ГАРИПОВ А.Р. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ


ГАРИПОВ А.Р. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОКУРОРСКИХ РАБОТНИКОВ


Рубрика: 12.00.00 ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/19219 (дата обращения: 28.09.2017).

Согласно статье 44 Федерального закона от 17 января 1992 года  № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей. Иным сотрудникам органов прокуратуры, то есть выше не перечисленным, к примеру, секретарям, пенсионное обеспечение определяется законодательством о пенсионном обеспечении государственных служащих.

Таким образом, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» не содержит норм, детально регламентирующих пенсионное обеспечение, и лишь отсылает нас к другим нормативно-правовым актам:

1)Закону от 12 февраля 1993 года  № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»;

2)Федеральному закону от 15 декабря 2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

С учетом вышесказанного, очевидно, что даже на первый взгляд  правовое регулирование пенсионного обеспечения прокурорских работников, представляется весьма сложным и дифференцированным. Наряду с этим не стоит забывать о том, что помимо законов существуют еще постановления Правительства и приказы Генеральной прокуратуры.

Наиболее «туманно» и апокрифично пенсионное обеспечение работников прокуратуры, регламентированное Законом от 12 февраля 1993 года. Как бы это громко не звучало,  но возникает вопрос о том, урегулировано ли пенсионное обеспечение прокурорских работников данным нормативно-правовым актом вообще, и если все-таки урегулировано, то надлежащим ли образом. Именно в этом я и постараюсь разобраться.

Общая характеристика пенсионного обеспечения прокурорских работников по Закону 1993 года.

Круг лиц, имеюих право на пенсии, достаточно обширен (от Генерального прокурора  -  до ассистента образовательного учреждения[1]), однако в ст. 1 Закона 1993 года, устанавливающей круг лиц на которых  данный закон распространяется, на прокурорских работников нет даже намека. Тем не менее, ст. 6 этого же закона, закрепляющая реализацию права на пенсионное обеспечение, говорит  нам о том, что лицам, указанным именно в ст.1, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. А как же сотрудники прокуратуры?  Не спасает положения и формулировка, указывающая, что на сотрудников прокуратуры распространяется порядок пенсионного обеспечения, предусмотренный для сотрудников органов внутренних дел, так как, во-первых  в законодательстве отсутствует легальное определение «порядок пенсионного обеспечения», а во-вторых расширять круг субъектов Закона 1993 года неправильно и противоречит ст.55 КРФ[2].

Причем, аналогичные положения в статьях данного закона встречаются неоднократно. Мне не понятна логика законодателя, но подобное  несоответствие законов друг другу – очевидная недоработка.

В Законе 1993 года пенсии делятся на три вида[3]:

1)      за выслугу лет;

2)      по инвалидности;

3)      по случаю потери кормильца.

Иногда на практике получается так, что прокурорский работник или члены его семьи имеют одновременно право на несколько пенсий, в таком случае им устанавливается одна пенсия по их выбору, но при наличии определенных  условий, возможно и получение двух пенсий одновременно[4].

Если лица, получающие пенсию по инвалидности, или за выслугу лет, вновь трудоустраиваются на службу в органы прокуратуры, выплата пенсии приостанавливается. При последующем увольнении выплата пенсии по желанию пенсионера возобновляется с учетом индексации, либо назначается вновь исходя из денежного содержания по последней штатной должности и выслуги на день последнего увольнения из органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации.

Прокурорским работникам, не получающим какую-либо пенсию и имеющим право на пенсионное обеспечение, а также выслугу не менее 20 лет, выплачивается ежемесячная надбавка к денежному содержанию в размере 50 процентов пенсии, которая могла быть им назначена.

Пенсии исчисляются исходя из денежного содержания, включающего в себя должностной оклад по последней занимаемой штатной должности (без повышения за работу в отдаленных местностях, в других особых условиях), доплаты за классный чин и выслугу лет, а также месячной стоимости продовольственного пайка, с учетом их индексации на день назначения либо перерасчета пенсии.

Выплата пенсий обеспечивается за счет средств федерального бюджета. Выплачивать пенсии напрямую из федерального бюджета, а, к примеру, не за счет страховых взносов, намного практичнее, так как государству не   приходиться заниматься бессмысленным «переливанием» денежных средств.

Нельзя забывать еще и о том, что прокурорам, научным и педагогическим работникам органов прокуратуры, имеющим право на пенсионное обеспечение, при увольнении выплачивается выходное пособие.

Прокурорским работникам, не имеющим права на пенсионное обеспечение, выходное пособие выплачивается лишь в случаях их увольнения по состоянию здоровья или инвалидности, а также вследствие организационно-штатных мероприятий[5]. Размер пособия зависят от количества полных лет выслуги[6].

В соответствии со ст.11 Закона 1993 года,  пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст.1 того же закона, и их семей осуществляется в зависимости от последнего места службы этих лиц. Органы прокуратуры как последнее место службы в ст.11 не отмечены.  ФЗ «О прокуратуре РФ» также не закрепил обязанность осуществления пенсионного обеспечения прокурорских работников органами прокуратуры. Однако в 2009 году Приказом Генеральной прокуратуры была утверждена инструкция об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей. В данной инструкции четко определено, что  работа по пенсионному обеспечению прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей, осуществляется отделом пенсионного обеспечения управления кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации и пенсионными службами прокуратур субъектов Российской Федерации во взаимодействии с кадровыми и финансовыми подразделениями[7].

Автор считает, что утверждение данной инструкции напрямую связано с отсутствием в Законе 1993 года и ФЗ «О прокуратуре РФ» норм, закрепляющих за органами прокуратуры осуществление пенсионного обеспечения прокурорских работников. Выходит, что пробел, допущенный законодателем, восполнился ведомственным актом, а это является недопустимым.

Нынешний порядок пенсионного обеспечения прокурорских работников далек от совершенства. Проблема заключается в том, что в Закон 1993 года прокурорские работники никак не вписываются. Некоторые положения статей Закона 1993 года к прокурорским работникам абсолютно неприменимы. Они таковыми быть и не должны, ведь Закон 1993 года был принят не для работников прокуратуры. Он отражает специфику военной службы, а не службы в органах прокуратуры. Немного сглаживает картину Постановление Правительства «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и учреждений прокуратуры российской федерации и их семьям» от 12 августа 1994 г. N 942, но в нем разрешены далеко не все противоречия.

Наймушин С.В.  выделяет в зависимости от особенностей действия Закона 1993 две группы лиц[1]:

1)                сотрудники правоохранительных органов полностью подпадающих под действие указанного закона (военные, сотрудники ФСБ, органы внутренних дел, уголовно-исполнительная система и семьи этих лиц).

2)                сотрудники правоохранительных органов, на которых только распространены условия, нормы, и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом 1993 (таможенники, сотрудники органов налоговой инспекции, сотрудники прокуроры).

Если исходить из такого деления, то отчетливо видно, что пенсионное обеспечение работников прокуратуры находится в промежуточном состоянии. Закон 1993 как бы и регулирует, но частично. Это в свою очередь порождает массу проблем и затруднений. Так, может быть, стоит упразднить подобный порядок, извлечь прокурорских работников из сферы Закона 1993 года, и принять нормативно-правовой акт, регулирующий пенсионное обеспечение прокурорских работников полностью, а не фрагментами, либо детально регламентировать пенсионное обеспечение в ФЗ «О прокуратуре РФ».


[1] Наймушин С.В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов (правовые вопросы). Дис. к.ю.н: 12.00.05 / – Екатеринбург, 2002. c.86


[1] Положение «Об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям» утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. п. 3.

 

[2] Наймушин С.В. Пенсионное обеспечение работников правоохранительных органов (правовые вопросы). Дис. к.ю.н: 12.00.05 / – Екатеринбург, 2002. c. 67.

[3] Закон от 12 февраля 1993 г.  № 4468-1 « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» ст.5.

[4] Там же ст.7.

[5] ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. N 2202-1 ч. 2 ст. 44.

[6] Там же.

[7] Инструкция «Об организации работы по пенсионному обеспечению прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры и членов их семей» утвержденная Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 4 декабря 2009 г. № 374 п.1.3.



Все статьи автора «Алексей Гарипов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Один комментарий к “Гарипов А.Р. Проблемы пенсионного обеспечения прокурорских работников”

  1. 15.10.2013 в 01:38

    Доброго времени суток, уважаемый г-н Гарипов.
    В статье не затронута тема жилищных прав пенсионера. Как вы полагаете: теряет ли право на жильё прокурорский работник вышедший в отставку по состоянию здоровья (трудовое увечье в зоне вооружённого конфликта; инв. 3 группы, в очередь на жильё поставлен по месту службы, на основании заявления прокурора в 1997 году,уволен в в 2003).
    С уважением,
    Anzor

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: