как добрые традиции важны для семьи. Саратов – город, где появился первый в провинции общедоступный музей, один из первых крупных Театров, третья в России консерватория, крупный императорский университет и т.д. Их возводили на площадях, закрепляли ими важные перекрёстки, обстраивали центральные улицы. В начале 20 века в Саратове было более 50 культовых зданий различных направлений, что, безусловно, говорит о высоком уровне развития культурной и духовной жизни нашего города [1, c. 2].


Библиографический список
  1. Максимов Е.К. Саратов, которого нет. Путеводитель. Вып. 1. из-во «Ракурс». Саратов. 2011.


Все статьи автора «Титовская Оксана Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: