Основой успешной и эффективной деятельности учителя права выступает уровень его предметной компетентности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков по специальным дисциплинам, а также готовности и способности осуществлять педагогическую деятельность в области учебного предмета «Право». Мы полагаем, что профессиональная компетентность учителя права связана, прежде всего, с его способностью к выполнению определенных профессиональных действий, основу которых составляют необходимые специальные знания и умения по предмету, образующие «фундамент» профессионализма педагога. Именно поэтому предметная компетентность учителя права является основой, базой в формировании его профессиональной компетентности.
Процесс формирования предметной компетентности современного учителя права нуждается сегодня в модернизации в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО). Так ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование» (в том числе при подготовке педагогов-правоведов) предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий, в том числе с помощью компьютерных симуляций, учебных электронных изданий. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах в учебном процессе должен составлять не менее 20 % [1] .
Среди интерактивных форм обучения будущих педагогов сегодня большой популярностью пользуется использование в образовательном процессе электронных учебно-методических комплексов (ЭУМК), которые позволяют комплексно подходить к решению основных дидактических задач. Каждый ЭУМК предназначен для оказания помощи в изучении и систематизации теоретических знаний, формирования практических навыков работы в предметной области. Основой ЭУМК является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере.
Рассмотрим применение ЭУМК в рамках профессиональной предметной подготовки педагогов (специалистов, бакалавров, магистров) по профилю «Педагогическое правовое образование». Обучение будущих учителей права специальным правовым дисциплинам при помощи ЭУМК является особенно актуальным в связи с постоянным изменением правовой информации. Нами был разработан инновационный, интерактивный, гипертекстовый Электронный учебно-методический комплекс в рамках предметной подготовки будущих учителей права. ЭУМК представляет собой программно-методическое и информационное обеспечение правовых дисциплин.
Все элементы ЭУМК являются аналогами соответствующих учебно-методических материалов, присутствующих в традиционной системе обучения. ЭУМК включает в себя следующие учебно-методические материалы, представленные в электронной форме: конспект лекций; сборник нормативно-правовых актов; планы семинарских занятий с методическими рекомендациями; практикум; тесты. Все элементы ЭУМК взаимосвязаны между собой гипертекстовыми ссылками.
Электронный конспект лекций содержит основной теоретический правовой материал. Электронный сборник нормативно-правовых актов содержит основные федеральные нормативно-правовые акты в действующей редакции, с возможностью постоянного обновления информации в связи с вносимыми в законодательство изменениями. С помощью данного раздела будущие учителя права приобретают навыки работы с нормативными актами, учатся самостоятельно ориентироваться в законодательстве, анализировать его.
Электронный практикум сформирован из заданий различной сложности и включает в себя: правовые задачи, задания по составлению договоров, схем, разбору правовых ситуаций. Каждый практикум сопровождается гипертекстовыми ссылками на образцы выполнения заданий (образец решения задачи, образец составления договора и другие); на полнотекстовые нормативно-правовые акты, необходимые для выполнения практических заданий; на соответствующий раздел теории, презентацию.
Электронная тестирующая программа является важной составляющей ЭУМК, так как позволяет оценить эффективность применения всего комплекса в процессе обучения. Компьютерное тестирование по каждой теме осуществляется в режиме контроля, который предназначен для проверки теоретических знаний будущего учителя права преподавателем и применяется для текущего и итогового контроля.
Использование ЭУМК в рамках предметной подготовки учителей права позволяет оперативно управлять ходом учебного процесса, повысить качество преподавания на основе быстрого оценивания знаний, умений и навыков студентов, уровня сформированности предметных компетенций, а также открывает новые перспективы в процессе обучения и дает более высокие результаты, чем традиционное обучение. В соответствии с этим, на наш взгляд, целесообразно использовать различные компьютерные возможности для формирования предметной компетентности будущих учителей права.
Библиографический список
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (квалификация (степень) «бакалавр») от 17 января 2011 № 46.
Количество просмотров публикации: Please wait