УДК 33

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ: СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Матвеева Алина Викторовна
Волгоградский государственный технический университет
Магистрант

Аннотация
В статье рассматриваются существенные преимущества системы управления стоимостью на предприятии.

Ключевые слова: оценка стоимости предприятия, система управления стоимостью


SYSTEM OF COST MANAGEMENT IN THE ENTERPRISE: SIGNIFICANT BENEFITS

Matveeva Alina Victorovna
Volgograd State Technical University
Undergraduate

Abstract
The article discusses the essential benefits of cost management in the enterprise.

Рубрика: 08.00.00 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
Матвеева А.В. Система управления стоимостью на предприятии: существенные преимущества // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19346 (дата обращения: 03.06.2017).

Сегодня управлению стоимости уделяют особое значение на предприятиях. Интерес к стоимостному управлению не является «праздным», он обусловлен важностью стоимости предприятия как объекта оценки не только для его собственников, но также для потенциальных инвесторов, различных институциональных спонсоров и сотрудников предприятия. Анализ экономической ситуации на предприятии и актуальный анализ стоимости компании, связанный с ним, позволяет определить перспективы предприятия в долгосрочной перспективе.

Оценка стоимости предприятия осуществляется, во-первых, для выявления экономической состоятельности предприятия в целом. В данном случае компания рассматривается как экономическая система, производственная система, которая способна приносить доход и быть не только рентабельной, но и прибыльной. Здесь может быть определен экспертным путем уровень экономической состоятельности предприятия.

Во-вторых, стоимостная оценка для предприятия может служить фактором, выявляющим «болевые точки» фирмы, проблемы системы и те её функциональные части, которые приносят предприятию вред, принося убытки или препятствуя получению дополнительного дохода. Стоимостное управление также выявляет и «точки роста» предприятия в различных перспективах, если такие имеются. Стоимость как главный экономический показатель позволяет оценить те или иные экономические факторы или тех или иных участников точно и объективно, в чём состоит преимущество данного подхода.

В-третьих, профессиональная стоимостная оценка, проводимая на предприятии постоянно, выявляет отклонения в развитии и может их своевременно устранить без серьезных негативных последствий. На основе оценки стоимости руководитель может принимать решения в пользу повышения функциональности предприятия и увеличения его прибыльности как результата эффективной работы, могут формироваться предложения по оптимизации деятельности предприятия.

Управление стоимостью на предприятии даёт существенные преимущества данному экономическому субъекту рынка. Для собственников предприятия эффект от управления стоимостью заключается в способности оценки выгоды от вложенных когда-то в предприятие средств. Создание стоимости является целью любого предприятия. Создание и развитие бизнеса является своего рода «инвестиционным проектом», где предприниматель-собственник имеет материальный и научный интерес.

Успешная компания, безусловно, характеризуется высокой стоимостью активов. Совокупная стоимость компании является показателем, удовлетворяющим интересы всех агентов, имеющих отношение к предприятию. Акционеры получают дивиденды от повышенной стоимости компании, все остальные участники получают фактическую выгоду от уверенности в стабильности компании и ее возможности расплачиваться по своим обязательствам в необходимый момент времени.

Существует мнение, что управление стоимостью являются «дорогим приложением» к и так постоянно возрастающим расходам управления. Однако, предприятия, целенаправленно ведущие политику постоянного стоимостного управления, отмечают, что их расходы в совокупности снизились после внедрения системы управления стоимости в компании.

Управляя стоимостью, руководитель преследует следующие основные цели. Во-первых, это развитие бизнеса как повышение доходности предприятия для акционеров. Во-вторых, это мониторинг происходящих с предприятием изменений и быстрая реакция на негативные факторы и риски, возникающие в работе. В-третьих, это создание условий для привлечения выгодных инвесторов и необходимых средств для «наращивающего обороты» развивающегося предприятия.

Выбор в пользу стоимостного управления и его непрерывной организации является отражением способности руководителя мыслить эффективно, на перспективу.

Перспективность стоимостного управления, а, значит, действительный фактический эффект от его применения, должен быть связан с качественным прогнозированием, на которое опираются точные расчеты денежного потока оцениваемых в прогнозе лет работы предприятия.

Также важно учесть, что прогнозирование может быть построено верно лишь при ближайшем прогнозировании объема инвестиций, поступление которых ожидается на предприятии. Важно, что инвестиции, пожалуй, есть единственный ресурс, позволяющий предприятию управлять собственной стоимостью. Стоимостное управление выявляет возможности предприятия, дает возможность делать ставку на реализацию того или иного проекта, поскольку цель. проекта всегда является совершенствование той или иной части предприятия, его работы.

Однако, не стоит думать, что только лишь от величины и направленности инвестиций и инвестиционных проектов напрямую зависит стоимость. Действительно, инвестиции формируют стоимость денежных потоков, добавляют стоимость при их реализации, однако, не всегда инвестиции приносят доход, сравнимый с их собственной абсолютной величиной, потому учитывать их как стоимость предприятия неверно.

Формирование понимания необходимости управления стоимостью появилось в России относительно недавно. В период с 1987г., когда в стране началась массовая приватизация, управление стоимостью начало зарождаться, однако, целью его тогда было не грамотное управление доходной компанией, а оценка компании и её акций с целью купли-продажи и оформления в частную собственность. Интерес к стоимостному управлению был чисто фактический, новые собственники приобретали предприятия за небольшие средства, пользуясь высоким положением во власти.

Начиная с 1997г. началось перераспределение собственности в России, изменившейся после распада СССР. Происходила масштабная реструктуризация предприятий, множество слияний и поглощений одними акционерами других и различными предприятиями друг друга. Использовались методы, существование которых было обусловлено несовершенством законодательной базы в области акционерного капитала. Здесь управление стоимостью приобретает более отчетливый характер, однако, снова сопряжено с «переделом имущества», а не с попытками сделать стоимость более эффективной и ликвидной, не с попытками профессионального стоимостного управления с целью максимизации доходности и прогрессивного развития предприятия. Данный период продлился вплоть до 2002-2003г.г., когда отношение к стоимости предприятия стало иным.

Вплоть до настоящего времени происходят процессы, связанные с отделением собственности от менеджмента. На данном этапе наблюдается создание основных элементов системы корпоративного управления в российских многопрофильных холдингах, а также передача функций операционного управления, ранее осуществляемых непосредственно собственниками, профессиональным менеджерам. Основной задачей собственников по-прежнему остается управление и контроль над денежными потоками, что реализуется путем трансфертного ценообразования, оффшорных структур.

Сегодня главным для предприятия становится не только получение прибыли в краткосрочной перспективе, но и намечены тенденции, связанные с осознанием необходимости поддержки уровня предприятий и их стоимости в долгосрочных планах. На уровне Правительства РФ не раз говорилось о том, что важно сохранить современные предприятия и сделать их максимально эффективными, поскольку именно от этого зависит их дальнейшее существование. Со вступлением России в ВТО на российском рынке появится огромное число конкурентов, которые стану серьезной преградой для развития отечественных фирм, показатели эффективности которых далеки от зарубежных аналогов. Именно здесь может помочь стоимостной менеджмент, с помощью которого можно будет выявить «слабые места» предприятий и постараться изменить ситуацию в них к лучшему.

Основа формирования нового понимания стоимости предприятия связана сегодня с тем, что предприятия должны осознать необходимость стоимостного управления ввиду собственной стабильной работы на долгие годы.

Существенные преимущества предприятие может извлекать из управления стоимостью лишь в том случае, когда это управление коррелируется с жизненным циклом предприятия и той фазой, на которой в данный момент оно находится.

Структура управления стоимостью и сама стратегия менеджмента меняется с изменением фаз жизненного цикла фирмы. В начале своего развития управление стоимостью связано лишь с попытками нарастить объемы производства и клиентуру, т.о. удержаться на рынке.

На этапе зрелости управление стоимостью должно занимать значительную часть в структуре управления предприятием, поскольку на перввы1 план выходит достижение максимизации стоимости, а сам собственник становится своеобразным инвестором, готовым вкладываться лишь в проекты, которые действительно приносят прибыль, увеличивая стоимость компании.

В процессе управления стоимостью собственник всегда сталкивается с типичными проблемами. К первой из них относится проблема профессиональности управления. На этапе роста необходим качественный менеджмент, предоставить который сам собственник не в силах. Здесь необходим сторонний грамотный подход руководителя, но с его принятием возможны расхождения во взглядах и потеря независимости принятия решений. Собственник решает сам, стоит ли наращивать темпы роста предприятия с профессиональным сторонним управлением, или же отказаться от высоких темпов роста в пользу единоличного управления предприятием и его деятельностью.

Вторая проблема возникает на этапе роста, когда фирме необходимы новые средства на развитие. Получить их можно и лишь став акционерным обществом и выпустив акции. Однако, тогда предприятие теряет самостоятельность и начинает зависеть от решений и желаний множества лиц – акционеров предприятия, в чем и проявляется негативность в отношении собственников. Однако, mtpразделения капитала предприятие и вовсе может закрыться, не выдержав конкуренции на рынке.

Решить складывающиеся проблемы в пользу конкретных альтернатив помогает стоимостной подход, который наглядно оценит все «за» и «против» и выявит величину прибыльности того или иного решения.

Находясь в стадии завершения своего жизненного цикла, предприятие должно действовать в соответствии с задачами реструктуризации либо сокращения производства. Первая задача предпочтительнее в том случае, если собственник желает ещё некоторое время получать стабильный доход от своего бизнеса. Важно верно оценить все составляющие бизнеса и отказаться развивать наименее прибыльные или убыточные.

Итак, на ранних этапах своего развития, где финансовой целью является прирост стоимости компании, фирма должна повышать инвестиционную привлекательность и искать стратегического инвестора. В стадии зрелости, где происходит реализация части стоимости бизнеса, необходимо создавать новые производства, новые части стоимости, новые составляющие, структуры предприятия, что также должно сочетаться с выплатами инвесторам дивидендов и привлечением капитала для развития. В стадии упадка производственных мощностей, угасания компании необходимо искать новые источники роста фирмы, для чего предприятие оценивает свою стоимость и принимает решение в пользу одной из альтернатив – выхода на новые рынки, реструктуризации или «сворачивания производства», если такой вариант наиболее оптимален.

Стоимостной подход для любого предприятия не является «панацеей» от всех бед, однако, позволяет при компетентном управленческом подходе сделать предприятие не только источников прибыли в короткий срок, но и самому стать объектом с высокой стоимостью.



Все статьи автора «Матвеева Алина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: