ГАРАЕВА Э.Э. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИЛОВОГО АГРЕГАТА НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ


ГАРАЕВА Э.Э. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ПАРАМЕТРОВ СИЛОВОГО АГРЕГАТА НА ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЯ КАМАЗ


Рубрика: 05.00.00 ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

Библиографическая ссылка на статью:
// Современные научные исследования и инновации. 2012. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/12/18927 (дата обращения: 28.09.2017).

Автомобили КАМАЗ подходят для эксплуатации в любой сфере экономики благодаря высокому уровню технических и конструктивных решений. Знание их технических характеристик, устройства и работы основных систем и агрегатов, содержания техобслуживания и характеристик  позволит более полно использовать технические возможности и характеристики машин в процессе их эксплуатации.

Приспособленность автомобиля к эксплуатации в качестве наземного транспортного средства определяется функциональными свойствами автомобиля. Они подразделяются на:

• скоростные свойства;

• тяговые свойства;

• управляемость;

• устойчивость;

• маневренность;

• проходимость;

• пассажировместимость;

• грузовместимость;

• грузоподъемность.

Скоростные свойства — это совокупность свойств,  определяющих диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля в различных дорожных условиях.  Скоростные свойства зависят от показателей конструкции, трансмиссии; показателей двигателя; эксплуатационного состояния автомобиля. На скоростные свойства влияют состояние дорожного покрытия и шин автомобиля, а также сопротивления движению автомобиля.

Тяговое свойство — это способность автомобиля к буксированию прицепов. Оно характеризуются силой тяги на тягово-сцепном устройстве, максимальной на низшей передаче.

Управляемость автомобиля — это совокупность свойств, характеризующих автомобиль как объект управления. Управляемость зависит от его конструктивных особенностей.

Устойчивость автомобиля — это способность автомобиля сохранять движение по заданной траектории, противодействуя силам, вызывающим его занос и опрокидывание в различных дорожных условиях при высоких скоростях движения.

Маневренность — это способность автомобиля изменять свое положение под управлением водителя на ограниченной площади в условиях, требующих движения по траекториям большой кривизны, с резким изменением направления движения, а так же задним ходом. Маневренность характеризуется внешним минимальным габаритным радиусом поворота, то есть расстоянием от центра поворота до наиболее выступающих частей кузова при максимальных углах поворота управляемых колес.

Проходимость – это эксплуатационно-техническое свойство, определяющее возможность использования автомобиля по бездорожью и на дорогах с покрытием, находящимся в плохом состоянии.

Пассажировместимость — это количество пассажиров, которые могут передвигаться в транспортном средстве одновременно и продолжительное время.

Грузовместимость — это общий объем помещений, предназначенных для перевозки грузов.

Грузоподъёмность — это масса груза, на перевозку которого рассчитано данное транспортное средство.

В данной статье подробнее остановимся на скоростных свойствах автомобиля.

Двигатель является источником механической энергии, приводящей автомобиль в движение, поэтому характеристики двигателя оказывают непосредственное влияние на скоростные свойства автомобиля.

Характеристикой двигателя называется зависимость основных показателей его работы (мощности, вращающего момента, расхода топлива) от одного из параметров режима работы (частоты вращения коленчатого вала, нагрузки и др.). Основные характеристики автомобильных двигателей определяются ГОСТ.

Характеристики двигателя:

  • Скоростная;
  • Нагрузочная;
  • Регулировочная.

Скоростная характеристика двигателя представляет собой графическую зависимость основных эффективных показателей его работы от частоты вращения коленчатого вала при постоянном положении дроссельной заслонки (или рейки топливного насоса) и установившемся тепловом состоянии.

Скоростная характеристика, полученная при полной подаче топлива (полностью открытой дроссельной заслонке или соответствующем положении рейки топливного насоса дизеля) и при углах опережения зажигания или начала впрыскивания топлива по техническим условиям на двигатель, называется внешней характеристикой двигателя.

Нагрузочной характеристикой называется зависимость основных показателей двигателя (удельного  и часового расхода топлива) от параметра, характеризующего его нагрузку при постоянной частоте вращения, то есть мощности, развиваемой двигателем.

Нагрузочная характеристика позволяет описать работу двигателя при движении автомобиля с постоянной скоростью на одной передаче и переменном дорожном сопротивлении.

Регулировочная характеристика – это зависимость мощности и экономичности двигателя от состава смеси (коэффициента избытка воздуха), угла опережения зажигания или впрыска, температуры двигателя и других регулируемых факторов.

Регулировочные характеристики получают для ряда скоростных и нагрузочных режимов с целью оценить качество рабочего процесса и определить предельные мощностные, экономические и экологические показатели двигателя на исследуемых режимах, выбрать и оценить регулировочные параметры систем двигателя, определить характер их изменения на различных режимах.

Рассмотрим основные технические характеристики двигателя.

Рабочий ход поршня – это ход поршня во время расширения сгоревших газов в цилиндре двигателя внутреннего сгорания.

Диаметр цилиндра – это сумма фактического размера диаметра юбки поршня, замеренного в плоскости, перпендикулярной к оси поршневого пальца, на расстоянии 8 – 10 мм от низа юбки, и необходимого минимального зазора между поршнем и цилиндром.

Количество цилиндров (тип двигателя). Существует два варианта расположения цилиндров: последовательное (рядное) и V-образное (двухрядное), когда на один коленчатый вал устанавливаются цилиндры с двух сторон. Все двигатели КАМАЗ 8-цилиндровые V-образные (двухрядные).

Наличие наддува. ТНВД отправляет топливо в рампу, где оно поддается компрессии и под огромным давлением впрыскивается в двигатель. Такая система обеспечивает низкий расход топлива и в то же время высокие показатели мощности.

Охлаждение надувочного воздуха производится с целью обеспечения нормальных условий эксплуатации турбокомпрессора и увеличения массового заряда воздуха в цилиндрах.

Объём камеры сгорания напрямую влияет на все остальные характеристики двигателя внутреннего сгорания. Чем больше объем камеры сгорания, тем больше мощность и, соответственно, расход топлива.

Объём двигателя – это сумма объемов всех цилиндров двигателя. Она непосредственно влияет на большинство параметров автомобиля. Чем больше объем камеры сгорания, тем выше расход бензина. Но одновременно с этим повышается мощность, так как большее количество бензина выделяет больше энергии. Чем выше объем и мощность, тем выше максимальная скорость и динамика разгона.

Крутящий момент является максимальным тяговым усилием, которое способен создать двигатель. Измеряют в Ньютон на метр (Н*м). Имеет прямое влияние на «эластичность» двигателя, то есть возможность ускорения на низких оборотах, а также косвенно влияет на скорость и время разгона.

Частота вращения коленчатого вала – это максимальное число оборотов, допустимое коленчатым валом (об/мин). Она показывает, сколько оборотов может выдержать коленвал двигателя без потерь в прочности. Чем выше этот параметр, тем более динамичный и резкий характер имеет автомобиль.

Ускорение на низких оборотах – это способность двигателя выдавать крутящий момент на малых оборотах.

Мощность отвечает за время разгона и скорость автомобиля. Традиционная единица измерения – лошадиные силы (л.с.), также мощность может измеряться в киловаттах (кВт).

На рисунке 1 показаны зависимости параметров автомобиля от параметров двигателя.

 Рисунок 1

 Таким образом, параметры двигателя тесно связаны между собой. Для того, чтобы минимизировать или максимизировать значение конкретного выходного параметра (времени разгона, максимальной скорости движения автомобиля, расхода топлива), следует изменить величину входного параметра. Но необходимо учесть, что улучшение одного из них, может привести к ухудшению другого. Например, увеличение объема камеры сгорания двигателя приведет к увеличению не только максимальной скорости и динамики разгона, но и расхода топлива. А значит, следует индивидуально подобрать оптимальные значения параметров двигателя, так как они непосредственно влияют на скоростные характеристики автомобиля, которые и определяют диапазоны изменения скоростей движения и предельные интенсивности разгона автомобиля в различных дорожных условиях.



Все статьи автора «Эльвира Гараева»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: