ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Серочудинов Е.С.1, Тесля Я.А.2
1Тюменская государственная академия мировой экономики управления и права, доцент кафедры НЭМ
2Тюменская государственная академия мировой экономики управления и права, студентка 3 курса

Аннотация
В статье рассматриваются пути повышения качества управленческих решений.

Ключевые слова: принятие решений, управленческое решение


WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF MANAGEMENT DECISIONS

Serochudinov E.S.1, Teslya Ya.A.2
1Tyumen State Academy of World Economics Management and Law, Associate Professor of Department NEM
2Tyumen State Academy of World Economics Management and Law, 3rd year student

Abstract
This article is about ways to improve the quality of management decisions.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Серочудинов Е.С., Тесля Я.А. Пути повышения качества управленческих решений // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/12/19465 (дата обращения: 29.03.2024).

Важной частью любой управленческой деятельности руководителя является принятие решений. Можно сказать, что принятие решений – это “центр”, и вокруг него вращается вся жизнь предприятия.

Под принятием решения подразумевают сознательный выбор среди имеющихся альтернатив направления действий. Процесс принятия решения включает в себя много различных элементов, но, безусловно, в нем имеются такие элементы как: цели, проблемы, и решения.

Управленческое решение, по большому счету, это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижений конкретной цели системы менеджмента.   [2]

Люди, называемые субъектами решения, как правило, наделены правом принимать решения. Таковыми могут быть как физ. лица, так и юр. лица. Субъекты решения могут быть индивидуумами или коллективом (в том случае если решение принимается собранием акционеров, например).

Люди, называемые объектами решения, являются его исполнителями. Но иногда субъект и объект решения могут быть одним человеком (когда руководитель принимает решение о слиянии с другой компанией, например).

Особенностью управленческих решений является то, что имеется обратная связь в процессе его осуществления, что позже позволяет корректировать и воздействовать на объект управления.

Так как решения, в основном принимаются человеком, то они во многом зависят от  личности менеджера, реализовавшего данное решение. Поэтому различают импульсивные, уравновешенные, рискованные, инертные и осторожные решения.

Что касается уравновешенных решений, то они принимаются менеджерами, которые  внимательно критично относятся к своим действиям. Чаще всего, перед тем как принять решение у них уже имеется идея.

Те люди, которые принимают импульсивные решения, легко генерируют идеи, но не проверяют и не оценивают их как следует. Такие решения именно поэтому считаются недостаточно надёжными.

Инертные решения – это результат поиска. Здесь, наоборот, контрольные действия преобладают. И, как раз из-за этого, в таких решениях трудно обнаружить что-то оригинальное, новаторское.

Люди, реализующие рискованные решения не нуждаются в детальном обосновании своих гипотез и не боятся опасностей, так как уверены в себе.

В осторожных решениях менеджер рассматривает все варианты. Такие решения не отличаются новизной и оригинальностью.

Повышение качества управленческих решений является очень важной проблемой и занимает особое место в социологии организации.

Совокупность свойств, которыми обладает решение, называют качеством управленческих решений.

Именно качество управленческих решений определяет его конечный результат и зависит от различных факторов. Различают 2 группы факторов такие как:

1. Факторы ситуационного характера. Они связанны с осознанием проблемы, нахождением альтернатив её решения и последствий данного решения (например: организация управления). Данные факторы способствуют формированию проблемы.

2. Факторы поведенческого характера. Они оказывают влияние на решение еще в процессе разработки (например: ценности, готовность рисковать и т.д.). Данные факторы проявляются в поведении руководителя и подчиненных в процессе разработки упр. Решений.

Управленческое решение должно соответствовать многим требованиям:

- единство целей

- целенаправленность,

- полнота документального оформления

- ориентация на конкретного исполнителя.

- эффективность

- реализуемость

- контроль

- автоматизация процессов

- мотивация

- краткость формулировок

- гибкость

- оперативность

- механизм реализации

- юридическая законность. [1]

Однако, для того, чтобы быть качественным, решение должно быть устойчивым к ошибкам и гибким. Если они не являются таковыми, могут возникнуть отклонения, из-за которых эффективное решение  станет неэффективным.

Если решения принимаются эффективно, то это поможет минимизировать потери производительности, устранить сбои коммуникационных каналов, не нарушать взаимодействия.

Иллюстрацией управленческого решения послужат примеры:

Пример 1.

Перед началом зимнего сезона руководителю поступил сигнал от сотрудников – проблема заключалась в необходимости поиска дополнительных рабочих для уборки снега на территории и прочих сезонных работ или перераспределения обязанностей. Ему требовалось рассмотреть вопрос, оценить ситуацию, определить количество необходимой силы и стоит ли задуматься о привлечении дополнительной рабочей силы. Руководитель предприятия осуществляет принятие управленческих решений по следующим этапам:

1)       Определил, в каком решении нуждается проблема: простом, сложном, либо многоступенчатом;

2)       Определил, является ли это реальной проблемой, и существуют ли альтернативы;

3)       Определил план действий в принятии решения.

При формировании и оценке решения были учтены крайние, а также альтернативные варианты решения. В итоге руководитель принял решении об устройстве еще 2 рабочих, которые будут работать не полный рабочий день, а по случаю необходимости.

Пример 2.

Управляющий пришел к директору с предложением о строительстве дополнительного бассейна, либо увеличения существующего, объяснив свое мнение необходимым для организации с экономической точки зрения, маркетинговой и апеллируя отзывами клиентов. Опять же, как и в предыдущей ситуации, возникла проблема о незаинтересованности руководителя процессами организации. Только выслушав мнение начальников, которые долго вынашивали данное решение, руководитель приступил к рассмотрению данной проблемы и анализу ситуации, применяя движение по тем же этапам, что и в первой иллюстрации управленческого решения в данной работе.

Как бы там ни было, окончательное решение принимается. Эффективность принятых управленческих решений может характеризоваться также и  фин. показателями деятельности организации.  В том случае, если финансовые показатели и их динамика положительные, можно говорить об эффективности принятых управленческих решений.


Библиографический список
  1. Литвак Б.Г., Разработка управленческого решения/ Б.Г. Литвак.– М.: Дело, 2004. – 365с.
  2. Фатхутдинов Р.К. Разработка управленческого решения. – М., Экономика, 2007. – 230с.


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Тесля Яна Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация