ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ В РАМКАХ ФГОС ВПО ТРЕТЬЕГО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Цыплакова С.А.
Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина (Мининский университет)
аспирантка, преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования

Аннотация
Статья посвящена профессиональной подготовке студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, профессиональная подготовка, ФГОС, федеральный государственный стандарт


PROFESSIONAL PREPARING STUDENTS FOR THE THIRD NEW GENERATION OF FGOS VPO

Tsyplakova S.A.
Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University)
postgraduate student, teacher of theory and methodology of professional education

Abstract
This article is about professional preparing students for the third new generation of FGOS VPO.

Рубрика: 13.00.00 ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Цыплакова С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407 (дата обращения: 29.03.2024).

С 2011 года, событием в системе высшего профессионального образования является переход вузов на реализацию федерального государственного стандарта третьего нового поколения, существенно изменившего систему подготовки специалистов.

Понятие «государственного образовательного стандарта (ГОС)» было введено в 1992 г. Законом РФ «Об образовании».

В 1994—1996 гг. было разработано первое поколение государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральные компоненты которых включали в себя:

-                   минимум содержания основных образовательных программ (ООП);

-                   максимальный объем учебной нагрузки обучающихся;

-                   требования к уровню профессиональной подготовки выпускников.

Но также данные стандарты имели и свои недостатки:

-                   различия ГОСов по подготовки бакалавров, специалистов, магистров;

-                   усложнение образовательных технологий в учебном процессе вузов, реализующих широкую спектр образовательных программ;

-                   государственный стандарты подготовки бакалавров формировались на широкой фундаментальной естественнонаучной и гуманитарной основе.

При этом, за четыре года не было возможности вместе с общеинженерной подготовкой дать выпускнику необходимые знания и умения по специальным дисциплинам, это привело к непониманию и неприятию работодателями бакалавров как специалистов. Модели и программы бакалавриата и магистратуры были ориентированы на подготовку выпускников в основном к научной и научно-педагогической работе.

В соответствии с ФЗ “О высшем и послевузовском профессиональном образовании” от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ в 2000 г. были введены в действие государственные стандарты второго поколения (ГОС-2 ВПО).

Особенности стандартов второго поколения заключались в следующем:

-                   учитывались соответствия с тарифно-квалифицированными характеристиками Министерства труда РФ;

-                   согласовывались требования работодателей к выпускникам и содержанию образования;

-                   одновременно были разработаны ГОСы для всех ступеней ВПО, это повысило технологичность организации учебного процесса;

-                   были разработаны стандарты по направлениям подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии.

Федеральные компоненты ГОС-2 ВПО включали:

-                   общие требования к основным образовательным программам;

-                   требования к обязательному минимуму содержания ООП, к условиям их реализации, к уровню подготовки выпускников;

-                   сроки освоения основных образовательных программ;

-                   максимальный объем учебной нагрузки студентов.

Одними из внешних факторов, обусловивших внедрение новых образовательных стандартов, являются рекомендациями Болонского процесса и участием России в построении единого общеевропейского образовательного пространства.

Разработка третьего поколения государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в РФ велось в соответствии с Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования РФ на период до 2010 года и Планом мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы.

ФГОС ВПО третьего поколения предусматривает:

  1. Формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра, объединяемых на базе общности их фундаментальной части.
  2. Формирование требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки в виде компетенций, как в области профессиональной деятельности, так и социально-личностной.
  3. Разработку стандартов без деления их на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты одновременно с расширением академических свобод вузов при формировании основных образовательных программ (ООП).
  4. Установление требований к результатам освоения отдельных разделов образовательных программ.
  5. Введение научно-исследовательской работы студента как обязательного компонента основной образовательной программы.
  6. Установление объема учебной работы студента основных образовательных программ в зачетных единицах вместо часовых эквивалентов.

Структурно ФГОС ВПО третьего поколения содержит следующие элементы:

  1. Область применения (стандарт является комплексной нормой качества высшего образования по направлению подготовки и уровням подготовки; право на реализацию основных образовательных программ высшее учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии).
  2. Термины, определения, обозначения, сокращения (в федеральном стандарте используются термины и определения в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с международными документами в сфере высшего образования).
  3. Общая характеристика направления подготовки (нормативные сроки, общая трудоемкость освоения основных образовательных программ  и соответствующие квалификации (степени) по уровням высшего профессионального образования; формулируются цели ВПО в области обучения; формулируются цели основной образовательной программы в области формирования социально-личностных качеств студентов; перечисляются области профессиональной деятельности, для которых ведется подготовка специалистов; указываются объекты и виды профессиональной деятельности выпускников; указываются задачи профессиональной деятельности выпускников по уровням).

Устанавливаются общие требования к условиям реализации основных образовательных программ:

-                   высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают основную образовательную программу специальности;

-                   основная образовательная программа разрабатывается на основе ФГОС специальности с учетом потребностей рынка труда;

-                   оценка качества подготовки состоит из текущей, промежуточной и итоговой государственную аттестацию;

-                   при разработке общей образовательной программы должны быть определены компетенций выпускников;

-                   основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла;

-                   ВУЗ обязан обеспечить студентам реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения.

В сравнении с предыдущими поколениями образовательных стандартов, особенностью ФГОС ВПО третьего поколения состоит в том, что он разрабатывается на основе компетентностного подхода. В нем отсутствуют деления на компоненты ‑ федеральный, региональный и вузовский. ФГОС ВПО предусматривает новые требования к результатам освоения образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра. В качестве основного объекта оценки выступают профессиональные и общекультурные компетенции, под которыми понимаются «способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области». Обязательным компонентом становится научно-исследовательская работа студента. Трудоемкость программы измеряется не в часах, а в зачетных единицах.

Таким образом, мы можем говорить о том, что внедрение ФГОС ВПО третьего поколения это важный и ответственный момент для всего Российского высшего профессионального образования. Реализации образовательных программ третьего поколения предопределяет необходимость изменения не только содержания подготовки кадров, но и подходов к поиску форм организации учебного процесса, в которых предусматривается усиление роли и постоянной оптимизации самостоятельной работы студентов. Новые условия диктуют необходимость модернизации технологий обучения, что существенно меняет подходы к учебно-методическому и организационно-техническому обеспечению учебного процесса.


Библиографический список
  1. Байденко, В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ФГОС ВПО нового поколения [Электронный ресурс] Режим доступа:http://dap.vvsu.ru.
  2. Федоров И.В., Ипполитова Г.К., Минина О.Г. и др. Инженерное образование в современном мире // Аккредитация в образовании. — 2009. — № 34. — С. 50—54.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Svetlana Tsyplakova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация