ВОВК В.М., КАЛАШНИКОВА С.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА УСЛУГ

Ключевые слова: ,


ВОВК В.М., КАЛАШНИКОВА С.В. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МАРКЕТИНГА УСЛУГ


Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/02/21095 (дата обращения: 04.06.2017).

Сегодня отрасль маркетинга, представляющую собой комплексную деятельность по исследованию потребительского спроса, рынков сбыта, созданию конкурентоспособной услуги и доведению этой услуги до конечного потребителя, называют маркетингом услуг [1]. В экономической литературе нет однозначного определения понятия «услуга». Наиболее удачна трактовка данного понятия, предложенная Воронковой О.В. и Саталкиной Н.И., которые считают, что «услуга – любая деятельность, которую одна сторона может предложить другой, неосязаемое действие, не приводящее к владению чем-либо» [2, С. 13].

С одной стороны, услуги, как и любой другой товар, в своём внешнем проявлении выступают в качестве результирующей реакции компаний и учреждений, исповедующих маркетинговый подход в организации своей деятельности на сложившуюся или прогнозируемую ситуацию на рынке [2]. С другой стороны, услуги имеют существенные отличия от товара, которые заключаются в неосязаемости услуг, неотделимости от источника, непостоянстве качества, недолговечности, отсутствии владения, флуктационности услуг.

Специалисты выделяют следующие основные типы услуг: общественные, потребительские, производственные, профессиональные, распределительные.

Сфера услуг имеет определенные специфические характеристики, заметно отличающие ее от сферы материального производства. Данные особенности требуют специфического подхода к организации управленческой и маркетинговой деятельности компании [3].   Следовательно, маркетинг услуг должен иметь свои особенности, в отличие от маркетинга продукта (товара).

В настоящее время наблюдается активное развитие сферы услуг, характеризующейся ужесточением конкурентной борьбы между сервисными компаниями, которая претерпевает трудности, одновременно открывающие широкие возможности, обусловленные появлением новых технологий ведения бизнеса. Однако еще в начале 20 века спектр оказываемых услуг был весьма ограничен. Внедрение в сферу услуг новых, современных технологий, отвечающих все более взыскательным запросам потребителей, способствует активному проникновению компаний на отраслевые и региональные рынки услуг.

Мировой финансовый кризис, оставивший неизгладимый след в мировой экономической системе, не мог обойти стороной сферу услуг. В 2011 году, в рамках исследования, проведенного специалистами Гильдии маркетологов,  было выявлено замедление роста маркетинговых услуг в России [4].

Приоритетные направления развития маркетинга услуг диктуются временем, а также состоянием и динамикой различных факторов среды маркетинга компаний. Тенденции позитивного и негативного характера, проявляющиеся в экономике России, являются предпосылками развития и совершенствования маркетинга различных типов услуг. Так, «демографическая яма»,  обозначившаяся на горизонте услуг в сфере высшего профессионального образования, послужила своеобразным катализатором развития маркетинга образовательных услуг. Сегодня высшие учебные заведения столкнулись с проблемой резкого снижения числа абитуриентов, что привело к ужесточению конкурентной борьбы между ними. Позитивные тенденции в демографической ситуации в стране также способствуют развитию маркетинга услуг, но уже в сфере дошкольного образования. Увеличение рождаемости, характерное для последних нескольких лет и приведшее к повсеместным многотысячным очередям в дошкольные образовательные учреждения, явилось предпосылкой для активного взаимодействия маркетинга со сферой образования.

Быстрыми темпами развивается и маркетинг в сфере здравоохранения, что также зачастую обусловлено недостаточно быстрыми темпами модернизации системы здравоохранения, отвечающими современным требованиям рынка, обеспечиваемыми органами государственной власти.

Серьезный импульс для развития маркетинга услуг был обусловлен активнейшим  распространением Интернет-технологий, в результате чего услуги шагнули за пределы реального хозяйственного пространства. Реализация товаров и услуг через Интернет имеет множество преимуществ перед традиционным сбытом. Это, прежде всего, удобство совершения покупки, ее стоимость, выбор подходящего способа доставки, а также широкий выбор компаний, предлагающих товары и оказывающих услуги.

Таким образом, маркетинг достаточно успешно проявляет себя практически во всех областях сферы услуг. Сегодня это и промышленность, и торговля, и социальная сфера, и сельское хозяйство, и издательская деятельность, и туризм, и гостиничное хозяйство, и банковское дело, и страхование, и даже спорт.

 

Список литературы

  1. Маркетинг услуг [электронный ресурс] http://www.almanahi.ru.
  2. Маркетинг услуг: учебное пособие / О.В. Воронкова, Н.И. Саталкина. – Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ», 2011. – 92 с.
  3. Комолов А. С. Элементы эффективного маркетинга и менеджмента услуг // Известия РГПУ им. А.И. Герцена 2007 №39 URL: http://cyberleninka.ru/article/n/elementy-effektivnogo-marketinga-i-menedzhmenta-uslug (дата обращения: 01.02.2013).
  4. Замедление темпов развития маркетинговых услуг в 2011 году [электронный ресурс] http://www.marketologi.ru/lib/berezin/ opros2011.html.


Все статьи автора «Светлана Калашникова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: