ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСОВ АДМИНИСТРАТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (ОПЫТ РЕФЕРАТИВНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)

Александрова Е.Г.
Омский учебный центр
преподаватель-методист

Аннотация
В статье рассматриваются основные направления изучения вопросов административного структурирования образовательных учреждений на опыте реферативного исследования.

Ключевые слова: педагогический коллектив, учебный процесс


MAIN RESEARCHES OF ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS (REFEREED RESEARCH EXPERIENCE)

Aleksandrova E.G.
Omsk training center
teacher-methodist

Abstract
This article provides main researches of administrative structure of educational institutions based on refereed research experience.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Александрова Е.Г. Основные направления изучения вопросов административного структурирования образовательных учреждений (опыт реферативного исследования) // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2013/02/20452 (дата обращения: 19.04.2024).

В последние годы в нашей стране значительно возрос интерес к изучению технологий управления, вопросов психологии влияния, принятия решений. Актуальность проблемы обусловлена изменениями в социально-экономической, политической и культурной сферах, достижениями технологического прогресса. На современном этапе развития общества руководитель любого уровня, означивая систему взаимоотношений в коллективе, определяя основополагающие факторы воздействия и взаимодействия с людьми, должен четко прогнозировать все возможные моральные, эстетические и психологические проблемы коммуникативно-управленческих аспектов организации деятельности сотрудников, уметь объективно оценивать коллективные настроения и своевременно корректировать свои действия, мотивационные и целевые установки.

Особого внимания, по нашему мнению, заслуживают вопросы административного структурирования образовательных учреждений. Современный мир с его быстро изменяющимся характером социальных отношений, стремительно развивающимися информационными системами, смещением духовно-нравственных акцентов «ждет» от образования новых подходов, целеполаганий и методик, предъявляет жесткие требования к организации и управлению учебно-воспитательным процессом, качественным показателям педагогических работников.

Управление учебно-воспитательным процессом осуществляется путем организации деятельности педагогического коллектива. Поэтому основным объектом управления в учебном заведении является педагогический коллектив. Немов Р.С., определяя психологические особенности организации деятельности преподавательского состава, отмечал: «Важным моментом в работе руководителя педагогического коллектива является мотивирование деятельности учителей и воспитателей, стимулирование их профессионально-педагогической работы, направленное на повышение качества обучения и воспитания детей […] Способность педагогического коллектива эффективно решать возникающие перед ним задачи зависит от его структуры, организации, от сложившихся в нем отношений. На успешность деятельности коллектива можно воздействовать через величину, композицию, каналы коммуникации, распределение обязанностей, личные и деловые взаимоотношения».[1]

Эффективность управления педагогическим коллективом во многом определяется следующими критериями: морально-волевыми качествами руководителей (авторитетность, компетентность, уровень профессиональной подготовленности, коммуникабельность и др.), целенаправленностью воздействия, систематичностью контроля и оценки деятельности всего коллектива и каждого преподавателя.

Вопросам управления педагогическим коллективом уделяли внимание многие исследователи. Среди наиболее весомых и интересных следует отметить  работы Сухомлинского В.А., Захарова М.Г., Шубина Н.А., Стрезикозина В.П., Лебедева А.Ф., Скакуна В.А., Пидкасистого П.И., Харламова И.Ф., Лизинского В.М., Муравьевой Е.М. и других.

Так, В.А. Сухомлинский в управлении учебно-воспитательным процессом видел три слагаемых: науку, мастерство, искусство. Поэтому руководитель, по мысли В.А. Сухомлинского, должен развивать в себе качества, которые отвечали бы этим слагаемым. Только в таком случае он будет обладать умением предвидеть, всесторонне оценить пройденный путь, обозреть его, увидеть в нем истоки сегодняшних успехов и недостатков. В противном случае руководитель не сможет повести за собой педагогический коллектив.[2]

В.П. Стрезикозин, осмысляя сущностные различия педагогического и административного руководства и контроля за учебным процессом в школе, определил зависимость уровня и действенности педагогического руководства администрации школы от трех условий:

  1. Знания руководителем требований программы по каждому предмету учебного плана.
  2. Перспективности руководства и контроля, сосредоточения его на решающих участках работы и на узких местах деятельности учебного заведения.
  3. Тщательной подготовки руководителя по каждому вопросу руководства и контроля: подготовки теоретической, методической и организационной.

Основным критерием эффективности руководства учебно-воспитательной работой В.П. Стрезикозин считал качество знаний учащихся и уровень их воспитанности.[3]

Интересной нам видится идея Захарова М.Г. о научной организации труда директора школы. Сущность этой идеи заключается в том, чтобы точно знать и рассчитать, в какое время учебного года, месяц, день наиболее полезно и целесообразно для дела заняться тем или иным вопросом организации, планирования или совершенствования учебно-воспитательного процесса.[4]

Поворотным этапом в осмыслении проблемы управления педагогическим коллективом во многом стали работы А.Г. Соколова, который первым предпринял попытку систематизировать накопленный опыт научного и практического управления средними профессионально техническими училищами и разработал его основы. Он считал, что в управлении любым коллективом действуют свои законы и закономерности. Поэтому задача теории управления профтехучилищем заключается в том, чтобы исследовать и выявить закономерности формирования коллектива и развития личности каждого его члена в процессе управления и под его воздействием.

По утверждению А.Г. Соколова, в основе научного руководства средним профтехучилищем должен быть учет психолого-педагогических, экономических и производственных факторов, закономерностей учебно-воспитательного и производственного процессов.[5]

Вслед за А.Г. Соколовым А.Ф. Лебедев пришел к выводу, что поиск, теоретическое осмысление и практическое применение методов, приемов и путей оптимизации управления профтехучилищем необходимо вести комплексно, параллельно и одновременно на всех уровнях и стадиях.[6]

Лизинский В.М., изучая уровни управления педагогическим коллективом, подчеркивал: «Управление школой предполагает разумное соотношение усилий по документально-информационному обеспечению образовательного процесса и […] реализацию организационно-деятельностной функции администрации школы. При этом одновременно срабатывают два принципа  управления: принцип демократизма и принцип делегирования прав, обязанностей и ответственности».[7]

Важным моментом организации работы администрации школы Лизинский В.М. считает осознание руководителями уровней объекта управления, среди которых выделяет следующие:

  1. Собственно учитель, выступающий как объект и одновременно как субъект управления со всеми его личностными проявлениями, особенностями, достоинствами и недостатками.
  2.  Неформальные группы (блуждающие, мигрирующие, с неустойчивыми позициями, стихийно возникающие).
  3. Формальные группы (педагогические объединения, методические объединения, кружки, секции).
  4. Педагогический коллектив в целом (только педагоги и технические работники школы).

 

И.Ф. Харламов, определяя структуру управленческих органов в школе (первая группа – органы коллегиального управления, вторая группа – должностные лица школы, третья группа – управленческие органы различных общественных организаций), выделял основные принципы их руководящей деятельности:

-         координация и согласованность решений;

-         демократизм и гласность;

-         персональная ответственность всех должностных лиц;

-         поддержание благожелательного психологического микроклимата,

-         тактичность и  регулярно осуществляемый контроль и др.[8]

По мнению большинства исследователей, управление педагогическим коллективом должно носить системный, целенаправленный и коллегиальный характер. Коллегиальность управления представляет собой совокупность различных организационных элементов: коллективное принятие решений (педагогические советы, советы руководства, инструктивно-методические совещания, методические советы и др.), распределение и логически оправданное делегирование административных функций, прав, обязанностей и ответственности, понимание всеми членами коллектива значимости и причинности стоящих перед образовательным учреждением целей и задач, подчиненность работы сотрудников нормам и правилам, разработанным и принятым коллективом.

Системность и целенаправленность управления коллективом предполагает четкость в определении целей функционирования учебного заведения, последовательность и систематичность контроля педагогической деятельности преподавателей и учебной деятельности учащихся, строгое соблюдение требований государственных стандартов обучения (что, однако, не исключает инициативности, творческого подхода и внедрения инноваций в учебно-воспитательный процесс), своевременность и оправданность планирования всех сфер жизнедеятельности коллектива, методически организованный учет работы педагогов и строгая отчетность руководящего состава перед коллективом.

Осмысление вопросов управления педагогическим коллективом и организации учебно-воспитательного процесса ставит перед исследователем цель -  определить наиболее оптимальные методы и формы администрирования, предложить собственные управленческие решения вопросов планирования деятельности и контроля образовательного учреждения.

Методология исследования вопросов управления педагогическим коллективом должна определять самой спецификой проблемы организации процесса обучения, жизнедеятельности образовательных учреждений и управления педагогическим коллективом (с позиции восприятия означенных вопросов как структурных элементов одной системы – системы администрирования, строгой иерархии функций, прав, обязанностей и ответственности представителей педагогического коллектива).

При рассмотрении вопросов теоретического обоснования управленческих аспектов исследователю необходимо сосредоточивася на целостном анализе общих положений современного образовательного процесса и технологии управления, определяя тем самым направления изучения означенной проблематики.

Выявление и осмысление закономерностей педагогического управления предполагает системность (восприятие исследуемого объекта как системы элементов, объединенных прямыми и обратными связями, образующими структуру системы) и комплексность (всесторонний охват исследуемых явлений с учетом тенденций развития и взаимодействия с внешней средой)[9] в определении подходов к изучению вопросов планирования и контроля, методической оснащенности образовательного процесса.

Таким образом,  определив основные направления изучения вопросов администрирования образовательных учреждений, исследователем должны быть решены и доказательно проработаны следующие задачи:

-       систематизация и обобщение теоретических общенаучных положений управленческих технологий (в том числе и в системе образования);

-       изучение нормативно-регламентирующей документации;

-       рассмотрение вопросов психологической направленности и обоснованности управления коллективом и организации педагогического общения;

-       изучение проблем создания оптимального психологического климата коллектива;

-       обобщение опыта работы администрации учебного заведения (на примере деятельности какого либо учебного заведения);

-        подготовка самостоятельно разработанных материалов по планированию, контролю и анализу деятельности педагогического коллектива.


Библиографический список
  1. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений.в 3 Rн. – М, 1995. – Кн. 2 – С. 471 – 477
  2. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором. – М., 1973.
  3. Стрезикозин В.П. Руководство учебным процессом в школе. – М., 1979.
  4. Захаров М.Г. Организация труда директора школы. – М., 1971.
  5. Соколов А.Г. Вопросы управление средними профтехучилищами. – М., 1977.
  6. Лебедев А.Ф. Проблемы оптимизации управления профессионально-техническим училищем. – М., 1977.
  7. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М., 2000.
  8. Харламов И.Ф. Педагогика: Учебник. – М., 1998.
  9. Сергейчук А.В. Социология управления. – СПб., 2002. – С. 27.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Александрова Елена Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация