УДК 37

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ РОССИИ

Коломиец Сергей Михайлович
Филиал Российского государственного социального университета в г. Обнинске
доктор технических наук, профессор

Аннотация
Данная статья посвящена системе высшего образования и развитии России.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, дерево целей, закон об образовании, компетентностный подход, системный подход


SYSTEM OF HIGHER EDUCATION AND THE DEVELOPMENT OF RUSSIA

Kolomiets Sergey Mikhailovich
Branch of Russian state social university in Obninsk
PhD(doktor nauk) in technical sciences, professor

Abstract
This paper focuses on the system of higher education and the development of Russia.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Коломиец С.М. Система высшего образования и развитие России // Современные научные исследования и инновации. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2013/01/19553 (дата обращения: 04.06.2017).

Введение

Идущие ныне процессы в мире приводят к тому, что многие проблемы имеют глобальный характер. Это обеспечение возрастающих материальных потребностей человечества ограниченными природными ресурсами (энергией, продовольствием, промышленным сырьем и т.д.), техногенное загрязнение окружающей среды, выравнивание социальных условий жизни людей, ограничение стремительного роста населения в развивающихся странах и т.д. Ключом к решению этих и других проблем современного человечества, как считается,  будет являться система образования.

Тридцать лет назад в США, в докладе Национального комитета усовершенствования образования под названием «Нация в опасности» приведены следующие примечательные слова: «Если бы посредственная образовательная система, существующая сегодня в Америке, была навязана некоей враждебной иностранной державой, мы могли бы расценить это как ведение войны» [4].

Многие отечественные и зарубежные эксперты считают, что в предстоящие десятилетия развитие экономики в значительной мере будет носить инновационный характер:  определяться не только материальными ресурсами, но и ресурсами человека как основного «двигателя прогресса». Об известном «корейском чуде» сами корейцы говорят так: «Наше чудо произошло, потому что мы создали новые школы, а, прежде всего, создали новые высшие школы».

Консультативный комитет по промышленным исследованиям и развитию Европейской комиссии Европейского Союза на основе анализа квалификационного уровня европейской рабочей силы в конце 80-х годов пришел к выводу, что без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики.

Точно также инновационное развитие нашей страны немыслимо без совершенствования системы образования. В свою очередь, оптимизация учебного процесса возможна лишь при сформулированном «дереве целей» – иерархической структуре целей, отражающих требования надсистемы – общества и государства в целом – к системе образования вообще и высшего профессионального образования (ВПО) в частности. Несмотря на то, что всегда желательны по возможности явные формулировки, в настоящее время во многих случаях ряд целей различных уровней принимается по умолчанию.  Это относится и к основным нормативным документам: федеральному «Закону об образовании в Российской Федерации» [1], вступающему в силу с 1 сентября 2013 г., а также федеральным государственным образовательным стандартам  ВПО [2].

Как же выглядит система образования в нашей стране, и какой она должна быть с точки зрения современных требований? В данной работе с точки зрения системного подхода рассматриваются некоторые из этих аспектов применительно к высшему профессиональному образованию (ВПО).

Закон об образовании

В Законе об образовании признается «приоритетность образования». При этом под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

В соответствии с Законом [1] отношения в сфере образования должны обеспечить «гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования».

Перифразируя известную поговорку «танцевать нужно от печки», можно сказать, что при последовательном системном подходе к образованию исходить следует из ожидаемых результатов образования. В свою очередь, результаты образования (по существу, генеральная цель системы образования) есть не что иное, как «социальный заказ» государства и общества образовательным учреждениям.

Однако в «социальном заказе», декларируемом в [1], акценты смещены в сторону развития личности в противовес развитию общества и государства в целом. В то же время, интересы системы в целом всегда должны быть выше интересов составных частей (элементов) системы – иначе последняя может быть разрушена «центробежными» силами со стороны указанных элементов. Кроме того, эти акценты имеют преимущественно социокультурный характер, естественнонаучная же составляющая в явном виде представлена лишь как «бережное отношение к природе и окружающей среде, рациональное природопользование».

Далее, отсутствуют в явном виде требования, связанные с динамичностью развития современного общества, с необходимостью максимального использования обществом «человеческого капитала», с необходимостью всемерного развития творческих способностей человека.  

В статье 2 Закона [1] приводится определение 34 основных понятий, используемых в этом законе. При этом говорится об «образовательной деятельности», «образовательной организации», «организации, осуществляющей обучение», «организации, осуществляющей образовательную деятельность» и так далее. В то же время, как в [1], так и в [2] отсутствуют определения таких важных понятий, как знания, умения, навыки, компетенции. Для последнего понятия в научной литературе используется несколько десятков различных определений, так что невозможно сказать, что именно имеется ввиду применительно к практической деятельности, регулируемой  [1, 2].      

В целом можно сказать, что «целевые установки» Закона [1] никак не могут способствовать инновационному пути развития нашей страны. 

С точки зрения теории систем результаты образования должны определяться как генеральной целью системы образования в целом, так и целями, связанными с конкретной специальностью, регионом и т.д., то есть, «деревом целей».

Представляется, что генеральная цель может быть сформулирована следующим образом [3].

«Цель системы высшего профессионального образования – массовая (а не индивидуальная, “штучная”) подготовка специалистов (бакалавров, магистров) по специальностям, востребованным обществом и рынком труда, специалистов, умеющих работать в условиях растущих темпов изменений в окружающем мире, в условиях глобализации. Для этого, помимо профессиональных (специальных) знаний, умений и навыков, специалисты должны обладать развитым творческим потенциалом, быть мобильными в широком смысле слова, должны уметь  и быть готовы учиться, в том числе, “и всю оставшуюся жизнь”, должны обладать умениями и навыками принятого в обществе социального поведения». 

Для новых, достаточно сложных дисциплин (изучение которых предполагает наличие дорогостоящей аппаратуры, приобретение конкретных практических навыков и т.д.), самостоятельное обучение вряд ли может быть эффективным. В то же время, ни одна организационно-педагогическая система сама по себе не будет результативной, если  обучающиеся «неспособны и не готовы к обучению». Другое дело, что эти «способность и готовность» необходимо формировать, причем формировать целенаправленно, с учетом достижений педагогики, педагогической психологии и т.д.

«Дерево целей»

Генеральная цель, приведенная выше,  достаточно многогранна. Ей можно, в частности, сопоставить цели более низкого уровня [3].

- Приведение нормативной базы ВПО в соответствие с реалиями сегодняшнего дня, в том числе, уточнение образовательных уровней (образовательных цензов).

- Совершенствование организационной и материально-технической структуры системы ВПО.

- Оптимизация учебного процесса в учреждениях ВПО.

Мы рассмотрим только последнюю цель, по сути, дидактические аспекты образовательного процесса. Этой цели можно сопоставить цели более низкого уровня, с одной стороны, тесно связанные друг с другом, а с другой стороны, в определенной мере самостоятельные. Эти цели, по существу, определяют три основных аспекта деятельности в сфере ВПО (воспитательную работу, учебную работу, научную работу):

1. Воспитание студентов в интересах общества и государства;

2. Организация учебного процесса, обеспечивающая соответствие  студентов требованиям государственных образовательных стандартов; в том числе, формирование умений и навыков самостоятельного обучения;

3. Развитие творческого потенциала студентов, в том числе, формирование способностей творческого решения практических задач. 

Для каждой из этих целей, в свою очередь, можно определить соответствующие подцели. Так, для цели 1 подцели могут иметь следующий вид.

1.1 – формирование потребностей, соответствующих интересам общества и государства, в том числе, мотивация успешного обучения;

1.2 – формирование убеждений,  соответствующих интересам общества и государства, в том числе, соответствующих принятым нормам морали и этики;

1.3 – формирование умений и навыков принятого в обществе социального поведения.

Итак, воспитание студентов должно обеспечить воспроизводство будущих специалистов в соответствии с социально-экономическими, морально-этическими и культурными традициями социума. Следует отметить, что интересы человека, общества, государства, вообще говоря, различны. Более того, все эти интересы полностью не могут совпадать в принципе. Именно несовпадение этих интересов, конфликт между ними и есть движущая сила развития социума.

В частности, в настоящее время в развитых странах Запада усиленно насаждается психология расширенного потребления. Лейтмотивом маркетинга являются простые слова: «потребляйте, потребляйте, потребляйте»! При этом уровень потребления материальных благ заметно превосходит «разумные» потребности. Темпы роста промышленного производства в развитых странах возрастают, что ведет к истощению природных ресурсов, к загрязнению окружающей среды. С точки зрения человечества в целом, такой путь развития является тупиковым, угрожая существованию человечества в его современном виде. Об этом говорят не только в нашей стране, но и на Западе. Так, одна из книг, вышедших в США, имеет характерное название, которое не совсем прилично выглядит в переводе на русский язык: «Потреблятство: Болезнь, угрожающая миру / Джон де Граф, Дэвид Ванн, Томас Нэйлор. – М.: Ультра. Культура, 2003. – 392 с.».

То есть, у большинства населения следует формировать, в первую очередь, «разумные» потребности сбережения.

Для цели 2 подцели первого и второго уровней могут иметь следующий вид.

2.1 – Обеспечение системности учебного процесса.

2.1.1 – Целостность. Каждая учебная дисциплина необходима, а все они в совокупности достаточны для получения системного эффекта – соответствия  студентов требованиям государственных образовательных стандартов. То есть, в идеале учебные программы должны содержать только «нужные» дисциплины, и не должны содержать «ненужных». В частности, необходима тесная связь и преемственность всех программ учебного процесса – от школы до аспирантуры; не должно быть «дублирования», повторения одних и тех же вопросов под различными названиями в рамках различных дисциплин.  Однако ясно, что в этом вопросе всегда имеет место определенный субъективизм.

2.1.2. – Интегративность. Учебный процесс в целом должен обладать системным качеством – обеспечивать формирование установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), несмотря на то, что это качество в целом отсутствует у любой учебной дисциплины в отдельности.

2.1.3 – Развитие междисциплинарных связей. Системное качество может быть обеспечено только в совокупности взаимодействующих элементов. То есть, различные учебные дисциплины должны по возможности широко использовать достижения в «смежных областях». Опыт человечества показывает, что наиболее яркие научно-технические достижения реализуются «на стыке наук».

2.1.4 – Формирование умений и навыков самостоятельного обучения. Эффективное обучение возможно только при активном участии студентов в этом процессе.

2.2 – Повышение уровня фундаментальности при изложении учебных дисциплин.

2.2.1 – Оптимизация соотношения между фундаментальными и прикладными аспектами учебных дисциплин: увеличение доли фундаментальных аспектов в номинально прикладных дисциплинах (например, социологических, экономических); увеличение доли прикладных аспектов в номинально фундаментальных дисциплинах (например, в философии, в математике).

2.2.2 – Введение новых междисциплинарных курсов как преимущественно фундаментальных курсов.

2.2.3 – Активное использование последних достижений науки в учебном процессе. 

2.3 – Развитие творческого подхода к учебным дисциплинам.

2.3.1- Уяснение внутренней логики учебной дисциплины, выявление  ее сильных и слабых сторон, принятых ограничений.

2.3.2 – Понимание основных закономерностей этой дисциплины, ее связей со «смежными» дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой;

2.3.3 – Понимание причин появления слабых сторон дисциплины.

Для цели 3.3 подцели первого и второго уровней могут иметь следующий вид.

3.1 – Формирование общих понятий  о творчестве. 

3.1.1 – Уяснение знаний о роли творчества в жизни современного общества, об особенностях творчества в социально-экономической сфере.

3.1.2 – Формирование способностей отыскивать причины тех или иных явлений, находить неизвестные связи известных величин (в сравнительно простых ситуациях).

3.1.3 – Развитие умений применения полученных знаний в нетрадиционных ситуациях.

3.2 – Освоение диалектического подхода к практическим задачам.

3.2.1 – Формирование умений и навыков выявления противоречий в учебных задачах.

3.2.2 – Развитие умений и навыков разрешения противоречий в учебных задачах.

3.2.3 – Развитие умений и навыков постановки задач.

3.3 – Освоение методик творческого мышления

3.3.1 – Развитие «базовых» учебных дисциплин с точки зрения  формирования творческого потенциала. Вопросы, связанные с развитием творчества, с решением практических задач целесообразно решать, в том числе, и в рамках специализированных курсов (разделов «обычных» учебных курсов).

3.3.2 – Формирование умений и навыков изменения стереотипов мышления.

3.3.3 – Формирование умений и навыков решения «нестандартных задач, в том числе, задач из областей, внешне далеких от исходной дисциплины.

Учебные дисциплины и обобщенные компетенции

Одно из основных положений педагогики – «учебный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей». В частности, в [3] отмечалось, что обобщенные творческие компетенции неразрывно связаны с другими обобщенными компетенциями. Поэтому, говоря о развитии творчества, нельзя рассматривать его (развитие) в отрыве от всего учебного процесса в целом.

В связи с этим, возникает ряд вопросов, связанных с реализацией целей образовательного процесса. Это, во-первых, перечень учебных дисциплин (необходимых для освоения соответствующей специальности); во-вторых, связи учебных дисциплин между собой (межпредметные связи); и, в-третьих, содержание и характер изложения этих дисциплин.

Отметим, что определение перечня учебных дисциплин представляет собой самостоятельную (достаточно сложную) задачу, рассмотрение которой выходит за рамки данной работы.

С точки зрения системного подхода, формирование познавательных и творческих компетенций должна определяться всей совокупностью изучаемых учебных дисциплин, а не только  какими-то отдельными специализированными курсами. В принципе, определенное развитие творческих способностей студентов возможно при изучении практически любой дисциплины. Поэтому с точки зрения формирования обобщенных компетенций не столько важен перечень дисциплин, сколько содержание и характер изложения этих дисциплин, а также межпредметные связи между ними.

Если же говорить конкретно о профессиональных компетенциях, то они формируются, в частности, в рамках освоения общепрофессиональных и специальных дисциплин. В настоящее время системный подход является общепризнанным. В связи с этим, представляется, что для студентов социально-экономических специальностей «стержнем» этих дисциплин может быть теория социальных (социально-экономических) систем. Однако эта теория (важная и для развития творчества) в настоящее время далека от завершения, так что для изложения ее в  качестве учебной дисциплины на данном этапе, по-видимому, следует ограничиться наиболее важными с прикладной точки зрения моментами, в частности, уже известными законами развития социальных систем.

Межпредметным связям в педагогике всегда уделялось большое внимание. Однако при этом основной упор делался на «график проходки» учебных дисциплин, с тем, чтобы соответствующие знания, умения, навыки, относящиеся к какой-то одной дисциплине, были сформированы до того, как они понадобятся при изучении другой, «смежной», дисциплины.

Процесс познания – бесконечен. Поэтому любая научная или учебная дисциплина всегда имеет ограниченный характер. В то же время, традиционно многие учебные дисциплины, во всяком случае, гуманитарные, излагаются как «истина в последней инстанции». Однако такой подход, во-первых, тормозит развитие творчества, а во-вторых, дает почву для разного рода современных мифов.

Для формирования полноценных специалистов, для развития их познавательных и творческих компетенций, с учетом номенклатуры обобщенных компетенций [3] можно предложить следующие требования к содержанию и характеру изложения практически любой учебной дисциплины:

- выявление места и роли дисциплины в учебном процессе, её влияния на уровень подготовки студента;

- выявление основных закономерностей этой дисциплины, ее связей со «смежными» дисциплинами, а также связей различных разделов дисциплины между собой;

- анализ внутренней логики этой дисциплины, выявление  ее сильных и слабых сторон, анализ принятых ограничений, их обоснованность применительно к конкретному вопросу (задаче);

- выявление причин появления слабых сторон дисциплины и возможных путей их устранения, перспективы развития дисциплины;

- возможности применения полученных знаний к решению задач.

Следует отметить важность конкретно-исторического подхода к изучению дисциплины, поскольку «в науке нет царской дороги». Поэтому для развития творчества полезно знать, какие пути к намеченной цели могут быть эффективными, а какие – тупиковыми.

Итак, межпредметные связи должны быть направлены на выявление общих моментов соответствующих учебных дисциплин, на построение целостной картины мира.

Для студентов социально-экономических специальностей особый интерес представляют глубокие внутренние связи между гуманитарными и естественными науками (учебными дисциплинами), между социальными и техническими системами.  К настоящему времени естественные науки достигли значительно более высокого уровня развития, чем гуманитарные науки. Поэтому именно в естественно-технических науках можно находить какие-то отработанные приемы решения задач, с тем, чтобы затем обобщать эти приемы на случай социально-экономических наук.

Заключение

На современном этапе развития цивилизации эффективное развитие нашей страны немыслимо без совершенствования системы образования. Оптимизация учебного процесса в системе высшего профессионального образования  с точки зрения инновационного развития Россиивозможна лишь при сформулированном явным образом «дереве целей» – иерархической структуре целей, отражающих требования надсистемы – общества и государства в целом – к системе ВПО. В частности, в этом дереве целей должен найти отражение общепринятый в настоящее время компетентностный подход к результатам образовательной деятельности, причем подход по существу, а не формально. 

Компетентностный подход есть фактически системный подход, то есть, все его составные части должны быть согласованы друг с другом. В частности, формирование познавательных и профессиональных компетенций студентов немыслимо без развития творческих способностей, то есть, без формирования творческих компетенций студентов.  В свою очередь, развитие всех групп компетенций, и творческих компетенций в том числе,  определяется всей совокупностью изучаемых учебных дисциплин. При этом важными являются, во-первых, перечень учебных дисциплин (необходимых для освоения соответствующей специальности); во-вторых, связи учебных дисциплин между собой (межпредметные связи); и, в-третьих, содержание и характер изложения этих дисциплин. Существенно, межпредметные связи должны быть направлены на выявление общих моментов соответствующих учебных дисциплин, на построение целостной картины мира. В частности, для студентов социально-экономических специальностей особый интерес представляют глубокие внутренние связи между гуманитарными и естественными науками (учебными дисциплинами), между социальными и техническими системами.

Инновационный путь развития России возможен лишь при последовательной оптимизации учебного процесса, основанной на интересах общества и государства  в целом, с учетом растущих темпов изменений в окружающем мире.  


Библиографический список
  1. Федеральный закон РФ от 29.12.2012  N 273-ФЗ  ”Об образовании в Российской Федерации”. – Сайт «Российской газеты».  http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
  2. Федеральные государственные образовательные стандарты. – Сайт Министерства науки и образования РФ. – http://mon.gov.ru/dok/fgos/
  3. Коломиец С.М. Творческие компетенции студентов социально-экономических специальностей: Монография. – М.: Издательство «Перо», 2010. – 181 с.
  4. Татур Ю.Г. Системное проектирование высшего образования: Концептуальные основы. Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. – СПб., 2000. – 52 c.


Все статьи автора «Коломиец Сергей Михайлович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: