ПРОБЛЕМЫ И РАЗВИТИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Свекровкина Екатерина Алексеевна1, Панфилова Т.М.1
1Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых
Svekrovkina Ekaterina Alekseevna1, Panfilova T.M.1
1Vladimir State University AG and NG Stoletovs

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Свекровкина Е.А., Панфилова Т.М. Проблемы и развитие благотворительной деятельности в России // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/12/19402 (дата обращения: 18.04.2024).

Благотворительность – сегодня одна из самых обсуждаемых проблем в деловом мире.  Это связано с тем, что роль бизнеса в жизни общества существенно возросла, повысились требования к открытости в деловой сфере. Множество организаций уже четко уяснили, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому интеграция принципа социальной ответственности в стратегию развития бизнеса становится характерной чертой ведущих как международных, так и отечественных компаний.

Современный мир существует в условиях острых социальных конфликтов.  В  связи с этим особенно значима посильная помощь уязвимым социальным группам нашего общества. Особенно близко это касается бизнеса – различных предприятий и организаций, которые связаны с разработкой, изготовлением и поставкой продукции и услуг, торговлей, финансами, так как они обладают основными финансовыми и материальными ресурсами, позволяющими вести работу над решением стоящих перед миром, глобальных, социальных проблем.

Благотворительная деятельность не очень популярна в нашей стране, и этому есть несколько причин: слабая информированность сообщества о благотворительной деятельности, непрозрачность отчетной документации, негативное общественное мнение и незрелость потенциальных меценатов и спонсоров. Мы считаем, что необходимо развивать систему отчетности широкой публике, тем самым завоевывая доверие, а так же готовить достойную элиту общества, способную и желающую делиться с незащищенными слоями общества.

Феномен благотворительности появился в связи с тем, что часто ни рынок, не государство не способны удовлетворить все потребности общества. Благотворительность так же как меценатство и филантропия дает нам возможность изменить мир к лучшему, поделившись своими достижениями с теми, кто оказался в сложной ситуации, подарив им шанс встать на путь совершенствования. Благотворительность – это прямое личное влияние на историю. Многие, наверно, читали Рэя Бредберри и его рассказ о бабочке, чья смерть от рук путешественника во  времени полностью изменила мир. Благотворительность – вот такое же действие по изменению мира, только со знаком плюс, когда 25 рублей, отданные вами сегодня, окажутся шагом, что в результате, может быть, спасет жизнь мальчику, впоследствии ставшему президентом. Или же перевернет, сделает прозрачнее и доступнее финансирование здравоохранения в России [1, стр 136].

Есть множество понятий в этой сфере, воспринимаемых людьми как абсолютные синонимы. В эти понятия входят: благотворительность, меценатство, филантропия и спонсорство. Поясним в общих чертах, чем же они отличаются. Благотворительность – наиболее общее понятие. Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительности является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также содержания помощи [2]. Меценатство и спонсорство наиболее сходные по своему значению слова, разница на наш взгляд в том, что меценатство не преследует рекламных целей. Благотворительность и меценатство же различаются тем, что меценаты поддерживают талантливых, одаренных людей, благотворители же – всех неимущих. Филантропия тоже довольно широкое понятие, означающее благотворительность в целях человеколюбия.

Образно говоря, если благотворитель помогает человеку потому, что тот беден, меценат – ради его таланта, то спонсор помогает бедному художнику, заказывая ему картину со своим логотипом [3].

Одной из самых главных причин, побуждающих заниматься благотворительностью, является милосердие, а так же мнение окружающих людей. Второй по популярности причиной благотворительности является престиж фирмы. При решении фирмой проблем местного сообщества она создает положительный имидж, таким образом, зарекомендовав себя как социально ответственного производителя. Также, благотворительность может послужить эффективной рекламой фирмы, особенно если данная деятельность осуществляется в заинтересованных продуктом фирмы кругах.

Третья причина не столь распространена, но, не менее очевидна чем предыдущие. Оздоровление общества, создание благополучной обстановки в регионе действия фирмы, несомненно, положительно повлияет на работу компании, поможет создать спокойную атмосферу работы. Таким действием могут обладать различные экологические проекты, а так же проекты по работе с неблагополучными слоями общества.

Четвертой немаловажной причиной мы считаем развитие плотных коммуникативных связей внутри организации. Занятие благотворительностью порождает чувство причастности к общему делу, что удивительным образом влияет на психологический климат коллектива, а это несомненно приводит к повышению работоспособности сотрудников.

Экономическая выгода от благотворительной деятельности – спорный вопрос в данной области. Она неочевидна, так как имеет различные формы, от налоговых вычетов до сбыта (неликвидной) продукции. Существует множество мнений на счет налоговых льгот для благотворителей, филантропов, меценатов. По мнению Ольги Алексеевой, Главы CAF Global Trustees (CAF GT) — нового направления CAF, созданного для развития частной и семейной благотворительности в мире [1, стр 138].

«Налоговые льготы важны. Вернее, даже не льготы, льготы – неверное слово. А специальный налоговый режим для пожертвований, который позволяет не обкладывать тринадцатью или двадцатью четырьмя процентами деньги, которые вы и так отдаете на общественное благо. Ведь налоговые льготы для благотворителя – это прежде всего снятие налога на те деньги, которые человек или предприятие жертвует и так. Где же здесь выгода? Только в том, что вы не платите дважды: один раз, когда, делая пожертвование, вы фактически оплачиваете то, что не может или не хочет оплачивать государство.»

Меценатство, стимулируемое законодательством, может стать элементом его дальнейшего нравственного совершенствования. В связи с этим важно осознавать, что в нынешних российских условиях роль государства в области развития меценатства остается ведущей. На наш взгляд именно государство должно определять приоритеты благотворительной деятельности меценатов, создавая при этом оптимальное правовое, налоговое, информационное пространство для обеспечения его эффективности [4, стр 56].


Библиографический список
  1. Алексеева О.В. , «История доверия в недоверительные времена», М:2010г
  2. Электронный ресурс: http://ru.wikipedia.org (дата обращения 12.11.2012г)
  3. Электронный ресурс: http://rkpm.ru/content/view (дата обращения 14.11.2012г)
  4. Вестник МГУ культуры и искусств №2, 2012


Количество просмотров публикации: Please wait

Все статьи автора «Екатерина Свекровкина»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация